ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ПАО «МТС» ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ
Д.О. Стародубов, аспирант В.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор Т.А. Блатова, старший преподаватель А.Д. Годун, студент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10732
Аннотация. Инновационная стратегия компании МТС основана на стратегии развития отрасли ИКТ и направлена на внедрение новых технологий и услуг, позволяющих создавать конкурентные преимущества на телекоммуникационном рынке. Разрабатывая инновационную стратегию, телекоммуникационная компания сталкивается с внутренними проблемами организации процесса внедрения нового продукта, а также его адаптации к различным предпочтениям потребителей и вариантам использования на рынке. В статье приведены основные стратегические направления ПАО МТС, основу которых составляют инновационные решения по внедрению цифровой платформы М2М/IoT для развития Интернета вещей, специальной экосистемы и других нововведений, особенно актуальных в условиях пандемии.
Ключевые слова: инновационные решения, стратегическое направление, технологии, экосистема, цифровая платформа, новые услуги, бизнес.
Компания МТС стремится предоставлять своим клиентам наиболее востребованные услуги и продукты, поэтому постоянно предлагает новые возможности использования услуг и приложений мобильной связи, позволяющие сделать обслуживание частных пользователей комфортнее, а бизнес корпоративных клиентов - эффективнее.
Инновационная стратегия компании МТС в полной мере соответствует стратегии развития отрасли ИКТ и направлена на внедрение новых технологий и услуг, позволяющих создавать конкурентное преимущество на рынке [1]. Сущность новизны стратегии заключается в том, что новшества воплощаются не только в продуктах компании, но охватывают все основные составляющие функционирования организации - от проектных решений до механизмов реализации [2].
Разрабатывая инновационную стратегию, любая команда руководителей неизбежно сталкивается с серьезными проблемами собственного рынка и организации процесса внедрения нового продукта, например:
1. Сложности в создании именно такого продукта, который существенно отличался бы от уже существующих на рынке продуктов.
2. Обеспечение более высокой функциональности продукта.
3. Обеспечение привлекательности продукта или решения для широкого круга потребителей. Также необходимо предусмотреть возможность адаптации продукта к различным предпочтениям потребителей и вариантам использования на рынке.
Главной стратегической целью компании ПАО «МТС» является сохранение и закрепление своей позиции как ведущего оператора телекоммуникационного рынка. Задача компании, как можно более активно развивать свою продукцию, чтобы осуществить цифровую трансформацию и еще более активно использовать высокие технологии для дальнейшего развития.
В таблице 1 представлены основные стратегические направления ПАО «МТС», тактика их реализации и преимущества внедрения [3].
Таблица 1. Основные стратегические направления, тактика реализации и получаемые преимущества_
Стратегическое направление Тактика реализации Ключевые преимущества
Интеграция Новые каналы связи с клиентами. Расширение внедрения инновационных технологий. Непрерывный пользовательский опыт для всех сегментов. Быстрое развертывание инфраструктуры ШПД (фиксированные сети /3 G/LTE). Интегрированные каналы продаж. Рост доходов компании. Продление жизненного цикла пользователя.
Интернет Более эффективные каналы для получения добавленной стоимости. Улучшение качества соединения. Положительный опыт пользователей Интернета. Лучшие контентные приложения и услуги. Дальнейшее улучшение имиджа и рост доходов компании.
Инновации Дифференциация продуктов и услуг. Эксклюзивные устройства. Современные продукты и услуги для всех потребительских сегментов. Создание дополнительной доходности для компании и акционеров. Повышение лояльности потребителей.
В целях активизации внедрения инновационных бизнес-моделей в условиях цифровой экономики и повышения конкурентоспособности в компании был создан новый департамент, курирующий развитие Интернета вещей - М2М/1оТ [4]. Департамент нацелен на координирование вопросов М2М/1оТ решений в областях сельского хозяйства, транспорта, умного города, умного дома, ЖКХ, энергетики и промышленности. Именно на эти сферы направлена цифровая платформа М2М/1оТ, так как она позволяет удалённо управлять БГМ-картами и определять их местополо-
жение, проводить диагностику и контролировать расходы, передавать данные и управлять банковскими терминалами, терминалами оплаты, управлять подвижными объектами или транспортом в географических районах с низкими или повышенными температурами, контролировать необходимые параметры, получать информацию о различных событиях в режиме реального времени и предоставлять еще множество других возможностей. На рисунке 1 представлена динамика использования SIM-карт М2М по отраслям [3].
Рис. 1. Динамика использования SIM-карт М2М
Стратегия развития M2M/IoT в МТС заключается в том, чтобы постоянно улучшать качество обслуживания клиентов и делать продукт более удобным для использования. На сегодняшний день, компания МТС лидирует на рынке в сегменте
М2М/1оТ. Этот продукт набирает обороты, благодаря постоянному улучшению и развитию. На рисунке 2 представлены области использования МТС платформы М2М/1оТ в России [3].
Рис. 2. Области использования М2М/1оТ от МТС в России
Также МТС представила новую стратегию развития на 2020-2022 годы. Данная стратегия рассчитана на увеличение количества конвергентных абонентов, то есть тех, кто пользуется несколькими услугами компании. Стратегия включает в себя создание новых сервисов «завтрашнего дня». Компания нацелена на расширение числа услуг в своём приложении «Мой МТС».
В приложении пользователи имеют доступ к таким услугам, как: Ticketland (билеты на мероприятия), WASD (стри-минговая платформа) и другим инновационным услугам. Также, в планах компании добавление сервисов партнеров в своё
приложение. В них входят такие компании, как: Ivi, Facebook, Apple Music, Pepsico, AliExpress, Lamoda, «Ян-декс.Такси», Badoo, Tinder, Twitch и др. Половина этих компаний уже сотрудничает с МТС по программе кешбэка. В рамках данной стратегии МТС создает специальную экосистему, под которой понимается большой набор продуктов из абсолютно разных отраслей, причем каждый продукт поддерживает развитие цифрового бизнеса МТС (рис. 3) [5]. Благодаря внедрению экосистемы компания рассчитывает на увеличение лояльности клиентов и среднего чека одного абонента в месяц.
5? ТЕЛЕКОМ
Лидер рынка мобип&мсй cum Постоянное улучшение покрытия и качества сети Активное тестирование стандарта ЬС
>80 млн
абонентов мобилкмоЙ
ФИНТЕХ
>2,1
АКТИВНЫХ
байка
CLOUD t4j И ЦИФРОВЫЕ
>700
корпоративных клиентов #CtoudMTS
РЕШЕНИЯ
Фокус на завоевании доли на быстрорастущем облачком рынке Крупнейшая в России сеть интернета вещей стандарта МВ1оТ Развитие решений промышленной
автоматизации
62
региона покрыты сет wo NB lot
äL
млн
помомтолей
D> „МЕДИА
—=vr
Быстрый рост портфеля и контролируемый уровень риска
Использование возможностей кросс-продаж
Использование Big Data
Рис. 3. Движение в экосистему цифровых бизнесов
топ-5
российских блнкся по тейпом docto кредитного псвтфеня
Сипьнме позиция в дистрибуции: кабельное и IP TV, спутниковый сигнал и «обильное Гв Диверсифицированная контент-стратегия
'4 млн
гальжмятвпяйТВ
топ-3
по ТВ ледписчикам I России (IPTV, спутниковое и кабельное ТВ)
Исходя из отчета за первый квартал 2020, можно увидеть динамику роста пользователей экосистемой в сравнении с 2019 годом (табл. 2) [5, 6].
Таблица 2. Привлечение пользователей в экосистему МТС (млн. чел.)
Категории пользователей 1 кв. 2019 4 кв. 2019 1 кв. 2020
Пользователи приложения «Мой МТС» 15.4 20.3 21.9
Пользователи МТС cashback 2.71 5.05 5.69
Пользователи приложения МТС банка 0.60 0.91 1.02
Пользователи платного ТВ 4.42 4.57 4.58
Клиенты МТС банка 2.21 2.38 2.46
Клиенты daily banking 1.58 1.52 1.59
Компания МТС разработала еще одну инновационную бизнес-стратегию, соответствующую росту запросов бизнеса на использование новых технологий и являющуюся продолжением уже реализованной стратегии, задачи которой полно-
стью выполнены. Стратегия Customer Lifetime Value 2.0 (CLV 2.0) представляет собой углубленную детализацию перспективных задач ранее выполненной стратегии (табл. 3) [7].
Таблица 3. Стратегия CLV 2.0
Client Lifetime Value
Нацеленность на лучший клиентский опыт, благодаря углублённому персонализированному подходу на основе искусственного интеллекта, аналитики больших данных и единого клиентского ID Нацеленность на долгосрочные отношения с клиентом и концентрация усилий на повышении лояльности и эмоциональной привязанности клиента к бренду Осознанное получение клиентом выгоды от нахождения в экосистеме, а также удобная технологическая платформа для эффективного взаимодействия с партнёрами
Актуальная стратегия была разработана и выпущена на время пандемии. Компания МТС организовала виртуальную площадку и запустила серию онлайн концертов в формате дополненной реальности, что в свою очередь привлекло многомиллионную аудиторию и новых клиентов.
Также, в соответствии со стратегией, учитывающей наличие пандемии, была проведена оптимизация розничного при-
сутствия: в первом квартале 2020 года компания МТС сократила число салонов на 176 розничных точек (рис. 4). Это позволило приобщить дополнительных пользователей к работе в дистанционном формате. Благодаря этому выручка от онлайн-продаж увеличилась на 65,2%, что в годовом исчислении в первом квартале 2020 года составило 2,6 млрд рублей.
6OOO 59OO 5SOO 57OO 56OO 55OO 54OO 53OO
1 кв. 2019 2 кв. 2019 3 кв. 2019 4 кв. 2019 1 кв. 2020
Рис. 4. Количество салонов продаж на конец отчетного периода
Компания намерена и в дальнейшем экономической эффективности инвести-ежегодно инвестировать средства в новые ций в конкретные инновационные проекты направления (до двадцати процентов от демонстрирует хорошие сроки их окупае-основных капитальных затрат). Оценка мости [8].
Библиографический список
1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/4084/ (дата обращения 02.09.2020).
2. Макаров В.В., Столяров С.А. Выбор оптимальной инновационной стратегии в управлении интернет-проектами // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. -№ 3. - С. 19-20.
3. Стратегия развития М2М/1оТ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://celnet.ru/(дата обращения 02.09.2020).
4. Алексеев А.Л., Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Инновационные бизнес-модели в цифровой экономике и их конкурентные преимущества // Вопросы радиоэлектроники. - 2018. - № 9. - С. 99-104.
5. Формирование экосистемы МТС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://futurebanking.ru/(дата обращения 02.09.2020).
6. Финансовые и операционные результаты МТС за первый квартал 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://static.ssl.mts.ru/(дата обращения 02.09.2020).
7. Официальный сайт МТС. Стратегия развития СиУ 2.0. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://moskva.mts.ru/(дата обращения 02.09.2020).
8. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов // Вопросы радиоэлектроники. - 2015. - №4. - С. 193-198.
INNOVATIVE SOLUTIONS OF MTS PJSC FOR THE INTRODUCTION OF MODERN
SERVICES AND TECHNOLOGIES
D.O. Starodubov, Postgraduate Student V.V. Makarov, Doctor of Economic Sciences, Professor T.A. Вlatova, Senior Lecturer A.D. Godun, Student
The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (Russia, Saint Petersburg)
Abstract. MTS ' innovative strategy is based on the ICT industry development strategy and is aimed at introducing new technologies and services that allow creating competitive advantages in the telecommunications market. When developing an innovative strategy, a telecommunications company faces internal problems in organizing the process of introducing a new product, as well as adapting it to different consumer preferences and market use cases. The article presents the main strategic directions of MTS PJSC, which are based on innovative solutions for implementing the M2M/IoT digital platform for the development of the Internet of things, a special ecosystem, and other innovations that are particularly relevant in the context of a pandemic.
Keywords: innovative solutions, strategic direction, technologies, ecosystem, digital platform, new services, business.