Научная статья на тему 'Инновационные пути развития урбанизации: зарубежный и отечественный опыт'

Инновационные пути развития урбанизации: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
362
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / устойчивость / урбанизация / город / социально­эко­ номическое развитие / агломерация / мировой опыт / изменение климата / мероприятия / индикаторы. / innovative development / sustainability / urbanization / city / socio­economic development / agglomeration / world experience / climate change / activities / indicators.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Якубова Элнора-Хон, Отабоев Шерзодбек

В статье рассмотрен обзор зарубежных и отечественных исследований в области повышения устойчивости урбанизированной среды. представлены подходы к выбору индикаторов устойчивого развития урбанизированных центров с учетом инновационных факторов, широко используемых в мировой практике. На этой основе даны рекомендации по приоритетным задачам инновационного развития урбанизации в условиях Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Якубова Элнора-Хон, Отабоев Шерзодбек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE WAYS TO DEVELOP URBANIZATION: FOREIGN AND LOCAL EXPERIENCE

The article deals with foreign and domestic studies to improve the sustainability of the urbanized environment. The approaches to choose indicators of sustainable development of urban centers, taking into account the innovative factors widely used in world practice, are presented. On this basis, recommendations were given on the priorities of innovative development of urbanization in the conditions of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Инновационные пути развития урбанизации: зарубежный и отечественный опыт»

Якубова Элнора-хон,

главный научный сотрудник Института

прогнозирования и макроэкономических

исследований;

Отабоев Шерзодбек,

базовый докторант Института

прогнозирования и макроэкономических

исследований

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ УРБАНИЗАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

УДК: 364.122.5

ЯКУБОВА Э., ОТАБОЕВ Ш. УРБАНИЗАЦИЯНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ ИННОВАЦИОН ЙУЛЛАРИ: ХОРИЖИЙ ВА МАХ.АЛЛИЙ ТАЖРИБА

Мак,олада урбанизация мух,ити барк,арорлигини ошириш сох,асидаги халк,аро ва мах,аллий тадк,ик,отлар шарх,и келтирилган. Жах,онда кенг фойдаланилаётган инновацион омилларни х,исобга олган х,олда урбанизация марказларини барк,арор ривожлантириш индикаторларини танлаш буйича янгича ёндашув таклиф этилган. Шу асосда ^збекистон шароитида урбанизацияни инновацион ривож-лантиришнинг устувор вазифалари буйича тавсиялар берилган.

Таянч иборалар: инновацион ривожланиш, баркарорлик, урбанизация, шах,ар, ижтимоий-ик,тисодий ривожланиш, агломерация, дунё тажрибаси, ик,лимнинг узгариши, тадбирлар, индикаторлар.

ЯКУБОВА Э., ОТАБОЕВ Ш. ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ УРБАНИЗАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

В статье рассмотрен обзор зарубежных и отечественных исследований в области повышения устойчивости урбанизированной среды. Представлены подходы к выбору индикаторов устойчивого развития урбанизированных центров с учетом инновационных факторов, широко используемых в мировой практике. На этой основе даны рекомендации по приоритетным задачам инновационного развития урбанизации в условиях Узбекистана.

Ключевые слова: инновационное развитие, устойчивость, урбанизация, город, социально-экономическое развитие, агломерация, мировой опыт, изменение климата, мероприятия, индикаторы.

YAKUBOVA E., OTABOYEV SH. INNOVATIVE WAYS TO DEVELOP URBANIZATION: FOREIGN AND LOCAL EXPERIENCE

The article deals with foreign and domestic studies to improve the sustainability of the urbanized environment. The approaches to choose indicators of sustainable development of urban centers, taking into account the innovative factors widely used in world practice, are presented. On this basis, recommendations were given on the priorities of innovative development of urbanization in the conditions of Uzbekistan.

Keywords: innovative development, sustainability, urbanization, city, socio-economic development, agglomeration, world experience, climate change, activities, indicators.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

Введение. В условиях усиления процессов глобализации инновационное развитие урбаниза-ционной среды Узбекистана приобретает актуальное значение комплексного развития и расселения населения территорий. В своем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев особо подчеркнул о необходимости последовательного осуществления мер по комплексному развитию регионов, в том числе городов и поселков, доведению уровня урбанизации в стране до 60 процентов к 2030 году.1

Актуальность. Городское население за последние 5 десятилетий имеет тенденцию роста (в индустриально менее развитых странах рост происходит экспоненциально, в промышленно развитых странах отмечается линейный тренд). Предполагается, что подобная ситуация сохранится в ближайшие десятилетия - городское население мира продолжая расти более опережающими темпами, нежели общее население мира, к 2050 г. достигнет 6,3 млрд человек2.

Общими чертами современной урбанизации являются: ускоренный рост городского населения, концентрация населения и уплотнение застроек в крупных городах, расширение границ и создание городских агломераций, насыщение производственной инфраструктуры и пр. С учетом особенностей урбанизированных агломераций, в социально-экономическом развитии городов и городских поселков актуальность приобретает решение следующих вопросов:

- обеспечение финансовыми ресурсами и кадровым потенциалом на уровне местных органов власти, четкое разграничение функциональных обязанностей, а также участие заинтересованных сторон на местном уровне в процессах городского планирования и управления;

- рациональное использование ресурсов (эксплуатация несельскохозяйственных земель, энергетических, водных, минерально-сырьевых);

- формирование центров внедрения инноваций и ноу-хау, производства высокотехнологичных видов деятельности в промышленности и сфере услуг;

- ввиду того, что размещенные на территории города предприятий, транспорт, а также населе-

1 Послание Президента Республики Узбекистан Шав-ката Мирзиёева Олий Мажлису. 28.12.2018 г. http://uza. uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018

2 United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2016).

ние являются основными источниками парниковых газов (ПГ), большое значение приобретает охрана окружающей среды и экология.

Целью исследования является разработка предложения по развитию урбанизационных процессов на основе изучения международного и отечественного опытов.

Методы исследования. В работе использованы такие общепринятые методы такие как: обобщение, сравнительный и причинно-следственный анализ, группировка, экспертная оценка, научная абстракция, логическое мышление, индукция и дедукция.

Основная часть. Обзор исследований по повышению устойчивости урбанизированной среды дает возможность оценить степень освещенности данного вопроса, выявить пути решения проблем (таблица 1).

Так, к примеру с целью усиления ответственности руководителей городов, а также лиц, ответственных за принятие решений на местном уровне в рамках Всемирной компании на 2010-2015 гг. «Обеспечение устойчивости городов: мой город готовится» разработан справочник для руководителей местных органов власти. Согласно данного источника, задачами компании, проводимой МСУОБ3 ООН вместе с партнерскими организациями являются:

- повышение осведомленности и приверженности правительственных структур национального и местного уровня;

- внедрение вопросов снижения риска, устойчивости городов, провинций и муниципалитетов разных размеров к бедствиям и изменениям климата в качестве приоритетного направления политики, а также адаптация глобальной Хиогской программы с учетом потребностей на местах.

В руководстве приведены «Десять принципов обеспечения устойчивости городов», являющихся основными положениями для реализации этих задач.4

Так, включение вопросов устойчивости урбанизированных агломераций в качестве приоритетных направлений социально-экономического

3 https://www.unisdr.orq/files/26462_ahandbookforloc algovernmentleadersr.pdf

4 Повышение устойчивости городов к бедствиям: справочник для руководителей местных органов власти / Разработан в рамках Всемирной компании на 2010-2015 гг. «Обеспечение устойчивости городов: мой город готовится». United National, UNISDR. Женева, 2012.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

развития регионов и страны в целом продиктована рядом причин и преимуществ, среди которых можно отметить следующие:

- выгода для общества, отражающаяся в благополучной жизнедеятельности городского населения, активном участии местных жителей в создании сбалансированной экосистемы, защита местных ресурсов и объектов культурного наследия и пр.)

- экономический рост и создание рабочих мест за счет повышения инвестиционной привлекательности местности, увеличении капиталовложений в объекты инфраструктуры;

- взаимосвязи между городами, позволяющие использовать знания и ресурсы, обмениваться передовым опытом, инструментами и знаниями, а также повышение осведомленности граждан.

В другой работе - докладе «Города и изменение климата: Глобальный доклад о населенных пунктах 2011 года»1 представлена информация о роли городов в условиях изменения климата, мерах по смягчению последствия ИК и адаптации к нему.

Важным выводом доклада является усугубление устойчивости урбанизированных территорий, вызванное экологическими факторами, преимущественно выделением парниковых газов (ПГ), основным источником которых в зоне населенных пунктов становится потребление различных видов топлива (энергоресурсы для выработки электричества - уголь, газ и нефтепродукты, использование энергии, отопительных и охлаждающих сооружений в жилом фонде, промышленное производство и отходы). Так, доля возникающих в результате человеческой деятельности (или антропогенных) выделений парниковых газов городами может составлять 40-70% из расчета производственных данных (т.е. числа рассчитаны путем сложения выделений ПГ с объектов, расположенных в городах). Или же 60-70% при расчете данных о потреблении (т.е. числа рассчитаны путем сложения выделений ПГ при производстве продукции, потребляемой городскими жителями, независимо от географического месторасположения производства).

Также в докладе приводится утверждение, что при дальнейшей урбанизации понимание воз-

1 Города и изменение климата: направления стратегии: Глобальный доклад о населенных пунктах 2011 года / Программа ООН по населенным пунктам. ООН-Хабитат. Лондон, 2011

действия изменения климата на городскую среду будет приобретать все большее значение. Накапливаются свидетельства, что изменение климата создает уникальные проблемы для городов и их растущего населения.

Меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации городов к ним, обозначенные в докладе способствуют эффективному повышению устойчивости территорий. При этом государственным органам власти предлагается широкое участие в разработке и реализации национальных стратегий смягчения последствий и адаптационного планирования; использование различных стимулов для инвестирования проектов по обеспечению и сбережению ресурсов (альтернативные источники энергии, энергосберегающие устройства и устойчивые к климату дома), формированию благоприятной инфраструктуры и пр. Кроме этого, следует отметить о положительных результатах координации сотрудничества между отраслевыми и территориально-административными органами, развития партнерства с неправительственными субъектами и пр.

На местном уровне предлагается разработать средне- и долгосрочные стратегии развития городов, градостроительные планы, в которых соблюдается согласованность мер социально, экономического и экологического характера. В рамках реализации подобных проектов учитывается повышение участия всех заинтересованных сторон (министерств и ведомств, предпринимателей, негосударственных производственных объединений общественности), что, в свою очередь, обеспечивает мобилизацию ресурсов международных, национальных и частных организаций в инвестирование внедрения новых технологий, жилищных проектов, инфраструктуру.

Рассматривая города Азиатско-Тихоокеанского региона, можно сказать, что за два десятилетия после Конференции Хабитат II ряд из них (Сеул, Сингапур, Токио) превратились в глобальные центры инновационной деятельности2. Однако задача преобразования городов все еще остается актуальной ввиду ее неустойчивого характера - базовые условия жизни большинства населения остаются неадекватными.

2 Урбанизация и устойчивое развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе: связи и последствия для политики / Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. Семьдесят третья сессия. Бангкок, 2017.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

На сегодняшний день в городах Азиатско-Тихоокеанского региона проживает порядка 60% городского населения мира1. Если в период 19802010 гг. численность населения городов увеличилась более чем на 1 млрд. человек, к 2040 году прогнозируется рост на 1 млрд человек, а к 2050 г. 2/3 части населения региона будет проживать в городах2.

В городах, на долю которых приходится лишь 3% земельных площадей мира, потребляется 75% всех природных ресурсов, производится 50% всех отходов и образуется 60-80% глобальных выбросов парниковых газов. Поэтому в значительной мере именно в городах отмечается необходимость в переменах и существуют возможности для них.

Инфраструктура стоит в центре внимания властей любого города. Надлежащие планирование и политика позволяют правительствам увязывать городские центры с внешними регионами и содействовать обеспечению позитивного воздействия, которое связано с надлежащей инфраструктурой, например, улучшение экономических результатов и расширение доступа к товарам и услугам в интересах граждан, что способствует созданию надлежащих рабочих мест и экономическому росту.

В городах реализуются проекты «Комплексное управление ресурсами в городах Азии: городской комплекс», осуществляемый в партнерстве с Германским агентством международного сотрудничества (ГАМС) и Международным советом по местным экологическим инициативам (МСМЭИ) при финансовой поддержке федерального министерства Германии по вопросам экономического сотрудничества и развития. Они включают решение вопросов оптимизации использования ресурсов для целей пространственного планирования, использованию систем удаления сточных и канализационных вод и пр.

Ряд городов принял комплексные стратегии удаления отходов на основе принципов сокращения их объемов, повторного использования и переработки. Однако реальное положение заключается в том, что большинство городов не решили проблему удаления твердых отходов эффективным с точки зрения затрат и экологи-

1 https://www.unescap.org/commission/73/document/ E73_16R.pdf

2 https://www.unescap.org/commission/73/document/ E73_16R.pdf

чески безопасным способом, в основном полагаясь на методы открытой и неконтролируемой свалки.

Полезным также является опыт Европейских стран, рассмотренный на примере Гамбурга. Если на сегодняшний день более 2/3 жителей Евросоюза проживает в урбанизированных территориях с концентрацией экологических проблем, то численность населения Гамбурга составляет порядка 46% от численности метрополии. Благодаря реализации согласованных мер индустриального развития и обеспечения благоприятной среды проживания Гамбург в 2011 г. завоевал титул «Зеленая столица Европы» 3. Среди эффективных мероприятий в области экологической и климатической политики можно обозначить:

- активизацию транспортной инфраструктуры за счет развития общественного транспорта (метро, высокоскоростные автобусы), электротранспорта, а также облагораживание территорий, прилегающих к автомагистралям;

- повышение энерго- и теплоэффективности зданий, отражающейся на сокращении выбросов парниковых газов. При этом наряду с реконструкцией государственных объектов частным домовладельцам на эти цели предоставляются субсидии и налоговые льготы;

- проведение работ по просвещению и продвижению экологических целей осуществляется общественными организациями, проводящими программы экологического образования для детей и взрослых и разнообразные экологические акции;

- реализация проектов по городскому озеленению и развитию городского и пригородного садоводства.

Природная геологическая среда в городах России постоянно испытывает влияние антропогенных объектов, особенно в городах с большим количеством объектов производственной инфраструктуры (предприятий, инженерные сооружения, коммунальные службы, магистральные транспортные и энергетические системы)4. Если рассматривать указанные объекты, характеризующиеся как источники техногенного воздействия, на примере г.Москвы, то видно, что атмосферное загрязнение распространяется от столицы на

3 Давыдова А. Как Гамбург стал одной из экостолиц Европы, и что из этого получилось / Журнал «Экология и право», №59, 2015.

4 https://b-ok.org/book/3181678/c6dac8

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

восток на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-200 км, тепловое загрязнение и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов - на 30-40 км1.

Следует отметить, что на сегодняшний день в России перерабатывается лишь 3-5% твердых бытовых отходов (остальная часть - свалки, на долю которых в отдельных территориях страны приходится до 15% территории) 2.

Среди инструментов и механизмов развития урбанизации в России можно перечислить:

- пересмотр строительных норм и правил для сооружений с современными требованиями по климатическим параметрам;

- улучшение теплоизоляции жилых и офисных зданий, промышленных объектов;

- замена устаревшего оборудования на новое, более устойчивое к резким изменениям гидрометеорологических характеристик, в то же время более энерго-эффективное;

- диверсификация источников энергии, развитие возобновляемой энергетики и пр.

В изучении ситуации в Республике Узбекистан, внимание привлекает аналитический доклад «Повышение энергоэффективности зданий в Узбекистане: направления реформ и ожидаемые эффекты»3, подготовленный Центром экономических исследований совместно с ПРООН (2014 г.). Согласно данному докладу с учетом роста населения, ускорения процессов урбанизации и прочих факторов объем расходуемой энергии в Узбекистане может увеличиться с 60 миллионов тонн нефтяного эквивалента до 150 миллионов тонн нефтяного эквивалента к 2030 г., что требует безотлагательного решения вопросов повышения энерго-эффективности, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве.

1 Экологическая стратегия города Москвы на период до 2030 года / Электронный источник: Ы^://есо. mos.ru/upload_local/iblock/3de/ 3de069082d6e1053af d83a1d6404e22c/prilozhenie_k_proektu_postanovleniya_ pravitelstva_moskvy_ekol.strateg._.pdf

2 Катцов В. М., Кобышева Н. В. И др. Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). - Москва: ДАРТ, 2011 г.

3 Макаренко Н. «Ташкент Мечты: каким должен быть

город для людей» / Электронный источник: https://

www.gazeta.uz/ru/2017/05/19/dream-tashkent

Среди вызовов устойчивости урбанистической среды отмечается высокая доля энергопотребления (24,5 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год) зданий за счет отопительных сооружений и горячего водоснабжения, сопровождающаяся изношенностью инженерных коммуникаций и неудовлетворительной изоляции. В работе поднят вопрос строительства жилых домов и административных зданий с использованием новых энергосберегающих технологий в соответствии с существующими нормами, что, в свою очередь, отразится на получении как прямых, так и дополнительных выгод (расширение производства материалов, оборудования, создание новых рабочих мест и пр.).

В исследовании отмечается, что Стратегия перехода к энергоэффективному строительству должна осуществляться по следующим направлениям: совершенствование технологий при строительстве и реконструкции зданий, совершенствование норм и стандартов в строительстве зданий, а также углубление институциональных реформ и создание стимулов в обеспечении энергоэффективности зданий.

В статье Макаренко Н. «Ташкент мечты: каким должен быть город для людей»4 приводятся высказывания известного сити-дизайнера Яна Гейла о перспективах повышения климат устойчивости г.Ташкента. В качестве насущной проблемы в урбанизированных территориях рассматривается ускоренная автомобилизация. Согласно опыта известного сити-дизайнера Ян Гейла строительство современных дорог должно основываться на трех принципах: живой город, экологичный город, здоровый город, подразумевающие все большее передвижение населения на общественном транспорте, велосипеде или пешком, что, в свою очередь, отражается на создании общественных зон, повышает уровень и качество жизни населения5. Вместе с тем, разработка и реализация Генерального, комплексного плана развития города, открытая для общественности может явиться инструментом создания удобной системы общественного транспорта и комфортной среды для пешеходов, а также внедрения постепенного ограничения для автомобилистов.

Для более точной и конкретной разработки предложений по развитию урбанизации в миро-

4 Бобылев С. Н. и др. Индикаторы устойчивого развития городов / Ж.:Экономика региона №3, 2014

5 http://www.ceroi.net/ind/matrix.asp.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

Таблица 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА мирового опыта по повышению устойчивости урбанизационной среды

о

о

S

Эй

о л: о

Источник Меры, механизмы, инструменты для развития урбанизации

Повышение устойчивости городов к бедствиям: справочник для руководителей местных органов власти / Разработан в рамках Всемирной компании на 2010-2015 гг. «Обеспечение устойчивости городов: мой город готовится». United National, UNISDR. Женева, 2012 - создание организационной системы и порядок координации, создание объединения заинтересованных сторон на местном уровне; - выделение средств на снижение риска бедствий и стимулирование домовладельцев, семей с низким уровнем дохода, предприятий вкладывать ресурсы в сокращение факторов риска; - разработка планов городской застройки с учетом данных об угрозах и факторах уязвимости. Обеспечение полного доступа населения к этой информации и планам по обеспечению устойчивости города, проведение в широкомасштабного обсуждения информации и планов. - вложение средств в важные объекты инфраструктуры, способствующие снижению риска (например, ливневые коллекторы) и обеспечение их технического обслуживания; - обеспечение безопасности и реконструкция учебных и медицинских учреждений для случаев необходимости; - внедрение реалистичных строительных норм и принципов территориального планирования, учитывающих факторы риска; - проведение в местных сообществах образовательных и обучающих программ по снижению риска бедствий; - создание природных защитных зон для смягчения последствий наводнений, штормовых нагонов и других угроз; - внедрение системы раннего оповещения и наращивания потенциала управления при чрезвычайных ситуациях, регулярное проведение учения по повышению готовности населения и пр.

Города и изменение климата: направления стратегии: Глобальный доклад о населенных пунктах 2011 года / Программа ООН по населенным пунктам. ООН-Хабитат. Лондон, 2011 - разработка и реализация национальных стратегий социально-экономического планирования; - повышение степени участия общественности и представителей частного сектора, местных сообществ, а также всевозможных общественных лидеров при выработке мер. - предложение налоговых компенсаций и других стимулов для инвестирования в альтернативные источники энергии, энергосберегающие устройства и климатоустойчивые дома, устройства и инфраструктуру; - улучшение координации между отраслевыми и территориально-административными органами; - развитие партнерства с неправительственными субъектами для разделения рисков (например, между правительством и частными страховыми компаниями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение таблицы 1.

о За

о

за

О л: о

Урбанизация и устойчивое развитие в Азиатско- Тихоокеанском регионе: связи и последствия для политики / Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. Семьдесят третья сессия. Бангкок, 2017 - применение ряда преобразующих обязательств: предоставление базовых услуг для всех граждан (жилье, водоснабжение и санитария, здравоохранение и образование), пропаганда мер, поддерживающих создание более чистых городов и повышающих устойчивость городов в целях сокращения рисков и воздействия бедствий и борьбы с изменением климата. - предоставление городам руководства, позволяющего определять приоритетные области для рассмотрения и решать задачу управления ими в целях поощрения устойчивого развития городов. К примеру, многие города Китая определяют границы роста городов и создают компактные городские районы с высокой плотностью заселения для поощрения процесса повышения эффективности землепользования. Они также поощряют строительство энергоэффективных зданий на основе искомых результатов и преобразуют заброшенные земли в пахотные угодья, пригодные для городского сельского хозяйства. В конечном счете, эффективное управление компромиссными факторами обеспечит достижение большого числа целей и показателей и одновременное получение благ для всех, как об этом говорится во вставке - содействие городам в рамках проекта «Комплексное управление ресурсами в городах Азии: городской комплекс», осуществляемого в партнерстве с Германским агентством международного сотрудничества (ГАМС) и Международным советом по местным экологическим инициативам (МСМЭИ) при финансовой поддержке Германии федерального министерства по вопросам экономического сотрудничества и развития. - применение комплексного подхода к использованию систем удаления сточных и канализационных вод. Пищевые отходы домашних хозяйств будут комбинироваться с большим объемом органических веществ в сточных водах для целей производства энергии, обработанные сточные воды будут использоваться для ирригации, а сельскохозяйственные отходы - для городского сельского хозяйства. - укрепление эффективных партнерств, которые охватывают национальные и местные органы управления, а также частный сектор и гражданское общество.

Аналитический доклад «Повышение энергоэффективности зданий в Узбекистане: направления реформ и ожидаемые эффекты», ЦЭИ-ПРООН, 2014 г. - стратегия перехода к энергоэффективному строительству должна осуществляться по следующим направлениям: - совершенствование технологий при строительстве и реконструкции зданий; - совершенствование норм и стандартов в строительстве зданий; - углубление институциональных реформ и создание стимулов в обеспечении энергоэффективности зданий.

Таблица 2. Международные подходы оценки устойчивости урбанизированных территорий

Ключевой индикатор ОЕИ ЕАОС ЕФ МСМЭИ ЦНПООН

Доступ к питьевой воде + +

Выбросы в воздух + +

Качество воздуха + + + +

Валовый городской продукт +

Потребление энергии + + +

Зеленные зоны + +

Цены на жилье +

Детская смертность +

Бедные домохозяйства + +

Плотность населения +

Рост населения + +

Цена воды +

Качество питьевой воды + +

Отношение ренты к доходам +

Безопасность + + +

Виды транспорта + + +

Производство отходов + +

Очистка воды + + +

Потребление воды + + + +

вой практике используются различные подходы к выбору и оценке индикаторов (таблица 2). Система ключевых индикаторов устойчивого развития для урбанизированных центров дает представление о состоянии окружающей среды в городах, и позволяет анализировать отдельные городские проблемы более детально.

Выводы о необходимости использования тех или иных инструментов для Узбекистана.

Как и в других странах мира в современных условиях Узбекистана среди актуальных направлений повышения социально-экономической устойчивости национальной экономики рассматриваются вопросы социально-экономического развития регионов во взаимоувязке с экологическими факторами. В этом плане все больше возрастает проблема урбанизации территорий.

Выводы и рекомендации. На основании изучения мировой практики приоритетными задачами для Узбекистана в области мер, направленных на развитие в урбанизированных территориях, могут быть:

1. Переход на путь низкоуглеродного, энергоэффективного и энергосберегающего развития. При этом в качестве основных направлений следует выбрать мероприятия по сокращению выбросов при сжигании топлива в энергетическом

секторе, на транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве. Для реализации этой задачи существует несколько направлений возможных действий: повышение энергоэффективности, развитие возобновляемых источников энергии, в частности солнечной энергии, рациональное использование природного газа.

2. Первостепенными мерами урбанизированных территорий Узбекистана должно быть: формирование зеленых зон, парков, и водоемов; строительство энергосберегающих сооружений и зданий, отвечающих требованиям норм городских застроек; внедрение современных ресурсосберегающих технологий в производственный процесс, реконструкция сооружений системы очистки питьевой воды, развитие общественного транспорта, утилизация отходов и пр.

К примеру для г. Ташкента в качестве индикаторов можно использовать: площадь зеленных зон на душу населения, площадь парков на 1 городского жителя, количество хвойных деревьев с возрастом более 10 лет, приходящаяся на 1 кв.м территории, уровень обеспеченности городского транспорта (автобусы, метро) на 10 тыс. чел. и пр., степень пропускной способности городских дорог, приходящаяся на 10. тыс. чел. Для крупных городов Узбекистана среди наиболее значимых

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

индикаторов можно выделить: обеспеченность населения питьевой водой, наличие и протяженность канализационных сетей, удельный вес территории, отведенной под зеленные насаждения, длина уличных лотков, степень использования энергосберегающих ламп уличного освещения, доля утилизации пищевых и бытовых отходов и пр.

Как показывает мировой опыт меры и программы по развитию урбанизации целесообразно объединять в комплексные стратегии, что предупреждает дублирования усилий и неэффективного использования финансовых средств. При этом эффективным организационным методом

является повышение степени участия предпринимателей, общественности, местных сообществ и других заинтересованных сторон.

Обозначения: «плюс» означает использование того-или иного индикатора в международных подходах оценки устойчивости урбанизированных территорий; ОЕИ - общие европейские индикаторы; ЕАОС - Европейское агентство по окружающей среде; ЕФ - Европейский фонд улучшения условий проживания и работы; МСМЭИ - Международный совет по местным экологическим инициативам; ЦНПООН - центр Объединенных Наций по населенным пунктам.

Список литературы:

1. Бобылев С.Н., Кудрявцев О.В., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития для городов / Ж.: Экономика региона, №3, 2014 г.

2. Повышение устойчивости городов к бедствиям. Справочник для руководителей местных органов власти / Разработан в рамках Всемирной компании на 2010-2015 гг.: «Обеспечение устойчивости городов: мой город готовится!». Женева, 2012 г.

3. Бобылев С.Н. и др. Цели устойчивого развития ООН и России Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2016 г.

4. Давыдова А. Как Гамбург стал одной из экостолиц Европы, и что из этого получилось / Ж.: Экология и право, 2015 г.

5. Фэнган У. Исследование устойчивого развития процесса урбанизации в Китае / Ж.: Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 4 (40) 2015 г.

6. Урбанизация и устойчивое развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе: связи и последствия для политики / Организация Объединенных Наций: Экономический и Социальный Совет. 2017 г.

7. Экологическая стратегия города Москвы на период до 2030 года / Электронный источник: https://eco.mos.ru/upload_local/iblock/3de/ 3de069082d6e1053afd83a1d6404e22 c/prilozhenie_k_proektu_postanovleniya_pravitelstva_moskvy_ekol.strateg._.pdf

8. Города и изменение климата: направления стратегии / Глобальный доклад о населенных пунктах 2011 года. Программа ООН по населенным пунктам. ООН-Хабитат, Вашингтон, 2011 г.

9. Катцов В. М., Кобышева Н. В. И др. Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). - Москва: ДАРТ, 2011 г.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 8(128)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.