Научная статья на тему 'Инновационные процессы в издательском деле как предмет научного дискурса'

Инновационные процессы в издательском деле как предмет научного дискурса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КНИГОИЗДАНИЕ / PUBLISHING / INNOVATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / BOOK PUBLISHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Лариса Анатольевна

В статье рассмотрены основные темы научного дискурса, связанного с внедрением инноваций в издательское дело. Изложены основные теоретические положения и идеи авторов, изучавших инновационные процессы в книгоиздании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES IN PUBLISHING BUSINESS AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC DISCOURSE

The article discusses the main topics of scientific discourse related to the introduction of innovations in publishing. The basic theoretical positions and ideas of the authors who have studied innovative processes in book publishing are presented.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в издательском деле как предмет научного дискурса»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019

УДК 655.4/.5

Зайцева Лариса Анатольевна, старший преподаватель кафедры рекламы и издательского дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

e-mail: bv.10@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

В статье рассмотрены основные темы научного дискурса, связанного с внедрением инноваций в издательское дело. Изложены основные теоретические положения и идеи авторов, изучавших инновационные процессы в книгоиздании.

Ключевые слова: издательское дело, инновация, инновационные технологии, книгоиздание.

Zaitseva Larysa, Senior Lecturer, Department of Advertising and Publishing, KFU named V.I. Vernadsky

e-mail: bv.10@mail.ru

INNOVATIVE PROCESSES IN PUBLISHING BUSINESS AS A SUBJECT

OF SCIENTIFIC DISCOURSE

The article discusses the main topics of scientific discourse related to the introduction of innovations in publishing. The basic theoretical positions and ideas of the authors who have studied innovative processes in book publishing are presented.

Keywords: publishing, innovation, innovative technologies, book publishing.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019

В современных условиях роль инновационных технологий в издательском деле возрастает многократно. Инновации являются ведущим фактором развития издательско-полиграфической отрасли. Без поиска нового в книжном деле невозможно адекватно реагировать на вызовы времени. Задача издателей состоит в том, чтобы искать и находить нестандартные способы организации читателей, формирования интереса к книге, а также инновационные формы самой книги.

Инновационные технологии в издательском деле следует рассматривать в различных аспектах:

- новые технологии выпуска книги и процесса печати;

- инновационные формы книги (мультимедийные издания, гейм-буки, арт-буки и пр.);

- инновационные формы редакторской, допечатной подготовки изданий;

- инновационные маркетинговые методы формирования спроса на литературу, книгораспространения, организации продаж (литературные кафе, интернет-магазины и пр.).

В научной литературе теме инноваций в книгоиздании уделялось большое внимание. В монографиях, учебных пособиях и статьях рассматривались различные аспекты инновационного развития в книжном деле, анализировались новые подходы к редакционно-издательской подготовке, печатному исполнению и распространению книжной продукции.

Прежде всего, следует выделить работу В. А. Студенецкой, которая проанализировала документы, формирующие национальную инновационную систему Российской Федерации. На их основе осуществляется инновационная деятельность всех субъектов рынка, в том числе в сфере издательского бизнеса [10].

Методологический характер носит статья Е. В. Вовк и Л. В. Савченко «Инновационный характер развития издательского дела на современном этапе». В ней раскрываются понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс». Авторы делают вывод, что

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 «...появление электронных книг и новых технологий печати и форматов издания сформировали новую философию развития издательской отрасли, сменив ее сущностное наполнение и обосновав ее ориентацию на инновационное изменение. Таким образом, достижения технического прогресса на сегодняшний день и кардинальное обновление технологического процесса книгоиздания являются возможностью и условием для реагирования на быстрые изменения в сферах культуры чтения и потребления книги» [2].

Статья А. А. Рыбалко и С. Н. Соловьевой посвящена вопросам внедрения инновационных подходов к организации книгоиздания [9, 89-95]. После краткого экскурса в историю инноваций в издательском деле авторы привели и проанализировали конкретные примеры внедрения новшеств в издательский процесс, акцентировав внимание на использовании цифровых возможностей и онлайн-поддержке печатных публикаций. В качестве примера печатной книги с цифровыми функциями приводится «Магия реальности» британского ученого и популяризатора науки Ричарда Докинза. Книга предназначена для детей, содержит различные иллюстрации. Специально для книги было опубликовано приложение для iPad с играми для детей и родителей.

В статье А. О. Тепляковой проанализирована практика краудфандинга -совместного финансирования издательских проектов [11]. Термин краудфандинг предполагает коллективное сотрудничество разных людей, добровольно объединяющих свои ресурсы для финансирования или поддержки других людей. Данный процесс осуществляется посредством сети Интернет. Таким образом, краудфандинг является одним из способов финансирования наравне с венчурными фондами, банковскими кредитами и субсидированием.

Предметом анализа со стороны О. М. Бутусова стали технологии форсайта и дорожного картирования как инновационные методы ведения издательского бизнеса [1, 168-172]. Статья была опубликована 5 лет назад, когда книгоиздательская отрасль России переживала глубокий кризис. Автор подчеркивает, что в сложившейся ситуации книгоиздателям не оставалось ничего другого, как применять инновационные методы анализа книжного

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 рынка и возможностей внедрения новых технологий. В качестве одной из таких инноваций О. М. Бутусов приводит Форсайт-систему методов экспертной оценки социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать влияние на экономику и общество.

В статье В. Н. Воргачева затрагиваются вопросы, связанные с коренными изменениями в технологиях издательского дела и полиграфии в контексте передового опыта подготовки кадров для книгоиздательской отрасли. Автор ссылается на опыт Рочестерского технологического института в США, в котором работает Школа печатных средств информации. Он делает вывод, что в связи с тотальным переходом технологий издательского дела и полиграфии в цифровой формат международный образовательный процесс в этих отраслях коренным образом изменяется: от подготовки инженеров - к подготовке специалистов компьютерных процессов и бизнеса [3, с. 102-105].

В работе Ф. А. Пухнатого анализируются основные тенденции управления издательскими организациями на современном этапе. Автор негативно определил внешнюю среду, влияющую на издательский бизнес, считая ее неопределенной и трудно предсказуемой. В этих условиях, по его мнению, наиболее эффективным способом реализации рыночной стратегии является интеграция, координация, согласованность действий с партнерами по бизнесу [8, с. 221-224].

М. Е. Ганова проанализировала инновационные подходы к издательской деятельности, применяемые в работе издательства «Дрофа». Она отметила, что на современном этапе издательские организации при выпуске литературы все чаще обращаются к мультимедийным технологиям. «Дрофа» также активно развивает такое направление своей деятельности, как производство обучающих компьютерных программ. «Дрофа» стало первым российским издательством учебной литературы, презентовавшим свой продукт на всемирном рынке электронного контента в AppStore [4].

Н. В. Полянскова на примере научно-практического журнала

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019 «Региональное развитие», издаваемого Самарским государственным экономическим университетом, рассмотрела вопросы функционирования электронных научных изданий на базе облачных платформ [7].

В статье Е. В. Динер рассматриваются отличительные черты электронной книги, обусловленные иным уровнем гипертекстовости и интерактивности по сравнению с традиционной книжной формой, определяется их значение для современной книжной коммуникации. Автор характеризует эти качества как проявление новой информационной культуры, как новые тенденции развития системы книги, обусловленные электронной средой и трансформирующие книжную культуру [5].

В. В. Коростелина обратила внимание на инновационные подходы к художественному оформлению детской литературы. Со ссылкой на директора издательства «РИПОЛ классик» она замечает, что «.. .истинная инновация - это не резкая смена облика книги: была бумажной, стала резиновой. Инновация -это деталь. Это то, что сегодня может быть привлекательным для покупателя. Это может быть шрифт, бумага, серия. Все яркое и неожиданное, к чему покупатель относится с позитивом» [6].

Таким образом, рассмотрев научные статьи, посвященные инновационному развитию в издательско-полиграфической отрасли, мы определили основные темы дискурса:

- правовые аспекты формирования национальной инновационной системы Российской Федерации (В. А. Студенецкая);

- теоретико-методологические вопросы развития инноваций в издательском деле (Е. В. Вовк, Л. В. Савченко, И. Е. Никулина);

- внедрение инновационных подходов к организации книгоиздания (А. А. Рыбалко, С. Н. Соловьева);

- развитие краудфандинга - совместного финансирования издательских проектов (А. О. Теплякова);

- инновационные технологии форсайта и дорожного картирования (О. М. Бутусов);

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019

- передовой опыт подготовки кадров для книгоиздательской отрасли (В. Н. Воргачев);

- основные тенденции управления издательскими организациями на современном этапе (Ф. А. Пухнатый);

- инновационные подходы к издательской деятельности, применяемые в работе издательства «Дрофа» (М. Е. Ганова);

- отличительные черты электронной книги (Е. В. Динер);

- инновационные подходы к художественному оформлению детской литературы (В. В. Коростелина).

Список источников:

1. Бутусов О. М. Применение технологии форсайт и дорожного картирования в издательском деле / О. М. Бутусов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 4. - С. 168-172.

2. Вовк Е. В., Савченко Л. В. Инновационный характер развития издательского дела на современном этапе [Электронный ресурс] / Е. В. Вовк, Л. В. Савченко // Экономические исследования и разработки. - 2018. - Режим доступа: http://edrj .га/агйс1е/03-09-2018

3. Воргачев В. Н. Завтра наступает уже сегодня / В. Н. Воргачев // Высшее образование. - 2010. - № 6. - С. 102-105.

4. Ганова М. Е. Инновационный проект издательства «Дрофа»: особенности редакционно-издательской подготовки [Электронный ресурс] / М. Е. Ганова // Вестник МГУП. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-proekt-izdatelstva-drofa-osobennosti-redaktsionno-izdatelskoy-podgotovki

5. Динер Е. В. Электронная книга как форма книжной коммуникации [Электронный ресурс] / Е. В. Динер // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - Режим доступа:

://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kniga-kak-forma-knizhnoy-kommunikatsii

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 3 (21) 2019

6. Коростелина В. В. Актуальные тенденции в художественном оформлении серий детских книг [Электронный ресурс] / В. В. Коростелина // Вестник МГУП. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-tendentsii-v-hudozhestvennom-oformlenii-seriy-detskih-knig

7. Полянскова Н. В. Перспективы развития электронных научных журналов на базе инновационных облачных программных платформ [Электронный ресурс] / Н. В. Полянскова // Региональное развитие. - 2015. -Режим доступа: https://regrazvitie.ru/perspektivy-razvitiya-elektronnyh-nauchnyh-zhurnalov-na-baze-innovatsionnyhoblachnyh-programmnyh-platform/

8. Пухнатый Ф. А. Современные тенденции управления издательскими организациями / Ф. А. Пухнатый // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 3. - С. 221-224.

9. Рыбалко А. А., Соловьева С. Н. Инновационный подход в современном книгоиздании / А. А. Рыбалко, С. Н. Соловьева // Территория науки. - 2016. - № 6. - С. 89-95.

10. Студенецкая В. А. Основы законодательства, регламентирующего построение национальной инновационной системы России [Электронный ресурс] / В. А. Студенецкая // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-zakonodatelstva-reglamentiruyuschego-postroenie-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy-rossii

11. Теплякова А. О. Применение краудфандинга в издательском деле [Электронный ресурс] / А. О. Теплякова // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2017. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kraudfandinga-v-izdatelskom-dele

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.