Научная статья на тему 'Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков'

Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / CASE METHOD / CASE STUDY / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-СТАДИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташпулатова Барно Нормурадовна, Эшбоев Жавлон Иззатуллаевич

В статье рассматривается один из творческих подходов к преподаванию иностранного языка для специальных целей «метод кейсов», суть которого заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде. Отмечается, что кейсы чрезвычайно богаты по содержанию и обладают потенциалом, позволяющим учитывать уже приобретенные студентом знания для изучения языка специальности и развития управленческих навыков. Согласно результатам проведенных авторами прикладных исследований установлено, что данный метод может использоваться как исключительно эффективный для достижения целей обучения профессиональному иностранному языку и межкультурной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN THE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article discusses one of the creative approaches to teaching a foreign language for special purposes the “case study method”, the essence of which is independent activity of students in an artificially created professional environment. It is noted that cases are extremely rich in content and have the potential to take into account the knowledge already acquired by the student for learning the specialty language and developing managerial skills. According to the results of applied research conducted by the authors, it was found that this method can be used as extremely effective for achieving the goals of teaching a professional foreign language and intercultural adaptation.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков»

INNOVATIVE APPROACHES IN THE METHOD OF TEACHING

FOREIGN LANGUAGES Tashpulatova B.N.1, Eshboyev Zh.I.2 (Republic of Uzbekistan) Email: Tashpulatova453@scientifictext.ru

1Tashpulatova Barno Normuradovna - Senior Lecturer;

2Eshboyev Zhavlon Izzatullayevich - Senior Lecturer, DEPARTMENT INTER-FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, NAVOISTATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses one of the creative approaches to teaching a foreign language for special purposes - the "case study method", the essence of which is independent activity of students in an artificially created professional environment. It is noted that cases are extremely rich in content and have the potential to take into account the knowledge already acquired by the student for learning the specialty language and developing managerial skills. According to the results of applied research conducted by the authors, it was found that this method can be used as extremely effective for achieving the goals of teaching a professional foreign language and intercultural adaptation. Keywords: foreign language teaching methodology, case method, case study.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Ташпулатова Б.Н.1, Эшбоев Ж.И.2 (Республика Узбекистан)

1Ташпулатова Барно Нормурадовна - старший преподаватель;

2Эшбоев Жавлон Иззатуллаевич - старший преподаватель, межфакультетская кафедра иностранных языков, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается один из творческих подходов к преподаванию иностранного языка для специальных целей - «метод кейсов», суть которого заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде. Отмечается, что кейсы чрезвычайно богаты по содержанию и обладают потенциалом, позволяющим учитывать уже приобретенные студентом знания для изучения языка специальности и развития управленческих навыков. Согласно результатам проведенных авторами прикладных исследований установлено, что данный метод может использоваться как исключительно эффективный для достижения целей обучения профессиональному иностранному языку и межкультурной адаптации. Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков, кейс-метод, кейс-стади.

Формирование определенного уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции - актуальная и действенная основа для дальнейшего иноязычного профессионально ориентированного общения выпускников вуза. Однако необходимо учитывать, что при обучении профессиональному иностранному языку различные функции речи и способы ее применения не могут иметь равнозначную ценность. Наряду с инструментальной (простая передача информации), регулятивной (регулирование деятельности), лично-эмоциональной и художественной (ролевые игры образность речи) наибольшую ценность имеют эвристическая (выражение

своего понимания), социальная (общение вне своего узкого круга) и информационно-научная, аналитическая, справочная.

Метод кейсов, завоевавший ведущие позиции в современной практике обучения за рубежом, развивая владение этими речевыми функциями, дает возможность овладевать знаниями специальности на иностранном языке, повышать уровень своей профессиональной компетентности и самооценки. При этом определенные ранее в методике цели обучения: коммуникативная установка, языковая цель, ментальная и воспитательная цели и пр. - остаются по-прежнему актуальными. Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит П. Дафф (P. Duff), С. Фолтис (C. Faltis) Дж. Хип (J. Heap) [1].

«Метод кейсов» (англ. сase method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций), - техника обучения, использующая описание реальных (экономических, социальных и бизнес -) ситуаций.

Применение кейс-метода на занятиях по английскому языку в профессиональной среде преследует две взаимодополняющие цели, а именно: дальнейшее совершенствование коммуникативной компетенции (лингвистической и социокультурной) и формирование профессиональных качеств обучаемых. Знакомство с кейсом (чтение профессионально направленного текста, в котором сформулирована задача по специальности, в оригинале или с небольшими сокращениями и незначительной адаптацией, и последующий перевод), самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) - всё это примеры коммуникативных задач.

Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии студентов по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике английского языка.

Кейс-метод на занятиях иностранного языка рекомендуется применять в группах, имеющих определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень владения иностранным языком. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и эффективен только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка. Тем не менее, использование кейс-метода в изучении иностранного языка повышает уровень знания иностранного языка в целом.

Метод развивает творческое мышление; развивает навыки проведения презентации; развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы; совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации; учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение. В условиях интерактивного обучения у студентов усиливается чувство личностной включенности в образовательный процесс и формируется ответственность за собственные образовательные результаты. Дискуссия, анализ реальных ситуаций, мозговой штурм, деловая игра, проектное задание ведут к созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии, к усилению речевой и интеллектуальной активности обучаемых, повышают их чувство уверенности в себе и создают смысловой контекст коммуникаций.

Список литературы /References

1. Захарова Е.Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 4. С. 32-40.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION Cheberyak V.V. (Russian Federation) Email: Cheberyak453@scientifictext.ru

Cheberyak Vadim Viktorovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT SPECIAL TRAINING, FACULTY OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION, EASTERNFIREFIGHTING AND RESCUE ACADEMY - BRANCH ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR CIVIL DEFENSE, EMERGENCIES AND DISASTER MANAGEMENT, AJAX, RUSSIAN ISLAND, VLADIVOSTOK, PRIMORSKY KRAI

Abstract: dynamism and improvement are considered attributes of the current society. For this reason, sustainable development requires innovation in absolutely all areas of activity. The article reveals the relationship ofprofessional growth of teacher's innovative activity of an educational institution. Analyzed aspects of innovative activities of educational institutions, identified the components of the innovative competence of teachers, special attention is paid to the readiness of teachers to innovation.

Keywords: innovation, innovative activity, innovative capacity, monitoring innovation activities.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чеберяк В.В. (Российская Федерация)

Чеберяк Вадим Викторович - старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, факультет дополнительного профессионального образования, Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, п. Аякс, о. Русский, г. Владивосток, Приморский край

Аннотация: атрибутом нынешнего общества считаются динамизм и усовершенствование. По этой причине для устойчивого развития необходимы инновации в абсолютно всех областях деятельности. В статье раскрыта взаимосвязь профессионального роста педагога с инновационной деятельностью учебного заведения. Проанализированы аспекты инновационной деятельности общеобразовательного учреждения, определены составляющие инновационной компетентности учителя, особое внимание обращено на готовность педагога к внедрению инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.