Научная статья на тему 'Инновационные предложения в зеркале отраслевых траекторий'

Инновационные предложения в зеркале отраслевых траекторий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Наталия Александровна, Кузнецова Светлана Анатольевна, Юсупова Альмира Талгатовна

В работе проводится анализ потенциального спроса на инновационные разработки на основе сопоставления характеристик основных отраслевых траекторий инновационного развития и структуры инновационных предложений, представленных исследовательскими институтами Сибирского отделения РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We present the results of analytical study of potential demand for innovations. Innovations proposed by research units are analyzed within the context of the parameters of basic industrial trajectories of technological development. The empirical data include the proposals of scientific institutes of Siberian Branch of RAS.

Текст научной работы на тему «Инновационные предложения в зеркале отраслевых траекторий»

Инновационные предложения в зеркале отраслевых траекторий

Н. А. Кравченко,

д. э. н, ведущий научный сотрудник

<

С. А. Кузнецова,

к. т. н.,

старший научный сотрудник

А. Т. Юсупова,

к. э. н., старший научный сотрудник

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН

В статье проводится анализ потенциального спроса на инновационные разработки на основе сопоставления характеристик основных отраслевых траекторий инновационного развития и структуры инновационных предложений, представленных исследовательскими институтами Сибирского отделения РАН.

Необходимость перехода от экономики сырьевого типа к экономике, базирующейся на инновациях, является в настоящее время наиболее популярным призывом как среди российских политиков, так и в среде экономистов. В то же время возможности такого перехода изучены недостаточно. Уверенность в возможности активизации

We present the results of analytical study of potential demand for innovations. Innovations proposed by research units are analyzed within the context of the parameters of basic industrial trajectories of technological development. The empirical data include the proposals of scientific institutes of Siberian Branch of RAS.

инновационного потенциала российской экономике основывается, прежде всего, на высоком уровне и международном признании работ российских ученых, наличии значительного числа научно-технических и опытно-конструкторских разработок (хотя значительная часть из них была создана еще в советские времена, но не утратила свою актуальность). Не

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

подвергая сомнению высокий уровень научных результатов, полученных нашими учеными, в рамках данной публикации мы попытались проанализировать, могут ли быть восприняты существующие разработки отечественной экономикой, то есть насколько соответствуют предлагаемые научной сферой инновационные разработки возможностям их коммерциализации на уровне производственных организаций. Эти возможности зависят от множества факторов, в числе которых важное значение имеют макро- и микроэкономические параметры, институциональные характеристики и культурные традиции, однако в данной работе мы анализируем особенности отраслевой организации производства как фактора, влияющего на инновационную стратегию компаний.

1. Отраслевые технологические траектории

Как показывают результаты зарубежных исследований, для различных отраслей экономики типичны различные модели возникновения и распространения инноваций, а также различный характер взаимосвязи между инновационной активностью компаний и результатами их производственно-хозяйственной деятельности, конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках. В ряде работ зарубежных ученых [3, 4, 5] были выделены существенные различия между отраслями в отношении источников и направлений технологических изменений. На основе исследований инновационного развития различных национальных экономик были выявлены следующие факторы, характерные для вариантов инновационного поведения компаний:

★ Размер инновационной фирмы: типично большой в химической, автомобильной, самолетостроительной, обрабатывающей отраслях, электронике, и малый в производстве двигателей, инструментов, программных продуктов.

★ Тип товара: чувствительность к цене типична для потребительских товаров и сырья, чувствительность к потребительским свойствам (эксплуатационным характеристикам) типична для приборов и лекарств.

★ Инновационные цели: продуктовые инновации преобладают в фармацевтике и приборостроении, процессные — в сталелитейной отрасли, для автомобильной отрасли характерны оба этих типа инноваций.

★ Источники инноваций: поставщики оборудования и других ингредиентов — в сельском хозяйстве, текстильной промышленности; потребители — в производстве инструментов, приборов, программных продуктов; внутреннее технологическое развитие — в химии, электронике, транспорте, производстве приборов, инструментов, программных продуктов; фундаментальные исследования — в фармацевтике. Источник собственных инноваций — научно-исследовательские лаборатории в химии и электронике, конструкторские подразделения — в автомобильной и добывающей промышленности, проектные отделы — в строитель-

стве, системные подразделения — в услугах (банки, розничные сети).

Исследователи инновационной сферы [3, 4] на основании изучения более чем двух тысяч радикальных инноваций предложили пять основных технологических траекторий, каждая из которых характеризуется различной природой и источником инноваций и соответственно различной технологической стратегией и менеджментом. Отметим, что довольно близкую к представленной в табл. 1 типологию фирм по признаку их инновационного поведения обнаружили и отечественные исследователи [6], но при этом главным фактором, определяющим инновационное поведение компании, российские исследователи считают не отраслевую принадлежность компании, а ее стратегию развития. Трудно не согласиться с положением о том, что компания, реализующая определенную стратегию развития, должна придерживаться и соответствующей инновационной стратегии. Мы опираемся на более сильное предположение о том, в рамках отдельных отраслей для ком-паний-лидеров характерно доминирование какого-либо типа стратегии.

В табл. 1 представлены основные отраслевые траектории (инновационного развития), выделены отрасли, для которых типичны данные траектории, а также приведены параметры ведущей технологии и основные задачи стратегического менеджмента. Выделенные отраслевые технологические траектории отражают доминирующие модели поведения предприятий, безусловно, возможны отклонения от типичных моделей, пересечения и т. д.

В случае доминанты поставщиков, технические изменения приходят исключительно от поставщиков оборудования и материалов. Это очень типично для сельскохозяйственной и текстильной промышленности, где большинство нововведений инициируется производителями оборудования и продукцией химической промышленности. Технологический выбор у таких фирм весьма скромен и фокусируется на совершенствовании способов производства и выборе сырья и материалов. Главная задача инновационной стратегии искать и использовать технологии, которые укрепят конкурентные преимущества.

Пример. Как считают участники рынка соков, инновации в отрасли основаны на предложениях поставщиков упаковки. В 1992 г. компания «Вимм-Билль-Данн» первой на российском рынке начала производство соков в картонных пакетах. Инициатором инновации и ее источником был производитель упаковки — Tetra Pack. Продукты в картонной упаковке быстро были освоены и другими компаниями — производителями соков. Компания «Вимм-Билль-Данн» стала лидером на рынке соков и сохраняла лидерство до 2003 г., когда на первое место вышла компания «Лебедянский», в том числе за счет использования нового варианта упаковки, отличающейся от стандартных пакетов завинчивающейся крышкой и удлиненной формой. Инновации третьего крупнейшего игрока рынка соков — компании «Нидан», определяются компанией-производителем тары SIG Combibloc (конкурентом Tetra Pack).

Таблица 1

Пять основных технологических траекторий

Отрасли с доминированием поставщика Отрасли со значимым эффектом масштаба Отрасли наукоемких продуктов Отрасли, основанные на информации Отрасли, обеспечивающие специализированные поставки

1 2 3 4 5

Основные продукты ♦ Сельское хозяйство. ♦ Услуги. ♦ Традиционное производство ♦ Производство сырья и материалов. ♦ Потребительские товары длительного пользования. ♦ Сборочные производства. ♦ Автомобили ♦ Электроника. ♦ Химия. ♦ Телекоммуникации. ♦ Конструкционные материалы ♦ Финансы. ♦ Розничная торговля. ♦ Масс-медиа. ♦ СМИ. ♦ Издательства. ♦ Туризм ♦ Машиностроение. ♦ Оборудование. ♦ Инструменты. ♦ Программные продукты

Основной источник технологий ♦ Поставщики. ♦ Обучение в процессе производства ♦ Инжиниринг. ♦ Обучение в процессе производства. ♦ Поставщики. ♦ Услуги конструкторов, проектировщиков ♦ К&Э. ♦ Фундаментальные исследования ♦ Программные продукты и системные подразделения. ♦ Поставщики ♦ Проектирование. ♦ Продвинутые пользователи

Основные задачи инновационной стратегии

1. Позиционирование Основанное на нетехнологических преимуществах Экономичные и безопасные сложные продукты и процессы Развитие технически связанных продуктов Новые продукты и услуги Мониторинг и удовлетворение потребностей потребителей

2. Пути Использование информационных технологий в финансах и дистрибуции Интеграция с новыми знаниями (виртуальными прототипами, новыми материалами, В2В) Использование фундаментальных результатов (молекулярная биология) Разработка и применение сложных информационных систем Соответствие технологических изменений потребностям клиентов

3. Процессы Гибкость и адаптивность к запросам пользователей Диффузия лучшей практики в проектировании, производстве и распределении Получение дополняющих активов. Изменение границ дивизионов Соответствие возможностей ИТ запросам потребителей Сильная связь с ведущими потребителями

В отраслях, для которых характерна экономия на масштабах, технологические изменения генерируются на стадии проектирования и создания сложных производственных систем и продуктов. Преимущества, связанные с большими объемами производства, в сочетании со сложностью продукции и производственной системы приводят к тому, что риски неудачи радикальных инноваций влекут за собой существенные финансовые потери.

Типичным примером можно считать металлургические предприятия. Существующие мощные металлургические предприятия функционируют преимущественно на основе производственного аппарата и технологий, созданных более 50 лет назад. Новые технологические решения возможны на базе относительно небольших компаний, однако наличие крупных интегрированных компаний, контролирующих рынок металла, затрудняет распространение новых технологий. По экспертным оценкам, это основной фактор, тормозящий развитие мини-заводов и сервис-центров по переработке металла.

Пример. Русская медная компания занимает 13% российского производства меди, являясь самый мелким и самым молодым участником высокомонополи-зированного рынка меди («Норильский никель» —

49%, и Уральская горно-металлургическая компания — 38% производства меди в 2004 г.). Так как эти компании значительно более крупные и обладают более богатыми месторождениями меди, то в качестве своего главного преимущества Русская медная компания определила инновационные технологические

решения. В частности, в качестве основной инновации используется гидрометаллургическая технология добычи меди, более прогрессивная по сравнению с используемой другими российскими компаниями пирометаллургической технологии.

В результате процессные и продуктовые инновации являются улучшающими, основанными на предыдущем опыте и касаются отдельных компонент, подсистем и оборудования. Основным источником технологических инноваций являются внутренние подразделения НИОКР, производственный опыт и специализированные поставщики оборудования и комплектующих. В этой ситуации главной задачей инновационной стратегии являются инкрементальные инновации в продуктах и процессах и распространение лучшей практики в проектировании и производстве на внутрифирменном уровне.

В наукоемких отраслях технологические инновации возникают в основном в корпоративных лабораториях и сильно зависят от академических знаний и навыков. Фундаментальные открытия (электромагнетизм, радиоволны, транзисторы, синтетические материалы, молекулярная биология), имеющие многочисленные применения, привели к созданию новых товарных рынков. Основными направлением технологического развития для фирм таких отраслей является поиск новых, технологически связанных продуктовых рынков. Таким образом, основными задачами инновационной стратегии являются мониторинг и использование результатов фундаментальных исследований для развития технологически связанных

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

продуктов и приобретения дополнительных активов для их разработки, а также реструктуризация подразделений и бизнес-единиц в соответствии с открывающимися технологическими и рыночными возможностями. Есть некоторые отрасли, в которых новые технологии полностью являются результатом научных исследований и разработок. Это химия, производство инструментов, телекоммуникации, биотехнологии.

Пример. Отрасль сотовой связи является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей и занимает третье место по темпам роста среди всех отраслей РФ. Годом рекордного роста стал 2004 г., в течение которого уровень проникновения сотовой связи в России вырос с 25 до 51% (по данным AC&M Consulting).

На сегодняшний день большинство операторов сотовой связи России работают в стандарте GSM 900/1800, который является одним из самых популярных стандартов предоставления услуг сотовой связи в мире. Основные направления технологического развития в отрасли связаны с переходом на один из стандартов сотовой связи третьего поколения, призванных обеспечить увеличение скорости передачи неречевой информации.

Основным источником инноваций в данной сфере деятельности являются фундаментальные исследования и разработки, при этом конкретные операторы сотовой связи редко являются прямыми участниками научных исследований, этой областью занимаются специализированные научные институты и ассоциации.

Можно выделить следующие задачи реализации инновационной стратегии оператором сотовой связи:

★ Развитие технически связанных продуктов: поддержка новых мобильных терминалов и заложенных в них технологий.

★ Поддержка новых видов контентных услуг.

Бизнес, основанный на информационных технологиях возник только 10-15 лет тому назад, прежде всего, в сфере услуг: управление финансами, розничная торговля, средства массовой информации, туризм и др. Основными источниками инноваций являются внутрифирменные отделы (программисты, системщики), а также поставщики программного обеспечения и компьютерной техники. Основная цель состоит в разработке и использовании комплексной системы обработки информации, что обеспечивает адаптивность товара или услуги к потребностям клиентов. Основной задачей инновационной стратегии является развитие систем обработки данных и связанных с этим часто принципиально новых услуг.

Пример. Центр финансовых технологий (ЦФТ) — инновационная компания, работающая в области IT для финансового сектора с 1991 г. ЦФТ занимается проектированием, разработкой и тиражированием высокотехнологичных решений для банков, а также предоставляет услуги в области IT-консалтинга, обучения и поставки оборудования. ЦФТ является одним из лидеров рынка банковской автоматизации. Свыше 35% банков России работают с использованием программных разработок компании. Ежегодный рост объема продаж ЦФТ составляет порядка 35-40%, а рост прибыли — около 50%. В числе основных продуктов ЦФТ: банковский информационный комплекс, платеж-

ная система «Золотая корона», система интернет-банкинга и др. Инновационная стратегия компании основана на самостоятельной разработке новых информационных продуктов, объединенных идеологией электронных платежей.

Фирмы, которые могут быть классифицированы как специализированные поставщики, являются, как правило, малыми, но при этом обеспечивающими существенный вклад в сложные производственные системы в форме оборудования, комплектующих, инструментов и программных продуктов. Инновационное развитие в таких секторах происходит через производство и проектирование необходимых специализированных элементов. Такие фирмы получают преимущества благодаря производственному опыту продвинутых пользователей, передаваемому в форме информации, являющейся основой для возможных модификаций и улучшений продукта. Критически важным для них является развитие навыков, позволяющих создавать инновации в соответствии с запросами потребителей, для которых более существенны неценовые факторы, такие как надежность, качество. Основными задачами инновационной стратегии являются развитие технологий, позволяющих справляться с нуждами потребителей, а также обучение у продвинутых пользователей.

Например, малое предприятие, на основе авторских разработок, защищенных патентами, производит переносной газовый анализатор, предназначенный для экспресс-анализа газообразных и жидких проб на содержание отравляющих и взрывчатых веществ. Использование прибора дает возможность проведения анализа широкого класса отравляющих веществ и взрывчатых веществ, а также отбора проб из труднодоступных мест (узкие щели, трещины и т. д.). Прибор может использоваться:

★ для контроля объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы) на содержание отравляющих веществ, а также помещений, автотранспорта, багажа, почтовых отправлений на наличие скрытых закладок взрывчатых и отравляющих веществ;

★ для поиска отравляющих веществ, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

★ для определения круга лиц, имевших контакт с взрывчатыми веществами и их автоматической идентификации.

В настоящее время единичные экземпляры прибора используется силовыми структурами для обнаружения отравляющих и взрывчатых веществ, однако возможно его применение во многих областях, в числе которых экология, промышленная санитария и гигиена, химические, металлургические и другие производства, криминалистика, сельское хозяйство, здравоохранение, наука.

Конечно, данный подход представляет собой определенное упрощение. Так мы можем найти фирмы первого типа в электронике или химии, кроме того, фирма может принадлежать более чем одной траектории.

2. Инновационные разработки Сибирского отделения РАН

В качестве эмпирической базы, характеризующей предложение инновационных разработок, была ис-

пользована информация, представленная на постоянно действующей выставке достижений СО РАН. Выставляемые разработки достаточно полно отражают активность основных организаций Сибирского отделения в области продвижения на рынок своих достижений. Экспонаты выставки — это конкретные разработки, сопровождаемые кратким описанием содержания и перечнем коммерческих предложений, с которыми выступают их создатели. Эти разработки преимущественно являются прикладными результатами научных изысканий, выполненных в исследовательских институтах. Анализ проводился для двух временных точек — 1998 и 2005 гг. В течение этого периода экономическая ситуация в стране, элементы национальной инновационной системы существенно изменились. Соответственно можно предположить и появление новых моделей поведения участников инновационной сферы. Некоторые обобщения и выводы отражены в публикациях [1, 2].

Попытаемся определить, насколько предлагаемые разработчиками инновационные разработки и способы их продвижения соответствуют выделенным технологическим траекториям.

В табл. 2 представлена общая информация о количестве разработок. В 1998 г. в выставке участвовали представители 10 областей знаний, в 2005 г. добавились еще две области. Однако, в силу их специфичности и незначительного числа разработок, мы исключили их из анализа, ограничившись исходной «десяткой». Представленные области знаний частично мы попытались условно сопоставить с технологическими траекториями, что отражено во втором столбце табл. 2.

Общее количество разработок, представленных на выставке, увеличилось. В наибольшей степени увеличилось количество инновационных разработок, предназначенных для использования в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные предприятия преимущественно относятся к первому типу технологического развития, характеризующемуся доминированием поставщиков. Разработчики именно этой сферы в течение рассматриваемого периода времени в большей степени активизировались в продвижении своих результатов на рынок. Второе место по темпам роста (и первое по общему количеству) занимают разработки для медицины, также принадлежащей первому типу технологического развития. Далее по темпам роста идут разработки, соответствующие второму типу технологических траекторий, то есть те, в которых явно выражен положительный эффект масштаба. Затем — новые материалы и химические технологии, относимые к третьему типу, здесь наблюдался темп роста ниже общего среднего уровня. В области компьютерного моделирования, развивающегося в рамках пятой технологической траектории, количество разработок осталось прежним. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие разработок, предназначенных для отраслей, характеризующихся четвертым типом технологического развития, то есть основанных на информационных технологиях. По нашим предположениям, это связано с определенной спецификой каналов продвижения таких разработок — разработчики не используют Выставку для

Таблица 2

Инновационные разработки, представленные на выставке СО РАН, шт.

Область знаний (для кого предлагается разработка, ее целевая аудитория) Отраслевая технологическая траектория 1 1998 2005 Рост, %

Медицина 1 32 55 71,88

Экология 1 33 45 36,36

Агропромышленность 1 17 40 135,29

Машиностроение 2 26 43 65,38

Горное дело и строительство 2 23 33 43,48

Энергообеспечение 2 17 25 47,06

Химические технологии 3 34 38 11,76

Новые материалы 3 24 28 16,67

Приборостроение 5 25 37 48,00

Компьютерное моделирование 5 И И 0,00

Итого: 242 355 46,69

анонсирования своих разработок, а непосредственно контактируют с потенциальными заказчиками (см. пример с ЦФТ).

Таким образом, на основе агрегированной информации, представленной в табл. 2, можно предположить наличие расхождений между предложением инновационных разработок и готовностью к их восприятию, описываемой в терминах отраслевых траекторий инновационного развития. Так, наибольшее количество разработок предназначено для отраслей типа 1 (с доминированием поставщиков), однако авторы инновационных разработок, как правило, не являются поставщиками для данных отраслей и вряд ли ими станут. Возможные совпадения инновационных предложений с типом отраслевых траекторий возможны в секторах 3 и 5, ориентированных на восприятие результатов научных исследований, и здесь число разработок невелико и увеличилось за рассматриваемый период незначительно.

3. Соответствие инновационных предложений типам отраслевых траекторий

На основе представленных коммерческих предложений были выделены определенные типичные варианты, отражающие отношения и поведение рассматриваемых участников инновационного процесса. Безусловно, использованная для анализа информация крайне неоднородна. Следует учитывать, что способ и характер продвижения зависит и от того, к какому типу относится та или иная научная разработка (технология, прибор, продукт, материал и др.), на какого потребителя она ориентирована. Мы разделили все предложения на группы, каждая из которых отражает отдельный тип, вариант коммерческого предложения. Варианты не являются альтернативными, то есть один разработчик может одновременно выдвигать несколько коммерческих предложений.

1 Нумерация в соответствии с табл. 1:

1. Отрасли с доминированием поставщика.

2. Отрасли со значимым эффектом масштаба.

3. Отрасли наукоемких продуктов.

4. Отрасли, основанные на информации.

5. Отрасли, обеспечивающие специализированные поставки.

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

Таблица 3

Распределение разработок по вариантам

Варианты коммерциализации

1 2 3 4 5 6 7

1998 2005 1998 2005 1998 2005 1998 2005 1998 2005 1998 2005 1998 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экология

18 32 8 6 8 9 8 5 13 14 2 5 4 14

Медицина

19 41 12 8 12 8 8 1 7 17 1 6 3 И

Агропромышленность

12 14 5 5 5 8 0 4 2 8 2 1 1 6

Машиностроение

15 33 9 7 2 3 2 2 13 И 0 5 4 10

Горное дело и строительство

12 19 4 4 4 6 3 3 18 6 2 4 2 7

Энергообеспечение

10 18 3 3 8 5 3 3 6 4 2 8 4 0

Химические технологии

22 27 5 2 9 5 6 1 16 20 1 4 4 6

Новые материалы

17 26 7 2 4 3 5 4 9 3 0 0 4 6

Научное приборостроение

16 32 7 2 9 8 6 4 5 8 4 2 0 8

Компьютерное моделирование

5 10 1 0 5 1 2 0 0 0 1 0 1 0

Всего по областям

158 252 61 39 66 56 43 27 89 91 15 35 27 68

Всего было выделено 7 вариантов инновационных предложений:

★ Вариант 1. Поставка продукции, выполнение работ (измерения, создание карт и др.), оказание услуг (например, мониторинг состояния окружающей среды в регионе). Такие разработки, как правило, ориентированы на имеющиеся ресурсы и производственные мощности самих институтов или небольших инновационных фирм, объемы предложений, как правило, невелики. В данном случае производители инновационных продуктов выступают в роли специализированных поставщиков, производящих наукоемкие, как правило, «нишевые» продукты, предназначенные для достаточно небольшого и высокоспециализированного рынка. Обычно фирмы-разработчики или авторы являются владельцами патентов на продукт/технологию, и предлагают как единичные партии или отдельные изделия, так и готовы продавать лицензии на их производство или использование.

★ Вариант 2. Создание совместного предприятия для масштабного производства предлагаемой продукции. В данном случае чаще всего предполагается использовать не только финансовые ресурсы партнера, но и его коммерческий опыт.

★ Вариант 3. Поиск инвестора для организации производства. Данный вариант объединяет как стратегических (ориентированных на участие в управлении и производстве), так и финансовых (ориентированных на получение дохода) инвесторов. Как правило, авторы идеи — разработчики — не дифференцируют инвесторов по их инвестиционным целям и формулируют свои предложения в обобщенном виде.

★ Вариант 4. Поиск партнера для реализации продукции. В данном случае предполагается привлечение коммерческих посредников, обладающих не только информацией о возможных рынках сбыта и об их конъюнктуре, но и имеющих опыт коммерческой деятельности. В условиях ограниченности внутреннего рынка особое значение приобретает опыт посредников во внешнеэкономической деятельности.

★ Вариант 5. Продажа лицензии на производство, патента, технической документации, ноу-хау. Как правило, ученые — разработчики — нуждаются в дополнительных услугах по юридическому оформлению прав на интеллектуальную собственность.

★ Вариант 6. Сервисное обслуживание разработки у потребителя, предполагающее самый широкий спектр услуг: обучение персонала, обслуживание, ремонт, информационное обеспечение и др.

★ Вариант 7. Поиск партнера для продолжения исследований, доведения разработки до уровня промышленного образца, пригодного для масштабного тиражирования. Данный вариант в наибольшей степени отражает сохранившееся традици-

онное представление о научно-исследовательской деятельности, то есть доведение научной идеи до уровня опытного образца, после чего авторы научной разработки передают ее специализированным агентам — посредникам, осуществляющим внедрение ее в производство и собственно производство продукции.

В табл. 3 представлены результаты проведенного анализа.

Полученные результаты показывают, что происходит расширение функций организаций-разработ-чиков и исследователей. Можно наблюдать их готовность взять на себя не только функции внедрения научных результатов, но и наладить производство продукции за счет использования собственных производственных мощностей и кадров. Такой вывод следует, по нашему мнению, из явного преобладания первого варианта, как в 1998 г., так и в 2005 г.

Дальнейший анализ позволил объединить наблюдаемые варианты поведения в три группы, каждая из которых представляет собой определенный кластер инновационных предложений (табл. 4), объединенный по степени (уровню) готовности разработки к коммерческому использования, а именно:

★ I — предложения «специализированных поставщиков», обеспечивающих поставку отдельных товаров/услуг или малых серий, предназначенных для узкого круга потребителей (обычно заранее известных разработчикам).

★ II — предложения «полупродуктов», которые требуют дальнейшей доработки, финансовых и материальных ресурсов, использования специфичных активов и навыков, отсутствующих у разработчиков.

Таблица 4

Кластеры инновационных предложений по типу разработок

Число разработок, 1998 г. Число разработок, 2005 г. Изменение 2005 г. по отношению к 1998 г.,%

Первая технологическая траектория

I кластер 54 99 83

II кластер 64 85 33

III кластер 22 39 63

Вторая технологическая траектория

I кластер 41 87 112

II кластер 48 53 10

III кластер 37 21 -44

Третья технологическая траектория

I кластер 40 57 42

II кластер 44 29 -35

III кластер 25 23 -8

Пятая технологическая траектория

I кластер 26 44 69

II кластер 31 23 -26

III кластер 5 8 60

Всего разработок

I кластер 173 287 66

II кластер 197 190 -4

III кластер 89 91 2

Таблица 5

Распределение разработок по кластерам в рамках отраслевых технологических траекторий

Число разработок, 1998 г. Число разработок, 2005 г. Изменение 2005 г. по отношению к 1998 г.,%

Первая технологическая траектория

I кластер 54 99 83

II кластер 64 85 33

III кластер 22 39 63

Вторая технологическая траектория

I кластер 41 87 112

II кластер 48 53 10

III кластер 37 21 -44

Третья технологическая траектория

I кластер 40 57 42

II кластер 44 29 -35

III кластер 25 23 -8

Пятая технологическая траектория

I кластер 26 44 69

II кластер 31 23 -26

III кластер 5 8 60

Всего разработок

I кластер 173 287 66

II кластер 197 190 -4

III кластер 89 91 2

★ III — предложения научных знаний в форме патентов и лицензий.

Рассмотрим полученные результаты в разрезе отраслевых технологических траекторий (табл. 5).

Представленные данные позволяют прийти к ряду выводов.

1. Разработанная зарубежными исследователями типология отраслевых траекторий инновационного развития является адекватным инструментом исследования российской экономики, что подтверждается эмпирическими данными.

2. Инновационные разработки, предлагаемые исследовательским сектором российской экономики, представляют собой достаточно разнородные продукты, среди которых можно выделить предложения «специализированных поставщиков», предложения «полупродуктов» и предложения научных знаний.

3. Значительный рост количества разработок, объединенных первым кластером, свидетельствует о растущей дифференциации деятельности в рамках научных институтов, и формировании групп, производящих коммерциализируемые продукты, которые выступают в роли «специализированных поставщиков» продуктов и услуг для различных отраслей экономики.

4. Происходит незначительное сокращение предложения «полупродуктов» (сокращение на 4%), тем не менее, более половины разработчиков берут на себя несвойственные им функции поиска партнеров, организации производства, маркетинга инноваций и т. д., что свидетельствует как о недостаточном развитии инновационной инфраструктуры, так и о возможном изменении роли исследовательского сектора в экономике.

5. В целом предложение научных знаний в форме патентов и лицензий практически не изменилось (рост на 2%), что может свидетельствовать как об упадке «производства знаний» в рамках исследовательских институтов, так и о наличии каких-то иных форм и каналов распространения этих знаний, не охваченных данной эмпирической выборкой. К пятой траектории относятся те отрасли, которые в наибольшей степени восприимчивы к результатам научного поиска, и перспективы коммерциализации данной группы разработок значительно выше, чем предложений, направленных отраслям первой траектории (с доминированием поставщиков).

6. Большая часть разработок в целом предназначена для отраслей, характеризующихся первой (140 разработок) и второй (101 разработка) технологическими траекториями, которые менее восприимчивы к инновациям, чем отрасли, источники инноваций которых опираются на R&D (третья — 66 разработок, пятая — 48 разработок, четвертая — 0).

Литература

1. С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова. Проблемы коммерциализации разработок научных институтов СО РАН//В сб. «Производственный менеджмент: проблемы и решения». Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 2002.

2. Н. А. Кравченко, А. Т. Юсупова. Адаптация экономической науки к рыночным условиям. Новосибирск, ЭКО, № 11, 1999.

3. J. Tidd,J. Bessant, K. Pavitt. Managing Innovation. Second ed., John Wiley & Sons Ltd, England, 2003. — 388 p.

4. M. Dodgson. The Management of Technological Innovation. Oxford University Press, 2000.

5. G. Dosi. The nature of innovative process/Technical Change and Economic Theory. Printer Pub., London and N-Y, 1988.

6. Инновации и конкурентоспособность российских компаний — презентация Д. Сироткина, ИКФ «АЛЬТ». http://www.aLtrc.ru

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.