Научная статья на тему 'Инновационные подходы в системе повышения квалификации как фактор роста профессиональной компетентности педагогов'

Инновационные подходы в системе повышения квалификации как фактор роста профессиональной компетентности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабиденова С.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в системе повышения квалификации как фактор роста профессиональной компетентности педагогов»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

Проблемы профессионального развития педагогов, этапы становления профессионального мастерства, инновационную деятельность педагогов рассматривали исследователи с разных точек зрения: психология профессионального развития - Э.Ф. Зеер [5]; психологические аспекты инновационной педагогической деятельности - Н.В. Клюева [6]; деятельность учителя в аспекте повышения качества образования - Л.В. Мозгарев [7]; этапы профессионально-личностного развития учителя - П.Е. Решетников [8]; обучение на собственном опыте - Д.Ф. Ильясов [9].

Обновление содержания и форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации должно происходить при качественном кадровом сопровождении, и это значит, что должна быть пересмотрена система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов [10].

Курсы повышения квалификации педагогов должны давать слушателям ориентацию на педагогические методы, поощряющие решение проблемы повышения эффективности педагогического процесса. Одним из осново-

КАБИДЕНОВА С.Ж, Филиал АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Павлодарской области», г. Павлодар

полагающих факторов развития системы образования является изменение роли учителя в современном обществе. Э.М. Никитин считает, что одной из важнейших задач и результатом реформирования системы повышения квалификации работников образования должно стать появление педагога нового типа, способного к использованию инновационных форм и методов обучения [11].

Понятие «инновация» определяется как внесение новшества в традиционные формы, методы, авторские разработки. Инновационными подходами повышения квалификации педагогических работников в учебном процессе считаем практику моделирования, проектирования, использование активных и интерактивных форм работы со слушателями, различные варианты семинаров, тренинги и внесения их элементов в практические занятия.

Ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта и повышении квалификации педагогических кадров школ должны представлять новые формы проведения педагогических советов, семинаров по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний. В настоящее время появилась возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения профессиональной компетентности педагогов:

• творческие группы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;

• дистанционное обучение;

• Интернет - форумы, конкурсы;

и

• методические семинары, семинары-практикумы;

• участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

В новых условиях все эти традиционные формы должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.

В настоящее время в системе повышения квалификации существуют два подхода: традиционный и инновационный.

Традиционное повышение квалификации ориентируется на преодоление трудностей, пробелов, «слабых мест» в профессиональной подготовке учителя, в нем меньше внимания уделяется выявлению позитивных сторон индивидуальности в педагогической деятельности, развитию профессионального почерка и самобытности педагога.

Инновационный подход к обучению в системе образования предусматривает развитие тех качеств профессиональной деятельности,

которые в наибольшей степени способствуют самореализации профессионально-личностного потенциала педагога, развитию его субъ-ектности в сфере профессионально-педагогической деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что традиционная система повышения квалификации работников образования не способна разрешить противоречие между динамично меняющимися потребностями общественной практики и сложившейся схемой повышения квалификации.

Инновационные процессы, происходящие в системе повышения квалификации, снимают возможные напряжения, позволяя слушателям курсов приобрести психологическую, профессиональную, личностную уверенность и траекторию дальнейшей деятельности. Мы в своем исследовании опираемся на идеи Н. О. Яковлевой, рассматривающей педагогическое проектирование инновационных образовательных систем с позиций системного, деятельностного и информационного подходов [4].

Сравнительный анализ традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации

Компоненты парадигм Традиционный подход Инновационный подход Связь с характеристиками профессиональной компетентности

Ценности - обучение для общественного производства - обучение для самореализации учителя в профессии - профессионально-значимые ценности педагога, овладение знаниями, умениями, навыками и следующими компонентами профессионального мастерства: система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности

Мотивы Обучение: - как обязанность как исполнение профессионального долга - заинтересованность взрослого (педагога) в обучении: от удовлетворения в профессии до достижения результатов; - заинтересованность в развитии личности школьника: от первых успехов до высоких достижений - мотивация к приобретению профессиональных знаний. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и моти-вационную, этическую, социальную, поведенческую (И.Г. Никитин)

Нормы - «прохождение курсов», ответственность за обучение несут методические службы; обучение строится за счет соблюдения дистанции: методист-инструктор - обучающийся - взрослый (педагог) принимает на себя ответственность за свое обучение; - развитие личностных качеств, самоактуализация индивидуального педагогического опыта; - партнерские отношения между участниками учебного процесса «Профессиональная компетентность» - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, обеспечивающий ее максимальную востребованность (В. А. Болотов, В. В. Сериков)

Цели - направленность обучения на приобретение научных знаний (предметно ориентированные) - направленность обучения на приобретение концептуальных знаний; - овладение профессиональной культурой и компетенциями: психолого-педагогическими, социальными, гражданскими, этническими и т.д. - направленность личности педагога на приобретение знаний, овладение инновационными формами и методами обучения

Задачи - обучение в молодости «как запас на всю жизнь» (А. Новиков) - обучение в течение всей жизни - методическая проблема: как научить педагога получать знания самостоятельно, развить навыки самообразования. Профессиональная компетентность педагога в рамках системы повышения квалификации - способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности

Позиция участников учебного процесса - лекторско- преподавательский состав ИПК передает знания; - методист - «передатчик и информатор» знаний, инструктор - взаимообучение (лектор, преподаватель ИПК обучается вместе с педагогами), взаимное партнерство; - методист - фасилитатор, организатор, координатор, менеджер учебного процесса Преподаватель ИПК организует проектирование инновационных форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации, способствует формированию профессиональной компетентности педагогов

Формы и методы - авторитарный метод управления учебным процессом; - стабильная структура учебных курсов, учебно-тематического плана; - стабильные формы проведения учебных занятий - демократичные методы (построенные на принципе равенства); - динамическая структура учебных курсов, учебно-те-магических планов; - динамичные формы организации учебного процесса, акцент на переосмысление и обобщение инновационного опыта На формирование профессиональной компетентности направлены активные, практические методы обучения, применяемые при использовании инновационных форм организации обучения педагогов в системе повышения квалификации (дис-тант-коучинг, вебинар, аукцион педагогических идей, конференция, интерактивный семинар и т. д.)

Средства - основным средством являются учебные книги (методические пособия, рекомендации и т. д.) - учебная книга дополнена ресурсами информационно-коммуникационных систем (электронные учебники, сайты, интернет-лаборатории, интернет-семинары, программно-методические средства обучения) Интернет-ресурсы, мультимедийные средства, портфолио учителя, банк педагогических идей способствуют осмыслению педагогической деятельности, формированию методической компетентнсти

Контроль и оценка - мониторинг профессиональной деятельности педагогов - смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся - стержневым образованием личности является самооценка. Самоконтроль и самооценка педагогической деятельности способствуют формированию контрольно-оценочного этапа профессионализма педагога

Таким образом, при сравнении традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации, мы видим, что инновационный подход требует от преподавателей ИПК использования инновационных форм, методов и средств обучения в системе повышения квалификации педагогов в комплексе. Кроме того, инновационные формы повышения квалификации педагогов имеют практическую направленность, что способствует формированию его профессиональной компетентности. Процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

Необходимым условием модернизации образования является развитие профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя, формирование учительского корпуса, не передающего знания и технологии, а формирующего у учеников готовность и умение учиться в течение всей жизни.

Для обеспечения современного методического сопровождения процесса непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, распространения позитивных результатов инновационной деятельности на сайте института сформированы и постоянно пополняются банки данных (на бумажных и электронных носителях).

Деятельность филиала направлена на непрерывное развитие профессионализма педагогов, осуществляемое в межкурсовой период через

основные формы повышения квалификации:

- научно-практические конференции;

- педагогические чтения;

- конкурсы, которые демонстрируют профессиональное мастерство участников, способствуют ознакомлению педагогической общественности с практическим применением эффективных технологий обучения и воспитания детей, позволяют получить информацию о внедрении этих технологий в образовательную деятельность, выявить опыт педагогической практики. Эта форма инновационной практики активизирует и укрепляет стремление педагогов к профессиональному росту, инициирует новые идеи, способствует развитию учительского потенциала.

Анализ конкурсного движения позволяет полностью подтвердить, что мероприятие такого уровня несет в себе определенную смысловую нагрузку и является не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом демонстрации качественного результата участников состязаний, но служит стимулом к формированию потребности в повышении квалификации и проектированию индивидуальной траектории творческого роста, поиску современных моделей диссеминации своего опыта.

Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способству-

ет личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных

структурах. Новые типы образовательных организаций, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании // г. Барнаул, Барнаульский государственный педуниверситет [электронный ресурс] - Режим доступа^йр://аеН.аИш.ш/ паика^Ьогтк/1999/е^Ыпа.^т1

2. Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями. - Журнал «Экономика XXI века». 2002. № 12. С. 3-26.

3. Пидкасистый П. И. // Педагогика [электронный ресурс] - Режим доступа. http://eusi.ru/ lib/pidkasistyj_ pedagogika/index.shtml

4. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного ин-та, 2008. - 279 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М. : Академия, 2009. - 240 с.

6. Клюева Н. В. Педагогическая психология. - М. : Владос, 2006. - 400 с.

7. Мозгарев Л. В. Учитель и качество образования // Педагогика: научно- теоретич. журнал / ред. В. П. Борисенков, А. Я. Данилюк. - 2007. - №1 - С. 66-73.

8. Решетников П. Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования : автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. -Белгород, 2000. - 40 с.

9. Ильясов Д. Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 153-156.

10. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. - М. : Высшее образование, 2006. - 368 с.

11. Никитин Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования : учебное пособие. - М. : РИПКРО, 1995. -194 с.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

КАИРЖАНОВА С.А., методист заочного отделения, колледж ИнЕУ

МАЛГАЖДАРОВ К.А., Преподаватель общественных дисциплин, колледж ИнЕУ, г. Павлодар

Педагогический процесс начинается с проектирования его целей. От того, насколько четкими, конкретными и напряженными они будут, зависит интенсивность учебной деятельности учащихся. Недостаточная напряженность целей расхолаживает учителя и

учеников, делает обучение рыхлым, разбросанным, хаотичным.

Правильно поставленная цель имеет определяющее значение в организации успешной деятельности. Цель, по словам известного мыслителя К. Маркса, как закон определя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.