Научная статья на тему 'Инновационные технологии, используемые при проведении открытого занятия по информатике для студентов СПО'

Инновационные технологии, используемые при проведении открытого занятия по информатике для студентов СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Мария Александровна, Вяльцев Александр Владимирович

В статье отражены основные моменты, связанные с использованием инновационных подходов в образовании, описан опыт проведения открытого урока по информатике с применением цифровых образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии, используемые при проведении открытого занятия по информатике для студентов СПО»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 377.5

Бондаренко Мария Александровна

преподаватель математики и информатики ГБПОУ РО «ШМК» Вяльцев Александр Владимирович к.т.н., доцент кафедры «Горное дело» ЮРГПУ (НПИ) г.Шахты, Российская Федерация E-mail: bondarenko .marya2010@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация

В статье отражены основные моменты, связанные с использованием инновационных подходов в образовании, описан опыт проведения открытого урока по информатике с применением цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова

Инновационные подходы в образовании, инновация, информационная деятельность, информационные

технологии, образование, открытый урок.

Основная цель любого профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Профессиональная деятельность современного специалиста неразрывно связана с использованием новейших информационных технологий. Соответственно повышаются требования к профессиональной квалификации будущих специалистов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий, т.е. предъявляются особые требования к их будущей информационной деятельности [1, с. 112-114].

Это обуславливает объективную потребность в решении проблемы совершенствования информационной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования, что невозможно без использования инновационных подходов в преподавании информатики.

Условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования регламентируются ст. 20 федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации».

Сам термин «инновация», как средство и процесс, предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента имеющие цель повышение их эффективности [2, с. 421].

На сегодняшний день под педагогической инновацией понимаются целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление. [3, с. 102].

Рассмотрим типологию инноваций, разработанную отечественным исследователем проблем педагогической инноватики М.В. Клариным. Существует два основных типа инновационных подходов к обучению [4, с. 10]:

1. Инновации-модернизации, предполагающие обновление учебного процесса в рамках традиционного подхода к обучению, с упором на репродуктивную деятельность по достижению предъявленных эталонных результатов (технологический подход).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Инновации-трансформации, предполагающие преобразование учебного процесса на основе его исследовательского характера, с целью формирования опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях (поисковый подход).

В рамках реализации первого подхода был проведён открытый урок по дисциплине «Информатика» для студентов Шахтинского медицинского колледжа им. Г.В. Кузнецовой с применением современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Целью открытого урока было развитие информационной деятельности студентов-гуманитариев.

Под информационной деятельностью студентов мы понимаем деятельность, направленную на активное взаимодействие между студентом и источником информации, организованную с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленную на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов [5, с. 24].

Главные помощники преподавателя в решении данной задачи могут оказать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые можно найти в сети Internet.

Как показывает практика, использование ЦОР в обучении информатики повышает эффективность освоения материала. Однако преподаватель не всегда может использовать их в том виде, в котором они представлены в сети. При этом методически грамотный и творчески работающий преподаватель способен использовать данные ресурсы для создания собственных методических материалов (мультимедиа-презентаций, слайд-шоу, тестовых заданий, учебных видеороликов и т.п.), предназначенных для организации познавательной деятельности слушателей, в том числе самостоятельной, во время различных учебных занятий.

Открытый урок был направлен на ознакомление студентов на практике с основными возможностями и приемами работы в наиболее распространенных программных продуктах сферы информационно -коммуникативных технологий. В работе использовались такие программы, как табличный редактор Excel, редактор презентаций PowerPoint, программа, позволяющая вести запись видео с экрана компьютера Icecream Screen Recorder и программа для обработки видео Windows Movie Maker.

Возможности, предоставляемые этими программными продуктами, привлекли внимание студентов, позволив сразу же применить полученные знания в своей образовательной практике.

Результатом проведения открытого урока с использованием ИКТ явилось повышение заинтересованности студентов в учёбе, выразившееся в улучшении показателей промежуточных аттестаций по дисциплине «Информатика»

Опираясь на вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов деятельности образовательных учреждений, поскольку именно инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности того или иного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Список использованной литературы:

1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. - 2009. - № 6.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, - 2001. - 928 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых -- 2003. - Кн. 1 - 174 с.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М. Наука, 1997. — 223 с..

5. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2009.

© Бондаренко М.А., Вяльцев А.В. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.