Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИДЖИТАЛЬНУЮ ЭПОХУ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИДЖИТАЛЬНУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНДЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / EDUCATIONAL RELATIONS / TRENDS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ижбулатова Эльвира Альбертовна, Салимова Лилия Хазинуровна

Диджитальная эпоха обусловила создание инновационных технологий в образовательной коммуникции учителя и ученика современной школы, как общеобразовательной, так и высшей. Искусственный интеллект привел к изменению роли педагогов и школы и сформировал новый тип отношений, когда предпочтение отдается бесконтактным формам отношений по сравнению с контактными формами взаимодействия традиционного образовательного процесса. В статье приводится оценка инновационных технологий образовательной деятельности в условиях цифровизации образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN A DIFFERENT EPOCH

The new digital era required the creation of innovative technologies in the educational relationship between the teacher and the student in the modern school, both general education and higher. Artificial intelligence has provoked a change in the role of teachers and schools, has given rise to a new type of relationship: preference is given to contactless forms of relationships compared to contact forms of interaction between participants in the educational process. In this article, the authors present their assessment of innovative technologies of educational activities in the conditions of digitalization of educational relations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИДЖИТАЛЬНУЮ ЭПОХУ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ V *

Э.А. Ижбулатова, Л.Х. Салимова

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИДЖИТАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Ключевые слова: тренды, цифровизация, образовательные отношения, инновационные технологии.

Аннотация: Диджитальная эпоха обусловила создание инновационных технологий в образовательной коммуникции учителя и ученика современной школы, как общеобразовательной, так и высшей. Искусственный интеллект привел к изменению роли педагогов и школы и сформировал новый тип отношений, когда предпочтение отдается бесконтактным формам отношений по сравнению с контактными формами взаимодействия традиционного образовательного процесса. В статье приводится оценка инновационных технологий образовательной деятельности в условиях цифровизации образовательных отношений.

В начале XXI века общество совершило переход от информационной эпохи в диджитальную, что повлекло за собой глубокие изменения, проявившиеся, прежде всего, в заметном ускорении человеческой жизни и ощутимых изменениях в образовательном пространстве. Ведущими трендами образования стали: автоматизация, игрофикация, приоритет знаний и компетенций, когнитивная революция и цифровая революция [5, 15].

В Бишкеке прошел Второй форум женщин стран ШОС, на котором глава республики Сооронбая Жээнбекова, направивший приветственное послание участниками мероприятия, отметил, что форум является уникальной площадкой для обмена опытом и укрепления сотрудничества между женщинами стран Организации. Организация ШОС посвящает свою деятельность открытию новых точек соприкосновения не только в рамках решения важнейших задач экономического сотрудничества, но и вопросам обучения и воспитания в разных странах. Участницы мероприятия единодушно сошлись во мнении, что необходимо налаживать сотрудничество в рамках ШОС.

В настоящее время в России, как и в других странах Шанхайской организации сотрудничества, происходят изменения в системе образования. В цифровую эпоху первый из трендов, явно затронувший образовательную систему в целом, - это беспрецедентное возрастание активности личности в получении образования. Активность личности в получении образования обусловлена расширением, произошедшим в возрастном диапазоне его сензитивности и затронувший не только школьный и студенческий возраст, но и дошкольный возраст (введение ФГОС дошкольного образования в 2013 году), а также пожилой возраст (всевозможные курсы переобучения предпенсионеров).

В диджитальную эпоху ведущим трендом явился искусственный интеллект, который, встраиваясь в жизнь людей, привел к изменению роли и педагогов, и школы в образовательных отношениях, к резкому сокращению количества необходимых преподавателей, традиционно приходящихся на контингент обучающихся. Что касается образовательных отношений, то этот процесс породил новый тип отношений: предпочтение отдается бесконтактным формам отношений по сравнению с контактными формами взаимодействия участников образовательного процесса. В связи с этим претерпели беспрецедентное изменение формы взаимодействия преподавателя и студента.

Вместо традиционного «вертикального стиля» взаимодействия (учитель - учит, ученик - учится) появился «горизонтальный стиль», стиль «проектного содружества», при котором учитель и ученик в равной мере становятся генераторами информации; проекты же сегодня прочно вошли в содержание образовательных отношений в образовательных учреждениях.

педагогический журнпл епшнортостпнп м з(вя). sot 9 bSS§sss

Важным трендом современных образовательных отношений также стало самообразование, и для учителя оно явяляется ключевым компонентом профессионального развития. Изучив мнение руководителей школ, мы в исследовании пришли к выводу, что в диджитальную эпоху школы приглашают на работу учителей, владеющих профессиональными компетенциями, востребованными реальной жизнью: навыками по коммуникациям и работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, личностному развитию и самомотивации. Данные компетенции не описаны в должностных инструкциях и образовательных стандартах, их приобретение - это результат постоянной активности личности в его собственном профессиональном становлении. Тем более, благодаря цифровой образовательной среде портфолио и медийность любого учителя стали прозрачными и общедоступными для каждого ученика.

Также в образовательные отношения прочно вошел тренд открытости информации, означающий, что о любой образовательной организации можно подробно узнать на том или ином сайте в Интернете или социальных сетях. Цифровой водоворот становится образом жизни не только образовательной организации (школы, вуза), но и современного учителя, который без набора цифровых компетенций окажется ненужным в современной школе.

Цифровизация образования и цифровизация образовательных отношений не являются тождественными понятиями. Цифровизация образования предполагает обеспечение условий образовательной деятельности, оснащение образовательных учреждений новой техникой, компьютерами, необходимыми системами, в том числе возможностями иметь доступ к электронным ресурсам, библиотекам на разных языках мира [4, 3].

Хотя нет четкого определения понятия «цифровизация образовательных отношений» в педагогической литературе (оно лишь на этапе становления и правового регулирования), ясно, что оно связано с автоматизацией всех этапов образовательной деятельности. Автоматизация начинается с постановки целей и задач образования, а заканчивается достижением результата, проверкой сформированных компетенций и уровней обученности и воспитанности школьника, возможностью дальнейшей их корректировки. В реальной практике мы можем видеть увеличение количества цифровых учебников (к сожалению, на данном этапе они - просто копии бумажной версии) и введение цифрового документооборота. В учебных заведениях, в читальных залах учебная литература представлена преимущественно в цифровой форме; в библиотеках почти нет книг в привычной бумажной версии, все на электронных носителях [3, 96].

Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме online: текстовых материалов; аудио, видео материалов; гипертекстовых пособий; графических иллюстраций; учебных компьютерных программ; моделирующих систем; автоматизированных лабораторных практикумов; тестовых заданий нескольких типов и так далее.

В учебном процессе слушатели нашего института обеспечены обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине. Цифровые технологии позволяют учиться в любом месте и в любое время; цифровой формат обеспечивает свободное движение информации.

В процессе обучения слушателей в нашем институте также особое внимание уделяется формированию новой информационной культуры, предполагающей наличие у участников образовательных отношений, умений получать информацию из цифровых библиотек и кампусов.

Вслед за учеными педагогами [1, 2], работающими над проблемами цифровых образовательных отношений между учителем и учащимся и их правового регулирования, считаем, что наиболее важной характеристикой учителя является его цифровая грамотность. Любой выпускник педагогического учебного заведения обязан обладать соответствующей компетенцией, выражающейся в способности создавать и реализовывать цифровой учебный контент и новые электронные технологии оценки качества достижения

поставленных целей, обладать навыками компьютерного программирования, коммуникации с другими участниками образовательных отношений в цифровом пространстве.

В этой связи необходимым условием работы преподавателя в диджитальную эпоху является повышение его квалификации в соответствии с отмеченными инновациями. Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. В диджитальную эпоху преподаватель становится «гидом» в информационно-образовательной среде. В этом смысле одним из существенных моментов при цифровизации образовательных отношений является соответствующая подготовка новых педагогических кадров, способных разрабатывать учебные курсы нового поколения, организовывать и реализовывать учебный процесс в современных диджитальных средах.

В своей работе при обучении учителей мы стараемся придерживаться следующих основных требований, способствующих цифровизации образовательных отношений:

- способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;

- обладать определенной психологической устойчивостью при работе с виртуальными учениками, когда учитель не видит своих учеников практически за все время обучения;

- работать в условиях распределенного времени;

- быть внутренне хорошо организованным человеком, способным заранее подготовить все необходимые компоненты сетевого курса, разработать четкий календарь событий в течение курса и всех видов отчетности по учебным заданиям;

- быть готовым к активному обмену информацией с учениками, поскольку в отсутствие активного диалога и сетевых коммуникаций вида «учитель - ученик(-и)» и «ученик - ученик(-и)», «учитель - учитель», технологии обучения не должны сводиться лишь к слегка модифицированному заочному обучению по переписке («корреспондентское обучение»);

- активно стимулировать и поощрять совместную работу своих учеников при выполнении учебных заданий посредством сетевых технологий;

- информировать учеников об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий;

- быть готовым достаточно часто изменять содержание сетевого курса.

Таким образом, цифровизация образования в виде сайтов школ и кафедр, персональных сайтов педагогов, официальных страниц школ и классов в социальных сетях, электронного журнала - это давно уже стало нормой, причем в диджитальную эпоху важны и другие атрибуты цифровой школы, такие как цифровизация образовательных отношений и различные формы ее регулирования.

1. Андреев, А.А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект [Текст] / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - Москва : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 168 с.

2. Основы открытого образования. - Т. 2. [Текст] / отв. ред. В.И. Солдаткин; Российский гос.ин-т открытого образования. - Москва : НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.

3. Канбекова, Р.В., Салимова, Л.Х. Модель профессиональной подготовки будущего педагога в дидактической системе с элементами открытого образования: монография [Текст] /Р.В. Канбекова, Л.Х. Салимова.-Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. - 208 с.

4. Кудлаев, М.С. Процесс цифровизации образования в России [Текст] / М.С. Кудлаев // Молодой ученый. - 2018. - № 31. - С. 3-7.

5. Певцова, Е.А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений [Текст]/Е.А.Певцова// Народное образование - № 10. - 2018. - С. 15-20 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.