Научная статья на тему 'Инновационные технологии и повышение квалификации педагогических кадров для среднего специального образования'

Инновационные технологии и повышение квалификации педагогических кадров для среднего специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ELECTRONIC LEARNING / INSTRUCTIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов В. И.

В статье рассматриваются возможности сочетания традиционных и современных информационных технологий в образовательном процессе. Предложена программа курса «Современные технологии обучения» для повышения квалификации преподавателей. Обоснована необходимость введения на ФПК преподавателей курса «Компьютерные сети и интернет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Technology and Training Teachers for Secondary Education

This article discusses the possibility of combining traditional and modern information technologies in educational process. A program of the course «Modern technologies of training» for the professional development of teachers is offered. Necessity of introduction on faculty of improvement of professional skill teachers of a rate "Information networks and telecommunications" is proved.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии и повышение квалификации педагогических кадров для среднего специального образования»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Инновационные технологии и повышение квалификации педагогических кадров для среднего специального образования

к.т.н., проф. Харитонов В.И.

МГТУ «МАМИ»

Быстрое распространение технологий e-learning является одним из наиболее заметных и характерных особенностей развития профессионального образования и подготовки кадров, что необходимо учитывать в разработке стратегии развития университета.

В МГТУ «МАМИ» накоплен большой объем методических материалов для обеспечения качественного повышения профессиональной квалификации преподавателей. Синтез имеющихся традиционных обучающих материалов и технологий e-learning позволяют подготовить преподавателя, умеющего спланировать структуру курса, подобрать средства обучения и формы контроля.

E-learning (в переводе - «электронное обучение»), трактуется как обучение, основанное на применении учебных материалов (контента), представленного в электронной среде обучения и протекающего при поддержке преподавателя.

Понятие электронного обучения тесно связано с областью дистанционного образования, где учебные материалы представляются с помощью www - технологий. Однако электронное обучение и дистанционное несводимы одно к другому, т.к. электронное обучение может происходить и в стенах университета, а дистанционное может обходиться без компьютеров (телефон, почта, аудиозаписи).

Как доказано мировой практикой, e-learning - наиболее эффективная технология для:

• профилированного обучения;

• развития преподавателей;

• дополнительного образования;

• самообразования.

Роль преподавателя с внедрением e-learning остается не менее важной, чем без него, нагрузка и профессиональные требования возрастают, функции управления учебной деятельностью усложняются.

Несмотря на повышенное внимание руководителей учебных заведений к внедрению современных технических средств обучения и электронных образовательных ресурсов, общий уровень компетентности преподавателей в области их использования является достаточно низким. Имеет место отставание в области освоения новой техники и выбора методик её использования. Существует проблема старения педагогических кадров, что затрудняет широкое использование новых информационных технологий в образовательном процессе.

Стоит масштабная задача в области разработки учебного контента для освоения современного стиля образования, ориентированного на сочетание традиционных и современных технологий.

Кафедра «Автоматика и процессы управления» имеет богатый опыт преподавания на факультете повышения квалификации преподавателей. Нами разработана учебная программа курса «Современные технологии обучения», способствующего повышению формирования профессиональной готовности преподавателей к использованию новых информационных технологий в образовательном процессе. Акцентируя внимание на деятельности преподавателя, отмечаем его ведущую роль на всех этапах учебного процесса. Иногда создается неверное впечатление об ослабевающей роли преподавателя в процессе обучения с использованием технологий дистанционного обучения. Он рассматривается как пассивный исполнитель, консультант по работе с уже готовыми электронными материалами, что неверно. Преподаватель по-прежнему организатор учебного процесса и одновременно эксперт по встраиванию в традиционную структуру учебных дисциплин инновационных технологий обучения, центральная фигура при подготовке учебных материалов, особенно цифровых образовательных ресурсов.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Контингент обучающихся на ФПК составляют:

• высококвалифицированные мастера своего дела;

• добросовестные, но не владеющие современными образовательными технологиями;

• молодые специалисты, не имеющие необходимого объема знаний, для выполнения высококвалифицированной деятельности;

• непрофессионалы, формально выполняющие учебную нагрузку.

Поскольку все они взрослые, профессионально ориентированные люди, то программа курса «Современные технологии обучения» рассчитана всего на 72 часа, в том числе лекции - 36 часов, семинарские и практические занятия - 18 часов, индивидуальные занятия и выпускная работа - 18 часов.

В теоретической части программы перед слушателями раскрывается сущность процесса обучения. Рассматриваются закономерности, основные показатели циклов процесса обучения, заостряется внимание на включении информационных технологий в учебный процесс с целью реализации функций обучения: образовательной, развивающей, воспитательной. Заостряется внимание слушателя на интеграции педагогических и информационных технологий для решения образовательных задач, на организации самостоятельной работы с использованием отечественного и мирового информационного ресурса.

Рассматриваются принципы обучения, дидактические сочетания традиционных и телекоммуникационных технологий для повышения творческой активности и прочности результатов обучения, связи обучения с практикой.

Рис. 1. Принципы обучения.

Значительное внимание уделяется методам обучения, содержанию деятельности преподавателя и обучаемого при использовании различных методов обучения, модернизации методов обучения в условиях дидактической компьютерной среды.

Рассматриваются главные направления совершенствования технологии обучения: создание благоприятных условий труда, развитие педагогического творчества, совершенствование организации и обслуживания рабочих мест, планирования, нормирования, учета и контроля, рационализация методов обучения, электронизации обучения.

Особое внимание уделяется технологии создания наглядных дидактических материалов, методике применения информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотрены теоретические основы разработки заданий в тестовой форме, автоматизация тестового контроля, издание электронных учебных средств на CD-ROM, тенденции развития технологий e-leaming.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Рис. 2. Методы обучения.

Средства обучения ■

с

Традиционные

V

Литература, доска, мел

Материализованные объекты изучения

Лабораторные практикумы

с Инновационные

V J

Сочетание электронных учебных материалов и традиционных Л.Р._

Электронные учебные материалы и виртуальные практикумы

Электронные учебные курсы

Интернет р е сур сы

Рис. 3. Средства обучения.

E-leaming рассматривается как один из видов технологии обучения, имеющей свои особенности, сильные и слабые стороны. Показывается, что одно из главных достоинств e-leaming технологии заключается в возможности обучения с минимальными временными и финансовыми затратами.

Практическое использование e-learning технологий требует от преподавателя умения работать с офисными программами и в сети Интернет. Преподаватели также должны иметь представление о технологиях размещения электронных учебных материалов на сайте, о принципах функционирования системы, посредством которой в сети размещены эти материалы. Только в этом случае преподаватели смогут в нужном виде подготовить электронные учебные материалы, спланировать структуру курса, подобрать методы обучения, средства обучения и формы контроля. Поэтому необходимо провести подготовку преподавателей к применению дистанционных технологий в своей деятельности.

Для формирований подобных умений необходимо введение на ФПК МГТУ "МАМИ" курса «Компьютерные сети и интернет», ориентированного на формирование начальных знаний в области компьютерных телекоммуникаций, создания и оформления web - сайта, Flash презентации, web - документов и интерактивных web - страниц. Разработка курса должна выполняться во взаимодействии с центром дистанционного обучения- подразделения

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования МАМИ, ориентированного на применение дистанционных технологий в учебном процессе.

Таким образом, органично взаимодействующие курсы «Современные технологии обучения» и «Компьютерные сети и интернет» позволят преподавателям получить знания и навыки в области инновационных технологий и повысить уровень компетенции в области использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Дистанционная образовательная интернет - технология представляется весьма перспективной и ее знание и умение использовать должно быть одной из черт современного преподавателя. Владение компьютерными технологиями становится для преподавателя элементом профессиональной культуры.

Литература

1. Харитонов В.И. Новые информационные технологии при подготовке инженерных кадров. Журнал «Автотракторное электрооборудование» // ФГУП НИИАП. - 2004. - № 9. - с. 4547.

2. Харитонов В.И. Организация подготовки кадров по направлению «Автоматизация и управление», «Труды всероссийского научно-методического симпозиума «СКО-2007»: -Ростов-на-Дону. 2007 г. - с. 279 - 281.

Обоснование направлений инновационной подготовки специалистов для

предприятий промышленности

к.э.н. Светлов И.Е. ГОУ ВПО МО «КГПИ»

Тенденции развития мировой экономической системы ставят перед Россией стратегические вопросы перехода к построению новой модели национальной экономики.

Современная российская экономика - это преимущественно «экономика сырья». Освобождение страны от сырьевой зависимости возможно только путем выбора инноваций в качестве основного ресурса стратегического развития. Эффективность проведения инновационной политики зависит от возможностей предприятия, и прежде всего от их человеческого капитала.

Формирование такой модели экономики требует научной и практической проработки многих вопросов, в которых фактор квалифицированного и интеллектуального труда становится основным. На первое место в таких условиях выходят проблемы образования, науки, культуры, оперативная мобилизация интеллектуального капитала, способного придать социально-экономическим процессам устойчивое ускорение.

Располагаемое национальное богатство РФ, определяемое в основном человеческим и природным капиталом, создает, по мнению экспертов, базу для успешной реализации промышленной политики на инновационной основе. Однако на сегодняшний день доля инновационно активных предприятий составляет только 10,6 % общего числа хозяйствующих субъектов, большинство из них использует всего лишь до 20% от своих возможностей. Остальные 80% представляют собой упущенную выгоду от недоиспользования интеллектуального потенциала

О важности интеллектуального капитала как фактора социально-экономического развития свидетельствует практика индустриально-технологических развитых стран, где до 90% экономического роста достигается в результате оперативного использования достижений НТП.

По данным экспертов Колумбийского университета и Лондонской школы бизнеса, сегодня отношение интеллектуального капитала и совокупной стоимости материальных средств производства и финансового капитала колеблется между 5:1 и 6:1, а вклад интеллектуальных услуг в ВВП в 5 раз превышает торговлю сырьем. По данным за 1998 г., стоимость интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфере высоких технологий, достигала 69,0% в структуре совокупного капитала; на начало 2001 г. она пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.