Научная статья на тему 'Инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования'

Инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (СУОС) / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ПРОГРАММ / MA COURSES’ ENGINEERING PROGRAMS / INNOVATION EDUCATIONAL PROJECTS / INDEPENDENTLY POSITIONABLE EDUCATIONAL STANDARD / ACCREDITATION OF MA EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобов Николай Владимирович

Рассматриваются инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования для магистерских программ инженерных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION PROJECTS OF PNRPU IN THE SPHERE OF MA EDUCATION

The article views PNRPU innovative projects for MA courses’ programs of engineering specialties. They are connected with the development of independently positionable education standard, the development of network education programs, the accreditation of MA education programs.

Текст научной работы на тему «Инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования»

Юбилей

77

Н.В. ЛОБОВ, профессор, проректор

Инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования

Рассматриваются инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования для магистерских программ инженерных специальностей.

Ключевые слова: магистерские программы инженерных специальностей, инновационные образовательные проекты, самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт (СУОС), сетевые образовательные программы, международная общественно-профессиональная аккредитация программ

В 2013/14 учебном году в Пермском национальном исследовательском политехническом университете в соответствии с Законом «О высшем образовании в РФ» продолжилась работа по созданию новых образовательных стандартов и программ по направлениям и специальностям, приоритетным для вуза. Хотелось бы вкратце осветить основные направления наших разработок и представить некоторые предварительные результаты.

Определению стратегического и оперативно-тактического развития вуза в текущем году предшествовала большая аналитическая работа. Если кратко, то в качестве основного направления было решено развивать магистерские программы инженерных специальностей, ориентированные на сетевое взаимодействие с вузами-партнерами как в нашей стране, так и за рубежом. Так, например, из 55 реализуемых в вузе программ магистратуры были выбраны только восемь, которые отвечали заданным требованиям (это менее 15%). Победителей конкурса отличало наличие творческого потенциала -специалистов, способных решить поставленную задачу, подтвержденного контракта с зарубежными и отечественными вузами-партнерами, перспективного оборудования.

Перечислим основные направления разработок, развернутых в текущем году, и их победителей.

1. Разработка самостоятельно устанавливаемого образовательного стан-

дарта (СУОС) по направлению магистратуры 210700.68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (руководитель - профессор А.А. Южаков). Предусматриваются: анкетирование основных работодателей, выпускников и преподавателей вуза, уточнение состава и содержания базовых компетенций с учетом международных требований, разработка собственно самого СУОС, компетентностной модели выпускника (КМВ) и примерного учебного плана. Обязательным условием разработки являются утверждение СУОС Уче-

78

Высшее образование в России • № 11, 2013

ным советом ПНИПУ и согласование с УМО вузов РФ.

2. Разработка сетевых образовательных программ магистратуры по направлениям: 220400.68 «Управление в технических системах» (руководитель - профессор А.А. Южаков); 220700.68 «Автоматизация технологических процессов и производств » (руководитель - доцент А.Б. Петроченков);

150100.68 «Материаловедение и технологии материалов » (руководитель - профессор Ю.Н. Симонов); 240700.68 «Биотехнология» (руководитель - доцент Л.Д. Ас-нин). Предусматриваются: разработка и заключение договора о совместной работе с сетевым(и) вузом(ами), разработка КМВ, учебного плана и их согласование с вузом (ами)-партнером(ами), подготовка сетевого семестрового модуля в объеме 30 зет.

3. Подготовка образовательных программ магистратуры к международной общественно-профессиональной аккредитации по направлениям: 270800.68 «Строительство» (руководитель - профессор А.Б. Пономарев); 150700.68 «Машиностроение» (руководитель - профессор Ю.Д. Щицын). Предусматриваются: корректировка ООП (целей, КМВ, учебного плана и всех УМКД) с учетом международных требований, разработка отчета о само-обследовании и согласование материалов самообследования с органом общественнопрофессиональной аккредитации в РФ.

4. Разработка образовательной программы магистратуры на иностранном языке по направлению: 151600.68 «Прикладная механика» (руководитель - профессор Ю.И. Няшин). Предусматривается разработка КМВ, учебного плана в модульном формате на английском языке, а также УМКД по всем дисциплинам учебного плана.

Несмотря на широкую палитру направлений разработок, все они ориентированы на повышение качества подготовки студентов; механизмом реализации задуманного является сетевое взаимодействие, а резуль-

татом - привлечение в университет талантливой молодежи.

Работы по этим четырем направлениям были развернуты в первом квартале 2013 г., и о результатах работы пока говорить рано. Однако разработка сетевыхпрограмм была начата несколько раньше, и поэтому здесь можно подытожить некоторые предварительные итоги. Так, например, в рамках магистерской программы по направлению

220400.68 «Управление в технических системах» на сегодняшний день согласован и подписан рамочный договор о сетевом взаимодействии между ПНИПУ, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом им. В.И. Ульянова (Ленина) и Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева. В соответствии с этим договором разработан и утвержден тремя сторонами учебный план подготовки магистров, согласован механизм взаимообмена студентами. Договор предусматривает обмен до трех студентов в год. Механизм обмена предполагает, что университет, направляющий студента на обучение на бюджетной основе, несет затраты по его стипендиальному обеспечению, трансферу и проживанию. Студенты-контрактники оплачивают обучение, проживание и трансфер за свой счет. Университет, принимающий студента, обеспечивает необходимые условия для образовательного процесса, в том числе и социальные. Первый набор студентов по данному направлению запланирован на 2014 г.

Основной проблемой в данной схеме остается финансирование мобильности студентов. Так, например, в случае отсутствия у университета бюджетных средств ставится под сомнение возможность поездки студента в принимающий вуз. Да и не все студенты-контрактники в состоянии нести такие издержки. Это означает, что такие сетевые проекты будут охватывать лишь небольшое количество студентов. Вряд ли следует ожидать от них массовости. Это одна сторона вопроса. С другой стороны, принимающая сторона

Юбилей

79

должна разработать механизм оплаты труда преподавателей, задействованных в сетевом проекте, так как реальное количество студентов, обучающихся в группе, увеличится.

На голом энтузиаз-ме,понятно,дале-ко не уедешь.

Подводя итог, отметим следующее:

- ПНИПУ создает необходимые условия для развития магистерских программ инженерных специальностей, отвечающих вызовам современности, и ведет работу по выходу в международное образовательное пространство;

- в нашем университете есть квалифицированные специалисты, не боящиеся трудностей и готовые идти в этом направлении, несмотря на то, что остается еще очень много вопросов, требующих осмысления.

Проблемы физикоматематической А.И. ЦАПЛИН, профессор, декан подготовки студентов в условиях уровневой образовательной системы

Рассматриваются организационные и методические проблемы обучения на факультете прикладной математики и механики Пермского национального исследовательского политехнического университета. Показано, что в условиях двухуровневого образования возможно преодолеть кризис физико-математической подготовки абитуриентов и выпускать конкурентоспособных специалистов для инновационного развития экономики страны.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, бакалавриат, магистратура, проблемы организации обучения

В текущем году исполняется 60 лет дисциплинам, являющимся фундаментом крупнейшему техническому вузу Западно- инженерной подготовки выпускников. го Урала, который ныне именуется Перм- В 1976 г. общеобразовательные (невы-

ским национальным исследовательским пускающие) кафедры физико-математичес-

политехническим университетом и являет- кого профиля института были объединены

ся продолжателем традиций Пермского в один факультет, задачей которого была

горного института. Одна из таких традиций организация высокого уровня фундамен-

- эффективная организация обучения по тального образования. После нескольких

математическим и естественно-научным реорганизаций он получил название фа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.