Научная статья на тему 'Инновационные решения по конструкции и дизайну сумок-контейнеров'

Инновационные решения по конструкции и дизайну сумок-контейнеров Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
527
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКЦИЯ / СУМКИ / СБОРКА / СЛОЖНЫЙ ОБЪЕКТ / ДИЗАЙН / ПОТРЕБИТЕЛИ / DESIGN / BAGS / ASSEMBLY / COMPLEX OBJECT / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бекк Н. В., Евсеева Л. П., Тихонова Н. В., Смирнов А. С.

В статье рассмотрены конструктивные особенности сумок для переноски большого объема предметов различного назначения. Предложена инновационная конструкция стационарных сумок-контейнеров для автомобилей. Обоснованы форма изделия, материалы. Отработана технологическая последовательность сборки изделия. Основываясь на основных принципах формообразования, был разработан проект стационарного органайзера в рамках организации рабочего пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бекк Н. В., Евсеева Л. П., Тихонова Н. В., Смирнов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные решения по конструкции и дизайну сумок-контейнеров»

УДК 688.35:74.1

Н. В. Бекк, Л. П. Евсеева, Н. В. Тихонова, А. С. Смирнов

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ПО КОНСТРУКЦИИ И ДИЗАЙНУ СУМОК-КОНТЕЙНЕРОВ

Ключевые слова: конструкция, сумки, сборка, сложный объект, дизайн, потребители.

В статье рассмотрены конструктивные особенности сумок для переноски большого объема предметов различного назначения. Предложена инновационная конструкция стационарных сумок-контейнеров для автомобилей. Обоснованы форма изделия, материалы. Отработана технологическая последовательность сборки изделия. Основываясь на основных принципах формообразования, был разработан проект стационарного органайзера в рамках организации рабочего пространства.

Keywords: design, bags, assembly, complex object, design, consumers.

The article describes the design features of the bags to carry a large volume of items for different purposes. A innovative design stationary bags containers for cars. Substantiated form of products and materials. Perfected technology product assembly sequence. Based on the basic principles of formation, the project organizer stationary within the workspace organization was developed.

В настоящий момент промышленность предлагает достаточно широкий ассортимент переносных сумок-контейнеров. Особую нишу занимают кожгалантерейные изделия для автомобилей. Несмотря на то, что потребители используют термин «сумка для автомобиля», фактически это дорожные сумки, которые потребители стараются приспособить к различным объемам багажников автомобилей эти сумки, а также органайзеры позволят сохранить порядок в багажнике или салоне, удобно хранить предметы

автохимии, инструменты и запчасти.

В многоцелевых сумках предусмотрено большое количество карманов и отделений. В сумках-контейнерах для продуктов, наоборот, конструкция упрощена. Некоторые сумки предназначены для перевозки домашних питомцев. В этом случае, обязательным условием является наличие «окна» вместо одной из стенок сумки. Примеры типовых конструкций приведены в таблице 1.

Как видно, простой и дешевый способ организации пространства в багажнике автомобиля - подвесная сетка. Но к недостаткам можно отнести низкую износоустойчивость, отсутствие защиты от различных жидкостей, которые могут пролиться при транспортировке и отсутствие отделений для малогабаритных объектов.

Самый распространенный вариант портативная сумка-органайзер. Малый размер позволяет переносить сумку в руках. Так же такая модель довольно проста в изготовлении. Недостатком является легко пачкающиеся материалы из которых изготовлена сумка и неустойчивость конструкции в багажнике.

Многофункциональная сумка не всегда оптимальное решение. Имеет большой вес. Сложно быстро найти необходимую вещь.

Лучшим решением для автолюбителей может являться использование стационарной сумки-контейнера для багажника автомобиля.

Таким образом, потребителям сумок, в число которых входит большое количество автомобилистов, приходится постоянно выбирать

какой-то из вариантов. И опытным путем постоянно определять могут ли войти все необходимые для поездки вещи в ту или иную сумку. Кроме этого, переносные сумки-контейнеры не всегда обеспечивают удачную организацию пространства в багажнике автомобиля. Но ситуация такова, что все больше автомобилистов стремятся получить удобство для перевозки постоянных предметов багажника.

Таблица 1 — Типовые конструкции сумок-контейнеров для автомобилистов

Характеристика изделия

Подвесная сетка -Простой и дешевый способ организации пространства в

багажнике автомобиля

Портативная сумка-органайзер -

наиболее

распространенный способ организации пространства в

багажнике автомобиля

Многофункциональн ая сумка - данная модель предлагает больше

возможностей

размещения

предметов

для

Пример конструкции

Для определения полноценной картины потребительских предпочтений был проведен опрос владельцев автомобилей. Было опрошено сто автовладельцев со стажем вождения от трех лет, проживающих на территории Новосибирской

1

2

3

области, разного материального состояния, разных полов. Ниже на рисунке 1 приведены результаты опроса.

Способы перевозки

■ Перевозка без дополнительного оборудования

Щ Отделения

предусмотренные конструкцией авто I Сетки, карманы, стяжки

■ Наличие контейнеров

для перевозки 5%

16%

19%

II

60%

Выбор видов контейнеров

60 40

20

I переносные сумки I подвесные карманы/сетки стационарные контейнеры отделения разграничители

Рис. 1 — Результаты опроса по перевозки и выбору вида контейнера

способам

Также результаты исследований показали, что в стационарных контейнерах заинтересовано 79% опрошенных. Остальные 21 % автомобилистов не возражают против стационарных контейнеров, но считают это не принципиальным. Одним из требований являлось то, что изделие должно иметь жесткий каркас для сохранения формы (77%). При производстве стационарных контейнеров

рекомендовано использовать автомобильные кожи, для обеспечения большей износостойкости. Автомобильный контейнер должен быть эргономически удобен и прост в эксплуатации (практически 100% из тех, кто хотел бы контейнер). Для потребителей важен и эстетический фактор. Выбирая дизайн автомобиля, владелец хотел бы и соответствующие аксессуары.

Для разработки сумки-контейнера с учетом перечисленных требований необходимо

определиться с формой изделия, оценить процесс его формообразования. Это является первым этапом разработки проекта [1,3].

Понятия «форма» и «формообразование» в дизайне и конструировании изделия -основополагающие. Проектировщик должен создать объект, форма которого удобна, эргономична, красива и соответствует функциональному назначению [2-4].

В дизайне форму определяют как «выражение внешнего вида изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения», а формообразование как процесс создания целостных предметных форм, порождаемых различными факторами. Важны все зрительно воспринимаемые свойства или признаки формы: геометрия, размеры, масса, пропорции, положение в пространстве, фактура, цвет, текстура, светотень. Основой формы является конструкция.

Это каркас, связывающий все элементы в одно целое. Работая над созданием новых форм, необходимо учитывать не только функциональное назначение изделия, эстетические и эргономические требования, условия эксплуатации, но и технологию изготовления. В нашем случае, последовательность сборки изделия сформирована как объединение нижней и верхней части контейнера в «каркас», который «заполняется» отделениями как самостоятельными модулями.

Рассматривая объект художественного конструирования как пространственную структуру, определяющую форму, выделяют следующие характеристики объекта:

1 функция (связана с назначением предмета):

1.1 техническая (конструкция, материал);

1.2 социальная: адаптивная (удобство пользования предметом при размещении вещей); средовая (связь с другими объектами, а именно формой и габаритами багажника)

1.3 эстетическая (эмоциональная оценка соответствия общей концепции автомобиля);

2 технология (способ и последовательность получения формы).

Возможность комбинирования в создании новизны позволяет говорить о ценности конструкторского решения с точки зрения вариативности конструкции. Мера эффективности комбинаторного формообразования зависит от структуры геометрии элемента, способа компоновки заданных контуров от состава номенклатуры деталей, их относительных размеров, использования модульности [3, 5]. Для дизайна характерна комбинаторика предметного формообразования.

Основываясь на основных принципах формообразования, был разработан проект стационарного органайзера в рамках организации рабочего пространства. Конструкторское предложение представлено на рисунке 2.

Рис. 2 — 3D-npoeKT сумки-контейнера

Основная концепция: разработка сумки, выдерживая стилистику автомобиля. За основу был взят автомобиль Porsche Cayenne-Based Magnum. Титульная часть контейнера соответствует комбинаторному формообразованию (имитация наружных деталей со стилистикой бампера и капота).

Для удобства производства и монтажа органайзер был разделен на семь отдельных элементов скрепляющихся между собой

посредством ленты велькро. Это обеспечивает те требования потребителей, которые связаны с удобством пользования данным контейнером, его переноской и размещением в багажнике.

Материалы: каркас органайзера собирается из ДСП. Это легкодоступный материал по всем параметрам подходящий для создания каркаса органайзера. Наружные детали сшиваются из автомобильной кожи, что также соответствует требованиям потребителей.

Предложенный проект сумки-органайзера для багажника автомобиля был реализован в производственных условиях. В зависимости от цвета марки автомобилей были подготовлены варианты цветовых решений.

Разработана инновационная конструкция кожгалантерейного изделия - стационарный контейнер, которого ранее отечественная промышленность не выпускала. Данное изделие может выпускаться малыми сериями в условиях любого кожгалантерейного предприятия, так как технология сборки не предусматривает

использование дорогостоящего и сложного

оборудования.

Литература

1. Бекк, Н.В. Формирование задач и содержание дизайн-проектов кожгалантерейных изделий из полимерных материалов / Н.В. Бекк, Л.А. Белова, Л.Ю. Махоткина // Вестник КГТУ. - 2012. - №15. - С. 255-259.

2. Бекк, Н.В Изучение свойств композиционной кожи / Н.В. Бекк, О.Э. Кошелева, В.А. Володин, Л.Ю. Махоткина // Вестник технол. ун-та.- 2015. - №6. -С.106-109.

3. Черенкова, С.С. Совершенствование классификации современных кожгалантерейных изделий из эко-материалов по типу и фасоны / С.С. Черенкова, Н.В. Бекк, Л.Ю. Махоткина // Вестник КГТУ. - 2014. - №13. - С.128-131.

4. Грищенко, Н.В. Разработка эргономичной конструкции мебели из полиуретановой пены высокой плотности / Н.В. Грищенко, Н.В. Бекк, С.С. Черенкова, Н.В. Тихонова // Вестник технол. ун-та. - 2015. - №10. -С.131-134.

© Н. В. Бекк - д.т.н., профессор, зав. каф. «Дизайн и конструирование промышленных изделий и аксессуаров», НГУАДИ, [email protected]; Л. П. Евсеева-доцент кафедры «Гуманитарных наук» НТИ (филиал) МГУДТ, [email protected]; Н. В. Тихонова - д.т.н., профессор, кафедра «Конструирование одежды и обуви» КНИТУ, [email protected]; А. С. Смирнов - магистр кафедры «Конструирование изделий из кожи и промышленного дизайна» НТИ (филиал) МГУДТ, [email protected].

© N. V. Beck - Doctor of Technical Science, professor, Head of Department «Design and construction of industrial products and accessories», NGUADI, [email protected]; L. P. Evseeva - Associate Professor of Department «Humanities», STI (branch) MGUDT, [email protected]; N. V. Tikhonova - Doctor of Technical Science, professor of Department «Designing clothes and shoes», KNRTU, [email protected]; A. S. Smirnov - master of Department «Designing leather goods and industrial design», STI (branch) MGUDT, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.