ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ V *
Э.А. Ижбулатова, Л.Х. Салимова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИДЖИТАЛЬНУЮ ЭПОХУ
Ключевые слова: тренды, цифровизация, образовательные отношения, инновационные технологии.
Аннотация: Диджитальная эпоха обусловила создание инновационных технологий в образовательной коммуникции учителя и ученика современной школы, как общеобразовательной, так и высшей. Искусственный интеллект привел к изменению роли педагогов и школы и сформировал новый тип отношений, когда предпочтение отдается бесконтактным формам отношений по сравнению с контактными формами взаимодействия традиционного образовательного процесса. В статье приводится оценка инновационных технологий образовательной деятельности в условиях цифровизации образовательных отношений.
В начале XXI века общество совершило переход от информационной эпохи в диджитальную, что повлекло за собой глубокие изменения, проявившиеся, прежде всего, в заметном ускорении человеческой жизни и ощутимых изменениях в образовательном пространстве. Ведущими трендами образования стали: автоматизация, игрофикация, приоритет знаний и компетенций, когнитивная революция и цифровая революция [5, 15].
В Бишкеке прошел Второй форум женщин стран ШОС, на котором глава республики Сооронбая Жээнбекова, направивший приветственное послание участниками мероприятия, отметил, что форум является уникальной площадкой для обмена опытом и укрепления сотрудничества между женщинами стран Организации. Организация ШОС посвящает свою деятельность открытию новых точек соприкосновения не только в рамках решения важнейших задач экономического сотрудничества, но и вопросам обучения и воспитания в разных странах. Участницы мероприятия единодушно сошлись во мнении, что необходимо налаживать сотрудничество в рамках ШОС.
В настоящее время в России, как и в других странах Шанхайской организации сотрудничества, происходят изменения в системе образования. В цифровую эпоху первый из трендов, явно затронувший образовательную систему в целом, - это беспрецедентное возрастание активности личности в получении образования. Активность личности в получении образования обусловлена расширением, произошедшим в возрастном диапазоне его сензитивности и затронувший не только школьный и студенческий возраст, но и дошкольный возраст (введение ФГОС дошкольного образования в 2013 году), а также пожилой возраст (всевозможные курсы переобучения предпенсионеров).
В диджитальную эпоху ведущим трендом явился искусственный интеллект, который, встраиваясь в жизнь людей, привел к изменению роли и педагогов, и школы в образовательных отношениях, к резкому сокращению количества необходимых преподавателей, традиционно приходящихся на контингент обучающихся. Что касается образовательных отношений, то этот процесс породил новый тип отношений: предпочтение отдается бесконтактным формам отношений по сравнению с контактными формами взаимодействия участников образовательного процесса. В связи с этим претерпели беспрецедентное изменение формы взаимодействия преподавателя и студента.
Вместо традиционного «вертикального стиля» взаимодействия (учитель - учит, ученик - учится) появился «горизонтальный стиль», стиль «проектного содружества», при котором учитель и ученик в равной мере становятся генераторами информации; проекты же сегодня прочно вошли в содержание образовательных отношений в образовательных учреждениях.
педагогический журнпл епшнортостпнп м з(вя). sot 9 bSS§sss
Важным трендом современных образовательных отношений также стало самообразование, и для учителя оно явяляется ключевым компонентом профессионального развития. Изучив мнение руководителей школ, мы в исследовании пришли к выводу, что в диджитальную эпоху школы приглашают на работу учителей, владеющих профессиональными компетенциями, востребованными реальной жизнью: навыками по коммуникациям и работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, личностному развитию и самомотивации. Данные компетенции не описаны в должностных инструкциях и образовательных стандартах, их приобретение - это результат постоянной активности личности в его собственном профессиональном становлении. Тем более, благодаря цифровой образовательной среде портфолио и медийность любого учителя стали прозрачными и общедоступными для каждого ученика.
Также в образовательные отношения прочно вошел тренд открытости информации, означающий, что о любой образовательной организации можно подробно узнать на том или ином сайте в Интернете или социальных сетях. Цифровой водоворот становится образом жизни не только образовательной организации (школы, вуза), но и современного учителя, который без набора цифровых компетенций окажется ненужным в современной школе.
Цифровизация образования и цифровизация образовательных отношений не являются тождественными понятиями. Цифровизация образования предполагает обеспечение условий образовательной деятельности, оснащение образовательных учреждений новой техникой, компьютерами, необходимыми системами, в том числе возможностями иметь доступ к электронным ресурсам, библиотекам на разных языках мира [4, 3].
Хотя нет четкого определения понятия «цифровизация образовательных отношений» в педагогической литературе (оно лишь на этапе становления и правового регулирования), ясно, что оно связано с автоматизацией всех этапов образовательной деятельности. Автоматизация начинается с постановки целей и задач образования, а заканчивается достижением результата, проверкой сформированных компетенций и уровней обученности и воспитанности школьника, возможностью дальнейшей их корректировки. В реальной практике мы можем видеть увеличение количества цифровых учебников (к сожалению, на данном этапе они - просто копии бумажной версии) и введение цифрового документооборота. В учебных заведениях, в читальных залах учебная литература представлена преимущественно в цифровой форме; в библиотеках почти нет книг в привычной бумажной версии, все на электронных носителях [3, 96].
Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме online: текстовых материалов; аудио, видео материалов; гипертекстовых пособий; графических иллюстраций; учебных компьютерных программ; моделирующих систем; автоматизированных лабораторных практикумов; тестовых заданий нескольких типов и так далее.
В учебном процессе слушатели нашего института обеспечены обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине. Цифровые технологии позволяют учиться в любом месте и в любое время; цифровой формат обеспечивает свободное движение информации.
В процессе обучения слушателей в нашем институте также особое внимание уделяется формированию новой информационной культуры, предполагающей наличие у участников образовательных отношений, умений получать информацию из цифровых библиотек и кампусов.
Вслед за учеными педагогами [1, 2], работающими над проблемами цифровых образовательных отношений между учителем и учащимся и их правового регулирования, считаем, что наиболее важной характеристикой учителя является его цифровая грамотность. Любой выпускник педагогического учебного заведения обязан обладать соответствующей компетенцией, выражающейся в способности создавать и реализовывать цифровой учебный контент и новые электронные технологии оценки качества достижения
поставленных целей, обладать навыками компьютерного программирования, коммуникации с другими участниками образовательных отношений в цифровом пространстве.
В этой связи необходимым условием работы преподавателя в диджитальную эпоху является повышение его квалификации в соответствии с отмеченными инновациями. Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. В диджитальную эпоху преподаватель становится «гидом» в информационно-образовательной среде. В этом смысле одним из существенных моментов при цифровизации образовательных отношений является соответствующая подготовка новых педагогических кадров, способных разрабатывать учебные курсы нового поколения, организовывать и реализовывать учебный процесс в современных диджитальных средах.
В своей работе при обучении учителей мы стараемся придерживаться следующих основных требований, способствующих цифровизации образовательных отношений:
- способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;
- обладать определенной психологической устойчивостью при работе с виртуальными учениками, когда учитель не видит своих учеников практически за все время обучения;
- работать в условиях распределенного времени;
- быть внутренне хорошо организованным человеком, способным заранее подготовить все необходимые компоненты сетевого курса, разработать четкий календарь событий в течение курса и всех видов отчетности по учебным заданиям;
- быть готовым к активному обмену информацией с учениками, поскольку в отсутствие активного диалога и сетевых коммуникаций вида «учитель - ученик(-и)» и «ученик - ученик(-и)», «учитель - учитель», технологии обучения не должны сводиться лишь к слегка модифицированному заочному обучению по переписке («корреспондентское обучение»);
- активно стимулировать и поощрять совместную работу своих учеников при выполнении учебных заданий посредством сетевых технологий;
- информировать учеников об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий;
- быть готовым достаточно часто изменять содержание сетевого курса.
Таким образом, цифровизация образования в виде сайтов школ и кафедр, персональных сайтов педагогов, официальных страниц школ и классов в социальных сетях, электронного журнала - это давно уже стало нормой, причем в диджитальную эпоху важны и другие атрибуты цифровой школы, такие как цифровизация образовательных отношений и различные формы ее регулирования.
1. Андреев, А.А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект [Текст] / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - Москва : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 168 с.
2. Основы открытого образования. - Т. 2. [Текст] / отв. ред. В.И. Солдаткин; Российский гос.ин-т открытого образования. - Москва : НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.
3. Канбекова, Р.В., Салимова, Л.Х. Модель профессиональной подготовки будущего педагога в дидактической системе с элементами открытого образования: монография [Текст] /Р.В. Канбекова, Л.Х. Салимова.-Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. - 208 с.
4. Кудлаев, М.С. Процесс цифровизации образования в России [Текст] / М.С. Кудлаев // Молодой ученый. - 2018. - № 31. - С. 3-7.
5. Певцова, Е.А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений [Текст]/Е.А.Певцова// Народное образование - № 10. - 2018. - С. 15-20 .