Юбилей
77
Н.В. ЛОБОВ, профессор, проректор
Инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования
Рассматриваются инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования для магистерских программ инженерных специальностей.
Ключевые слова: магистерские программы инженерных специальностей, инновационные образовательные проекты, самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт (СУОС), сетевые образовательные программы, международная общественно-профессиональная аккредитация программ
В 2013/14 учебном году в Пермском национальном исследовательском политехническом университете в соответствии с Законом «О высшем образовании в РФ» продолжилась работа по созданию новых образовательных стандартов и программ по направлениям и специальностям, приоритетным для вуза. Хотелось бы вкратце осветить основные направления наших разработок и представить некоторые предварительные результаты.
Определению стратегического и оперативно-тактического развития вуза в текущем году предшествовала большая аналитическая работа. Если кратко, то в качестве основного направления было решено развивать магистерские программы инженерных специальностей, ориентированные на сетевое взаимодействие с вузами-партнерами как в нашей стране, так и за рубежом. Так, например, из 55 реализуемых в вузе программ магистратуры были выбраны только восемь, которые отвечали заданным требованиям (это менее 15%). Победителей конкурса отличало наличие творческого потенциала -специалистов, способных решить поставленную задачу, подтвержденного контракта с зарубежными и отечественными вузами-партнерами, перспективного оборудования.
Перечислим основные направления разработок, развернутых в текущем году, и их победителей.
1. Разработка самостоятельно устанавливаемого образовательного стан-
дарта (СУОС) по направлению магистратуры 210700.68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (руководитель - профессор А.А. Южаков). Предусматриваются: анкетирование основных работодателей, выпускников и преподавателей вуза, уточнение состава и содержания базовых компетенций с учетом международных требований, разработка собственно самого СУОС, компетентностной модели выпускника (КМВ) и примерного учебного плана. Обязательным условием разработки являются утверждение СУОС Уче-
78
Высшее образование в России • № 11, 2013
ным советом ПНИПУ и согласование с УМО вузов РФ.
2. Разработка сетевых образовательных программ магистратуры по направлениям: 220400.68 «Управление в технических системах» (руководитель - профессор А.А. Южаков); 220700.68 «Автоматизация технологических процессов и производств » (руководитель - доцент А.Б. Петроченков);
150100.68 «Материаловедение и технологии материалов » (руководитель - профессор Ю.Н. Симонов); 240700.68 «Биотехнология» (руководитель - доцент Л.Д. Ас-нин). Предусматриваются: разработка и заключение договора о совместной работе с сетевым(и) вузом(ами), разработка КМВ, учебного плана и их согласование с вузом (ами)-партнером(ами), подготовка сетевого семестрового модуля в объеме 30 зет.
3. Подготовка образовательных программ магистратуры к международной общественно-профессиональной аккредитации по направлениям: 270800.68 «Строительство» (руководитель - профессор А.Б. Пономарев); 150700.68 «Машиностроение» (руководитель - профессор Ю.Д. Щицын). Предусматриваются: корректировка ООП (целей, КМВ, учебного плана и всех УМКД) с учетом международных требований, разработка отчета о само-обследовании и согласование материалов самообследования с органом общественнопрофессиональной аккредитации в РФ.
4. Разработка образовательной программы магистратуры на иностранном языке по направлению: 151600.68 «Прикладная механика» (руководитель - профессор Ю.И. Няшин). Предусматривается разработка КМВ, учебного плана в модульном формате на английском языке, а также УМКД по всем дисциплинам учебного плана.
Несмотря на широкую палитру направлений разработок, все они ориентированы на повышение качества подготовки студентов; механизмом реализации задуманного является сетевое взаимодействие, а резуль-
татом - привлечение в университет талантливой молодежи.
Работы по этим четырем направлениям были развернуты в первом квартале 2013 г., и о результатах работы пока говорить рано. Однако разработка сетевыхпрограмм была начата несколько раньше, и поэтому здесь можно подытожить некоторые предварительные итоги. Так, например, в рамках магистерской программы по направлению
220400.68 «Управление в технических системах» на сегодняшний день согласован и подписан рамочный договор о сетевом взаимодействии между ПНИПУ, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом им. В.И. Ульянова (Ленина) и Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева. В соответствии с этим договором разработан и утвержден тремя сторонами учебный план подготовки магистров, согласован механизм взаимообмена студентами. Договор предусматривает обмен до трех студентов в год. Механизм обмена предполагает, что университет, направляющий студента на обучение на бюджетной основе, несет затраты по его стипендиальному обеспечению, трансферу и проживанию. Студенты-контрактники оплачивают обучение, проживание и трансфер за свой счет. Университет, принимающий студента, обеспечивает необходимые условия для образовательного процесса, в том числе и социальные. Первый набор студентов по данному направлению запланирован на 2014 г.
Основной проблемой в данной схеме остается финансирование мобильности студентов. Так, например, в случае отсутствия у университета бюджетных средств ставится под сомнение возможность поездки студента в принимающий вуз. Да и не все студенты-контрактники в состоянии нести такие издержки. Это означает, что такие сетевые проекты будут охватывать лишь небольшое количество студентов. Вряд ли следует ожидать от них массовости. Это одна сторона вопроса. С другой стороны, принимающая сторона
Юбилей
79
должна разработать механизм оплаты труда преподавателей, задействованных в сетевом проекте, так как реальное количество студентов, обучающихся в группе, увеличится.
На голом энтузиаз-ме,понятно,дале-ко не уедешь.
Подводя итог, отметим следующее:
- ПНИПУ создает необходимые условия для развития магистерских программ инженерных специальностей, отвечающих вызовам современности, и ведет работу по выходу в международное образовательное пространство;
- в нашем университете есть квалифицированные специалисты, не боящиеся трудностей и готовые идти в этом направлении, несмотря на то, что остается еще очень много вопросов, требующих осмысления.
Проблемы физикоматематической А.И. ЦАПЛИН, профессор, декан подготовки студентов в условиях уровневой образовательной системы
Рассматриваются организационные и методические проблемы обучения на факультете прикладной математики и механики Пермского национального исследовательского политехнического университета. Показано, что в условиях двухуровневого образования возможно преодолеть кризис физико-математической подготовки абитуриентов и выпускать конкурентоспособных специалистов для инновационного развития экономики страны.
Ключевые слова: инновационная образовательная среда, бакалавриат, магистратура, проблемы организации обучения
В текущем году исполняется 60 лет дисциплинам, являющимся фундаментом крупнейшему техническому вузу Западно- инженерной подготовки выпускников. го Урала, который ныне именуется Перм- В 1976 г. общеобразовательные (невы-
ским национальным исследовательским пускающие) кафедры физико-математичес-
политехническим университетом и являет- кого профиля института были объединены
ся продолжателем традиций Пермского в один факультет, задачей которого была
горного института. Одна из таких традиций организация высокого уровня фундамен-
- эффективная организация обучения по тального образования. После нескольких
математическим и естественно-научным реорганизаций он получил название фа-