Научная статья на тему 'Инновационные подходы в обучении иностранным языкам'

Инновационные подходы в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Татьяна Николаевна

Научно-практические конференции являются площадкой для обмена мнениями, определения перспективных решений в обучении. Круглый стол по иностранным языкам, состоявшийся в рамках октябрьской конференции в ВГУ, подчеркнул значение интерактивных технологий для повышения эффективности образовательного процесса. В статье подчеркнуто, что мастер-класс, как одна из форм социально-ориентированных технологий, является важным стимулом для коммуникативного и социального развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

Scientific and practical conferences are platform for exchange of views and distinguishing of perspective solutions in education. Roundtable on foreign languages held during October Conference in VGU made an emphasis on the significance of innovative technologies for increasing of effectiveness of educational process. The author stressed that master class as one of the socially oriented technologies is an important incentive for communicative and social development of students.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в обучении иностранным языкам»

НАУЧНАЯ ЖИЗНь

Инновационные подходы в обучении иностранным языкам

Т. Н. Николаева*

Научно-практические конференции являются площадкой для обмена мнениями, определения перспективных решений в обучении. Круглый стол по иностранным языкам, состоявшийся в рамках октябрьской конференции в ВГУ, подчеркнул значение интерактивных технологий для повышения эффективности образовательного процесса. В статье подчеркнуто, что мастер-класс, как одна из форм социально-ориентированных технологий, является важным стимулом для коммуникативного и социального развития студентов.

Innovative Approach to Teaching of Foreign Languages

T. N. Nikolaeva

Scientific and practical conferences are platform for exchange of views and distinguishing of perspective solutions in education. Roundtable on foreign languages held during October Conference in VGU made an emphasis on the significance of innovative technologies for increasing of effectiveness of educational process. The author stressed that master class as one of the socially oriented technologies is an important incentive for communicative and social development of students.

Современная глобализирующая экономика, ускоряющийся процесс обновления знаний напрямую связаны с определением конкретных направлений и решений, возникающих учебно-методических и воспитательных проблем, с внедрением новых методических подходов к формированию личности будущих специалистов, с разработкой эффективных дидактических приемов обучения, с внедрением принципов креативной педагогики.1

Одной из интересных форм решений задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка, является круглый стол, где преподаватели разных вузов имеют возможность обменяться опытом и определить перспективные направления в обучении не только специальности, но и иностранным языкам.

С 24 по 28 октября 2011 года в Воронежском Государственном университете состоялась международная научно-методическая конференция «Современные вызовы мировой экономики и особенности подготовки эконо-мистов-международников», а также выездное региональное заседание Учебно-методического совета УМО по специальности (профилю подготовки) «Мировая экономика». В рамках этой конференции 27 октября прошел круглый стол по иностранному языку «Современные модели обучения иностранному языку в рамках уровневой профессиональноориентированной языковой подготовки бакалавров и магистров». В его работе приняли участие 30 преподавателей вузов Москвы и Воронежа. В своих докладах участники проде-

*Николаева Татьяна Николаевна — доцент кафедры «Иностранные языки» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: tnnikolaeva@inbox.ru

преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография / под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. М.: Финансовый университет, 2011. с. 9.

Гуманитарные науки №1(5)/2012

монстрировали, как в образовательный процесс внедряются инновационные методики, и главное, как стимулируется активность студентов в процессе формирования профессиональных компетенций. Участники дискуссии пришли к выводу, что обучение иностранным языкам носит многоцелевой характер, возрастает прикладная составляющая в обучении, а также значение самостоятельной работы для повышения эффективности образовательного процесса. Требуется более активное применение интерактивных технологий, обобщение и использование инновационного опыта, накопленного в различных вузах.

В русле личностно ориентированной педагогики широкое применение находят социально-ориентированные дидактические технологии, т. к. моделирование предметного и социального контекста в различных ситуациях профессионально ориентированного общения способствует коммуникативному и социальному развитию учащихся. Поэтому большой интерес вызвал мастер-класс, прошедший после круглого стола. Необходимо отметить, что доцент кафедры «Иностранные языки» Финуниверситета М. В. Афанасьева выбрала такую форму работы, как бизнес-игра, т. к. игровой процесс, который включает в себя соревновательный и обучающий аспекты, мотивирует к деятельности гораздо сильнее, чем любая другая форма обучения. Психологами установлено, что в игре в несколько раз повышается мотивация и активизируются поисково-познавательные процессы. Социально ориентированные технологии можно разделить на две группы:

1) технологии, при использовании которых лидирующую роль играет преподаватель;

2) технологии самостоятельной продуктивной учебной деятельности обучаемых.

Доцент М. В. Афанасьева провела со студентами третьего курса ВГУ бизнес-игру на английском языке с элементами саэе-эШёу в форме собеседования о приеме на работу, где она соединила элементы выше названных групп. Бизнес-игра была представлена в виде

модели деятельности специалиста: описания основных функций, проблем и задач, которые он должен компетентно решать. Воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности дает дополнительные возможности содержательной реализации компетентностного подхода, а именно:

• обеспечивает системность и межпредмет-ность знаний;

• позволяет дать динамическую разверстку содержания обучения;

• позволяет составить сценарный план деятельности специалистов в соответствии с их функциями;

• знакомит с должностными функциями и обязанностями2.

В мастер-классе были четко выделены цели и задачи, которые заключались:

— в моделировании предметного и социального контекста учебной деятельности;

— в соединении предметного и деятельностного компонента в учебной деятельности;

— в создании условий для принятия самостоятельных решений и накопления необходимого опыта;

— в стимулировании творческого характера учебного процесса;

— в рефлексивном анализе и самооценке коммуникативной и учебной деятельности.

В ходе подготовки к мастер-классу студенты продемонстрировали определенные навыки делового общения, а именно: само-презентация, презентация компании, подбор и формулировка проблемных вопросов, адекватная реакция на поставленные вопросы, аргументация собственной точки зрения, умение сориентироваться в профессионально значимой ситуации, сопоставление полученной информации с критериями отбора.

Наряду с дидактически преобразованным содержанием дисциплины преподаватель использовала еще один источник - будущую профессиональную деятельность.

Мастер-класс требует значительной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Преподавателю необхо-

2Хотунцева Е. А. Социально ориентированные технологии в обучении диалогическому общению вучебно-профессиональной сфере. Вестник МГЛУ, Педагогические науки. Развивающее обучение в системе иноязычнойподготовки: проблемы, инновации, перспективы. Выпуск 567. М.:ИПК МГЛУ «Рема», 2009. С. 130.

Научная жизнь

димо поставить цели, правильно выбрать соответствующие методики, от студентов требуется осознанно и планомерно выполнить все тренировочные задания. Мастер-класс показал, что студенты, с одной стороны, умеют готовить презентации, обладают навыками коммуникации по данной теме, мотивированы, с другой стороны, они не до конца понимают, что такое саэе-эШёу, не могут проанализировать и представить данную ситуацию. Проанализировав результаты, преподаватели смогли определить, в каком направлении необходимо работать дальше.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе, при изменении подходов к обучению, трансформируется само его содержание. Особенно важно применять такие технологии в обучении, которые могли бы инициировать познавательную активность студентов, их умение ориентироваться в профессионально значимых ситуациях общения. Необходимо также разрабатывать инновационные технологии обучения, позволяющие сформировать автономную личность, обладающую всеми необходимыми компетенциями.

Литература:

1. Преподаватель—основная фигура в реализации инновационной системыобразования:монография/ под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. М.: Финансовый университет, 2011.

2. Хотунцева, Е. А. Социально ориентированные технологии в обучении диалогическому общению вучебно-профессиональной сфере / Е. А. Хотунцева // Вестник МГЛУ, Педагогические науки. Развивающее обучение в системе иноязычнойподготовки: проблемы, инновации, перспективы. -Выпуск 567. - М.:ИПК МГЛУ «Рема», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.