Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов М.А.

Пандемия COVID-19 коренным образом изменила ситуацию на рынке туристских и гостиничных услуг. Туризм и индустрия гостеприимства оказались одними из самых пострадавших от пандемии секторов, в частности, международный туризм практически приостановился и испытал самое глубокое падение за всю свою историю. В этих условиях выход из кризиса возможен при условии совместных инновационных решений на всех уровнях управления туризмом и индустрией гостеприимства. Изучены возможности инновационных решений по восстановлению туристской и гостиничной индустрии. Показано, что инновации лежат как в области организационно-управленческих решений, так и в сфере современных цифровых технологий, которые обеспечат инновационный прорыв в туристских и гостиничных технологиях ведения бизнеса и обслуживания гостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SOLUTIONS IN THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN A NEW REALITY

The COVID-19 pandemic has fundamentally changed the situation in the tourism and hotel services market. The tourism and hospitality industry has been one of the sectors hardest hit by the pandemic, with international tourism in particular coming to a near standstill and experiencing its deepest drop in history. Under these conditions, a way out of the crisis is possible under the condition of joint innovative solutions at all levels of tourism management and the hospitality industry. The possibilities of innovative solutions for the restoration of the tourism and hotel industry have been studied. It is shown that innovations lie both in the field of organizational and managerial decisions, and in the field of modern digital technologies, which will provide an innovative breakthrough in tourism and hotel technologies for doing business and serving guests.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

EDN: GJOWBL

М.А. Морозов - д.э.н., профессор, академик РАЕН, профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, mmorozov@bk.ru,

M.A. Morozov - doctor of economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hotel and Tourism Management Department of the Plekhanov Russian University of Economics.

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ INNOVATIVE SOLUTIONS IN THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN A NEW REALITY

Аннотация. Пандемия COVID-19 коренным образом изменила ситуацию на рынке туристских и гостиничных услуг. Туризм и индустрия гостеприимства оказались одними из самых пострадавших от пандемии секторов, в частности, международный туризм практически приостановился и испытал самое глубокое падение за всю свою историю. В этих условиях выход из кризиса возможен при условии совместных инновационных решений на всех уровнях управления туризмом и индустрией гостеприимства. Изучены возможности инновационных решений по восстановлению туристской и гостиничной индустрии. Показано, что инновации лежат как в области организационно-управленческих решений, так и в сфере современных цифровых технологий, которые обеспечат инновационный прорыв в туристских и гостиничных технологиях ведения бизнеса и обслуживания гостей.

Abstract. The COVID-19 pandemic has fundamentally changed the situation in the tourism and hotel services market. The tourism and hospitality industry has been one of the sectors hardest hit by the pandemic, with international tourism in particular coming to a near standstill and experiencing its deepest drop in history. Under these conditions, a way out of the crisis is possible under the condition of joint innovative solutions at all levels of tourism management and the hospitality industry. The possibilities of innovative solutions for the restoration of the tourism and hotel industry have been studied. It is shown that innovations lie both in the field of organizational and managerial decisions, and in the field of modern digital technologies, which will provide an innovative breakthrough in tourism and hotel technologies for doing business and serving guests.

Ключевые слова: инновации, цифровизация, пандемия, гостиничные услуги, туристский продукт, цифровые технологии.

Keywords: innovation, digitalization, pandemic, hotel services, tourism product, digital technologie.

Введение.

Пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на развитие мировой социально-экономической системы. Причем это влияние оказалось разнонаправленным. Часть отраслей получили новый импульс для своего развития, в том числе, сфера информационно-коммуникационных технологий, цифровые технологии, системы связи оказались крайне востребованы в период пандемии и развивались стремительно. К сожалению, сфера туризма и гостеприимства также, как и авиаотрасль, оказались наиболее пострадавшими в силу ограничений на перемещение граждан в период пандемии. Актуальной проблемой является поиск инновационных возможностей восстановления и развития сферы туризма и гостеприимства с целью ее устойчивого развития.

Цель исследования.

Цель исследования состоит в изучении влияния так называемой новой реальности, обусловленной пандемией COVID-19, на индустрию туризма и гостеприимства, и поиск инновационный путей для преодоления ее последствий.

Одной из наиболее актуальных тематик научных исследований в настоящее время является изучение влияния COVID-19 на мировую экономику, социально-экономическое развитие общества, национальные хозяйства и отдельные виды деятельности и отрасли экономики. Это обусловлено тем, что пандемия оказала колоссальное воздействие на всю жизнедеятельность человеческого сообщества, и задача науки заключается в поиске путей выхода

из этой уникальнои и кризисном ситуации.

На момент написания статьи в elibrary насчитывалось несколько сотен статей, посвященных изучению функционирования экономики, сферы туризма и гостеприимства в эпоху пандемии. Направления влияния COVID-19 на мировую индустрию туризма и гостеприимства рассматривались в работах зарубежных Акбулаева Н.Н., Мамедова И.М., Алиева В.З. [1], Joshi A., Bhaskar P. [11], Shaikh S., Sultan M., Tunio M., Mushtaque T. [14] и российских ученых Зиятдинова Н.Р. [2], Зябликова Д.В., Степиной И.О., Эйриха В.Е. [3] и др.

Однако степень изученности путей преодоления последствий пандемии за счет инновационных решений в туризме и гостеприимстве остается еще недостаточной, что обусловило актуальность данной статьи.

Материалы и методы.

В работе применялись методы анализа и синтеза информации, статистические методы обработки и анализа данных, позволившие выявить влияние пандемии на индустрию туризма и гостеприимства и определить инновационные направления выхода из этой кризисной ситуации.

Результаты

По данным UNWTO, в 2020 году количество международных прибытий упало на 74 % и составило всего 381 миллион прибытий по сравнению с 1,5 миллиардами международных прибытий в 2019 году. При этом потери международного туризма составили 1,3 триллиона долларов1.

Пандемия COVID-19 привела к потере 62 миллионов рабочих мест в индустрии туризма и гостеприимства, если в 2019 году было 334 миллионов рабочих мест, то в 2020 году осталось всего 272 миллиона рабочих мест2. Такого стремительного падения индустрия туризма и гостеприимства не испытывала в течение всей истории своего развития.

На рисунке 1 показаны въездные и выездные туристские потоки Российской Федерации с 2014 по 2020 год.

Рисунок 1 - Потоки международного туризма Российской Федерации

(Источник: данные Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23457)

В 2016 году наблюдалось снижение выездного потока в силу резкого падения курса российской валюты, но 2020 год показал катастрофическое снижение въездного и выездного туризма. В основном туристские потоки были только в первом квартале 2020 года, затем наступил локдаун, который практически приостановил международный туризм.

1 Tourism in pre-pandemic times [Электронный ресурс] https://www.unwto.org/covid-19-and-tourism-2020

2 Economic Impact Reports [Электронный ресурс] https://wttc.org/Research/Economic-Impact

Аналогичная ситуация сложилась в гостиничном бизнесе (рисунок 2).

Рисунок 2 - Число ночевок в коллективных средствах размещения Российской Федерации

(Источник: данные Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23457)

В связи с пандемией в 2020 году количество ночевок в коллективных средствах размещения резко снизилось на 60,9 %, что привело к резкому снижению доходов гостиничного бизнеса.

В сложившейся кризисной ситуации необходимо было найти инновационные пути поддержки туристского и гостиничного бизнеса, как со стороны государства, так и со стороны самих предпринимателей. И такие инновационные решения были найдены.

Инновационные решения государственной поддержки туристского и гостиничного бизнеса включали следующие мероприятия:

- на возмещение затрат туроператоров, связанных с невозвратными билетами и тарифами и возвращением российских граждан из-за рубежа, было направлено более 3,5 млрд рублей;

- с целью возврата денежных средств туристам за неосуществленные туристские поездки фонда сделан доступным фонд персональной ответственности туроператора;

- для туроператоров в сфере выездного туризма взнос в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» за 2020 год составил 1 рубль;

- была предоставлена отсрочка по подаче бухгалтерской отчетности и сведений, подтверждающих обеспечение ответственности туроператора, до 12 мая 2020 года;

- авиакомпаниям, осуществляющим вывоз граждан России из иностранных государств, возмещены затраты;

- гражданам Российской Федерации, находящимся за рубежом и имеющим документы для возвращения в период с 16 марта по 31 мая 2020 года, была оказана финансовая помощь;

- на выплату заработной платы работникам турпредприятий были предоставлены кредиты по ставке 0 % в первые 6 месяцев и 4 % в последующие 6 месяцев;

- обеспечена отсрочка по платежам аренды;

- введен мораторий на банкротство и налоговые санкции, изменены сроки проведения налоговых проверок;

- введены ряд отсрочек по налогам, авансовым платежам и др.;

- приостановлены меры взыскания налоговой задолженности с малых и средних предприятий пострадавших отраслей;

- продлены сроки уплаты налогов для малых и средних предприятий;

- снижены страховые взносы и др.

В 2021 году реализуется программа по выдаче льготных кредитов от 3 до 5 % годовых на строительство и реконструкцию отелей на срок до 15 лет, причем площадь гостиниц

должна быть не менее 5 тысяч квадратных метров или ее фонд должен быть не менее 120 номеров.

Кроме того, инновационным решением со стороны государства по поддержке внутреннего туризма и туристской и гостиничной индустрии стало внедрение программы кэшб-эка, позволяющей частично возместить затраты граждан Российской Федерации на внутренние туристские поездки. Особое значение имеет поддержка детского туризма, который является социально-значимой сферой туристской деятельности [5, 6]

Инновационные решения выступают в качестве инструмента выхода из кризиса и обеспечения устойчивого развития для всех сфер социально-экономической деятельности и на всех ее уровнях [4, 13]. Следует отметить, что инновационные решения разрабатывались и на уровне мировой индустрии туризма и гостеприимства. В условиях пандемии COVID-19 очень важно сформировать доверие потенциальных туристов к предприятиям индустрии туризма и гостеприимства, что будет способствовать восстановлению международного туризма. С точки зрения конкурентоспособности обеспечение безопасного путешествия становится ключевым конкурентным преимуществом при принятии решения о поездке [8, 12]. В 2020 году для обеспечения безопасных путешествий и восстановления мирового туризма Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) предложил использовать специальные протоколы безопасного туризма (Safe Travels), которые выступают в качестве общемировых стандартов по обеспечению безопасности путешественников и работников предприятий индустрии туризма и гостеприимства. В протоколах впервые стал использоваться термин «новое нормальное», который означает ту реальность, в которой существует мировое сообщество в эпоху пандемии. В России официальным амбассадором международной программы безопасных путешествий Safe Travels является Ассоциация международного сотрудничества в туризме «Мир без границ».

Инновационные решения также принимаются на уровне отдельных предпринимательских структур в сфере индустрии туризма и гостеприимства [10]. Особое внимание отводится информационной составляющей в деятельности туристских и гостиничных предприятий [7, 9].

Ряд коллективных средств размещения в период пандемии предложил нестандартные услуги длительного проживания в период самоизоляции, что можно рассматривать как инновационный гостиничный продукт. Также гостиничные номера предоставлялись для проживания врачей, проживающих далеко от своего места работы. Такие предложения со стороны гостиниц имели не только экономический, но и социальный эффект. Т.к. демонстрировали причастность гостиничного предприятия к борьбе с пандемией.

В период пандемии основные инновационные решения гостиничных предприятий были направлены на обеспечение безопасности гостей и работников. Прежде всего, максимально начали внедрять технологии бесконтактного обслуживания гостей, в частности, бесконтактное оформление процедур въезда и выезда гостя с помощью мобильных приложение, обслуживание в номерах с помощью робототехники и т.п.

Особо следует отметить инновации в индустрии туризма и гостеприимства, связанные с внедрением цифровых технологий. Под цифровой трансформацией для гостиниц понимается способность гостиничного бизнеса использовать цифровые технологии для оптимизации и улучшения бизнес-процессов с целью повышения качества предоставляемых гостиничных услуг.

В условиях пандемии одной из экономических задач, стоящих перед гостиничными предприятиями, является снижение текущих затрат на содержание и обслуживание номерного фонда. С этой целью целесообразно применять технологии Интернета - вещей, в частности, интеллектуальные энергетические системы для автоматического снижения мощности лампочек в дневное время или для отключения системы отопления, если номер не занят или достигнута заданная температура. Технологии интернета - вещей также применяются для реализации интерактивных функций в местах общего пользования.

Роботизация применяется для снижения количества контактов с гостями, например, в гостинице Hotel Sky (ЮАР) и отелях сети Hilton сотрудников в лобби замещают роботы. В отелях сети Marriott применяют аппараты для самостоятельного оформления въезда и выезда

гостей, причем для усиления санитарно-эпидемиологической безопасности в аппараты встроен ультрафиолет и антимикробное стекло, которое убивают бактерии и вирусы1.

Технологии BigData используются в крупных гостиничных сетях для получения информации о своих гостях с целью построения прогноза их будущего поведения и потребностей. Примером больших данных может служить объем данных, собранных PMS или CRM крупной гостиничной сети.

Искусственный интеллект также может быть использован для автоматического анализа данных, оказания помощи в разработке стратегии управления доходами или предоставления более персонализированных предложений клиентам на основе их предпочтений. Чат-боты отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы меньшее, чем 45 секунд, помогает найти доступные отели, при надобности может легко подключиться к живому агенту поддержки. Для бесконтактного доступа в номер используются приложения для телефона. Еще одним цифровым трендом в гостиничном бизнесе является технология распознавания. Технология распознавания включает в себя все: от распознавания лиц, до сканирования отпечатков пальцев или сетчатки глаза и, в целом, набирает все большую популярность. Ее использование в гостиничной индустрии многочисленно, но в первую очередь связано с ускорением процессов оплаты и сокращением количества контактов с персоналом, что приобретает особое значение в период пандемии COVID-19.

На российском рынке гостиничных услуг цифровизация внедряется значительно медленнее, чем на ведущих зарубежных рынках, однако уже сейчас есть немало примеров успешного внедрения инновационных цифровых технологий в деятельность предприятий сферы гостеприимства. Например, отель сети Smart Welcome T.O.P. Hotels Group в Санкт-Петербурге предлагает гостям управление множеством функций в номере при помощи планшетного компьютера, а в сети Piter Palace используют мобильные сервисы для смартфонов, позволяющие показать меню ресторана, заказать каршеринг и др. В гростинице Radisson Славянская с сентября 2020 года традиционную бумажную папку с информацией об отеле и услугах заменяет QR - код при считывании которого гость получает всю необходимую информацию. Заключение.

Развитие цифровых инноваций в туристском и гостиничном бизнесе ускорилось в связи с пандемией и необходимостью совершенствовать бизнес-процессы обслуживания гостей. Важной предпосылкой внедрения цифровых технологий в индустрию туризма и гостеприимства является необходимость снижения частоты контактов обслуживающего персонала с гостями для минимизации вероятности распространения COVID-19. Для этих целей применяются бесконтактные технологии бронирования и доступа в номера, процедуры заезда и выезда гостей из отелей, роботизация для обслуживания питания гостей в номерах и т.п. Таким образом, внедрение цифровых инноваций в индустрию туризма и гостеприимства является одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности отелей и их выживания в условиях новой реальности.

Источники:

1. Акбулаев Н.Н., Мамедов И.М., Алиев В.З. Влияние COVID-19 на индустрию туризма (Испания, Италия И Турция)// Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. № 3. С. 380-390.

2. Зиятдинова Н.Р. Оценка воздействия пандемии COVID-19 на международный туризм// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2020.№ 4 (70). С. 101-105.

3. Зябликов Д.В., Степина И.О., Эйрих В.Е. Влияние пандемии COVID-19 на российский бизнес и необходимость государственной поддержки// ЦИТИСЭ. 2020. №3(25). С. 332-342.

4. Инновационно-технологическая трансформация промышленности в регионах России как инструмент достижения стратегических целей на пути становления цифровой экономики. Монография. М., Научный консультант. - 2019. - 364 с.

1 Как пандемия ускорила цифровизацию в гостиничной сфере [Электронный ресурс] https://thinktraveltech.com/news/razbor/digital-hotels

5. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма. Состояние, проблемы, перспективы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. №4. С. 36-41.

6. Морозов М.В России у детского туризма социальный статус// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. №1. С. 26-30.

7. Морозов М.А., Морозов М.М. Цифровые коммуникации как инструмент формирования единого информационного пространства в туризме// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. №2. С. 69-72.

8. Морозов М.А., Морозова Н.С. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации// Естественно-гуманитарные исследования. 2020.№28(2). С. 196-202.

9. Морозов М.М. Информационное обеспечение процесса управления в туризме// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2018. №1. С. 142-146.

10.Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система. Монография. (2-е издание). М. Дашков и К, 2020. - 605 с.

11.Joshi A., Bhaskar P. COVID-19: impact of lockdown on tourism & hospitality industry. Business Excellence and Management, 2020, Volume 10, Special Issue 1, pp.147-154.

12.Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7.№1(13). С. 105-111.

13.Morozov M.A., Morozova N.S., Morozov M.M., Moldazhanov M.B. Innovative development of the regional economy. Семей, 2019. 104 c.

14.Shaikh S., Sultan M., Tunio M., Mushtaque T. Impact of COVID-19 on GDP: A Serial Mediation Effect on International Tourism and Hospitality Industry. International journal of management. 2021, 12, Issue 4, pp.422-430 References:

1. Akbulaev N.N., Mamedov I.M., Aliev V.Z. Impact of COVID-19 on the tourism industry (Spain, Italy and Turkey) // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020.Vol. 223. №. 3.P. 380-390.

2. Ziyatdinova N.R. Assessment of the impact of the COVID-19 pandemic on international tourism // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2020.№4 (70). S. 101-105.

3. Zyablikov D.V., Stepina I.O., Eirikh V.E. The impact of the COVID-19 pandemic on Russian business and the need for state support // TsITISE. 2020. №3 (25). S. 332-342.

4. Innovative and technological transformation of industry in the regions of Russia as a tool to achieve strategic goals on the path of the formation of the digital economy. Monograph. M., Scientific consultant. - 2019.- 364 p.

5. Morozov M. Analysis of the Russian children's tourism market. State, problems, prospects // Tourism: practice, problems, prospects. 2004. №4. S. 36-41.

6. Morozov M. In Russia, children's tourism has a social status // Tourism: practice, problems, prospects. 2004. №1. S. 26-30.

7. Morozov M.A., Morozov M.M. Digital communications as a tool for the formation of a single information space in tourism // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2019. №2. S. 69-72.

8. Morozov M.A., Morozova N.S. Innovative trends in the development of tourism and hotel business in the context of digitalization // Natural Humanitarian Research. 2020. №28(2). pp. 196-202.

9. Morozov M.M. Information support of the management process in tourism // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2018. №1. S. 142-146.

10.Development of entrepreneurship: concepts, digital technologies, effective system. Monograph. (2nd edition). M. Dashkov and K, 2020. - 605 p.

11.Joshi A., Bhaskar P. COVID-19: impact of lockdown on tourism & hospitality industry. Business Excellence and Management, 2020, Volume 10, Special Issue 1, pp. 147-154.

12.Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016.Vol. 7. №1(13). S. 105-111.

13.Morozov M.A., Morozova N.S., Morozov M.M., Moldazhanov M.B. Innovative development of the regional economy. Semey, 2019.104 p.

14.Shaikh S., Sultan M., Tunio M., Mushtaque T. Impact of COVID-19 on GDP: A Serial Mediation Effect on International Tourism and Hospitality Industry. International journal of management. 2021, 12, Issue 4, pp. 422-430, 2016. 7.№1(13). pp.105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.