Кудрявцева С.С.1
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОПК
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) аккумулировал в себе лучшую часть производственных фондов, научно-технической базы, кадровых ресурсов страны. Преобразование экономики в значительной мере зависит от инновационных процессов в оборонно-промышленном комплексе, включающих фундаментальные и прикладные исследования, конструкторские разработки, маркетинг, производство и сбыт.
Эксперты 81РШ отводят России второе место среди крупнейших мировых экспортеров конвенционального (обычного) оружия по итогам периода 2005-2009 гг. По их подсчетам, доля России на глобальном рынке неядерных вооружений составила 23%. Лидирующим экспортером оружия по-прежнему остаются США (30%), третье место занимает Германия (11%). А в число крупнейших импортеров вооружений входят Китай, Индия, Южная Корея и ОАЭ.
Ежегодный экспорт российского оружия оценивается в 7-8 млрд. долларов. Солидная доля азиатского рынка вооружений приходится на Россию2. В список 20 ведущих оружейных компаний мира вошло российское предприятие ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», производящее системы противовоздушной и противоракетной обороны.
Однако успехи России на внешних рынках сочетаются с громкими провалами внутри страны в деле перевооружения. Так, по данным Счетной палаты, Государственный оборонный заказ (ГОЗ) в 2009 году по объему заданий выполнен на 41,9%, а по объему работ — на 64,9%. При этом аналогичные показатели для фундаментальных и прогнозных исследований в интересах Министерства обороны России составили 14,3% и 48,3% соответственно3.
Несмотря на возрастающие из года в год экспортные показатели (далекие пока от уровня 1980-х годов), на инновационные процессы в оборонных отраслях оказывает негативное влияние ряд проблем:
- старение производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает денежных средств;
- увеличение среднего возраста сотрудников оборонных предприятий;
- недостаточное финансирование НИОКР оборонной тематики за последние 15 лет, приводящее к проблемам с разработкой и выпуском в России вооружений и военной техники новых поколений;
- усиление экспортной ориентации производства российских вооружений и военной техники за последние 10 лет.
Если эти проблемы не будут решены в ближайшее время, российская оборонная промышленность рискует оказаться неконкурентоспособной в производстве военной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Сегодня в комплексе занято не более 1,7 млн. человек. На предприятия ОПК приходится около 5-6% промышленного производства страны, а доля оборонной промышленности в ВВП России упала до 3-4%. Тем не менее, ОПК по-прежнему представляет собой наиболее наукоемкий сектор экономики страны и пока сохраняет накопленный научно-производственный потенциал.
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции предприятий ОПК Минпромторга России невелика и за последние 3 года практически не изменилась (13,8-13,9%)4.
Как видно из рис. 1, в отраслевом разрезе наибольшее значение этого показателя зафиксировано в 2008 г. в авиационной промышленности. Что касается динамики, то в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом в промышленности обычных вооружений этот показатель незначительно сократился, а по прогнозу на 2010 г. - незначительно возрос. Наибольшее значение этого показателя в этой отрасли ОПК, а также по ОПК в целом зафиксировано в 2007 г. (34,5%). Остальные отрасли также демонстрируют незначительное снижение или рост этого показателя за последние 3 года.
Наибольшая доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции ОПК зафиксирована в авиационной и в судостроительной промышленности, наименьшая - в промышленности боеприпасов и спецхимии. В судостроительной промышленности прогнозное значение этого показателя в 2010 г. немного выше. Подобная динамика объясняется спецификой развития каждой отрасли ОПК, например, в судостроении жизненный цикл продукции гораздо длиннее, чем, например, в радиоэлектронной промышленности. Доля инновационной продукции в общем объеме научной продукции ОПК гораздо выше аналогичного показателя в промышленности и составляет 44-45%.
1 Кудрявцева Светлана Сергеевна - к.э.н., заместитель руководителя Центра стратегического развития ЦНИИ судостроительной промышленности Центр», e-mail: [email protected], [email protected]. Область научных интересов: инновационное развитие, механизмы управления предприятиями, стратегии развития отраслей промышленности и регионов, государственно-частное партнерство.
Тематика организации: ФГУП ЦНИИ «Центр» - один из ведущих научно-исследовательских институтов, специализирующихся на создании информационно-аналитических систем для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и промышленных предприятий. Кроме того, в институте проводятся исследования в области экономики оборонно-промышленного комплекса, реального сектора, институциональных преобразований, проектирования промышленной политики и т.д.
2 SIPRI Yearbook 2010.
3 По материалам Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru
4 Здесь и далее используются данные организаций ОПК Минпромторга России. Не учтены предприятия ОПК Минобороны России, Роскосмоса, Росатома, Ростехнологии.
35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0
0,0 Промышленность боеприпасов и спецхимии Промышленность обычных вооружений Авиационная промышленность Судостроительная промышленность Радиоэлектронная промышленность
□ 2007 г. 7,6 34,5 11,9 11,7 24,9
□ 2008 г. 9,2 22,9 22,5 8,6 25,6
□ 2009 г. 11,9 20,1 23,9 11,4 22,8
□ 2010 г., прогноз 11,0 20,4 24,0 12,2 22,5
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 1.
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции ОПК
Как видно из рис. 2, в отраслевом разрезе доля инновационной продукции в общем объеме научной продукции ОПК за последние 3 года изменялась незначительно, за исключением радиоэлектронной промышленности, которая демонстрирует рост около 5%. Наибольшие значения этого показателя наблюдаются в промышленности обычных вооружений (73%), на 9% отстает промышленность боеприпасов и спецхимии, наименьшее значение в 2009 г. с небольшим ростом (2,8%) прогнозного значения в 2010 г. - в судостроительной промышленности.
80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0
0,0 Промы шленность боеприпасов и спецхимии Промышленность обычных вооружений Авиационная промышленность Судостроительная промышленность Радиоэлектронная промышленность
□ 2007 г. 66,5 66,0 47,8 16,2 32,7
□ 2008 г. 66,1 70,2 43,4 14,8 35,2
□ 2009 г. 65,1 73,6 45,6 14,0 40,7
□ 2010 г., прогноз 64,7 73,8 42,1 16,8 54,1
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 2.
Доля инновационной продукции в общем объеме научной продукции ОПК
Рассмотрим, какие инновации и в каком объеме производят предприятия ОПК. Как видно из рис. 3, наибольший объем производства инноваций приходится на авиационную промышленность (47,6), наименьший - на промышленность боеприпасов и спецхимии (16%).
Основными видами инноваций в ОПК являются продуктовые и процессные инновации. При этом продуктовые инновации - это готовая продукция, различные образцы или модели готовых изделий, например, суда, комплектующие, металлоконструкции и др., процессные - новые технологии обработки и проектирования, автоматизированные процессы и производства и др.
Не слишком пристальное внимание уделяется организации производства - доля организационных инноваций на предприятиях ОПК хоть и не числится в «отстающих», но и не является приоритетной.
Доля экологических инноваций незначительна. К этому виду инноваций предприятия относят, в основном, реконструкцию очистных сооружений и различные виды обезвреживаний, вторичную переработку сырья и др.
Как известно, основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие существенно, так как
на практике инновации часто определяются, как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные»1. Большинство неудач с выведением инноваций на рынок объясняется тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.
с
о
45
40
35
30
25
20
15
10
50
Промышленность боеприпасов и спецхимии
Промышленность обычных вооружений
Авиационная промышленность
Суд остроитель ная промышленность
5
5
0
0
Продуктовые инновации Маркетинговые инновации Организационные инновации
Процессные инновации
Экологические инновации
Итого инноваций по отраслям ОПК, %
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 3.
Инновации в отраслях ОПК
Однако маркетинговой политике предприятий ОПК также не уделяется должного внимания, о чем свидетельствуют низкие показатели маркетинговых инноваций. По данным предприятий ОПК, маркетинговые инновации заключаются в исследовании спроса на продукцию средствами Интернет, в завоевании новых рынков сбыта путем продвижения бренда, проведения выставок и презентаций и др.
Таким образом, очевидно намерение выпускать готовую продукцию, ориентированную на экспорт и отсутствие стремления к технологической модернизации. Предприятия не заботятся о привлечении заказчиков, например, на гражданскую продукцию, а ориентируются на ГОЗ, обеспечивающий размещение заказов среди промышленных организаций и заключение контрактов на поставку вооружения с госгарантиями.
Однако и здесь не обходится без проблем: начало нового года влечет остановку работ по ГОЗ - предприятия вынуждены перезаключать договоры. Это очень осложняет работу над техникой длительного цикла производства, наиболее сложных и наукоемких видов техники (самолетов, боевых кораблей, подлодок и других систем, на производство которых требуется год и более), а также сказывается на проведении НИОКР - финансирование приходится «дробить».
Вялотекущий характер инновационных процессов подтверждается и количеством организаций ОПК, занимающихся производством инноваций: менее половины в каждой из отраслей. Лидирует по этому показателю авиационная промышленность - 47,2% организаций, в судостроении и промышленности обычных вооружений - по 19,1%, на последнем месте находятся организации промышленности боеприпасов и спецхимии - 14,6% (рис.4).
При этом большинство оборонных предприятий занимаются либо производством только продуктовых инноваций, либо 4 видов инноваций. Наибольшее число организаций (11,5%), занимающихся производством всех видов инноваций, наблюдается в промышленности боеприпасов и спецхимии, наименьшее (2,9%) - в промышленности обычных вооружений, в судостроении нет ни одной такой организации. Только маркетинговые инновации производят 3,8% организаций промышленности боеприпасов и спецхимии, только организационные - 2,4% предприятий авиационной промышленности. Такая картина свидетельствует практически об отсутствии инновационных процессов в этих организациях.
1 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Питер, 1999.
559
2 45
та
* ^ 40 1= »
° <2 35 1 ! * 30
И I 25 | М 20
-г О) I
15 10 5 0
СО ^ :
^ т
о §
45
40
35 '5 ¡5 ^ £
30 25 20 15 § £
I £0
10 £Н О. о
5 О £ 0
а
О
^ 5
5-
Организации Организации Организации авиационной Организации
промышленности промышленности обычных промышленности судостроительной
боеприпасов и спецхимии вооружений промышленности
Только продуктовые инновации Только процессные инновации
I-1 Только маркетинговые инновации I-1 Только организационные инновации
Нб видов (все виды) инноваций |-14 вида инноваций
|-13 вида инноваций |-12 вида инноваций
Итого организаций ОПК, производящих инновации
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 4.
Организации ОПК, производящие инновации
Как видно из рисунка 5, численность персонала научных организаций отраслей ОПК за последние 3 года практически не изменилась. В период кризиса 2008 г. она незначительно снизилась в отрасли боеприпасов и спецхимии, авиационной и радиоэлектронной промышленности, небольшой роста этого показателя в отмеченный период зафиксирован в судостроении и в промышленности обычных вооружений. Наибольшая численность персонала научных организаций наблюдается в радиоэлектронной промышленности, наименьшая - в судостроении. За 6 месяцев 2010 г. численность персонала научных организаций возросла во всех отраслях ОПК.
35,00
30,00
25,00-
20,00
15,00
10,00-
5,00
0,00- Боеприпасы и спецхимия Промышленность обычных вооружений Авиационная промышленность Судостроительная промышленность Радиоэлектронная промышленность и системы управления
□ 2007 г. 21,98 14,90 21,80 17,17 31,94
□ 2008 г. 21,89 16,30 21,25 17,54 31,54
□ 2009 г. 23,10 18,10 22,08 17,89 33,72
□ 6 мес. 2010 г. 23,41 19,77 22,76 17,89 33,85
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 5.
Численность персонала научных организаций отраслей ОПК, в % от общей численности персонала отраслей ОПК
Численность научных организаций ОПК по сравнению с 2007 г. немного сократилась, но в последние годы остается на одном уровне - 40,5% (рис. 6).
Как видно из рисунка 7, наибольшая численность научных организаций зафиксирована в радиоэлектронной промышленности.
Приблизительно на одном уровне рассматриваемый показатель зафиксирован в авиационной промышленности и промышленности обычных вооружений - 45 и 42% соответственно, а также в промышленности боеприпасов и спец-
химии и судостроительной промышленности - 24 и 26% соответственно. Кроме того, численность организаций в отраслевом разрезе за период 2007-2009 г. (и прогнозные значения на 2010 г.) изменялась незначительно.
43,54342,54241,54140,54039,539-
43,35
40,58
40,5
40,5
2007 г.
2008 г.
2009 г.
6 мес. 2010 г.
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 6.
Численность научных организаций ОПК, в % от общей численности организаций ОПК
Как видно из проведенного анализа, в ОПК наиболее динамично инновационные процессы протекают в радиоэлектронной промышленности, наименее - в судостроительной промышленности. Однако в целом продвижению инноваций оборонные предприятия уделяют не слишком пристальное внимание, хотя их первостепенная роль в этом очевидна. Для активного вовлечения оборонных предприятий в инновационные процессы необходимо следующее:
• технологическая модернизация производства;
• обеспечение кадрового потенциала для научно-технической и инновационной сферы ОПК, включая подготовку управленческих кадров;
• создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;
• повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие инноваций;
• совершенствование механизмов управления инновациями в ОПК;
• поддержка «трансфера технологий» между военным и гражданским секторами экономики;
• проведение маркетинговой политики, ориентированной на привлечение новых заказчиков на инновационную продукцию на внутреннем рынке.
60п Л
50
40
30
20
10-
0 Л
Промышленность боеприпасов и спецхимии
Промышленность
_ Авиационная
обычных
промышленность
вооружении
□ 2007 г. 25,37 43,36 48,18 30,96 50,67
□ 2008 г. 24,79 43,63 46,87 31,33 45,35
□ 2009 г. 24,59 42,98 47,98 26,63 46,28
□ 6 мес. 2010 г. 24,8 42,47 45,16 26,94 46,7
Судостроительная Радиоэлектронная промышленность промышленность
Источник: составлено по данным ФГУП «ЦНИИ «Центр»
Рисунок 7.
Численность научных организаций отраслей ОПК, в % от общей численности организаций отраслей ОПК
Предприятиям ОПК необходимо также использовать возрастающее сегодня внимание законодательной и исполнительной власти к протекающим инновационным процессам и обеспечить более существенную поддержку госу-
дарства, а также принятие законов, предоставляющих гарантии и стимулы для отечественных и зарубежных инвестиций в инновации.
Питов В.А.
к.х.н., генеральный директор НП «Интелл-Защита»
Линник Л.Н.
доктор гражданского права ЕАЕН, профессор, евразийский патентный поверенный
Питов А.В.
консультант НП «Интелл-Защита.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛНОЦЕННОЙ ЗАЩИТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационное развитие России для решения задач модернизации представляется безальтернативным. Естественно, что продвижение на этом пути, прежде всего, связано с новыми техническими решениями, основанными на научных достижениях. При этом для страны более выгодно, чтобы большинство внедряемых технических решений были отечественными.
Результаты научных исследований и технические решения являются интеллектуальной собственностью. Защита интеллектуальной собственности имеет большое значение для инновационного развития, т. к. повышает заинтересованность авторов в ее реализации и развитии. Кроме того, защита интеллектуальных прав содействует развитию конкурентной среды, адекватному функционированию рыночных механизмов и эффективной коммерциализации.
Создание и развитие интеллектуальной собственности можно представить следующим образом:
формулирование задачи ^ идея решения ^ решение ^ осуществление решения ^ развитие.
Все указанные этапы, так или иначе, представляют собой результаты интеллектуальной деятельности (РИД) или, другими словами интеллектуальную собственность. На каждом из указанных этапов возможна и целесообразна защита этой интеллектуальной собственности. Эта защита возможна с помощью использования норм авторского и патентного права или их комбинации. Такая защита будет способствовать повышению ответственности авторов и, как следствие, повышению качества труда. Персонализация результатов труда будет также служить профессиональной аттестацией авторов и способствовать их продвижению.
На этапе формулирования задачи возможна защита нормами авторского права. Обычно это целесообразно в случае составления технического задания, которое, как правило, представляет собой значительный творческий труд. В данном случае официальный документ организации уже является достаточным основанием для фиксации авторских прав, если, конечно в нем отражен творческий вклад авторов. Однако это не исключает депонирования документа в третьих специализированных и независимых организациях. Это может быть целесообразно для авторов с целью отражения их творческого вклада и для организации с целью определенной защиты их прав.
Не менее важна на наш взгляд защита прав авторов на идеи решения задачи. Как минимум идею можно защитить в форме ее описания, т.е. защитить, как творческое произведение малого формата. В данном случае она будет защищена правом авторства на нее с регистрацией его приоритета. В результате такой защиты автор получает следующие права: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, исключительное право на описание вашей идеи, как на произведение.
Защита идеи имеет принципиальное значение, т.к. защищает источник будущего, более проработанного решения. Именно от точности назначения, значимости идеи зависит во многом судьба будущего проекта. Персонализация идеи придает ей большую ценность и значение. Авторство блестящих и рабочих идей служат качественной характеристикой и аттестацией их авторов.
Для лучшей защиты идеи ее изложение следует осуществлять по определенной форме, отражающей ее сущность. Такой формой может быть, например, отображение основных новых элементов идеи. В качестве такой формы можно избрать форму изложения сходную с формулой изобретения, где отражаются основные элементы (существенные признаки) решения с разделением их на новые и известные. Такое изложение позволит точно отразить творческий вклад автора и надежно защитит авторство идеи от посягательств.
Возможность фиксации авторства идей и их регистрация придаст идеям большую ценность и будет способствовать притоку новых конструктивных идей. Генерация новых конструктивных идей, их обсуждение и отбор будет способствовать формированию рынка идей, что особенно необходимо для модернизации экономики и общества.
В настоящее время в обществе, науке и технике прослеживается явный недостаток новых конструктивных идей. Встречаются мнения, что новых идей вообще нет, а есть только вариации старых. Но это не так. Новые идеи есть. Но нужна система их выявления и отбора. Существующая система публикаций способствует продвижению только уже проработанных решений. В результате этого многие хорошие и перспективные идеи гибнут, т. к. у авторов нет возможности их развития и разработки.
Предлагаемые способы защиты идей способствуют возникновению новых конструктивных идей, их конкуренции, отбору и, наконец, формированию рынка идей.