2. Финансирование капитального ремонта и повышение энергоэффективности многоквартирных домов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/3f86d4804cc01e6dadeeedf81 ee631 cc/PublicationRussiaRR EP-AppartmentBшldmgs-2012-RU.pdf?MOD=AJPERES. - Загл. с экрана/ (дата обращения: 08.11.2017).
3. Актуальные вопросы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/vXM9lojP85GAFA1xACPMhtFCWxqMMnGm.pdf. Загл. с экрана/ (дата обращения: 08.11.2017).
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ Сильнягин Г.К.
Силънягин Георгий Константинович — магистрант, кафедра стратегического менеджмента и управления инновациями, экономический факультет, Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассматриваются существующие механизмы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, особенности их реализации в отечественной практике, а также обозначены проблемы, связанные с их реализацией на текущий момент. Подробно рассмотрена наиболее актуальная форма финансирования - за счет средств собственников жилья.
Ключевые слова: капитальный ремонт многоквартирных домов, схемы финансирования, софинансирование, банковское финансирование ЖКХ, фонды капитального ремонта.
Капитальный ремонт многоквартирных домов - это серьезная проблема для России. В соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации бремя расходов по надлежащему содержанию многоквартирного дома, включая капитальный ремонт (реконструкцию) должны нести собственники помещений в доме.
В Жилищный кодекс Российской Федерации в декабре 2012 года внесены существенные изменения, связанные с организацией проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Ремонт и восстановление многоквартирных жилых домов в России является первоочередной задачей. Около 60% многоквартирных жилых домов в России нуждаются в срочном капитальном ремонте, как это определено в российском законодательстве о градостроительстве. Оценка ежегодной стоимости капитальных ремонтов в России на период до 2035 г. колеблется от 220 млрд. рублей (с незначительным устранением накопившихся проблем) до 1 трлн. рублей по сценарию, при котором будет проведен комплексный ремонт с применением энергосберегающих технологий и материалов [1].
Анализ международного опыта показывают, что наиболее эффективная структура для устойчивого финансирования капитального ремонта МКД состоит из трех элементов [2]:
а) регулярные платежи собственниками квартир в ремонтный фонд, формируемый в обязательном порядке в каждом многоквартирном доме;
б) кредиты, предоставляемые коммерческими банками товариществам собственников жилья или жилищным кооперативам (совместно - ТСЖ) и жилищным управляющим компаниям (УК); при этом обеспечением по таким кредитам являются регулярные платежи собственников; Данный элемент не работает, на УК можно получить кредит, на ТСЖ нет
в) государственная бюджетная поддержка в виде софинансирования капитального ремонта и предоставления гарантий банкам через специально создаваемые государственные финансовые институты развития.
Необходимо отметить, что вопрос о создании долгосрочной эффективной системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов изучался и разрабатывался Правительством Российской Федерации в течение 2,5 лет. Одновременно в Государственной Думе положения соответствующего закона разрабатывала рабочая группа с участием членов Совета Федерации, представителей экспертного и научного сообщества, а также общественных
организаций. Было рассмотрено 26 моделей финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. В результате было принято решение о реализации двух моделей [3]:
1) Перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) Перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Следует отметить, что эти способы имеют принципиальные различия, главное из которых состоит в степени самостоятельности принятия необходимых решений. Если в первом случае высока самостоятельность принятия необходимых решений непосредственно собственниками помещений, то во втором - решения принимаются региональным оператором. В частности собственники, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, бесплатно пользуются комплексом услуг данной специализированной организации: выставление платежей, работа с неплательщиками, учет и планирование расходов, подбор подрядчиков, контроль за ремонтом и другие. Представляется, что именно этот факт и повлиял на выбор собственников. Так, по итогам проведенного мониторинга, фонд капитального ремонта на специальном счете формируется в настоящий момент в 8% многоквартирных домов, а на счете регионального оператора - в 92%.
В результате проект был значительно доработан с учетом 76 поправок, поступивших от субъектов Российской Федерации, приобретя к моменту принятия четкую структурированную систему, обеспечивающую достаточное нормативное правовое закрепление на федеральном уровне положений о формировании и организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. При этом установленная Федеральным законом огромная роль субъектов Российской Федерации в развитии данных положений на уровне региональных нормативных правовых актов обеспечивает долгосрочное (постоянное) функционирование региональных систем капитального ремонта с учетом экономических, социальных и финансовых особенностей того или иного региона [3].
Создание региональных систем капитального ремонта потребовало больших усилий со стороны субъектов Российской Федерации, которые в большинстве успешно справились с поставленной задачей. Так, в 2014-2015г. системы капитального ремонта запущены во всех регионах, кроме субъектов Крымского федерального округа, где завершается их создание. В субъектах создана необходимая нормативная правовая база, специальная инфраструктура, направленная на обеспечение сбора взносов и организацию проведения капитального ремонта, в которой участвуют более 4 тыс. сотрудников региональных операторов капитального ремонта.
Результатом формирования региональных систем капитального ремонта является наращивание объемов капитального ремонта. Так, если в 2014 г. в рамках региональных систем капитального ремонта было отремонтировано 8,1 тыс. многоквартирных домов, то в 2015 г. был осуществлен капитальный ремонт около 30 тыс. многоквартирных домов. В последующие годы в соответствии с данными, представленными субъектами Российской Федерации на 1 декабря 2015 г. [3], в рамках утвержденных региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов запланировано провести капитальный ремонт 737,42 тыс. многоквартирных домов.
Список литературы
1. Актуальные вопросы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/vXM9lojP85GAFA1xACPMhtFCWxqMMnGm.pdf/ (дата обращения: 08.11.2017).
2. Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkhkontrol.ru/wp-content/uploads/2013/08/Капремонт_ИЭГ.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 08.11.2017).
3. Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/3f86d4804cc01e6dadeeedf81ee631cc/Publica tionRussiaRREP-AppartmentBuildings-2012-RU.pdf?MOD=AJPERES. - Загл. с экрана (дата обращения: 08.11.2017).