Научная статья на тему 'Инновационные подходы в системе современного образования'

Инновационные подходы в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / "ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИИ / ОНЛАЙН-КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульмин С.А., Лутфуллин Ю.Р.

Новая эпоха научно-технического развития, особенно в части использования цифровых информационных технологий, диктует свой подход к современному образованию. Компьютерная техника становятся основным инструментом в образовательных учреждениях, а всемирная сеть главным источником получения необходимой информации. Передовые технологии уже предлагают и осуществляют своеобразный переворот в образовании: преподаватель в школе, профессор в институте уже не являются единственным источником знания. Так, метод "перевернутого образования" подразумевает, что обучающиеся станут изучать теоретические основы дисциплин самостоятельно с помощью интернет-лекций, онлайн-курсов и других современных компьютерных средств. И только аудиторные занятия, а также проверка и закрепление знаний будут проходить контролироваться учителем. Ежедневно на людей обрушивается огромный поток разнообразной информации. Одновременно так же быстро устаревают полученные человеком знания. Это формирует новую концепцию в образовании на основе применения инновационных технологий непрерывного образования «Обучение через всю жизнь!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульмин С.А., Лутфуллин Ю.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в системе современного образования»

Инновационные подходы в системе современного образования

Шульмин Сергей Алексеевич

кандидат экономических наук, доцент, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, SAShulmin@yandex.ru

Лутфуллин Юнир Рифович

доктор экономических наук, профессор, кафедра культурологи и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, unir2007@mail.ru

Новая эпоха научно-технического развития, особенно в части использования цифровых информационных технологий, диктует свой подход к современному образованию. Компьютерная техника становятся основным инструментом в образовательных учреждениях, а всемирная сеть - главным источником получения необходимой информации. Передовые технологии уже предлагают и осуществляют своеобразный переворот в образовании: преподаватель в школе, профессор в институте уже не являются единственным источником знания. Так, метод "перевернутого образования" подразумевает, что обучающиеся станут изучать теоретические основы дисциплин самостоятельно с помощью интернет-лекций, онлайн-курсов и других современных компьютерных средств. И только аудиторные занятия, а также проверка и закрепление знаний будут проходить контролироваться учителем.

Ежедневно на людей обрушивается огромный поток разнообразной информации. Одновременно так же быстро устаревают полученные человеком знания. Это формирует новую концепцию в образовании на основе применения инновационных технологий непрерывного образования - «Обучение через всю жизнь!»

Ключевые слова: система образования, клиповое мышление, «перевернутое образование", интернет-лекции, онлайн-курсы

ХХ1 век стартовал как век цифровых информационных технологий и н диктует новые требования к образованию. Проявляется это в том, что меняются и содержание учебного процесса, и способы передачи знаний. Появляются новые технические средства, без которых уже невозможно себе представить образование в ближайшем будущем. Издавна основными инструментами школьного образования были учебник, тетрадь, ручка, доска и мел. Кстати, такой атрибут как большая доска, на которой пишут мелом в школьных классах массово стала появляться с начала Х1Х века. В этом простом приспособлении, можно сказать, были заключены образ и философия процесса познания - писать, ошибаться, стирать написанное и вновь делать записи. Кроме того, по собственным школьным воспоминаниям любого человека, стоит вспомнить, что вызов к доске был целым ритуалом. Теперь известную всем школьную доску все чаще заменяет интерактивный экран, на котором можно не только писать, а во время занятия выводить на него материалы по заданной теме в виде графиков, изображений, презентаций или видеороликов. По сути это огромный сенсорный дисплей, управляемый компьютером со специальным программным обеспечением. Планируется, что в самом ближайшем будущем интерактивные экраны займут место в большинстве школьных классов. И если не заменят полностью, то станут рядом с обычными досками. Другие атрибуты школы - ученические тетради и учебники. Их также настойчиво теснят ноутбуки, нетбуки и планшеты.

По словам Станислава Янкевича, менеджера по международным отношениям Хорошевской школы-гимназии: «Нужно как можно больше процессов делать при помощи технологий. Технологии это полезный инструмент. Не цель сама по себе, а средство на пути достижения учебных целей. Технология должна вдохновлять и воодушевлять учиться и творить».

В современном мире для молодых людей гад-жеты даже более привычны, чем бумажные носители. С помощью компьютерных сетей можно объединить все электронные устройства учеников и учителей - вести дневники и журналы, следить за посещаемостью, связываться при необходимости с родителями. Уже сейчас существует множество

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

сч

01 Z

интернет-ресурсов, которые помогают и педагогам и учащимся в образовательном процессе. В будущем планируется превратить компьютерные системы в универсальный инструмент образования. Важно, что работа на компьютере у детей (обучающихся) вызывает, как правило,заинтересованность. И владеют они цифровыми устройствами порой даже лучше, чем их педагоги, используя при этом сетевые специализированные ресурсы как грандиозный источник получения знаний.

По мнению доктора педагогических наук Елены Булин-Соколовой, директора Хорошевской школы-гимназии: «Знания сегодня в отличие от ситуации столетней давности, находятся на расстоянии вытянутой руки. Учитель уже давно перестал быть единственным носителем информации и источником знаний. Существенно более ценным становится способность работать со знаниями, делать с ними что-то».

Данную тему продолжает доцент кафедры гуманитарных проблем информатики ТГУ Надежда Зильберман: «Интернет дал нам обилие информации и свободу доступа к этой информации. Но он не дает нам критического мышления выбирать эту информацию, что с ней дальше делать. Вот здесь появляется учитель, вот здесь его роль -научить детей, взрослых именно этому».

Не так давно в обиходе появился термин «перевернутое образование». Переворот, в данном случае, касается функции педагога. В нашем привычном представлении урок в школе должен проходить так - за рядами парт сидят ученики, а перед ними учитель. Многие века образование строилось на объяснении материала преподавателем, на домашнем задании, зубрежке, системе оценок, на похвалах и наказаниях. Теперь авторитарный стиль уходит в прошлое. По мнению экспертов, учитель, прежде всего, модератор - помощник в достижении учебных и творческих целей. При чем стоит отметить, что модератор в работе с группами взрослых зачастую использует приемы обучения детей [9].

Как считает математик Мария Посицельская: «Обычно лекция - это когда учитель стоит у доски и что-то рассказывает. А если речь идет о перевернутом образовании, то в таком классе дети сами изучают материал, используя различные ресурсы, например, видеолекции. Учитель выступает в роли мастера для их деятельности, объясняет те детали, которые не понятны и не усвоены самостоятельно».

Прогресс в области высоких технологий идет столь стремительно, что, возможно, вскоре компьютерные системы возьмут на себя многие функции в нелегкой работке учителя - проверку домашнего задания, анализ способностей и достижений каждого ученика, составление индивидуальной стратегии его обучения. По мнению некоторых футурологов в середине ХХ1 века роль преподавателя в школе возьмут на себя роботы. Уже сейчас в мире существует несколько моделей роботов-компаньонов, способных помогать детям в учебе. Например, робот NAO, говорящий на двенадцати

языках, может делать переводы, помогает в решении математических задач. NAO - это автономный программируемый человекоподобный робот, разработанный компанией Aldebaran Robotics, штаб-квартира которой находится во Франции. Это особенно актуально для профессий, где выполняются одно-две однотипные функции (напр., бухгалтеры, юристы).

Одно поколение создает системы образования, другое обучается по ней. Вопрос принятия снижения эффективности неприязни - в смене поколений.

«Технологии в педагогике начинались, по словам Надежды Зильберман, с автоматизации закрепляющих упражнений, какого-то тренажера, какого-то тренинга. И когда сейчас робота выводят на задачу педагога , он , по сути , выполняет ту же самую функцию. Это, по сути, тот же самый тренажер. Он очень хорош для отработки каких-то навыков. Он хорош для снятия языкового или психологического барьера».

В реальности специалисты продолжают спорить - каковы должны быть задачи подобных машин. И даже о том, как они должны выглядеть. Это особенно важно, когда идет речь о роботе-педагоге, роботе-воспитателе детей. Вспомним роботов, созданных профессором Исигура и то, что он даже сделал пластическую операцию, чтобы оставаться похожим на созданного им робота. А также тот фактор, что чем больше робот похож на человека, тем больше неприязнь у обучающихся.

Отметим, что пока способности таких машин не очень велики, но главное, что они уже сегодня приобщают детей к робототехнике, учат собирать и программировать роботов. Особенно там, где этому уделяется значительное внимание: устраиваются рободромы, проводятся «робофесты». В будущем, в полностью роботизированном мире, когда ручной рутинный труд ляжет на плечи машин, доля и значение интеллектуального труда существенно возрастет. Причем интеллектуального творческого труда.

«По анализу статистики, в частности, по западным странам и США - как говорит Станислав Янкевич - можно увидеть, что с 60-х годов постепенно идет повышение доли занятости людей, выполняющих нестандартные задачи. Это связано, прежде всего, с информационной революцией. Человек, чтобы в этих условиях мог эффективно существовать и работать, должен уметь решать проблемы, мыслить творчески, находить нестандартные решения задач, мыслить критически, критически воспринимать информацию. Он должен уметь взаимодействовать с другими людьми. И вот эти навыки, эти качества сегодня становятся ключевыми». Поэтому возможно в будущем, школы превратятся в своеобразные творческие центры молодежи, где найдется место и теории и практике, а основой учебного процесса станет работа над различными проектами.

«Для того, чтобы человек понял, к чему он больше склонен, где он получает больше удоволь-

ствие и чем вообще он хотел бы заниматься — продолжает дискуссию Елена Булин-Соколова -школа должна представлять ему море разных возможностей попробовать себя. И создавать такие пространства, где это с ребенком могло бы случиться».

Футурологи, представляя образ учебного заведения будущего, приходят к мнению, что, скорее всего, понадобятся другая архитектура и принципы организации внутреннего пространства. Потребуется больше мест для свободного общения детей и взрослых, больше специализированных кабинетов. Традиционный класс с рядами парт будет востребован все меньше. Возможно, уйдут такие столпы образования как университетские аудитории с кафедрой педагога и амфитеатром для студентов, поскольку по их мнению, такой элемент как лекция становится не нужным и вымирает. И, несмотря на то занятия с наставником очень важны, что семинары и практические занятия важны, получать информацию из уст профессора совсем необязательно. Такого рода заявление как амбициозно, так и весьма дискуссионно. Особенно, если учесть мнение тех самых профессоров и преподавателей, обеспокоенных уровнем знаний студентов, обучающихся на дистанционной системе обучения.

Начиная с 2011 года в интернете стали возникать первые образовательные платформы он-лайн обучения. На этот перспективный метод немедленно обратили внимание ведущие университеты Америки и Европы. «Идея массовых интернет-курсов - сделать образование доступным и открытым для всех - считает Надежда Зильберман. - Но не в виде каких-то отдельных лекций, а виде связанных блоков с обязательной формой контроля».

Но нужно учесть, что данная информация должна быть очень высокого качества. Возможно, образовательные центры и вузы, специализирующиеся именно на дистанционном предоставлении образовательных услуг и обеспечивают соответствующую подготовку данных материалов своими преподавателями. ВУЗы же, где это просто дополнительная часть (и, как правило, мало оплачиваемая) к огромной учебной нагрузке профессорско-преподавательского состава, где «львиную долю» занимают аудиторные часы - те самые лекции и практические занятия - физически не успевают готовить эти материалы на соответствующем хорошем уровне. Да и относятся преподаватели, исходя из своего практического опыта, к такой форме обучения в ВУЗах довольно скептически.

Данная идея американская Стэнфордского университета, открывшего доступ к своим лекциям, безусловно, имеет свои достоинства - доступность, массовость, наглядность и возможность сопровождать лекцию видеороликами и другими медийными материалами. При этом студент (или слушатель) не привязан географически к самому институту. Ему не надо менять место жительства, привыкать к новому социуму. Он может сам выбирать время, кода ему удобнее заниматься. А главное он может слушать лекции лучших профессо-

ров по своей специальности. В мире уже существует несколько сотен платформ, на которых зарегистрированы миллионы слушателей. У образовательных интернет-платформ есть еще одно достоинство - их демократичность и открытость по отношению к преподавателям.

Заключается это в слелдующем. Информационные платформы не диктуют преподавателям, сколько и каким образом выкладывать содержание, поскольку их задача удержать пользователя на этой платформе. В тоже время разные ВУЗы предъявляют различные требования к оформлению материалов, наполняющих массив дистанционного образования. По признанию той же Н. Зильберман: «Три минуты мультяшного ролика смотрятся гораздо легче, чем пятьдесят минут прекрасной лекции уважаемого профессора, где он просто сидит на стуле и рассказывает». Безусловно, этот формат предоставления учебного материла проще, красочнее и возможно интереснее. Но, с другой стороны, таким образом формируется упрощенное восприятие и понимание серьезных тем и актуальных вопросов. Другими словами, такой материал готовится под пользователя на уровне «клипового мышления» - есть широта, но нет глубины познания.

Упомянутая выше концепция «перевернутого образования» стала актуальной и в высшей школе. По задумке после интернет-лекции студентам надо будет приходить в институт в основном только для того, чтобы под контролем преподавателя проверить полученные знания в практической работе, в т. ч. в форме итого контроля как зачет, дифференцированный зачет и экзамен.

Известно, что получить высшее образование он-лайн можно уже и сейчас. Правда и работодателя такой дипломированный специалист восторга не вызывает.

По мнению футурологов, возможно в будущем продвинутые системы виртуальной реальности позволят вообще не посещать учебные заведения. Например, сложное лабораторное оборудование и дорогие материалы заменят голографические объекты, и с их помощью можно будет и дома моделировать любые опыты. И тогда университеты вообще исчезнут, уступив место интернет курсам.

«Для того, чтобы пройти массово он-лайн курс от начала до конца требуются грандиозные усилия самоорганизации. Информация запоминается и воспринимается, когда вокруг вас люди, по-другому. Мы делимся отношением к этой информации. По статистике, большинство аудиторий, которые смотрят у нас он-лайн курсы, это люди, уже имеющие высшее образование, звание или степень» - продолжает дискуссию Н. Зильберман. По ее мнению: «Массовые он-лайн курсы это хороший вариант индивидуализации своей траектории, когда основное образование не дает то, чего ты хочешь и хочется уйти глубже. Но делать этим полностью замену базового образования это не тот путь, которым нужно идти».

К сожалению приходится признать тот факт, что для многих молодых людей учеба это скучный

о о и и т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

0

сч

сч

01 г

и тяжкий труд. Зато большинство ребят с удовольствием играют в компьютерные игры. Возможно, это поможет сделать учебу делом увлекательным. Термин «игрофикация образования» появился не сегодня. Метод обучения в процессе игры издавна и вполне успешно использовался и в детских садах, и в начальной школе. Со временем оказалось, что и компьютерные игры могут быть полезны в процессе образования. Например, популярная игра-конструктор «Майнкрафт» (МтесгаА) используется как тренажер на занятиях по физике, химии, географии. А некоторые игры-стратегии предоставляют материал для глубокого изучения истории.

Когда в конце ХХ века были разработаны первые компьютерные игры-симуляторы вряд ли, кто-то предполагал, какую серьезную задачу они станут выполнять. Сегодня без подобных симулято-ров уже невозможно себе представить профессиональное образование летчиков, водителей медиков, военных. Эти системы стали мощным подспорьем в тех сферах, где устраивать реальные практические занятия слишком сложно, дорого и даже опасно. А тренажеры будущего на основе виртуальной реальности позволят моделировать погодные условия, физические перегрузки и другие реальные факторы. После таких занятий студент способен превратиться в мастера с определенным опытом работы.

Известно, что для того, чтобы стать профессионалом в своем деле требуется немало времени. Люди и раньше задумывались над тем, как бы ускорить этот процесс. И как можно наделить конкретного человека способностями, которыми он от рождения не обладал. Не так давно ученые из Лондонского университета королевы Марии провели опыт по стимуляции электрическими импульсами прифронтальной коры человеческого мозга. Эта зона связана с рядом важных функций, включая память, планирование и принятие решений. У добровольцев, участвовавших в опытах, заметно улучшилась способность к обучению, и даже появились признаки нестандартного мышления.

Стоит заметить, что существуют и более радикальные проекты расширить человеческую память с помощью электронных накопителей, имплантированных в мозг. Вживление чипов в человеческие тела уже не является чем-то фантастическим. Например, электронные устройства помогают преодолевать инвалидам недуги. С тем же успехом можно и совершенствовать человеческую природу, придавать новые возможности человеческому телу и разуму. В известных фильмах «Матрица», «Люси», «Область тьмы» и других показано, как люди могут моментально обучаться под воздействием чего-либо. Подключение человеческого мозга с целью обновления знаний как программ в компьютере было бы мечтой не только фантастов. Однако, стоить отметить, что нейрофизиология изучена не на том уровне, чтобы вопрос о непосредственной передачи знаний в мозг стал вопросом ближайшего будущего.

В 1959 году американский писатель-фантаст Айзек Азимов написал рассказ «Профессия» [1], действие в котором происходит в то время, когда людям уже не нужно тратить время на получение образования. Школьные знания, а затем и профессиональные навыки просто записываются в мозг людей за считанные минуты. Но и в этой системе нашлась слабость, заключавшаяся в том, что люди будущего утратили «способность учиться» и в нестандартных ситуациях оказывались бессильны. Поскольку рознание - это не просто механическое накапливание информации, а гораздо более сложный процесс.

Так, в настоящее время обесценивается ценность эрудиции, поскольку человеку сложно тягаться с огромными информационными ресурсами. С другой стороны, человек может помнить много, но это не данные, а способы ориентации в мире информации и знания, где искать. Человек, подключенный к единой информационной системе, это не фантастический проект. Его прообраз уже существует в виде социальных сетей. Но возникает вопрос: «Если любые знания и факты окажутся доступны всем и в любое время, как это отразится на общении людей друг с другом?» Если все знают все, то сохранится ли у людей потребность в общении?» Как ни странно, то такое уже было с появлением мобильных устройств связи. Ведь, если ранее человек заблаговременно договаривался о встрече, то с появлением мобильных телефонов встречу можно было отложить или перенести в любое время.

По мнению экспертов, современного человека привлекает в общении не знание, а эмоциональна оценка и эмоциональная нагрузка. Например, когда зрители обсуждают спектакль или фильм, они не обсуждают, что было во время выступления или фильма, а обсуждают, что им понравилось. Поэтому живое общение остается для того, чтобы оно было эмоционально окрашенным.

Главной приметой настоящего и будущего времени является лавинообразное увеличение информации, приходящей со всех концов света. Идея, пришедшая в одну светлую голову становится достоянием всех. Научные истины, открытые еще вчера были актуальны, завтра могут безнадежно устареть. Известно, что, чем человек старше, тем он хуже обучаем. Вся система образования была устроена под это свойство человеческого организма. В детстве на человека наваливали большое количество знаний. Потом он после института (аспирантуры, ординатуры и т. п.), как правило, обучался на каких-то курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Быстрое изменение технологий ставит вопрос о перманентом образовании, об пожизненном образовании, т.е. человеку придется обучаться всю жизнь. И это не совсем соответствует всей структуре современного образования на разных этапах развития человека - школа, ВУЗ и т. д. Профессии обновляются, а те навыки, которыми владеет профессорско-преподавательский состав, стареет. Поэтому человек должен быть в инфор-

мационной сети, чтобы каждый день на своем рабочем месте овладевать новыми навыками и выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Информация стала ресурсом всего человечества, наряду с ресурсами природными. Во многих странах строятся огромные РАТА-центры, где накапливается и распределяется информация в сетях. Без таких центров-хранилищ невозможно экономику, науку и в целом жизнь человека. Неизвестно, как человеческий организм отреагирует на такую перегрузку. Уже возникает вопрос о так называемом «клиповом мышлении», состоящее из двух составляющих:

- во-первых, люди перестают концентрироваться на одном большем тексте, на одном большом однородном массиве информации. Они начинают переключаться, поглощая информацию небольшими порциями, так называемое «мозаичное мышление»;

- во-вторых, люди устают от текстовой информации и подключают визуальную, аудиальную информацию, которая больше соответствует образному мышлению и влияет на чувства.

Система образования не может не учитывать то, что у людей меняется способ усвоения информации. Появляются новые методики, разработанные специально для учащихся с клиповым типом мышления.

Уже существует понятие «микрообучения» - то есть дозированное преподавание в единицу времени. Например, человеку предлагается всего один абзац текста на экране компьютера. И сразу же вариант теста. Далее по той же схеме на непродолжительное время, к примеру, видеоряд.

«Бытие определяет сознание» - когда-то сказали философы. Прошедшее столетие показало, что и сознание определяет бытие. Если у людей меняется тип мышления, то это не может не привести к изменению всего человеческого общества.

С точки зрения типа мышления, когнитивных навыков мы видим «рождение» совершенно нового человека. Первым об этом написал канадский мыслитель Маршалл Маклюэн в своей книге «Галактика Гуттенберга» [7], который говорил, что эпоха грамотности, эпоха печатного текста это не просто эпоха определенных технических средств передачи информации, а она перестроила всю человеческую культуру и все человеческое мышление. Это эпоха линейных последоватлеьностей. Например, когда солдаты выстраиваются в ряд, также как буквы стоят на странице или рабочие у станков. Все выстроены в ряды в длинные последовательности. Сегодня мы имеем совершенно другого человека, который мыслит стереоскопически, картинкой. В философии появился даже новый термин «ризома» или «ризоматическая конструкция», обозначающий систему нелинейных хаотических связей. Ризома была введена Ж. Делё-зом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года. Образно ее можно представить с корневой системой дерева.

В заключении, необходимо отметить, что цифровые технологии, безусловно, привносят изменения не только в методику, но и в содержании образования. В обществе, где всю рутинную работу, со временем на себя возьмут роботы, возрастет значение интеллектуального творческого труда, потребуются соответствующие специалисты. А когда будет создан совершенный искусственный интеллект, люди освободятся для своей основной, человеческой работы - поиск смыслов, целеполага-ние для искусственного разума. И тогда возможно основными предметами в учебных заведениях станут философия, культурология, экономика, литература. Но какими бы передовыми и мощными не оказались технологии будущего, образование всегда останется процессом передачи знаний, умений и навыков от людей взрослых и опытных -людям нового поколения - молодым, растущим, начинающим свой путь взросления и становления.

Литература

1. Айзек Азимов Профессия сборник http://libok.net/writer/66/kniga/278/azimov_ayzek/prof essiya/read

2. Ганиева А.Э., Лутфуллин Ю.Р. Актуальные проблемы современного образования // Эффективные инструменты познания культуры управленческой деятельности : сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова. -Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. -С. 98-104.

3. Ганиева А.Э., Лутфуллин Ю.Р. Повышение конкурентоспособности учебных заведений на основе расширения сферы образовательных услуг. // Культура и образование: Сб. статей. Вып.17 / сост.

B.Л.Бенин, Д.С. Василина. - Уфа: Изд-во БГПУ,

2016. - С.27-32.

4. Лутфуллин Ю. Р., Ганиева А.Э. Актуальные проблемы современного образования // Международный социально-экономический журнал. - 2016. - №5(23) - С.39-46.

5. Лутфуллин Ю. Р., Ганиева А.Э. Влияние новых профессий на формирование образовательного рынка на основе современной парадигмы управления знаниями // Международный социально-экономический журнал. - 2017. - №11(40) -

C.79-87.

6. Лутфуллин Ю. Р., Ганиева А.Э. Современные вопросы интеграционного взаимодействия вузов и предприятий // Культура и образование: Сб. статей. Вып.17 / сост. В.Л.Бенин - Уфа: Изд-во БГПУ,

2017. - С.78-86.

7. Маклюэн Г. М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. - М., 2003.

8. Шульмин С. А. Лутфуллин Ю. Р. Место корпоративной культуры в институциональном управлении организациями предпринимательского типа // Инновации и инвестиции - №5 - 2018 - С.133-139.

9. Шульмин С. А., Лутфуллин Ю. Р. Некоторые аспекты проведения проектного управления на основе применения современных бизнес-

о о и и т

О

т э

т

й А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

технологий // Инновации и инвестиции - №9 - 2018 - С.111-115.

Innovative approaches in the system of modern education Shulmin S.A., Lutvullin Yu. R.

Tula branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov,

Bashkir State Pedagogical University. M. Akmullah The new era of scientific and technological development, especially in the use of digital information technologies, dictates its approach to modern education. Computer equipment is becoming the main tool in educational institutions, and the worldwide network is the main source of information. Advanced technologies already offer and carry out a kind of a revolution in education: a teacher at school, a professor at an institute are no longer the only source of knowledge. Thus, the method of "inverted education" implies that students will begin to study the theoretical foundations of the disciplines on their own using online lectures, online courses and other modern computer tools. And only classroom lessons, as well as testing and consolidation of knowledge will be controlled by a teacher.

Every day a huge stream of various information falls upon people. At the same time, the knowledge gained by man is also quickly becoming obsolete. This forms a new concept in education based on the use of innovative technologies of continuous education - "Learning through life!" Keywords: education system, clip thinking, "inverted education", online lectures, online courses.

References

1. Isaac Asimov Profession collection http://libok.net/writer/66/kniga/278/azimov_ayzek/professiya/read

2. Ganieva A.E., Lutfullin Yu.R. Actual problems of modern educa-

tion // Effective tools of knowledge of the culture of management: a collection of works on the results of the school-seminar of Professor A.N. Popov. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosova, 2016. - p. 98-104.

3. Ganieva A.E., Lutfullin Yu.R. Increasing the competitiveness of

educational institutions on the basis of expanding the scope of educational services. // Culture and Education: Sat. articles. Issue 17 / Comp. V.L. Benin, D.S. Vasilina. - Ufa: Publishing house BGPU, 2016. - P.27-32.

4. Lutfullin Yu. R., Ganieva A.E. Actual problems of modern educa-

tion // International socio-economic journal. - 2016. - №5 (23) -P.39-46.

5. Lutfullin Yu. R., Ganieva A.E. The impact of new professions on

the formation of the educational market on the basis of the modern paradigm of knowledge management // International Social and Economic Journal. - 2017. - №11 (40) - С.79-87.

6. Lutfullin Yu. R., Ganieva A.E. Modern issues of integration of

universities and enterprises // Culture and Education: Sat. articles. Issue 17 / Comp. VL Benin - Ufa: Publishing House of Belarusian State Pedagogical University, 2017. - P.78-86.

7. McLuhan, G.M. Galactica of Gutenberg. Creation of human print

culture. - M., 2003.

8. Shulmin S. A. Lutfullin Yu. R. The Place of Corporate Culture in

the Institutional Management of Organizations of an Entrepreneurial Type // Innovations and Investments - №5 - 2018 -P.133-139.

9. Shulmin S. А., Lutfullin Yu. R. Some aspects of project manage-

ment based on the use of modern business technologies // Innovations and Investments - №9 - 2018 - ^111-115.

о

(4 (4

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.