Научная статья на тему 'Инновационные подходы в оценке качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере государственной и муниципальной службы)'

Инновационные подходы в оценке качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере государственной и муниципальной службы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канеева Ю. Р., Матюкин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в оценке качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере государственной и муниципальной службы)»

Канеева Ю.Р., Матюкин С.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ)

Сегодня можно отметить возрастание значимости вопросов подготовки кадров для государственной гражданской и муниципальной службы. По данному направлению реализуются мероприятия в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», организована работа Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления. На региональном уровне приняты программы развития государственной службы субъектов РФ, реализуются мероприятия по развитию кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Так в Пензенской области вопросам подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих посвящены мероприятия долгосрочных целевых программ «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Пензенской области на 2009-2011 гг.» и «Развитие государственной гражданской службы Пензенской области на 2009 - 2011 годы».

Для качественной подготовки кадров государственной гражданской и муниципальной службы необходимы комплексные решения в организации учебного процесса, включая: а) определение актуальных

направлений обучения; б) определение оптимальных форм и технологий подготовки слушателей; в) подбор квалифицированного профессорско-преподавательского состава для реализации программ обучения.

Технологией, позволяющей оценить качество данных решений в организации подготовки кадров, является мониторинг эффективности системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих. Мониторинг может выступать в качестве обратной связи между учебно-образовательными учреждениями и органами исполнительной власти.

Под понятием «мониторинг» мы понимаем процесс систематического наблюдения за объектом контроля; анализ, оценка и прогнозирование его состояния. Он представляет собой систему наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающую возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга позволяют корректировать процесс управление объектом или процессом [1; 31].

Мониторинг как инструмент контроля является неотъемлемой частью управленческого цикла. Функциональная важность мониторинга состоит в обеспечении обратной связи: возможности выявления потребностей объекта управления, оценки эффективности и результативности выбранных методов и инструментов воздействия на него со стороны субъекта управления [1; 32].

Следует отметить, что по результатам анализа литературы, посвященной проблемам дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, мы выявили недостаточную разработанность вопросов оценки эффективности и результативности реализации программ подготовки.

Исходя из необходимости комплексной оценки компонентов организации образовательного процесса, можно предложить следующую модель мониторинга эффективности дополнительного профессионального образования кадров государственной гражданской и муниципальной службы (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема мониторинга эффективности системы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих

Первым компонентом данной модели мониторинга является оценка качества подготовки служащего, прошедшего обучение. Данный компонент реализуется с целью оценки эффективности реализации программы обучения, её актуальности и соответствия для конкретного контингента слушателей. Оценка основана на сопоставление результатов входного и выходного тестирования. На входном тестировании проверяется имеющийся у слушателей уровень знаний до прохождения образовательной программы. Тематика входного тестирования определяется в зависимости от вида дополнительного профессионального образования, категорий и групп должностей слушателей. По результатам данного тестирования возможна коррекция учебного плана программы на основе выявленных слабых сторон слушателей. Выходное тестирования направлено на оценку полученных знаний слушателей, прошедших обучение. Тематика данного тестирования напрямую зависит от направления и вида дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Субъектом первого компонента мониторинга является образовательное учреждение реализующие программу обучения государственных и муниципальных служащих. Анализ данного компонента позволяет оценить не только уровень знаний и навыков служащих, полученных в процессе обучения, но и качество программы обучения.

Вторым компонентом мониторинга системы дополнительного профессионального образования служащих является удовлетворенность служащих, прошедших обучение. Целью данного компонента является анализ уровня удовлетворенности слушателя пройденной программой подготовки. Это выступает основой для планирования дополнительных программ, расширения данной программы или ее коррекции. Таким образом, субъектом реализации второго компонента является слушатель, прошедший обучение. При мониторинге второго компонента измеряются следующие параметры:

цель обучения;

качество пройденной программы обучения;

актуальность дисциплин, входящих в содержание программы;

работа преподавателей программы.

Данный компонент определяется посредством проведения двух анкетирований. Результатами первого анкетирования является выявление ожиданий слушателей. Для оценки ожиданий предлагается использовать анкету, позволяющую определить цель обучения слушателей (которая является одним из главных показателей оценки обучения), и предпочтительные формы учебной деятельности в процессе проведения образовательной программы. Данная анкета составляется в зависимости от тематики программы. По результатам анализа данных анкетирования определяется оценка качества реализованной программы обучения. На основе данного компонента мониторинга делаются соответствующие выводы по усовершенствованию обучения.

Третьим компонентом мониторинга является оценка качества работы служащего со стороны руководства. В качестве субъекта третьего компонента выступает руководитель ведомства, сотрудником которого является служащий, прошедший обучение. Данный компонент включает в себя следующие параметры:

эффективность внесенных служащим, прошедшим обучение, предложений по усовершенствованию как его персональной работы, так и деятельности органа/ведомства, в котором он замещает должность или выполнение служащим специального задания [2]. Предполагается, что служащий, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности органа власти с учетом полученных знаний. Поданные сотрудниками предложения рассматриваются руководством, по результатам чего оценивается их актуальность. В случае если сотрудник после обучения не вносит предложений по усовершенствованию, руководителем разрабатывается специальное задание в соответствии с целями пройденного обучения. Устанавливается определенный срок выполнения и далее проводится оценка выполненного задания.

технологическая эффективность работы государственного и муниципального служащего, прошедшего обучение. По этому показателю оценивается результативность (эффективность) сотрудника после обучения по следующим параметрам: а) повышение производительности за счет уменьшения количества ошибок при выполнении работы; б) уменьшение времени на выполнение работ, проектов; в) экономия затрат.

удовлетворенность руководства служащего, прошедшего обучение. Данный параметр состоит из анализа соответствия предложенных учебных планов требованиям заказчика и анализа анкеты результативности обучения, заполняемой непосредственно руководителем органа власти, сотрудником которого пройдена программа подготовки.

Четвертым компонентом мониторинга выступает оценка качества работы государственных и муниципальных служащих населением - потребителями государственных и муниципальных услуг. Здесь в роли субъекта выступают получатели публичных услуг, которые предоставляет прошедший обучение служащий. Реализация данного компонента возможна только в том случае, если в полномочия служащего входит оказание услуг населению. Параметрами оценки качества работы государственных и муниципальных служащих населением являются оценка уровня культуры общения, оперативности, профессиональной грамотности. Процесс реализации четвертого компонента осуществляется с помощью выборочного анкетного опроса получателей публичных услуг.

По итогам сбора информации реализуется обобщение данных.

Преимущество предлагаемой схемы мониторинга заключается в блочно-модульном характере построения, из которого следует, что результатами мониторинга будет как обобщение всех выше приведенных компонентов, их возможного сочетания, так и единичный анализ отдельных компонентов. Выбор соотношения компонентов напрямую зависит от основных задач, которые ставятся в каждом конкретном случае. Факторами, влияющими на выбор сочетания компонентов, являются имеющиеся ресурсы и время для реализации процедуры мониторинга.

Таким образом, мониторинг системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих позволяет проводить непрерывную работу над повышением качества программ подготовки, актуализируя значимые компоненты содержания программ и расширяя использование эффективных образовательных технологий. Использование эффективных технологий реализации мониторинга позволит обеспечить практический характер подготовки служащих за счет функционирования механизма обратной связи между учебными заведениями, оказывающими услуги в области дополнительного профессионального образования, и органами власти, являющимися потребителями результатов данных услуг.

Статья подготовлена в рамках реализации Государственного контракта №1956П (НК-393П-24) ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 гг.)».

ЛИТЕРАТУРА

1. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент

повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации/ С.И. Неделько, А.В.

Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. - М.: Экслибрис - Пресс, 2008. - 392 с.

2. Аксенова О.А. Использование 4-х уровневой модели Кирпатрика для оценки эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов. // Высокие интеллектуальные технологии и качество образования и науки: матер. XI межднар. науч.-метод. конф. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2004. - С. 26 - 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.