Научная статья на тему 'Инновационные проекты в развитии производственных комплексов кризисных территорий (на примере Архангельской области)'

Инновационные проекты в развитии производственных комплексов кризисных территорий (на примере Архангельской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко Владимир Ильич, Куценко Светлана Юрьевна

Рассматриваются возможности реализации инновационных методов развития промышленных комплексов кризисных территорий на примере Коношского муниципального района Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities application of innovation methods to development of industrial complexes of crisis territories based on an example of the Konoshskiy municipal region of the Arkhangelsk Region are consider

Текст научной работы на тему «Инновационные проекты в развитии производственных комплексов кризисных территорий (на примере Архангельской области)»

УДК 338.242.4

В.И. Павленко, С.Ю. Куценко

Инновационные проекты в развитии

производственных комплексов кризисных территорий

(на примере Архангельской области)

Влияние мирового финансово-экономического кризиса, системные проблемы в различных сферах жизнедеятельности общества предопределили необходимость перехода экономики России на качественно новый уровень развития, предполагающий активизацию инновационной деятельности в регионах. Особое значение приобретает поиск инновационных методов развития хозяйственной деятельности для депрессивных и кризисных территорий.

Для обеспечения комплексного социально -экономического развития низовых административно-территориальных районов, городских и сельских поселений представляется необходимым широко использовать мероприятия с экономическими, финансовыми, технологическими и социальными действиями инновационного характера, обеспечивающие устойчивость и самостоятельность их развития. Важным является также дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в направлении обеспечения участия органов местного самоуправления в осуществлении инновационной деятельности (Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 г.).

Муниципальные образования (МО), несомненно, заинтересованы в стимулировании нововведений в сфере малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес, в свою очередь, очень восприимчив к нововведениям, так как это повышает его конкурентоспособность, обеспечивает условия для «выживания». Решающее условие эффективного внедрения инноваций - снижение налогового бремени.

Особое значение имеют инновации, направленные на повышение эффективности использования недвижимости МО.

На муниципальном уровне эффективное воздействие на развитие промышленного комплекса возможно лишь посредством поддержки конкретных проектов, направленных на обеспечение социально-экономического развития с учетом экологических требований.

Более глубоко проблемы и перспективы инновационного развития кризисных и депрессивных районов рассмотрены авторами на примере Коношского района Архангельской области, включающего шесть сельских поселений, достаточно типичного для Северо-Запада России. В основу анализа положены результаты экспедиционных исследований в период 2006-2009 гг. (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Краткая социально-экономическая характеристика Коношского муниципального района (Архангельская обл.)

Показатель Значение показателя

Численность постоянного населения, 27,8 (2,3 %)

тыс. чел.

Уровень безработицы к экономически 4,5 (2,8 %)

активному населению на 1 июля 2009 г., %

Отгружено товаров собственного про- 147,5 (0,4 %)

изводства по разделам С, Б, Е ОКВЭД,

млн руб.

Ввод в эксплуатацию жилых домов 1 883 (3,8 %)

общей (полезной) площадью, м2

Оборот розничной торговли во всех 632 (1,3 %)

каналах реализации, млн руб.

Среднемесячная начисленная заработная 13 922

плата по крупным организациям и субъек- (18 686

там среднего предпринимательства, руб. по области)

Сальдированный финансовый результат -49,5

крупных организаций и субъектов сред-

него предпринимательства, млн руб.

Прибыль коммерческих организаций, 26,2 (1,0 %)

млн руб.

Примечание . В скобках показана доля от общеобластного показателя или показатель по области.

Таблица 2

Доходы и расходы местного бюджета Коношского муниципального района (Архангельская обл.)

Показатели 2006 2007 2008 На 01.01.2010 г. 2010 г. (прогноз)

Доходы местного бюджета, тыс. руб.

Всего 272101,0 292116,0 468114,0 91870,0 352354,0

Платежи при пользовании природными ресурсами 363 620 577 — —

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 363 620 577 0 —

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 557 1050 297 — —

Безвозмездные поступления 210594 221034 384357 485200,0

Из общей величины доходов - собственные доходы 174226 188733 333283 123500,0 —

Расходы местного бюджета, тыс. руб.

Всего 283133 311264 462794 612700,0

Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств - — 77881 — —

Обслуживание государственного и муниципального долга 193 1506 894 0 —

Сельское хозяйство и рыболовство 10 37 1162 — —

Транспорт 810 1247 130 — —

Жилищно-коммунальное хозяйство 64749 49784 51256 — —

Бюджетные инвестиции: жилищно-коммунальное хозяйство дошкольное образование общее образование культура здравоохранение — — 22730 647 28711 532 3435 — —

Социальная политика 3996 3404 17595 — —

Профицит (+), дефицит (-), тыс. руб. —11032 —19148 5320 —4000,0 — 9000,0

Из табл. 2 видно, что обеспеченность района собственными финансовыми ресурсами низкая. Основную долю составляют безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и т. д. С 2006 г. неуклонно снижаются поступления от налога на имущество, доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Характерно, что снижалась величина платежей за пользование природными ресурсами. Изменялась

и структура расходов. Существенно увеличились расходы на сельское хозяйство и рыболовство, социальную политику. В бюджете на 2010 г. сохранены все обязательства по предоставлению мер социальной поддержки различным социальным группам. Расходы на транспорт снизились в 10 раз.

Новой формой муниципальной поддержки инвестиционной и предпринимательской дея-

тельности в Коношском муниципальном районе можно признать разработанную в районе при участии авторов специальную программу поддержки малого и среднего бизнеса на 2010 г.

В качестве приоритетных направлений инвестирования выделено жилищно-коммунальное хозяйство.

Среди приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных программой, можно выделить: предоставление инвесторам налоговых льгот и налоговых кредитов; установление льготного порядка аренды муниципальной земли и недвижимости; предоставление инвестору муниципальных гарантий в обеспечение возврата привлекаемых денежных средств для осуществления проекта и др.

В 2009 г. в районе были предприняты меры по снижению напряженности на рынке труда — организованы общественные, временные работы и стажировки, переобучение, адресная поддержка граждан, переезжающих для трудоустройства в другую местность, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. В их реализации участвовало 29 предприятий района.

Важным резервом диверсификации структуры хозяйства Коношского муниципального района, как показали экспедиционные исследования, может рассматриваться использование его рекреационных ресурсов и развитие туристского комплекса.

Анализ деятельности органов управления Коношского муниципального района по использованию инновационных методов позволил сделать некоторые выводы, имеющие общий для кризисных и депрессивных районов характер.

1. Значимым и до настоящего времени недостаточно используемым ресурсом стимулирования промышленной активности является собственность МО, прежде всего земельные ресурсы. Эффективная организация управления недвижимостью способна стать мощным рычагом совершенствования качества инвестирования и развития территорий. Земельный налог является практически единственным налогом, поступающим в бюджет МО в 100 %-м объеме, поэтому распоряжение муниципальными землями способно значительно увеличить его доходную

часть, в том числе и за счет неналоговых доходов — сдачи в аренду земли.

2. Ведущими инновационными методами развития промышленности МО остаются сетевая организация, программно-целевые методы (включающие в себя кроме финансово-экономических инструментов многоуровневые механизмы социальной защиты, научно-техническую и социальную поддержку), стратегическое планирование и управление [1].

3. Поддержка приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых на территории МО, наряду со стратегическим планированием позволяет добиться решения ряда важных задач: повысить инвестиционную активность на территории МО, создать благоприятные условия для обеспечения защиты прав, интересов и имущества инвесторов, увеличить налогооблагаемую базу и сформировать новые источники налоговых платежей.

Проведенные авторами исследования позволили разработать представленную здесь схему комплексной оценки эффективности инновационного развития МО.

Для Коношского муниципального района в качестве инновационных, тесно связанных с ресурсной базой и опирающихся на отрасли специализации хозяйства были выбраны инвестиционные проекты в производственной, сельскохозяйственной и социальной сферах. Среди них проекты: по глубокой переработке древесины и выпуску мебельного щита, клееного строительного бруса, ДСП, ОСП и другой продукции; развитию малоэтажного деревянного домостроения; производству топливных брикетов, произведенных из древесных отходов, для обеспечения ЖКХ и населения эффективным и экологически чистым топливом; освоению месторождений строительных материалов; строительству модульных котельных мощностью 4 МВт на древесных отходах в поселках Коноша, Волошка, Климовская, Подюга, Ерцево и Тавреньга; восстановление агропромышленного комплекса, и прежде всего животноводства, включая строительство ряда мини-заводов по производству молочной продукции высокого качества; модернизации инфраструктуры поселений и улучшению водопотребления на основе использования современных технологий.

Анализ результативности достижения целей развития МО (эффекты)

Социальный Производственно-ресурсный Финансово-экономический Научно-технический Экологический

Оценка социальных результатов

Оценка производственно-ресурсных результатов

Оценка результатов в сфере экономики

Оценка научно-технических результатов

Оценка результатов в сфере экологии

т

Комплексная оценка результативности развития МО

Источники формирования финансовых ресурсов для развития МО (затраты)

Комплексная оценка результативности развития МО

Комплексная оценка эффективности развития МО

Расчеты показали, что реализация названных и других проектов позволяет получить в ближайшие 3-5 лет достаточно высокий положительный социально-экономический эффект для Коношского района, выраженный в увеличении занятости населения на 15-20 %, повышении мотивации получения образования и до-

полнительной специальности, закреплении населения и сокращении его оттока, расширении налогооблагаемой базы на 50-60 % в производственной сфере, росте товарооборота и налоговых поступлений, снижении бюджетной зависимости, развитии транспортной инфраструктуры и пр. [1-3].

список литературы

1. Актуальные вопросы развития муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: официальный сайт Администрации Кемеровской области http://www.ako.ru/OfficiaI/M-O/BOOK/index.htm

2. Гневко, В.А. Инновации в стратегическом управлении региональным и муниципальным развитием [Текст] : монография / В.А. Гневко и др.; Ин-т проблем регион. экономики РАН, Сев.-Зап. секция содействия развитию экон. науки РАН, Санкт-Петерб. акад.

упр. и экономики. - СПб.: Изд-во Санкт.-Петерб. акад. упр. и экономики, 2005 (СПб.: ИПП «Искусство России»). - 286 с.

3. Материалы докладов на заседании секции «Финансисты муниципальных образований» 1-4 октября 2009 г. Анапа, Темрюк [Электронный ресурс]. -Режим доступа: портал НП «Сообщество финансистов России» http://www.sfr.krd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.