Научная статья на тему 'Инновационные процессы в сфере образования на основе информационных технологий обучения'

Инновационные процессы в сфере образования на основе информационных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Владимир Григорьевич

Рассмотрены современные процессы в сфере образования на основе информационных технологий подготовки конкурентоспособных специалистов. Информатизация, как процесс перехода от индустриального общества к информационному, характеризуется резким перераспределением трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных услуг. Обращено внимание на проблему обеспечения сферы образования теорией и методикой как разработки, так и эффективного применения новых средств информационных технологий обучения в учебных заведениях российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в сфере образования на основе информационных технологий обучения»

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Инновационные процессы

в сфере образования на основе информационных технологий обучения

В. Г. Климов,

к. п. н.,

зав. учебно-исследовательской лабораторией информационной безопасности, механико-математический факультет, Пермский государственный университет почетный нефтяник России

Рассмотрены современные процессы в сфере образования на основе информационных технологий подготовки конкурентоспособных специалистов. Информатизация, как процесс перехода от индустриального общества к информационному, характеризуется резким перераспределением трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных услуг. Обращено внимание на проблему обеспечения сферы образования теорией и методикой как разработки, так и эффективного применения новых средств информационных технологий обучения в учебных заведениях российского общества.

По результатам научно-образовательных прогнозов XXI в. должен ознаменоваться интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информационных технологий. Это должно проявиться в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении инновационных и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики уже в настоящее время заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информационные технологий охватили и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется, завершается этап неуправляемой информатизации. Управляемая составляющая, которая реализовывалась в основном в образовании, в промышленности и в административном управлении, оказалась явно недостаточной из-за малых финансовых средств, но в целом современный уровень информатизации позволяет констатировать, что начало следующего века станет точкой перехода из века энергетики в век информатики. Использование волоконно-оптических линий и сетей кабельного телевидения позволяет на одной и той же базе обеспечить передачу речи, видеосигнала, данных, служебной информации и тем самым обеспечить вхождение каждого пользователя

The modern processes in sphere of formation are considered on the basis of information technologies of preparation of the competitive experts. The information, as process of transition from an industrial community to information, is characterized by sharp redistribution of a manpower from sphere of material manufacture in sphere of information services. The attention to a problem of maintenance of sphere of formation by the theory and technique both development, and effective application of new means of information technologies of training in educational institutions of the Russian community is inverted.

как в российское, так и в мировое информационное пространство.

К основным инновационным процессам в сфере российского образования следует отнести следующие факторы и предпосылки:

1. Принятие единой системы программно и аппаратно совместимых средств вычислительной техники и техники связи, используемой в непрерывном учебном процессе. Это требует сертификации используемых средств учебного назначения и реализации программы по созданию сертификационных центров и эффективному их использованию.

2. Подключение образовательных организаций к единой цифровой сети в последующим выходом в Интернет. Решение этой задачи в значительной степени реализуется в настоящее время в высшем образовании и сдерживается в школьном образовании по финансовым причинам, а также и по причине сложности ее реализации для отдаленных районов.

3. Формирование единой информационной среды непрерывного образования с созданием баз данных по направлениям и специальностям подготовки, которые бы включали в себя методические документы, энциклопедии, справочники, учебники и учебные пособия, а также дополнительные средства, поддерживающие учебный процесс. Актуальным является представление в международной сети наших достижений и возможностей. Необходима организация обмена информацион-

ными ресурсами российской образовательной системы с международной.

4. Совершенствование инструментальных средств непрерывного образования, ориентированных на ускоренное освоение материала и приобретение устойчивых навыков обучаемых, а также преследующих цели индивидуального обучения. Сюда можно отнести перспективные программные оболочки по разработке компьютерных учебников и методических материалов, программные и аппаратные средства создания компьютерных обучающих систем, средства технологии разработки мультимедиа продуктов, геоинформационных систем.

5. Организация инфраструктуры информатизации образования как составной части информатизации общества в целом. Эта структура должна обеспечить создание новых, тиражирование и внедрение существующих информационных технологий в непрерывное образование.

По источникам научной литературы в процессе реализации инновационных технологий подготовки конкурентоспособных специалистов на основе информационных технологий необходимо учитывать ряд принципиальных позиций:

• эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ инновационных информационных технологий, а именно, возможность наглядного, динамичного представления информации с использованием изображений и звука, применения удаленного доступа к информационным ресурсам;

• непрерывность и преемственность компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского;

• непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех предметов и дисциплин учебного процесса;

• обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого в сочетании с возможностью их коллективной деятельности на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем;

• создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе компьютерных технологий;

• формирование и реализация региональных научно-технических программ с долевым федеральным и местным бюджетным финансированием при дополнительном использовании внебюджетных средств.

Переход России к рыночной экономике потребовал развития соответствующего информационного обеспечения. Постепенно в российском обществе формировался рынок, в котором информация выступает как ресурс, имеющий коммерческий характер. Наряду с производством систем и средств информатики большое место в настоящее время занимают и информационные услуги, на базе самоокупаемости, интенсивно развивается инновационная отрасль связи. Телефония, радиовещание, телевидение работают с использованием различных типов каналов свя-

зи. Компьютерная техника прочно вошла в быт и используется как в образовании, так и в воспитании подрастающего поколения.

Информатизация, как процесс перехода от индустриального общества к информационному, характеризуется резким перераспределением трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных услуг. Ожидается, что соотношение работников, занятых в этих сферах, изменится от 3:1 (середина текущего века) к 1:4 (2007 г.). В ряде стран суммарные расходы на компьютерную технику, телекоммуникации, электронику превысили расходы на энергетику, а поэтому, рассматривая проблему инновационного развития образования, нам необходимо исходить из будущего, поскольку только логически разработанная картина будущего может помочь познать настоящее. Проблема становления информационного общества и составляющая ее проблема информатизации образования должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с проблемой будущего устойчивого развития российского общества. Инновационная модель образовательной системы должна быть сформирована с учетом адаптации образования к модели устойчивого развития цивилизации, а отсюда вытекает проблема опережающего развития образовательной системы, которая должна удовлетворять потребностям будущего информационного российского общества.

Возможности инновационных технологий на основе информационных подходов к образованию определяются современными достижениями информатики и методологией их использования в обучении. Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности выпускников учебных заведений к жизни и к труду в обществе XXI века. Учитывая, что уже в настоящее время скорости преобразования инновационных технологий производства опережают темпы смены поколений, оказывается необходимым не только совершенствование и дополнительная подготовка, но и неоднократное освоение инновационных видов деятельности в течение трудовой жизни. Поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру. Освоение новой информационной культуры может в значительной степени реализовываться за счет внедрения в учебный процесс, управление образованием и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий. Прежде всего, следует обратить особое внимание на проблему обеспечения сферы образования теорией и методикой как разработки, так и эффективного применения инновационных средств информационных технологий. В рамках указанных технологий в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов уже в настоящее время получили в учебных заведениях России широкое применение современных средств и методов педагогической деятельности на основе информационно-коммуникационных подходов к обучению, к которым можно отнести:

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

• компьютерные программы и обучающие системы с использованием компьютерных средств и методов обучения, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, электронные системы тестирования знаний и квалификации;

• системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с применением видеотехники, накопителей на СD-ROM и реализуемые на ПЭВМ;

• интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях с использованием компьютерного моделирования сложных технических и производственных ситуаций;

• информационные среды на основе баз данных и баз знаний, электронных библиотек, локальных и глобальных сетей, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;

• электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить производство электронных учебных пособий и документов на различных компьютерных носителях информации;

• геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных, в результате чего удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации;

• системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении информации, от искажений при передаче информации, от подслушивания и атаки компьютерных вирусов).

Создание инновационной информационной среды непрерывного российского образования требует и решения ряда методических и организационных проблем, в том числе следующих: совершенствование инструментальных средств непрерывного образования, ориентированных на ускоренное освоение материала и приобретение устойчивых навыков обучаемых, а также преследующих цели индивидуального обучения; организация инфраструктуры информатизации образования как составной части информатизации общества в целом.

Выводы. В современных российских рыночных условиях развитие информационного общества выступает основным инновационным источником приобретения дополнительных возможностей расширения сферы деятельности человека. Если учитывать тот факт, что высшая форма информационных ресурсов в контексте экономически целесообразного их использования — это знания, то для любого общества выбор и обоснование методов внедрения этих знаний в социально-экономическую среду через системы и методы образования является актуальной задачей российского общества. Более того, тенденции развития современного производства, науки, экономики требуют обеспечения их специалистами, подготовленными в области практического применения инновационных технологий, основанных на современных информационных системах и программах.

ДНИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ-2007

В период 22-25 мая 2007 года в Москве, на Всероссийском выставочном центре пройдет традиционный форум «Дни малого и среднего бизнеса России», организатором которого являются Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и ОАО «Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» при активном участии федеральных округов и регионов России.

Главная цель форума — содействие налаживанию кооперационных и межрегиональных связей, активизация инициативы и деловых контактов, обмен опытом развития предпринимательства в различных регионах России, рассмотрение опыта, проблем и перспектив венчурного финансирования малых предприятий.

В программе «Дней малого и среднего бизнеса России-2007»:

• Федеральная выставка-ярмарка продукции предприятий малого и среднего бизнеса, в рамках которой будут сформированы тематические разделы «Оборудование для малого и среднего бизнеса», «Услуги малого бизнеса».

• Специализированные экспозиции «Лучшие товары малых предприятий Турции», «Деловая пресса России».

• Выставка «Малый инновационный бизнес Москвы».

• Конференции, семинары, презентации инновационных разработок и технологий, товаров народного потребления, новых видов услуг для населения, консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности.

• Подведение итогов конкурсов: «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» — по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого соответствующих условий (проводится Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), «Лучшие образцы продукции предприятий малого и среднего бизнеса», «Лучший инновационный проект», «Лучшие в России, Москве, Подмосковье» (организации, предприниматели, товары)

Исполнительная дирекция:

Тел: + 7 (495) 981 9252, 981 8220, факс: +7 (495) 981 8221 http://www.vvcentre.ru e-mail: granat@vvcentre.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.