Выводы. В процессе развития современного отечественного образования наблюдается тенденция интеграции знаний из разных научных областей за счёт использования межпредметных связей в обучении. Лишь на стыке нескольких направлений формируется целостное представление об изучаемых объектах или явлениях, в особенности об окружающей среде. Углубленные курсы изучения предметов естественнонаучного цикла, в частности реализованная на практике разработка курса «Основы биогеографии», позволяют объединить в себе данные разных дисциплин, посмотреть на мир и природные процессы с позиции иных наук, дабы лучше понять всё многообразие природных процессов.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия Человечества с окружающей его средой - ухудшение здоровья людей, нехватка продуктов питания и воды, негативные последствия изменений климата, ограниченность природных ресурсов и другие [7]. На материалах биологической науки основываются: зоология, ботаника, экология и прочие. Биогеография является примером идеального синтеза этих наук, с помощью которого исследуются разнообразные природные сообщества с учётом их географических особенностей. Постулаты биогеографии, заложенные ещё в школе, докажут ученикам важность и актуальность этого раздела знаний.
Представленный курс биогеографии раскрывает множество аспектов биогеографии: основы фитогеографии, зоогеографии, ареалогии, эволюционных и экологических постулатов. Последние сразу же доказали свою педагогическую уместность и эффективность, так как по данным темам были созданы исследовательские проекты, касающиеся актуальных вопросов защиты окружающей среды и природопользования родного края. Учащиеся сами вдохновились данными работами и смогли разработать проекты на основе новых знаний по биогеографии.
Стоит добавить, что знания биогеографии необходимы для решения многих практических задач, связанных с рациональным природопользованием, оздоровлением природной среды в целях повышения качества жизни человека, мониторингом состояния природных комплексов, прогнозированием последствий хозяйственной деятельности человека. Развивая, дополняя и углубляя биогеографические постулаты биологии и географии ещё в школах можно будет получить больше мотивированных молодых людей, готовых связать свою жизнь в будущем с естественными науками и решать разнообразные проблемы и задачи, выдвигаемые современной действительностью.
Литература:
1. Бабенко, В.Г. Основы биогеографии / В.Г. Бабенко, М.В. Марков. - Москва: Издательство «Прометей», 2017. - 194 с.
2. Возница, В.М. Сборник элективных курсов по географии для организации профильного обучения / В.М. Возница. - Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. - 57 с.
3. Второв, П.П. Биогеография: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П.П. Второв. - Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 304 с.
4. Григорьевская, А.Я. Биогеография: учеб. пособие - 2-е изд. / А.Я. Григорьевская. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 200 с.
5. Емельянов, А.Ф. Эволюция наземной биоты в свете биогеографии / А.Ф. Емельянов // Рус. орнитол. журн. - 2015. -№1192. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/evolyutsiya-nazemnoy-bioty-v-svete-biogeografii (дата обращения: 01.02.2023).
6. Мордкович, В.Г. Основы биогеографии / В.Г. Мордкович. - Москва: Товарищество научных изданий КМК. -2005. - 236 с.
7. Петрова, Н.Н. О положении географии в системе наук и учебных предметов / Н.Н. Петрова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2018. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7o-polozhenii-geografii-v-sisteme-nauk-i-uchebnyh-predmetov (дата обращения: 01.02.2023).
8. Яблоков-Хнзорян, С.М. Эволюция с точки зрения биогеографа / С.М. Яблоков-Хнзорян // Рус. орнитол. журн. -2008. - №443. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/evolyutsiya-s-tochki-zreniya-biogeografa (дата обращения: 01.02.2023).
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент кафедры методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мейриева Айшат Султановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены инновационные приемы повышения мотивации к обучению младших школьников на уроках литературного чтения. Инновационные приемы повышения мотивации учеников позволяют решить проблему интереса обучения и реализовывать обучения с учётом современных условий. Педагогу необходимо корректно соотносить свои требования с действительными возможностями ученика и его поведением. Отсутствие игровых ситуаций, чрезмерный контроль и строгость не позволят развить способности ребенка к самостоятельной постановке цели и ее достижению. Вопрос о повышении мотивации крайне важен в таких условиях, и педагогу необходимо продумывать содержание всей учебной деятельности. Разработаны приемы, которые были использованы во время урока и во внеучебное время. Автор пришел к выводу, что инновационные приемы способствуют повышению мотивации к обучению и увеличению познавательной активности у обучающихся на уроке чтения.
Ключевые слова: инновационные приемы, повышение, мотивация, обучение, младший школьник, урок. Annotation. The article deals with innovative methods of increasing motivation for learning of junior high school students in the literary reading lessons. The innovative methods of increasing students' motivation allow to solve the problem of learning interest and to implement learning taking into account modern conditions. The teacher needs to correctly correlate his requirements with the
actual capabilities of the pupil and his behaviour. Lack of playful situations, excessive control and rigour will not develop the child's ability to set and achieve goals independently. The issue of increasing motivation is extremely important in such circumstances and the teacher needs to think through the content of all learning activities. Techniques have been developed which have been used during the lesson and during extracurricular activities. The author came to the conclusion that innovative methods help to increase motivation for learning and cognitive activity of students in the process of reading.
Key words: innovative techniques, increase, motivation, learning, young pupil, lesson.
Введение. Получение образования является обязательным требованием для каждого человека. В современное образование обязательно входит и развитие личности обучающегося. Воспитание личности состоит, прежде всего, в развитии системы ее потребностей и мотивов, поскольку тип учебной мотивации и особенности личности являются индикаторами качества образования.
Приобретение новых знаний для любого человека является тяжелым и энергозатратным процессом, нередко и очень тяжелым, вызывающим желание все бросить. Потому учитель, передавая опыт и знания своим ученикам, должен поддерживать их и преподавать так, чтобы им было интересно узнавать новое.
Изложение основного материала статьи. Великие отечественные педагоги и психологи, такие как Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Ильин Е.П. изучали вопрос мотивации, способом повышения которой называли средства и приемы обучения учеников начальной школы. В настоящее время на ученика оказывают влияние множество самых разнообразных факторов стремительно меняющейся жизни. И, к сожалению, приемы, работающие лет десять назад, могут уже не оказать на мотивацию должного воздействия. Следовательно, вопрос о подборе более действующих способов повышения мотивации младших школьников не теряет своей актуальности.
Обучение ребёнка по книгам является неотъемлемой ценностью обучения. Однако в мире цифровизации и новых технологий ребёнок может потерять для себя ценность книги. И учителю необходимо показать обучающимся, что всё информационно-созданное строится на базе текста. Для этого и необходимо обратиться в обучении к инновационным приемам и методам. Инновационные приемы обучения - это такие приемы обучения, которые построены на современных реалиях с учётом новых технологических возможностей. Специфика инновационных приемов обучения заключается в следующем: инновация решает актуальную проблему мотивации; грамотное использование инноваций развивает личность обучающегося; используя данные инновационные приемы меняются и другие качественные компоненты школы. Следовательно, инновационные приемы повышения мотивации учеников позволяют решить проблему интереса обучения и реализовывать обучения с учётом современных условий.
Вопрос мотивации к обучению в начальной школе особенно актуален из-за перехода на новый стандарт качества и ФГОС. Открывшиеся возможности современного образовательного пространства (например, стремительное развитие цифрового образования) способствуют увеличению мотивации и требуют создания новых форм работы, корректного использования их и дальнейшего совершенствования.
В научном пространстве проблема мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Многие отечественные психологи (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. и др.) считают, что мотивом является направленность школьников на овладение новыми способами действий [2, С. 45].
Мы согласны с утверждением Божович Л.И., что мотив учебной деятельности это - мотивация - это процесс такой ориентации побудительных стимулов человека, при которой он стремится к достижению целей [1, С. 7]. Мотивация ученика формируется не только учителем во время нахождения в школе. Это также работа родителей школьника и его окружения. Если дома исчезает интерес и тяга к познанию нового, то трудно рассчитывать на положительный результат. Поэтому так важно обозначить мотивы, позволяющие сделать процесс обучения максимально успешным.
Ученик начальной школы отличается любознательностью и наблюдательностью. Его познавательный интерес благоприятно влияет на обогащение новыми знаниями. Обучающийся увлечен обсуждениями актуальных проблем, приобретением и распространением информацией между школьниками [4, С. 75].
В структуре вопроса мотивации к обучению тесно связаны все её элементы и факторы. Некоторая часть из них имеет прямой контакт на обучающегося, так и косвенно относятся с ним.
Проанализировав изученную литературу, стоит отметить, что вопрос мотивации не формируется одним лицом в роли учителя. Это комплексная работа с множеством факторов. Соблюдая все рекомендации от специалистов и опираясь на научные труды ученых, можно достичь успешного результата в процессе формирования мотивации к обучению.
ФГОС, опирающийся на достижения отечественной педагогики и психологии, ориентируется на личностно-деятельностный подход. Его суть заключена в следующем. Одна группа детей обучается без видимых сложностей, проявляет большую активность на уроке, а другая группа детей может, как и не проявлять больших учебных успехов, так и вовсе столкнуться со сложностью освоения базовой программы. Учителю необходимо обратить внимания на таких учеников, так как они не успевают усвоить основы. Отсутствие полученных знаний замедляет мыслительную деятельность в дальнейшем обучении. У школьников понижается концентрация на уроке, теряется желание учиться, получать знания. Следовательно, что этот ученик на уроке будет работать медленнее, нарушать дисциплину в классе и иметь низкие показатели обучения. Таким образом, стабильная установка ученика на собственные неудачи отрицательно влияет на весь педагогический процесс на все время обучения в школе.
В самом начале обучения весь спектр интересов младшего школьника развивается стремительно. Его желание узнать больше, его любознательность являются основными составляющими познавательного интереса. В первую очередь, появляются интересы, относящиеся к определенным фактам (вопросы определения сущностей «что это за предмет?», «кто это?»). Следом за ними образуются интересы, которые образовались на основе раскрытия причин, взаимосвязей между явлениями, которые были пройдены ранее. Это можно отметить по вопросам, которые задают ученики в разных классах. В первом и втором классе преобладают вопросы «что это?», «кто это?». В третьем и четвертом классе уже преобладают вопросы «как это получилось?» и «почему?».
Необходимо также отметить, что в начальной школе существует тесная связь между педагогом и учеником. Зачастую негативное восприятие к обучению возникает из-за плохого отношения к учителю. Отсутствие доверительного общения, предвзятое отношение, повышенная эмоциональность на замечания или плохую оценку - всё это задерживает формирование положительной мотивации.
Педагогу необходимо корректно соотносить свои требования с действительными возможностями ученика и его поведением. Отсутствие игровых ситуаций, чрезмерный контроль и строгость не позволят развить способности ребенка к самостоятельной постановке цели и ее достижению.
Самостоятельность является одним из важных элементов, которые формируют мотив к обучению. Она заключается в самостоятельной постановке задач в начале урока, создании новых заданий и предложении их вариантов решений. В большинстве случаев ученики в классе, где учитель сообщает готовые знания и ограничивает деятельность обучающихся,
имеют слабые мотивы к обучению. Их интерес угасает к 4-му классу. Учителя замечают, что задания пересказать прочитанное, переписать упражнение или выучить наизусть менее всего интересны детям. Ученики любят проявить собственную активность, самостоятельно получать результат, наблюдать за процессом и взаимодействовать с предметами.
Уже к концу 4 класса на первый план выходит мнение одноклассников и начинают преобладать социальные мотивы. В этот же период одним из главных мотивов к обучению становится получение хорошей отметки, а основой учебной мотивации - познавательная активность.
Акцентируя внимания на мотивах, стоит отметить, что от разных мотивов следует разная мотивация. Невозможно, чтобы была хорошая и осознаваемая мотивация у обучающихся, если их обманывают или запугивают.
Маркова А.К. выделяет три типа отношения мотивации - отрицательная, нейтральная, положительная. Отрицательная мотивация обусловлена, что ученик знает о проблемах и неприятностей, которые произойдут, если он не будет хорошо учиться. Мотивация вызвана путем страха или наказания. Она не позволит достигнуть больших результатов и желание выйти за рамки. Нейтральная мотивация выражена неустойчивыми мотивами учеников к обучению. При такой ситуации необходимо сделать всё, чтобы нейтральная мотивация переросла в положительную. Положительная мотивация является самой благополучной в обучении детей. Она характерна желанием получить хорошую оценку или другой вид обратной связи от учителя, похвастаться перед родителями, а также приобрести новые знания [6, С. 96].
Переход от низко-отрицательной мотивации к высоко-положительной очень труден. Педагог Жданова Р.А. проанализировала специфику развития мотивации и сделала вывод о том, что отрицательная мотивация может ослабеть лишь под положительными мотивами. Но нельзя оставлять дело бесконтрольно, ведь положительные мотивы всплывают и исчезают переменно [3, С. 12].
Одним из положительных мотивов является видение будущего результата. Ученики добиваются успехов и благодаря этому готовы работать дальше. Но бывает, что будущий результат находится в далеком будущем или не представляется осознаваемым. В таком случае используется целеполагание. В вопросе о фокусировке внимания большую роль играет целеполагание. У младших школьников слабо развито целеобразование и целеполагание. Оно заключается в неумении подчинить себя цели учителя на большой промежуток времени урока. Оно выражается в отсутствии внимания. У младшего школьника возникает диссонанс между поставленными целями и его возможностями. В большинстве случаев возникает неуспех, который приводит к снижению заинтересованности пробовать снова и продолжать работать. Усугубляет данную ситуацию тот факт, что уровень школьной программы обгоняет целеполагание ученика. В сложившейся ситуации крайне важно находить дополнительные источники мотивации для поддержания интереса к обучению. Процесс обучения, который построен лишь на подчинении учеников учителем, крайне малоэффективен в условиях развития мотивации.
Одним из важных элементов появления интереса являются эмоции ученика. Самыми распространёнными примерами ярких и положительных эмоций является поступление в первый класс и получение хорошей отметки. Однако проявление самих эмоций регулируется новым образом обучения по сравнению с дошкольным. Ученики начальной школы отличаются своей эмоциональностью. Это же относится и к отрицательным эмоциям. Они так же зависят от уровня сформированности мотивации. Педагогу необходимо наполнять множеством положительных эмоций жизнь ученика в классе. Невозможно представить сформированную личность, которая получала бы искреннее удовольствие от отрицательных эмоций.
Вопрос о повышении мотивации крайне важен в таких условиях, и педагогу необходимо продумывать содержание всей учебной деятельности. Ведь ребёнок учится не только во время нахождения в школе, он также возвращается домой делать уроки. И интерес с мотивацией учеников находится на разных уровнях, так как она зависит от множества факторов. Некоторых учеников можно замотивировать одной лишь похвалой, а другим потребуется совершенно новая деятельность, чтобы получить и удовлетворить потребность в новых знаниях.
Учитель в большей мере использует повышение мотивации учеников через учебный процесс, содержание учебного материала и различные приемы и методы.
Содержание учебного материала, по нашему мнению, занимает большую часть внимания в данной классификации. И, акцентируя внимания на данном аспекте, нужно выставить несколько требований для его реализации:
1. Учёт психологических и возрастных особенностей. Теоретическое обоснование для создания того или иного приема лежит в фундаменте создания. Нельзя давать много нового и непознанного для ребёнка, обосновывая это тем, что новое интересное.
2. Содержание учебного материала должно быть на уровне зоны ближайшего развития. Оно не должно быть сложным и, напротив, не должно быть слишком легким. Создав высокий уровень подачи, но забыв грамотную реализацию и подготовку его, мы рискуем в большой вероятности не вызвать отклик у учащихся.
3. Формирование одновременно нескольких мотивов через создание благоприятной атмосферы и уровню организации урока. Ребенок, в сознании понимая всю значимость урока и погружаясь в атмосферу познания нового, направляет всё своё внимание и концентрацию на содержимое занятия.
Российский психолог Чуприкова Н.И. указывала в своём научном исследовании, что, организуя работу в коллективе, учитель удовлетворяет потребность младших школьников в общении [7, С. 57].
В современной начальной школе накоплен солидный опыт исследований, который дарует большое количество различных методов. Любой педагогический прием включен в педагогическую технологию. Волков И.П. дал следующее определение педагогической технологии: «Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения». Сегодня описано большое количество технологий, однако наполнение их остается на право выбора учителя. В таком случае возникает угроза качества образования, заключающаяся в неправильном применении или создания новых приемов.
На сегодняшний день существуют различные приемы повышения мотивации к чтению. Одним из таких приемов является постановка вопроса к тексту и первичное предположение об его содержании. Учитель спрашивает учеников в классе: «Как вы думаете, о чем будет этот текст?», «какие у вас мысли от названия произведения?».
Похожим приемов является и прием «задай вопрос автору». Здесь ученик читает название произведения и формулирует вопрос, который он хотел бы задать автору произведения. Предполагаемый ответ обучающийся найдет в ходе чтения. Так ученик сам ставит интересующий вопрос, который позволит сохранить интерес на протяжении всего произведения.
В случае, если предстоит чтение стихотворений, учитель спрашивает учеников их мнение и отношение. К примеру, если стихотворение посвящено времени году, то каждый ученик рассказывает, как он относится и нравится ли ему то или иное время года.
После проведения констатирующего этапа эксперимента был выбран класс с более низкими результатами диагностики. В экспериментальном классе было проведено несколько уроков литературного чтения с применением инновационных приемов.
При создании такого рода методического материала были учтены психолого-возрастные особенности детей, цензура создания продукта. Всё это было создано с учётом календарно-тематического планирования. Нами были разработаны приемы, которые были использованы во время урока и во внеучебное время.
Инновационные приемы, созданные нами, делятся на следующие виды:
• агитационные плакаты;
• картинки под каждый урок;
• задания для отработки техники чтения.
Первый ряд приемов составляют агитационные плакаты. Они направлены на повышения качества подготовки учеников к урокам. В данных креолизованных текстах содержится правило поведение ученика, которое преподнесено через знакомую картинку. Учитель должен выписать необходимые правила поведения и написать их на картинке. Чтобы подобрать правильную картинку, педагог должен проанализировать смысл возможных картинок. В интернете часто пишут шаблоны к мемам, и подстроить его под свои требования не составляет труда. Также рекомендуется выписать частые ошибки детей и описать их в шутливой форме. Необходимо проанализировать ошибки обучающихся и описать их от третьего лица, переплетая с идеей мема. На практике дети узнавали данные картинки из интернета и внимательно рассматривали. Они радостно реагировали и проявляли большой интерес. Плакат содержит важную информацию для обучающегося. В последнее время участились случаи, когда ученики готовят пересказ текста, пока отвечают их одноклассники. Для решения данной проблемы был создан плакат, которые предостерегает учеников от данной ошибки. На картинке нарисован японский старец, предполагаемый в интернете Конфуцием. Надписи рядом всегда используются для передачи важной информацией, которую воспринимают как полноценную истину. Эта картинка носит функцию «посмеяться» над нелепой ситуацией на уроке, когда ученик не смотрит значение новых слов. Самостоятельный поиск ученика ответа на неизвестную информацию является одним из требований во ФГОС. Такого рода картинка отлично описывает ситуацию на уроке со стороны и носит развлекательный характер. На картинке изображен персонаж аниме, который рассматривает бабочку, о которой только что прочитал, и задает нелепый вопрос о ней. В интернете этот мем используется для шуток над ситуациями, где человек задает вопрос и не имеет первичных представлений. Задание содержит в себе смысл предупреждения обучающихся о причинно-следственных последствиях. В случае, если ученик не старается на уроке и не желает исправлять плохой свой результат, то он не получит отличную отметку в дневник. На картинке изображен герой мультфильма «Спанч Боб» Сквидвард. В оригинале он кладёт цветы на могилу, где «похоронены» его мечты. Данная сцена является комической, и в интернете её используют с целью показать, что кто-либо похоронил важную нематериальную вещь из его жизни.
Предложенные методы и приемы пользуются большой популярностью в практике педагогов. Богатый накопленный опыт учителей позволяет чередовать задания, что позволяет не использовать одно и то же несколько раз. Однако и этого бывает недостаточно. В современной школе активно используются новые разработки, такие как квест, дидактические игры, викторины, работа с электронной доской, мини-исследования, опыты и эксперименты, робототехника и многое другое. Количество методов и приемов с каждым днём растёт и проходит апробацию.
Система образования в таком обществе также должна быть изменена и усовершенствована в соответствии с запросами общества и государства. И одним из таких путей, способности системы образования отвечать на вызовы времени, являются инновации - внедрения, причем качественно новые, в сложившуюся систему образования.
Выводы. Подводя итог, отметим, что инновационные приемы способствуют повышению мотивации к обучению и увеличению познавательной активности у обучающихся на уроке чтения. Потребность учащихся в усвоении большого объема информации и выработке практических навыков ее применения побуждает учителей к созданию новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методам обучения.
Литература:
1. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2002. - С. 7-14
2. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2014. - 210 с.
3. Жданова, Р.А. Формирование мотивации учения у младших школьников: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (730) / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Москва, 1972. - 15 с.
4. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.
5. Лусканова, Н.Г. Анкета уровня учебной мотивации у младших школьников / Н.Г. Лусканова. - Москва: Фолиум, 2001. - 32 с.
6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
7. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н.И. Чуприкова. - М.: Столетие, 1997. - 480 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент кафедры методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);
кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка Мейриева Айшат Султановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);
кандидат филологических наук, доцент, исполняющий обязанности
заведующего кафедрой русского языка Бачалова Инна Бисолтовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматривается процесс использования интерактивных игр на уроках русского языка. Подчеркнуто, что интерактивные технологии позволяют обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в образовании. Рассмотрены ключевые направления перед непосредственным анализом современных форм обучения русскому языку в начальной школе. По мнению автора, реализация условий создаёт максимально комфортную атмосферу для изучения русского языка в игровой форме. Перечислены три ключевые функции игрового формата занятий, а именно: воспитывающая; развивающая и социализирующая. Автор пришел к выводу, что применение игровых форм обучения