ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СИНГУЛЯРНОСТИ
Иванов Г.Г., Галайда А.М., Матосян В.А.
ИВАНОВ Геннадий Геннадьевич - доктор экономических наук, профессор, профессор базовой кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация. E-mail: Ivanov.GG@rea.ru
ГАЛАЙДА Александр Михайлович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация. E-mail: Galayda.AM@rea.ru
МАТОСЯН Владимир Арменович - экстерн базовой кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация. E-mail: V.A.Matosyan@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена формированию основ фундаментального обоснования объективной необходимости проработки комплекса мер с использованием информационных технологий для снижения факторов неопределенности и рисков, возникающих в современных условиях хозяйствования в торговой отрасли. В настоящем исследовании внимание уделено также изучению возможностей и путей применения цифровизации в отрасли. Современные цифровые технологии, которые уже нашли широкое применение, ориентированы на обеспечение потребительского спроса, формирование качественных и доступных торговых услуг (что особенно важно в условиях современных ограничений). Формирование товарного предложения сегодня для многих организаций торговой сферы основано на онлайн-решениях, которые становятся все более востребованными. Кроме того, выбор стратегии развития и формирования товарного предложения, ориентированного на конечного покупателя, влияет на выживание торговых организаций.
Ключевые слова: рыночные процессы, инновационные стратегии, факторы и риски выбора модели поведения, экономическая эффективность, цифровые технологии.
Для цитирования: Иванов Г.Г., Галайда А.М., Матосян В.А. Инновационные стратегии торгового бизнеса в условиях сингулярности // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 58-66. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-58-66.
Введение
Использование инновационных стратегий в современных условиях хозяйствования становится особенно актуальным при замедлении роста деловой активности бизнеса, спровоцированного объективными и субъективными факторами: эпидемией коронавируса, падением курса национальной валюты, снижением покупательской способности из-за обеднения населения и экономических санкций со стороны зарубежных «партнеров». Вместо с тем реально существует объективная необходимость применения оригинальных подходов и спосо-
бов, позволяющих нивелировать факторы неопределенности через внедрение цифровых инструментов и информационных технологий для повышения эффективности управления и снижения опасности банкротства. Малое количество используемых в хозяйственной практике инновационных стратегий развития инициирует и способствует возникновению кризисных явлений, приводящих к катастрофическим последствиям, - сворачиванию бизнеса и его последующему закрытию [3]. Но в то же самое время действует парадигма циклического развития капиталистической экономики - когда за фазой стагнации и банкротства следует этап роста потребительского спроса и на его основе всей экономики.
Основная часть
Циклические тенденции особенно ярко проявляются в торговой отрасли, в первую очередь связанной с реализацией продовольственных и непродовольственных товаров, а также оказанием услуг общественного питания. В 2020 г. не только снизился ВВП, но и серьезно уменьшились оптовый и розничный товарооборота. Также снизились расходы потребителя, ч то подтверждается статистическими данными [9]. Проводимые исследования (и, в частности, настоящая статья) базируются на допущении и некоторой уверенности в том, что после указанных негативных тенденций, происходящих в сегодняшней экономике, наступит фаза оживления и возникнет потребность в восстановлении и наращивании результатов торговой отрасли [4]. И тогда инновационные стратегии, основанные в том числе на цифровых решениях, вновь станут предметом объективной необходимости. Они должны быть положены в основу долгосрочного планирования по достижению перспективных целей развития торговых организаций.
Исследование показывает, что в системе управленческих отношений стратегия обычно представляет собой сбалансированный комплекс мероприятий, цель которых - осуществление успешной хозяйственной деятельности, а также реализация миссии конкретной организации. В качестве индикаторов можно обозначить создание и увеличение собственных оборотного и внеоборотного капиталов, достижение запланированного уровня рентабельности, увеличение рыночной стоимости предприятия. Вместе с тем в этой системе определяющую роль играют: стратегический контроль за инновационной деятельностью; постоянный и гибкий процесс корректировки реализуемых стратегий; комплексное и регулярное изучение делового климата и спроса на торговые услуги; учет и контроль за формированием и использованием собственных ресурсов и резервов [5]. И все это аккумулируется в процессе принятия стратегических и оперативных управленческих решений, которые сегодня должны базироваться на информации, получаемой с применением современных цифровых ресурсов и технологий.
С учетом особенности торгового бизнеса и его иерархической структуры при реализации инвестиционных стратегий в условиях цифровизации с позиций эффективного функционирования и конкурентоспособности можно выделить четы-
ре базовых уровня: уровень предприятия, уровень отрасли, региональный уровень, макроуровень.
Основополагающий принцип использования инновационных стратегий, особенно при сингулярности, стремительном непредсказуемом развитии в современных условиях, неразрывно связан с утверждением, что наибольшую выгоду получает тот, кто предлагает оптимальное решение в кратчайшие сроки. Поэтому выбор приемлемой стратегии и инструментария должен происходить с учетом жизненного цикла при оказании торговых услуг, агрессивности рыночной стратегии, максимальном использовании имеющихся резервов материально-технической базы и потенциальных возможностей информационно-аналитической платформы организации. В торговом бизнесе есть выбор и могут применяться приведенные далее модели этих стратегий.
1. Имитационные инновационные стратегии могут использоваться фирмами, имеющими сильные позиции на рынке торговых услуг и хорошую материально-техническую базу, обеспечивающую уверенность в стабильном развитии. Суть этой стратегии состоит в том, чтобы предложить больший ассортимент и обеспечить более высокие темпы роста объема товарооборота, нежели конкурирующие фирмы, предложившие инновации.
2. Оборонительные инновационные стратегии направлены на то, чтобы сохранить позиции предприятия по отношению к конкурентам в сложившихся условиях. Такой подход предполагает в первую очередь оптимальное использование ресурсов, оптимизацию соотношения «затраты - ресурсы» в инновационных процессах при цифровизации экономики.
3. Стратегия переходного периода должна применяться при использовании слабых сторон конкурентов без провокации на создание конфликтов и конфронтации. Эта модель основывается на постоянном анализе сильных сторон и позиций торговой фирмы и характеризуется заполнением существующих пробелов в этой отрасли.
4. Поглощающая стратегия, которая предполагает применение инновационных технологий, выполненных другими фирмами. Данная стратегия характеризуется тем, что сегмент инноваций настолько разнообразен и широк, что даже крупные торговые объединения не в состоянии проводить НИОКР по всему спектру разработок и нововведений в торговой отрасли. Поэтому вырабатывается и используется стратегия на внедрение не только собственных инновационных разработок, но и на привлечение и заимствование инноваций других участников рынка.
5. Наступательные инновационные стратегии характеризуются широким применением и использованием в рамках правового поля инструментов добросовестной конкуренции и принципов предпринимательства. Эта стратегия предполагает обязательное использование современных информационных технологий и передовых разработок в своей отрасли.
Успешная реализация выбранной инновационной стратегии непосредственно и напрямую зависит от эффективности функционирования системы управления
экономической единицы, которая осуществляет свою деятельность в условиях рыночной экономики [3]. Практика показывает, что предприятия и организации, в том числе и торговой сферы, могут иметь идентичную материально-финансовую базу. При этом результаты их деятельности будут различны: одни предприятия успешно развиваются, другие вынуждены уходить с рынка. Исходя из анализа деятельности подобных предприятий, возможный фактор, определяющий подобное положение дел, - это система управленческих решений, принимаемых на различных уровнях иерархии предприятия, которая в силу различий влечет и разные последствия. Кроме того, технологические решения разнообразны и применяются во всех аспектах коммерческой деятельности. Подобное утверждение сегодня справедливо для большинства отраслей экономики [1].
Анализируя многообразие выбора в современных условиях, понимаем, что процесс принятия решений довольно сложен. Вероятность достижения положительного эффекта инновационных стратегических решений в практике торговых предприятий должна быть обоснована. Можно применить инструменты экономико-математического моделирования для снижения уровня неопределенности факторов внутреннего и внешнего воздействия. Также важно формирование достоверной, своевременной и объективной информации, которая будет отражать, насколько отдельное управленческое воздействие по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности эффективно [5].
Своевременные и документально оформленные данные в процессе реализации принятой инновационной стратегии экономическим субъектом, занятым в торговом бизнесе, должны способствовать совершенствованию самого объекта управленческого воздействия. Набор мероприятий по достижению стратегических и оперативных целей должен быть гибким и легко корректироваться в случае необходимости. При этом эффективность и результативность принятого решения предопределяется полнотой и достоверностью информационной базы, на основании которой принимается то или иное решение. Торговая организация, как правило, имеет возможность сформировать портфель альтернативных решений, поэтому важно выбрать наиболее оптимальный вектор поведения.
Один из факторов сингулярности при реализации инновационных проектов -платежеспособный спрос. Неправильный учет и оценка этого критерия могут нивелировать положительное воздействие технологических решений, искажая в целом результативность и эффективность применения конкретных разработок в торговой сфере. Потребитель подтверждает востребованность инновационного продукта своим выбором. Не всегда это касается непосредственно товара, способного конкурировать на рынке. Значительное число инновационных проектов крупных торговых компаний касается инфраструктурных или логистических решений, что, скорее, носит подкрепляющий оттенок. Основная причина сложившейся ситуации, по мнению большинства специалистов торговой отрасли, - невысокая активность предпринимательских структур в финансировании НИОКР, а также недостаточное развитие в России государственно-частного партнерства именно в торговой сфере.
Исследование проблемы управления инновационными проектами в торговле связано с необходимостью разработки научно-методического аппарата и практических рекомендаций, направленных на совершенствование управления как эффективностью, так и инновационными рисками в их взаимосвязи. Это позволит обеспечить соответствие между платежным спросом и предложением.
В современной действительности руководители предприятий большинства отраслей (не является исключением и торговая отрасль) определяют для себя следующие приоритетные направления инвестирования [8]:
- развитие собственного бизнеса;
- оборудование/техника;
- производство/промышленность;
- автоматизация/технологии (включая онлайн и 1Т).
Последний из перечисленных факторов, оказывающий важнейшее влияние на деятельность торговых организаций и в «докоронавирусные» времена [6, 7], приобрел особенную актуальность в свете влияния и распространения корона-вирусной инфекции.
Однако принятие подобных решений должно основываться на четком понимании иерархии рисков и способов их снижения в целях уменьшения негативного воздействия для всех заинтересованных сторон: инвесторов, продавцов и покупателей.
Выбор только одной инновационной стратегии или неверно определенные приоритеты в направлении инвестирования в торговой отрасли в условиях увеличения факторов сингулярности во внешней и внутренней экономической среде - стратегическая ошибка, так как происходящие процессы в торговле характеризуются совокупностью непредсказуемых событий, ежедневно изменяющих предпринимательскую среду и требующих незамедлительного и гибкого решения возникающих вопросов и проблем. Какой применить комплекс мер в условиях традиционных технологий, приемов и инструментов? Ответом может быть только избрание комплексной оригинальной и неожиданной стратегии использования перспективных цифровых технологий, ориентированных на применение гибкой системы варьирования выбора инновационных решений в каждодневном формате через оперативный анализ всей совокупности факторов, критериев и рисков, таких как:
а) по операционной деятельности - риск банкротства, налоговый риск, риск снижения финансовой устойчивости, риск неплатежеспособности;
б) по инвестиционной деятельности - риск обесценивания активов, селективный риск, риск снижения поступлений от текущей деятельности;
в) по финансовой деятельности - кредитный риск, риск неплатежеспособности;
г) по прочим рискам - инфляционный риск, риск разбалансирования деятельности, риск смены законодательства, отраслевой риск.
Системный подход к исследованию факторов, влияющих на формирование комплекса мероприятий, направленных на выбор необходимой и своевременной инновационной стратегии в конкретной ситуации через учет возникающих рисков их проявления, должен базироваться на методике оценки указанных ри-
сков. В этих целях целесообразно рекомендовать интегрированный способ оценки - наиболее информативный и объективный, так как основывается он на данных бухгалтерской отчетности.
Интегральный показатель «риск» характеризует приемлемый уровень риска в конкретных условиях деятельности фирмы и тип риска. Если показатель снижается, то это - положительный фактор, указывающий на стабилизацию, уменьшение неопределенности и снижение риска.
Предлагаемая методика интегральной оценки факторов, оказывающих влияние на риски в условиях сингулярности, основывается на показателях, способных формировать прогнозные значения степеней риска, оцениваемых по шкале - высокий, средний,низкий.
Виды рисков, оказывающие совокупное влияние на факторы неопределенности и их изменение, а также показатели, используемые для расчетов, берутся из бухгалтерской отчетности [3]:
• риск банкротства - через коэффициент абсолютной ликвидности и величину просроченной дебиторской задолженности в сравнении с выручкой;
• риск неплатежеспособности - через темп роста доли заемного капитала, используемого в направлении инвестиционной деятельности, и коэффициент текущей ликвидности;
• кредитный риск - через рентабельность активов, рентабельность продаж, темп роста чистых активов: их увеличение или уменьшение, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
• риск снижения финансовой устойчивости - посредством использования коэффициентов концентрации заемного капитала и финансового левериджа;
• селективный риск - через темп роста более высокорисковых активов в портфеле;
• риск сбалансированности денежных потоков - через темп роста соотношения денежных потоков, рентабельность денежных потоков, коэффициент синхронности денежных потоков, коэффициент эффективности денежных потоков и темп роста чистого свободного денежного потока.
Исследование показало, что для получения достоверной и в достаточной степени объективной оценки проявления рисков в процессе предпринимательской деятельности в условиях увеличения влияния факторов сингулярности необходимо включать в интегральный расчет не менее 15 показателей, характеризующих деятельность экономического субъекта с различных сторон. При использовании данных бухгалтерской отчетности за длительный временной отрезок при условии их репрезентативности, а также через применение интегрального подхода, возможно с большой степенью вероятности спрогнозировать банкротство организации.
Заключение
Необходимость формирования взвешенного подхода и поиска взвешенного управленческого решения со стороны менеджмента торговых предприятий не вызывает сомнений и обусловлена фактами, перечисленными далее.
В современных условиях рыночной экономики каждый экономический субъект определяет стратегию своего развития самостоятельно, исходя:
1) из общих для всех правил, установленных законодательством;
2) собственных интересов, целей и возможностей;
3) позиций на рынке, где происходит конкурентная борьба.
Однако при наличии большого научного и производственно-торгового потенциала инновационные решения занимают в торговой сфере незначительную, низкую долю и развиваются по инерции. Поэтому очевидно, что дальнейшее развитие торговой отрасли должно полностью стать инновационным на всех этапах - от концепции идеи до подготовки кадров для ее реализации при активном и широком применении современных информационных технологий в условиях цифровизации.
Источники
1. Белякова М.Ю., Зверева А.О. Применение интернет-технологий продвижения в коммерческой деятельности предприятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-1 (57). С. 52-55.
2. БрагинЛ.А., КолосковаЛ.М. Концептуальная модель и методы стратегического управления розничными предприятиями // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2013. № 7 (61). С. 73-80.
3. ГалайдаА.М. Финансовые стратегии с лизинговыми активами при сингулярности в экономике // Лизинг. 2019. № 3. С. 18-24.
4. Иванов Г.Г., Галайда А.М. Об экономической эффективности эксплуатации торгового оборудования // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2019. № 1. С. 213-216.
5. ИвановГ.Г., ЗвереваА.О., ПлешковЕ.В. Отдельные проблемы обновления материально-технической базы в торговле // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 923-928.
6. Леонова Ю.Г., Перельман М.А. Современные управленческие решения менеджмента торговых организаций в условиях цифровой экономики // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: Материалы II Международного научного форума: Сборник / Под общ. ред. П.В. Терелянского. 2018. С. 90-94.
7. Леонова Ю.Г., Языков Д.А. Совершенствование системы доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3437-3448.
8. Российский бизнес в коронавирусные времена: Исследование PWC. URL: https://www. pwc.ru/ru/publications/collection/bez-fantazy-rus.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
9. СберИндекс: Итоги 2020 года: Исследование Сбербанка. URL: https://www.sberbank.ru/ common/img/uploaded/files/pdf/analytics/itogi2020.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
INNOVATIVE STRATEGIES OF TRADING BUSINESS IN THE CONDITIONS OF SINGULARITY
Ivanov G.G., Galayda A.M., Matosyan V.A.
IVANOV Gennady Gennad'evich - doctor of economic sciences, professor, professor of the Basic Department of trade policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. E-mail: Ivanov.GG@rea.ru
GALAYDA Alexander Mihajlovich - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of accounting and taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. E-mail: Galayda.AM@rea.ru
MATOSYAN Vladimir Armenovich - externe of the Basic Department of trade policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. E-mail: V.A.Matosyan@gmail.com
Abstract. The article is devoted to the formation of the foundations of the fundamental justification of the objective need to work out a set of measures using information technologies to reduce the uncertainty factors and risks that arise in modern business conditions in the trade industry. Also, in this study, attention is paid to the study of the possibilities and ways of applying digitalization in the industry. Modern digital technologies, which have already found wide application, are focused on ensuring consumer demand, the formation of high-quality and affordable trade services (which is especially important in the context of modern restrictions). The formation of a product offer today for many organizations in the retail sector is based on online solutions that are becoming more and more popular. In addition, the choice of a development strategy and the formation of a product offer focused on the end customer affects the survival of trade organizations.
Keywords: market processes, innovative strategies, factors and risks of choosing a behavior model, economic efficiency, digital technologies.
For citation: Ivanov G.G., Galayda A.M., Matosyan V.A. Innovative strategies of trading business in the conditions of singularity. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 1 (52). P. 58-66. DOI 10.29030/23092076-2021-14-1-58-66.
References
1. Belyakova M.Yu., Zvereva A.O. Application of Internet technologies of promotion in commercial activity of enterprises. Economics and business: theory and practice. 2019. No. 11-1 (57). P. 52-55.
2. Bragin L.A., Koloskova L.M. Conceptual model and methods of strategic management of retail enterprises. Bulletin of the Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov. 2013. No. 7 (61). P. 73-80.
3. Galayda A.M. Financial strategies with leasing assets under singularity in the economy. Leasing. 2019. No. 3. P. 18-24.
4. Ivanov G.G., Galayda A.M. On the economic efficiency of the operation of commercial equipment. RISK: Resources, Information, Supply, Competition. 2019. No. 1. P. 213-216.
5. Ivanov G.G., Zvereva A.O., Pleshkov E.V. Some problems of updating the material and technical base in trade. Economics and entrepreneurship. 2018. No. 4 (93). P. 923-928.
6. Leonova Yu.G., Perelman M.A. Modern management solutions of trade organizations management in the conditions of digital economy. In the collection: Step into the Future: Artificial intelligence and the digital economy. Revolution in management: a new digital economy or a new world of machines: Materials of the II International Scientific Forum / Ed. by P.V. Terelyanskij. 2018. P. 90-94.
7. Leonova Yu.G., Yazykov D.A. Improving the system of delivery of goods in the commercial activities of trade enterprises. Journal of Russian entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3437-3448.
8. Russian business in coronavirus times: PWC Research. URL: https://www.pwc.ru/ru/ publications/collection/bez-fantazy-rus.pdf (accessed: 20.12.2020).
9. Sberindex: The end of 2020: Research of Sberbank. URL: Https://www.sberbank.ru/common/ img/uploaded/files/pdf/analytics/itogi2020.pdf (accessed: 05.01.2021).