Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIONS / DIGITAL ECONOMY / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC MODERNIZATION / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов А. К., Волкова А. А., Плотников В. А.

Исследование направлено на изучение проблем и перспектив использования инновационных методов в подготовке экономистов с высшим образованием.Цель. Выявить особенности экономического образования в условиях цифровой трансформации экономики (стратегический фактор) и проведения ограничительных эпидемиологических мероприятий (тактический фактор), а также возможность и необходимость применения инновационных методов в обучении экономистов.Задачи. Проанализировать проблемы высшего экономического образования в современной России; систематизировать инновационные методы, которые могут быть использованы в высшем экономическом образовании; оценить перспективы их использования и эффекты от внедрения в практику.Методология. В исследовании использованы методология системного и междисциплинарного подходов к изучению социально-экономических явлений и процессов, а также специфические методы инновационного, структурного, сравнительного анализа, результаты авторских эмпирических обобщений.Результаты. Установлено, что действующая в России система образования находится в состоянии перманентного реформирования, что, однако, не решает ее проблемы в полной мере, а напротив, зачастую порождает новые. При этом вектор трансформаций слабо затрагивает собственно процессы обучения. Несмотря на декларации относительно внимания к повышению его качества, основной акцент в реформах делается на институциональных, организационных, финансовых и иных общесистемных аспектах. В результате система высшего образования в целом и подготовка экономистов в университетах в частности сопровождается рядом трудностей. Эти трудности обострились и ярко проявились в весеннем семестре 2019-2020 учебного года вследствие реализации в России мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. Оказалось, что многие университеты технически и методически не готовы к реализации образовательных программ в условиях дистанционного обучения, т. е. не в полной мере соответствуют требованиям цифровой эпохи. В этой связи при подготовке экономистов с высшим образованием предложено активизировать использование инновационных методов обучения. В статье раскрыты их содержание и преимущества по сравнению с традиционными методами.Выводы. Обобщение результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости активизации применения инновационных методов в обучении студентов экономического профиля. Вызванные пандемией COVID-19 изменения в организации обучения последних месяцев подтверждают правильность такой позиции. При этом следует обращать внимание на рациональное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения, а также глобальную тенденцию цифровизации социально-экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов А. К., Волкова А. А., Плотников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN ECONOMIC EDUCATION: NEED FOR IMPLEMENTATION AND PROSPECTS FOR USE

The presented study examines the problems and prospects of using innovative methods in the training of economists with higher education.Aim. The study identifies the peculiarities of economic education in the context of the digital transformation of the economy (strategic factor) and restrictive epidemiological measures (tactical factor), and assesses the feasibility and necessity of using innovative methods in the training of economists.Tasks. The authors analyze modern problems of higher economic education in Russia, systematize innovative methods that can be used in higher economic education, and assess the prospects for their use and the practical effects of their implementation.Methods. This study uses the methods of systems and interdisciplinary approaches to the examination of socio-economic phenomena and processes, specific methods of innovative, structural, and comparative analysis, and the results of the authors' empirical generalizations.Results. It is established that the Russian education system is in a state of permanent reform, which, however, does not fully solve its problems, often generating new ones instead. At the same time, the chosen vector of transformations does little to affect the actual training process. Despite the declared attention to improving its quality, reforms are mainly focused on institutional, organizational, financial, and other system-wide aspects. As a result, the higher education system as a whole and university education of economists in particular face a number of challenges. These challenges exacerbated and clearly manifested in the spring semester of the 2019-2020 academic year due to the implementation of measures aimed at preventing the spread of the new COVID-19 coronavirus infection in Russia. It turned out that many universities are not technologically and methodologically prepared to implement educational programs in the context of distance learning, i.e. they do not fully meet the requirements of the digital age. In this regard, the authors propose to enhance the use of innovative teaching methods in the training of economists with higher education. This study describes the content and advantages of such methods over traditional ones.Conclusions. A summary of the results of this study makes it possible to conclude that it is necessary to enhance the use of innovative methods in the economic training of students. Organizational changes caused by the COVID-19 pandemic in recent months confirm the correctness of this standpoint. At the same time, attention should be paid to the rational combination of traditional and innovative teaching methods, as well as the global trend of digitalization of socio-economic processes.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

УДК 378:33 http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-879-885

Инновационные подходы в экономическом образовании: необходимость внедрения и перспективы использования

Абрамов А. К.1, Волкова А. А.1, Плотников В. А.2 3

1 Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

3 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

Исследование направлено на изучение проблем и перспектив использования инновационных методов в подготовке экономистов с высшим образованием.

Цель. Выявить особенности экономического образования в условиях цифровой трансформации экономики (стратегический фактор) и проведения ограничительных эпидемиологических мероприятий (тактический фактор), а также возможность и необходимость применения инновационных методов в обучении экономистов.

Задачи. Проанализировать проблемы высшего экономического образования в современной России; систематизировать инновационные методы, которые могут быть использованы в высшем экономическом образовании; оценить перспективы их использования и эффекты от внедрения в практику.

Методология. В исследовании использованы методология системного и междисциплинарного подходов к изучению социально-экономических явлений и процессов, а также специфические методы инновационного, структурного, сравнительного анализа, результаты авторских эмпирических обобщений.

Результаты. Установлено, что действующая в России система образования находится в состоянии перманентного реформирования, что, однако, не решает ее проблемы в полной мере, а напротив, зачастую порождает новые. При этом вектор трансформаций слабо затрагивает собственно процессы обучения. Несмотря на декларации относительно внимания к повышению его качества, основной акцент в реформах делается на институциональных, организационных, финансовых и иных общесистемных аспектах. В результате система высшего образования в целом и подготовка экономистов в университетах в частности сопровождается рядом трудностей. Эти трудности обострились и ярко проявились в весеннем семестре 2019-2020 учебного года вследствие реализации в России мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. Оказалось, что многие университеты технически и методически не готовы к реализации образовательных программ в условиях дистанционного обучения, т. е. не в полной мере соответствуют требованиям цифровой эпохи. В этой связи при подготовке экономистов с высшим образованием предложено активизировать использование инновационных методов обучения. В статье раскрыты их содержание и преимущества по сравнению с традиционными методами.

Выводы. Обобщение результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости активизации применения инновационных методов в обучении студентов экономического профиля. Вызванные пандемией COVID-19 изменения в организации обучения последних месяцев подтверждают правильность такой позиции. При этом следует обращать внимание на рациональное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения, а также глобальную тенденцию цифровизации социально-экономических процессов.

Ключевые слова: инновации, цифровая экономика, экономическое образование, модернизация экономики, хозяйственная деятельность.

Для цитирования: Абрамов А. К., Волкова А. А., Плотников В. А. Инновационные подходы в экономическом образовании: необходимость внедрения и перспективы использования // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 8. С. 879-885. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-879-885

Innovative Approaches in Economic Education: Need for Implementation and Prospects for Use

Abramov A. K.1, Volkova A. A.1, Plotnikov V. A.2 3

1 Military Academy of Logistics Named after Army General A. Khruleva, St. Petersburg, Russia

2 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia

3 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia

< <

The presented study examines the problems and prospects of using innovative methods in the training of economists with higher education.

^ Aim. The study identifies the peculiarities of economic education in the context of the digital transi formation of the economy (strategic factor) and restrictive epidemiological measures (tactical factor), 5 and assesses the feasibility and necessity of using innovative methods in the training of economists.

o

m Tasks. The authors analyze modern problems of higher economic education in Russia, systematize

cl innovative methods that can be used in higher economic education, and assess the prospects for their

o use and the practical effects of their implementation.

Methods. This study uses the methods of systems and interdisciplinary approaches to the examination of socio-economic phenomena and processes, specific methods of innovative, structural, and comparative analysis, and the results of the authors' empirical generalizations.

Results. It is established that the Russian education system is in a state of permanent reform, which, however, does not fully solve its problems, often generating new ones instead. At the same time, the chosen vector of transformations does little to affect the actual training process. Despite the declared attention to improving its quality, reforms are mainly focused on institutional, organizational, financial, and other system-wide aspects. As a result, the higher education system as a whole and university education of economists in particular face a number of challenges. These challenges exacerbated and clearly manifested in the spring semester of the 2019-2020 academic year due to the implementation of measures aimed at preventing the spread of the new COVID-19 coronavirus infection in Russia. It turned out that many universities are not technologically and methodologically prepared to implement educational programs in the context of distance learning, i.e. they do not fully meet the requirements of the digital age. In this regard, the authors propose to enhance the use of innovative teaching methods in the training of economists with higher education. This study describes the content and advantages of such methods over traditional ones.

Conclusions. A summary of the results of this study makes it possible to conclude that it is necessary to enhance the use of innovative methods in the economic training of students. Organizational changes caused by the COVID-19 pandemic in recent months confirm the correctness of this standpoint. At the same time, attention should be paid to the rational combination of traditional and innovative teaching methods, as well as the global trend of digitalization of socio-economic processes.

Keywords: innovations, digital economy, economic education, economic modernization, economic activity.

For citation: Abramov A.K., Volkova A.A., Plotnikov V.A. Innovative Approaches in Economic Education: Need for Implementation and Prospects for Use. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(8):879-885 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-879-885

Пандемия СОУШ-19 и массовый слабо подготовленный переход российских образовательных организаций, в частности университетов, к различным формам дистанционного обучения вновь обнажили перманентно актуальную проблему качества образования. Несмотря на то, что образовательные реформы в современной России идут практически непрерывно с момента ее создания как суверенного государства, результативность этих реформ и в обществе, и в профессиональном сообществе вызывает большие сомнения [1; 2].

При этом, по мнению авторов, в ходе реформирования, как правило, существующие проблемы полностью не решаются и постоянно генерируются новые. Это порождает их разрастание по принципу «снежного кома». В то же время, если посмотреть на них с позиций их локализации на различных уровнях образовательной системы, то выясняется, что основное внимание модернизаторов сосредоточено на организационных, финансовых, правовых, иных общесистемных аспектах. Непосредственно обучению уделяется гораздо меньшее внимание, что приводит, с одной стороны, к возможности реализации педагогических инициатив «снизу» [3; 4], с другой — не создает стимулов к формированию этих инициатив, поскольку университетский

менеджмент поглощен разрешением многочисленных проблем системного свойства и до решения вопросов совершенствования собственно обучения «руки уже не доходят». Исходя из авторского опыта преподавания в различных университетах России, а также на основе анализа литературных источников в данной статье попытаемся раскрыть некоторые перспективные подходы к преподаванию экономических дисциплин, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Заметим, что экономическое образование молодежи — значимая составляющая дальнейшего развития страны. Формирование экономической грамотности и культуры у современных специалистов, как профессионалов-экономистов, так и представителей других профессий, является сегодня критически важной задачей. Неслучайно проблема финансовой (и шире — экономической) грамотности населения, мер по ее увеличению в последнее время часто и интенсивно обсуждается [5; 6; 7]. Интеллектуально развитый член общества должен уметь критически мыслить, быть интеллектуально гибким, уметь находить актуальную и достоверную экономическую информацию с целью ее дальнейшего практического применения. Все эти качества во многом закладываются в процессе обучения.

Современное университетское образование сталкивается с рядом проблем, среди которых можно выделить следующие: недостаточная мотивация у студентов к обучению; несвоевременное обновление методического обеспечения дисциплин, а в ряде случаев — непредставление студентам необходимой информации для обновления; недостаточное использование информационных технологий в образовании; отсутствие специализированных классов для преподавания дисциплин, требующих этого в обязательном порядке [8, с. 198]. Рассмотрим эти проблемы более детально.

Недостаточная мотивация у студентов к учебе выражается, прежде всего, в неправильном представлении о том, что наличие диплома является гарантией дальнейшего трудоустройства. Существует и другая крайность: мнение о том, что «диплом ничего не дает», поэтому нет смысла углубляться в изучение учебного материала ввиду невостребованности получаемых знаний. Как показывает опыт, лишь небольшая часть студентов ориентирована учиться для достижения своих целей и использовать полученные знания для построения карьеры в будущем.

Отсутствие своевременного обновления учебно-методического обеспечения дисциплин в условиях быстрых изменений, которые происходят в социально-экономической системе, нормативно-правовой базе, длительный цикл подготовки учебно-методических материалов и их публикации может существенно повлиять на уровень и качество образования. Нередко в учебной литературе, изданной в последние несколько лет, приводится устаревшая информация, неадекватно описывающая реалии. К сожалению, студентам с их недостаточным жизненным опытом и порой низкой эрудированностью эти недостатки незаметны. В результате обучение может сформировать неверные знания, которые могут стать основой для неверных выводов и ошибок в будущей профессиональной деятельности.

Недостаточное применение информационных технологий в обучении особенно ярко проявилось во втором семестре 2019/2020 учебного года, когда университеты перешли к использованию дистанционных форматов обучения. И тут «неожиданно» выяснилось, что реализовать качественное образование в таких условиях невозможно, поскольку у университетов нет достаточной материально-технической и методической базы для этого. В итоге, насколько известно авторам, ответственные преподаватели ряда университетов широко использовали для проведения учебных занятий, например, ресурсы социальных сетей и личную технику. Университеты в этом, к сожалению, не могли оказать ни техническую, ни

консультационную помощь в должном объеме 1

и должного качества. ^

Отсутствие (или дефицит) специализирован- °

ных аудиторий для преподавания отдельных ^

дисциплин также является существенной про- 5

блемой. И речь идет не только о студентах-хи- 3

миках, электриках, медиках и иных будущих ^

специалистах. По нашему мнению, занятия по %

дисциплинам «микроэкономика», «экономиче- £

ский анализ», «статистика» и многим другим ®

должны проходить в компьютерных классах; ^

студенты должны как минимум получить ^

практические навыки работы с электронными ^

таблицами, остальным офисным программ- ®

ным обеспечением, с которым они столкнутся ™

в дальнейшей профессиональной деятельно- %

сти. Занятия же в магистратуре, а особенно Л

в аспирантуре, и вовсе, по нашему мнению, о

должны происходить в специализированных ^

аудиториях. Без этого невозможно обеспечить х

гибкость и исследовательскую направленность |

обучения, нельзя подготовить студентов к бу- т

со

дущей профессиональной деятельности в реа- °

лиях цифровой экономики. а

Безусловно, представленным перечнем набор °

проблем не исчерпывается. Нами приведены I

лишь некоторые из них. Важно отметить, что £

для их разрешения требуется переход к ин- 1

новационному пути развития экономического °

образования. Термин «инновация» в данном 2

со

случае нами употребляется не как дань у^ке х

сформировавшейся традиции (любое измене- £

ние называть «инновацией»), а в соответствии *

с его строгим (введенным законодательно) лек- °

сическим значением. ^

В ст. 2 Федерального закона от 23 августа х

1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) §

«О науке и государственной научно-техни- £

ческой политике» определено, что «иннова- *

ции — введенный в употребление новый или х

значительно улучшенный продукт (товар, ус- <

луга) или процесс, новый метод продаж или ™

новый организационный метод в деловой °

практике, организации рабочих мест или во ^

внешних связях». В контексте нашей темы о

инновации — это введенный в употребление с

новый или значительно улучшенный процесс, <

в том числе образовательный. При этом осо- <

бенности предметной области инноваций (эко- ^

номическое образование) придают специфику 2

реализуемым инновациям. §

Поскольку инновации, в том числе образова- т

тельные, подразумевают изменения (в нашем ^

случае — процессов обучения), внедрение их ^

должно осуществляться с осторожностью, по- о

степенно. В этой связи, по мнению авторов, <

разработка и имплементация их должна на- ^ чинаться с активизации внеучебной деятельности и проведения факультативных занятий. Факультативная деятельность студентов может

^ выражаться в участии в научных конферен-< циях, конкурсах, семинарах, написании на-о учно-исследовательских проектов, проведении 3 круглых столов и т. д. Это способствует вовле-ш чению студентов в научно-исследовательскую работу, формированию научного мышления, что важно для понимания сложных экономических процессов, развития творческого мышления, углубления полученных знаний в процессе обучения.

Следующие инновационные подходы могут быть рекомендованы для использования в экономическом образовании.

1. Экспериментальное обучение. Экспериментальная экономика — новая и перспективная область экономических исследований, отмеченная Нобелевской премией [9]. Несмотря на сформировавшееся представление о том, что экономическая наука во многом строится на кабинетных исследованиях, а ее изучение не требует специального оборудования, экспериментальные методы и в экономической науке, и в образовании доказывают свою действенность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод экспериментов в аудитории способствует вовлечению студентов в активное обучение, эффективному применению их естественного любопытства к различным экономическим вопросам. При этом важны не только эксперименты (простейшим примером является не теоретическое моделирование, но фиксация собственного поведения при изучении темы «Поведение потребителей» в микроэкономике), но также обсуждения до, в ходе и после их проведения. Эта педагогическая инновация делает изучение, казалось бы, скучных тем увлекательным для студентов [10, с. 438].

Исследовательские эксперименты позволяют сформировать требуемые образовательными стандартами при подготовке экономистов и менеджеров навыки работы в команде. Их организация возможна путем разбиения студентов на «контрольную» и «экспериментальную» подгруппы для последующего сравнения получаемых результатов. Эксперимент в аудитории, помимо развития навыков работы в команде и более глубокого понимания теоретического материала, нацелен на развитие у студентов умений в сферах сбора экономических данных, прогнозирования, анализа промежуточных выводов, формулирования результатов исследования.

2. Решение контекстно-насыщенных задач [11, с. 156]. Контекстно-насыщенные задачи — это короткие реалистичные сценарии, моделирующие реальные хозяйственные ситуации, дающие студентам правдоподобную мотивацию для решения той или иной проблемы. Для этого требуется не только тщательная

проработка условий таких задач и проблемных ситуаций, но и наличие у преподавателей практического опыта работы. Преподаватель сможет объективно оценивать предлагаемые студентами решения и, что немаловажно, в глазах студентов будет обладать не только формально-властным (как преподаватель, руководитель на занятии), но и моральным (как эксперт в предметной области) правом оценивать и высказывать суждения о результатах, полученных студентами.

Метод решения контекстно-насыщенных задач дает студентам возможность развивать навыки, выходящие за рамки рассматриваемой проблемы, формировать междисциплинарное мышление, без которого невозможно обойтись в хозяйственной практике. На занятии студенты изучают способы решения проблем, которые они в дальнейшем смогут применять в реальных жизненных ситуациях, что значительно повышает мотивацию к обучению.

3. Совместное обучение [12, с. 466]. Этот метод в чем-то близок к практиковавшемуся в раннем СССР методу бригадно-лабораторного обучения, от которого впоследствии отказались как от неэффективного. Суть его состояла в том, что при проверке знаний и выполнении практических заданий оценивались не индивидуальные успехи студентов, а результаты, полученные коллективно в группах (бригадах). Вероятно, как всегда, «истина находится посередине». Определенный коллективизм в обучении необходим и сегодня.

Совместное обучение включает в себя структурирование занятий вокруг небольших групп, которые работают вместе таким образом, что успех каждого члена группы зависит от успеха всей группы. Совместное обучение, представляя собой одну из форм сотрудничества, готовит студентов к будущей коллективной деятельности, которая очень часто встречается в хозяйственной практике (при подготовке комплексных отчетов, разработке стратегических планов, реализации комплексных проектов, в иных случаях). При этом формируются не только более прочные знания, но и коммуникативные навыки (для формирования последних в учебных планах, как правило, не предусмотрено отдельных специальных дисциплин и занятий).

4. Интерактивные приемы, реализуемые в том числе и на лекциях [13, с. 26]. Интерактивные лекции представляют собой занятия, в ходе которых преподаватель периодически прерывает изложение материала, чтобы получить обратную связь от обучаемых, чтобы студенты участвовали в деятельности, позволяющей им работать непосредственно с материалом.

Следует отметить, что вынужденный перевод обучения в онлайн-режим из-за проведения противоэпидемических мероприятий привел к широкому распространению этого инновационного метода обучения. Причиной послужило то, что чтение лекций в онлайн-формате вынуждает лектора периодически проверять наличие и качество обратной связи (например, из-за технических неполадок видео- и/или аудиотрансляция может прерываться), обращаясь к студентам с вопросами, краткими заданиями, просьбами подтвердить понимание того или иного фрагмента учебного материала. Согласно накопленному авторами опыту (пусть и небогатому — время наблюдений охватывает период с марта по июнь 2020 г.), студенты благожелательно и инициативно реагируют на подобные вопросы к аудитории, подключаясь к интерактивной работе с преподавателем.

Метод интерактивных лекций способствует активному взаимодействию студентов и преподавателя, так как позволяет всем студентам активно участвовать в процессе обучения, дает им практику в развитии навыков критического мышления, обеспечивает обратную связь студентов с преподавателем, а также дает возможность преподавателю оценить, насколько хорошо учится группа в ходе занятия, насколько удачно выбрана форма и темп подачи учебного материала.

5. Внедрение междисциплинарного подхода к обучению. Междисциплинарное обучение предполагает использование методов и знаний из более чем одной учебной дисциплины для изучения конкретной темы или учебного вопроса. Очевидно, что на практике, при принятии управленческих и хозяйственных решений, одного понимания дисциплинарной структуры недостаточно, чтобы помочь решить столь сложную проблему. Студенты, регулярно участвующие в многоаспектных обсуждениях, учатся решать различные проблемы междисциплинарным образом и развивают свой когнитивный потенциал [14, с. 98].

Конечно, междисциплинарный подход, во-первых, в большей степени применим на старших курсах бакалавриата, в магистратуре и аспирантуре, когда у студентов сформировался большой профессиональный кругозор. Во-вторых, требует высокого уровня подготовки и эрудиции преподавателя, наличия у него не только профессиональных, но и общекультурных компетенций. Во многом указанные требования к профессорско-преподавательскому составу могут быть реализованы через активное вовлечение его в научно-исследовательскую деятельность, которая по своей природе полидисциплинарна.

6. Использование материалов средств массо- 1

вой информации для улучшения преподавания ^

и обучения [15, с. 30]. Современное общество °

неслучайно называют информационным, а не- ^

которые экономисты даже утверждают, что ин- 5

формация в современной хозяйственной систе- 3

ме стала играть роль пятого (наряду с трудом, ^

капиталом, землей и предпринимательством) %

фактора производства. Современные люди жи- £

вут и работают во все более «уплотняющемся» ®

информационном поле, которое создают СМИ, ^

как печатные, телевизионные, так и сетевые. ^

Игнорировать этот факт в обучении — означает ^

снижать его качество. ®

Использование ресурсов СМИ дополняет тра- ™

диционные подходы к обучению и вовлекает %

студентов в процесс познания, способствует Л

более эффективному усвоению знаний, вы- о

зывает интерес к предмету и иллюстрирует ^

актуальность рассматриваемых экономических х

концепций. Преподаватели могут привлекать |

студентов, используя кинофильмы, новости, т

со

литературу, видео из интернет-ресурсов. Сту- ° денты могут создавать собственные средства массовой информации или участвовать в их ° работе. Материалы СМИ применимы для мо- I тивации дискуссий или фиксации выводов. £ Это в полной мере относится и к социальным 1 сетям.о Безусловно, рассмотренными примерами 2

со

инновационных методов обучения

не исчер- сс

пывается все многообразие их форм. Нами ^ приведены лишь те из них, о которых известно * не только из литературных источников, но из ° собственной практики, что позволяет делать ^ вывод об их эффективности. х

Сегодня недостаточно использовать ис- ^ ключительно традиционные образо ные подходы в подготовке экономистов. За- * нятия, которые включают в себя инноваци- х онные формы их проведения, способствуют < не только систематизации и углублению те- ™ оретических знаний, но и привлекают сту- ° дентов к активной и творческой деятельно- ^ сти, развивают умение обобщать, отстаивать о свою точку зрения, закрепляют понимание с основных терминов и понятий экономиче- < ской дисциплины. Одновременно формиру- < ется познавательный интерес к дисциплине, ^ студенты учатся логически мыслить, раз- 2 вивают творческое мышление, интуицию, § умение работать в команде. т

Представленный в статье материал позво- ^ ляет сделать вывод о необходимости активи- ^ зации применения инновационных методов о в обучении студентов экономического про- < филя. Вызванные пандемией СОУГО-19 из- ^ менения в организации обучения последних месяцев подтверждают правильность такой позиции.

^ Литература

i

^ 1. Губа К. С. Оценка качества высшего образования: обзор международного опыта // Университетское

о управление: практика и анализ. 2019. № 23 (3). С. 94-107. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.022

< 2. Медведь А. А., Медведь П. А., Миэринь Л. А. Институциональная готовность системы образо-

ш вания РФ к переходу на технологии креативного образования // Известия Санкт-Петербургского

государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 121-126.

3. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации // Управленческое консультирование. 2020. № 3 (135). С. 54-60. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-3-54-60

4. Плотников П. В. Коучинг и перспективы его использования в современном высшем образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 45-48.

5. Евстафьева И. Ю., Иванова Н. Г. Проекты повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования: обзор материалов панельной дискуссии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-2 (119). С. 109-113.

6. Евстафьева И. Ю., Иванова Н. Г., Шубаева В. Г. Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 37-43.

7. Цветова Г. В., Ерофеева М. В. Финансовая грамотность населения: современное состояние и перспективы: монография. Хабаровск: Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС, 2017. 87 с.

8. Иванова О. А. Качество высшего образования: конфликт традиций и инноваций в системе высшего образования // Научные исследования и современное образование: материалы II Меж-дунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. С. 198-201.

9. Смит В. Экспериментальная экономика / пер. с англ. М.; Челябинск: Социум, 2020. 810 с.

10. Пахомов А. В. Педагогические инновации в преподавании экономики // Научные достижения и открытия современной молодежи: актуальные вопросы и инновации: сб. ст. победителей Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 437-439.

11. Логинова Н. А. Опыт проведения практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Среда, 2019. С. 154-157.

12. Зеткина О. В., ЗеткинаА. И. Инновационные методы преподавания дисциплины «Экономика» // Современная экономическая наука: теоретический и практический потенциал. Инновационное развитие современного экономического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 463-468.

13. Гончаренко В. М., Липагина Л. В. О преподавании математического анализа студентам направления «Математика и экономика» // Требования работодателей к математической подготовке экономистов: сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-метод. конф. М.: Финансовый университет, 2016. С. 24-28.

14. Марущак О. В. Межпредметные связи при преподавании дисциплин математики и экономики // Перспективы развития науки и образования. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. С. 97-99.

15. Ибраева Е. А. Преподавание экономических дисциплин в ссузе: традиции и инновации // Взаимодействие образовательных организаций СПО и ВО в процессе формирования индивидуального учебного плана (ИУП): сб. ст. и тезисов докладов участников Всерос. учеб.-метод. интернет-конф. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 28-31.

References

1. Guba K.S. Assessment of the quality of higher education: An overview of international experience. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. 2019;23(3):94-107. (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2019.03.022

2. Medved' A.A., Medved' P.A., Mierin' L.A. Institutional readiness of the education system of the Russian Federation for the transition to creative education technologies. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018;(4):121-126. (In Russ.).

3. Vertakova Yu.V., Plotnikov V.A. Traditional learning technologies and quality assurance of economic education in the era of digital transformation. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting. 2020;(3):54-60. (In Russ.). DOI: i0 22394/i726-n39-2020-3-54-60

4. Plotnikov P.V. Coaching and prospects for its use in modern higher education. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. 2018;(4):45-48. (In Russ.).

5. Evstaf'eva I.Yu., Ivanova N.G. Projects to improve financial literacy and develop proactive budgeting: An overview of the panel discussion materials. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019;(5-2):109-113. (In Russ.).

6. Evstaf'eva I.Yu., Ivanova N.G., Shubaeva V.G. Development of a concept for a program to improve financial literacy and develop proactive budgeting in St. Petersburg. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018;(2):37-43. (In Russ.).

7. Tsvetova G.V., Erofeeva M.V. Financial literacy of the population: Current state and prospects. Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management, RANEPA Branch; 2017. 87 p. (In Russ.).

8. Ivanova O.A. The quality of higher education: The conflict of tradition and innovation in the higher education system. In: Scientific research and modern education. Proc. 2nd Int. sci.-pract. conf. Cheboksary: Interactive plus; 2018:198-201. (In Russ.).

9. Smith V. Experimental economics. Transl. from Eng. Moscow, Chelyabinsk: Sotsium; 2020. 810 p. (In Russ.).

10. Pakhomov A.V. Pedagogical innovation in teaching economics. In: Scientific achievements and discoveries of modern youth: Current issues and innovations. Proc. Int. sci.-pract. conf. Penza: Nauka i prosveshchenie; 2017:437-439. (In Russ.).

11. Loginova N.A. Experience in conducting practical classes in the discipline "Economic theory". In: Modern trends in the development of the education system (to the 85th anniversary of the Chuvash Republican Institute of Education). Proc. Int. sci.-pract. conf. Cheboksary: Sreda; 2019:154-157. (In Russ.).

12. Zetkina O.V., Zetkina A.I. Innovative methods of teaching the discipline "Economics". In: Modern economic science: Theoretical and practical potential. Innovative development of modern economic education. Proc. Int. sci.-pract. conf. Yaroslavl: Filigran'; 2020:463-468. (In Russ.).

13. Goncharenko V.M., Lipagina L.V. On teaching mathematical analysis to students of the direction "Mathematics and Economics". In: Employers' requirements for the mathematical training of economists. Proc. Int. sci.-method. conf. Moscow: Financial University; 2016:24-28. (In Russ.).

14. Marushchak O.V. Interdisciplinary connections in teaching the disciplines of mathematics and economics. In: Prospects for the development of science and education. Tambov: Ucom Consulting Co.; 2015:97-99. (In Russ.).

15. Ibraeva E.A. Teaching economic disciplines in specialized secondary educational institutions: Tradition and innovation. In: Interaction of educational organizations of secondary vocational education and higher education in the process of forming an individual curriculum. Proc. All-Russ. educ. and method. Internet conf. Ufa: Aeterna; 2017:28-31. (In Russ.).

Сведения об авторах

Абрамов Алексей Кириллович

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военно-системных исследований материально-технического обеспечения

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва

199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8, Россия

Волкова Альбина Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва

199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8, Россия

(Н) e-mail: albvolkova@yandex.ru

Плотников Владимир Александрович*

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, Россия

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия

* корреспондирующий автор

(Н) e-mail: plotnikov_2000@mail.ru

Поступила в редакцию 03.08.2020 Подписана в печать 18.08.2020

Information about Authors

Aleksey K. Abramov

Candidate of Sciences (Economics), Senior Researcher of the Scientific Research Institute for Military System Research of Logistics Department of Material Support

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Military Academy of Logistics Named after Army General A.V. Khruleva

Makarova Emb. 8, St. Petersburg, Russia, 199034 Al'bina A. Volkova

Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and Social and Economic Disciplines

Military Academy of Logistics Named after Army General A. Khruleva

Makarova Emb. 8, St. Petersburg, Russia, 199034 (H) e-mail: albvolkova@yandex.ru

Vladimir A. Plotnikov*

Doctor of Sciences (Economics), Professor, Professor of the Department of General Economic Theory and the History of Economic Thought

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russia, 191023

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russia

* Corresponding Author

(H) e-mail: plotnikov_2000@mail.ru

Received 03.08.2020 Accepted 18.08.2020

< <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.