УДК 338.2
ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И МАРКЕТИНГОВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ
© 2017
Крюкова Анастасия Александровна, кандидат экономических наук, доцент Шерстянкина Анна Александровна, студент
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (443029, Россия, Самара, ул. Солнечная, 28, e-mail: anya020496@mail.ru)
Аннотация. На сегодняшний день стартап-бизнес в России находится на стадии развития и имеет ряд проблем связанных с методологическим подходом, организацией бизнес-структуры, информационным обеспечением, а также с проблемами маркетингового и инвестиционного характера. Согласно статистике около 70% стратапов терпят неудачу уже в первый год своего существования, а другие 30% содержат в себе количество компаний, не-доживающих до двухлетия. Аналитическая компания CB Insights провела исследование и выявила, что по большей части прекращают свое существование в течении двух лет стартапы связанные с информационными технологиями. В данной статье приведена статистика вложений РФ в стартапы, изучены характеристики известнейших мировых стартапов, а также выявлены проблемы развития стартап-проектов в России и, наконец, представлены мнения различных экспертов, о том, как отличить обычное предприятие от инновационново стратап-проекта. Для эффективного развития инновационной экономики необходимо своевременно увеличивать базу инновационных технологий, товаров и услуг, и этому тоже мешает ряд проблем, основанных на отсутствии финансировании и маркетингового продвижения стартапов в инновационные компании. Таким образом, в представленной статье особое внимание уделено проблеме маркетингового продвижения в инновационной деятельности и использованию «краудфандинга». Также в статье проанализированы другие недостатки функционирования стартап-проектов и предложены пути их устранения.
Ключевые слова: стартап-компания, стартап-проект, маркетинговое продвижение стартапов, краудфандинг, информационные технологии, бизнес-ппоцессы, инновационная деятельность, инновационные технологии, задачи маркетинга.
INNOVATIVE START IN RUSSIA: PROBLEMS OF CREATION AND MARKETING PROMOTION
© 2017
Kryukova Anastasia Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sherstyankina Anna Alexandrovna, student
Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics (443029, Russia, Samara, Solnechnaya str., 28, e-mail: anya020496@mail.ru)
Abstract. Today, start-up business in Russia is at the development stage and has a number of problems related to the methodological approach, organization of the business structure, information support, as well as marketing and investment problems. According to statistics, about 70% of the stratapas fail in the first year of their existence, while the other 30% contain the number of companies that are not living up to the biennium. Analytic company CB Insights conducted a study and found that for the most part, the start-ups associated with information technology cease to exist for two years. This article shows the statistics of Russian investments in start-ups, examines the characteristics of the world's most famous start-ups, as well as the problems of developing startup projects in Russia, and finally presents the opinions of various experts on how to distinguish an ordinary enterprise from an innovative stratap project. To effectively develop the innovation economy, it is necessary to increase the base of innovative technologies, goods and services in a timely manner, and this is also hampered by a number of problems based on the lack of financing and marketing promotion of start-ups in innovative companies. Thus, in the article presented, special attention is paid to the problem of marketing promotion in innovative activity and the use of «crown funding». Also, the article analyzes other shortcomings in the operation of start-up projects and suggests ways to eliminate them.
Keywords: Start-up company, start-up project, marketing promotion of start-ups, crowdfunding, information technologies, business processes, innovative activities, innovative technologies, marketing tasks.
В настоящее время все актуальнее становится проблема создания и успешного развития стартап-проектов. Возрастающее использование нововведений в широких масштабах связано с увеличением уровня развития экономики [1].
Развитие экономики Российской Федерации в инновационной области не обошлось бы без развития стар-тап-компаний, ведь именно они являются значимым элементом национальной инновационной системы. В России наблюдается интенсивный рост вложений венчурных инвестиций в стартапы в высокотехнологичной сфере (в 47,3 раза в период 2006-2012 гг.). По итогам 2012 г. Россия вошла в число 5 стран-лидеров (вслед за Великобританией, Францией, Германией и перед Швецией) по инвестициям в высокие технологии [2]. Стартапы являются важнейшим условием развития любой страны, в том числе США, Канада, Германия и другие страны ЕС. По данным международного рекрутин-гового сайта «Staff.com», осуществляющего взаимодействие между работодателями и наемными работниками из 27 стран мира, в период 2004-2010 гг. были созданы и стали к концу 2012 г. известнейшими в мире из стар-тапов 13 компаний (в основном, интернет-компании), рыночная стоимость которых оценивается миллиардами долл. США [3]._
Таблица 1- Характеристики известнейших мировых стартапов (на 2012 год)
№ Название компании Год Оцененная ры- Число сотрудни- Размер привле-
п/п создания ночная стоимость, шрд .ТГ11.1 США ков ченного капитала, млн допл США
1 Facebook 2004 48,0 3 976 2 240
2 Twitter 2006 5,25 1 237 1 160
3 Workday 2005 4,0 1 150 175
4 Dropbox 2007 4,0 194 257
5 Groupon 2008 3,56 10000 1 140
6 Square 2009 3,25 400 340
7 HomeAway 2005 2,08 971 512,5
8 Spotify 2006 2,0 300 188
9 Zynga 2007 1,6 2 916 860
10 Airbnb 2008 1,3 500 220
II Box 2005 1.2 400 284
12 Eve mote 2007 1,0 250 166
13 instagram 2010 0,74 ¡3 57
Исходя их данных, представленных в таблице 1, можно увидеть, что рыночная стоимость компании <^асеЬоок» уже на начало 2013 года была больше, чем общая сумма всех остальных 12 компаний. Вместе с тем, позиции стартап-компаний в современных условиях динамично меняются. Как свидетельствуют данные российского журнала «Интернет в цифрах», производитель компьютерных игр «2у^а» по итогам второго квартала 2013 г. потерпел убытки в размере 15,8 млн долл. в результате сокращения более чем на 25 % активной ауди-
тории (с 52 до 39 млн пользователей), пере- шедших на использование мобильных устройств [4].
В современных условиях развитию стартап-бизнеса в российской экономике препятствует некоторый ряд проблем методологического, организационного, информационного, маркетингового и инвестиционного характера.
Что касается методологических проблем, то они связаны с отсутствием единого подхода для определения главных характеристик проекта. Многие страны к числу стартапов относят компании, которые имеют разный возраст, число работников, объем инвестиций и размер прибыли. Эксперты американского финансово-экономического журнала «Forbes» выделяют следующие характеристики стартапов как предприятий:
- основанных или приступивших к активной работе не более года назад;
- представляющих собой инновационный бизнес, ломающий традиционные представления о развитии своего сектора;
- коммерческих предприятий с реальным бизнес-планом;
- приносящих доход, не превышающий уровень дохода стартапа;
- не переросших фазу стартапа, то есть не ставших уже приобретенными компаниями и проектами, управляемыми частными фондами [5].
Эксперты эстонского Фонда содействия развитию предпринимательства отметили, что основными отличиями стартап-компании от обычного предприятия становятся:
- реализация характеризующегося высоким уровнем неопределенности проекта создания инновационного товара или услуги;
- инновационность проекта, определяемая использованием инновационной технологии;
- существование большого спроса на созданный товар или услугу;
- отсутствие потребности в финансировании при запуске;
- высокая производительность и много- кратный возврат инвестиций за относительно короткий срок (от трех до пяти лет).
Эксперты проекта «Russian Startup Rating» к числу стартапов относят те компании, которые обладают такими признаками как:
- возраст до 6 лет;
- коммерческая реализуемость проекта;
- возможность занять значимую часть рыночной ниши производством товара / оказанием услуги;
- наличие в штате не более 120 сотрудников;
- полная самостоятельность компании в принятии решений.
При сравнении выше приведенных методологических подходов следует сделать следующие выводы:
- к числу стартапов можно отнести разновозрастные компании;
- компании могут иметь разнообразное количество работников;
-стартап-компании бывают с разным объемом собственных и привлеченных средств;
- у компаний может быть разный доход.
Но вместе с тем, все эти подходы преследуют одну общую цель - быть компанией с инновационным характером деятельности и увеличивать свои объемы продаж и прибыли в короткий срок.
Среди организационных проблем создания стартап-компаний в России К. Томпсон, руководитель подразделения инкубационных проектов и старший директор американской компании «Cisco Systems, Inc.», выделяет отсутствие: четкого видения задач проекта; сильного лидера, способного обеспечить практическое воплощение задач проекта; определения своих конкурентных преимуществ и требующихся для их реализации ресурсов;
отлаженных взаимоотношении с поставщиками, партнерами и заказчиками [6]. Успех стартапа во многом зависит от команды проекта и его способности устранять проблемы организационного характера, то есть доведения проекта до инвестиционного этапа. Для устранения данных проблем Государственным центром развития, Фондом содействия развитию малых форм предприятии в научно-технической сфере и многими другие принимаются следующие меры: для начинающих проектов предоставляются помещения, административная и консультационная поддержка, проведение различных конкурсов и мастер-классов, доступ к базам данных и многое другое.
Также особую значимость имеет проблема маркетинга стартап-проектов. Согласно Т. Бронниковой и А. Чернявскому [7] основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые компания может обслуживать лучше других. Эта задача адекватна цели маркетинга — удовлетворению потребностей клиентов. Данное утверждение идеально вписывается в рамки уже сформировавшихся компаний, а что касается стартапов, то тут следует подробно изучить цели маркетинга (см. рисунок 1).
Рисунок 1- Задачи маркетинга для стартап-компаний
Таким образом, для стартапа задачи маркетинга также актуальны, как и для обычной компании. Вместе с тем необходимо глобальное использование маркетинговых технологий и каналов продвижения на внутреннем и зарубежном рынке, в том числе и Интернет- продвижение. Так как социальные сети прочно вошли в жизнь общества не трудно воздействовать на потенциальных потребителей в их привычной среде коммуникации. Стремительное развитие социальной жизни Интернет-пользователей привело к появлению такого феномена как «краудфандинг», иными словами, общественного финансирования. Краудфандинг способствует решению выше перечисленных задач маркетинга. Участник кра-удфандинговой кампании не только вносит свои средства в проект, но и позволяет узнать отзывы о продукте стартапа, то есть высказывая свое мнение и желания относительно продукта, участник помогает стартапу провести анализ нужд потребителей. Таким образом, перед выходом продукта на рынок, существует возможность преодолеть непредвиденные барьеры, которые могли бы спровоцировать крах стартапа при запуске.
Для комплексного решения всех выше перечисленных проблем необходимо принимать меры со стороны всех участников процессов организации. Для достижения стратегической цели стартап-проектов, реализации инновационной модели, обеспечения конкурентоспо-
собного развития инновационной экономики следует обеспечить необходимые условия функционирования и регулирования деятельности стартапов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шолина А.И., Хасаншин И.А., Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в Самарской области// Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. №18. С.45-48.
2. Иншаков М.О., Орлова А.А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. №1.
3. The Billion Dollar Startups - Infographie. Staff.com. Available at: http://www.staff.com/blog/thebillion-dollar-startups/. (дата обращения: 29.05.2017).
4. Цифры коротко // Интернет в цифрах. - 2013. -Июль-авг. (№ 3 (15)).
5. Robemed N. Samye interesnye startapy 2013 goda [The Most Interesting Startups of 2013]. Forbes.ru. 25.12.2013. Available at: http:// www.forbes.ru/svoi-biznes-photogallery/startapy/ 248976-samye-interesnye-startapy-2013-goda/ photo/1. (дата обращения: 29.05.2017).
6. Полный рейтинг российских стартапов 2013 // RG.RU Российская газета. - Электрон. Текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru/startup-table/ (дата обращения: 29.05.2017).
7. Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Сущность, цели и задачи маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m49/Lhtm (дата обращения: 29.05.2017).
Статья поступила в редакцию 28.04.2017.
Статья принята к публикации 02.06.2017.