инновационные подходы к повышению эффективности дополнительного профессионального
ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
агробизнеса тюменской области
а. а. Горохов,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой управления и предпринимательской деятельности,
М. Н. КИСЕЛЕВА, ученый секретарь,
А. В. ПУШНИКОВА,
руководитель центра обеспечения и поддержки образовательного процесса, Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса
Экономика
625501, Тюменская обл. Тюменский р-н, пос. Московский, ул. Озерная, д. 2
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, кадры, компьютерные тренажеры-инструкторы, образование, сельское хозяйство, эффективность.
Keywords: Agrobusines, computer simulator-trainer, educational institution, vocational training.
В руководящих документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования в качестве стратегической цели информатизации общества провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель является по своей сути долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность на протяжении нескольких ближайших десятилетий.
В условиях формирования рынка образовательных услуг перед системой образования ставится задача удовлетворить спрос различных групп населения в изучении отдельных дисциплин или циклов дисциплин, в подготовке, переподготовке или смене специальности. Предметом особого внимания выступают лица, занимающие сельским хозяйством.
Современное сельское хозяйство требует грамотных, компетентных, высококвалифицированных специалистов, так как используемые технологии, техника, автоматизированные системы управления, применяемые в агропромышленном комплексе, сейчас не проще, чем в любой другой отрасли промышленности. Научнотехнический прогресс проникает во все виды сельскохозяйственной деятельности: появляются новые агротехнологии, ветеринарные препараты, удобрения и средства химической защиты, техника и оборудование. Поэтому недостаточно того, чтобы в аграрную отрасль приходили специалисты, подготовленные в рамках вузовских программ, необходимо создать
систему непрерывного обучения, нацеленную на то, чтобы научить специалистов навыкам работы со всеми новинками в области их профессиональной деятельности. Следовательно, агропромышленному комплексу необходима система кадрового обеспечения, которая осуществляет не только первоначальную подготовку специалистов, но и позволяет постоянно повышать качество знаний работающих кадров.
Аграрии в России во многом лишены перспективы получить образование из-за невозможности оторваться на длительный срок от производства в виду специфики деятельности. Преодоление ограничений в получении ими образования открывается с активным внедрением возможностей дистанционного обучения (ДО).
ФГОУ ДПОС «Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса» (ТИПКА) в течение нескольких лет внедряет дистанционное обучение в образовательный процесс, представляющий собой совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное взаимодействие обучающегося с тьютором (преподавателем-консультантом) осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникации.
Основные цели внедрения системы дистанционного обучения в ТИПКА:
повышение качества общего образовательного процесса в институте за счет использования информационных технологий;
увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения;
повышение управляемости учебного процесса посредством системы дистанционного обучения: обеспечение непрерывного мониторинга со стороны
преподавателей (тьюторов) и администрации института;
сокращение рутинной нагрузки на преподавателей (тьюторов);
повышение качества и сокращение временных затрат на проверку качества знаний.
Особенностью дистанционного образовательного процесса, реализуемого в институте, является внедрение дистанционных образовательных технологий по всем формам и уровням образования путем использования системы поддержки образовательного процесса «AgroEdu».
Говоря о структуре дистанционного обучения (ДО) в институте (рис. 1), следует указать, что основной структурной единицей, занимающейся проблемами ДО, является "Центр обеспечения и поддержки образовательного процесса", который тесно связан в своей работе со всеми кафедрами.
В настоящее время центр проводит подготовительную работу со слушателями, решает технические и методические проблемы внедрения системы поддержки образовательного процесса «AgroEdu», координирует разработку электронных образовательных ресурсов (видеолекции, электронные учебно-методические комплексы, виртуальные лабораторные работы, интерактивные образовательные комплексы с применением компьютерной графики, интерактивные электронные тренажеры, интерактивные модели в формате 3D), часть которых уже прошла процесс апробации.
«AgroEdu» - это система, предназначенная для подготовки руководителей и специалистов агропромышленного комплекса нового уровня на всей территории Тюменской области, с ее помощью можно получить образование без отрыва от производства, что позволяет экономить время и средства сельхозтоваропроизводителей. Теперь слушатели получили свободный доступ
Экономика
к электронному расписанию занятии и учебным материалам по изучаемым курсам. А преподаватели могут размещать презентации к лекциям и полные конспекты этих лекций, видеолекции, всевозможные задания к семинарским и лабораторным занятиям, опубликованные учебно-методические пособия, тесты, списки контрольных вопросов и рекомендуемой литературы, а также виртуальные лабораторные работы.
По итогам опросов руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства в районах Тюменской области, такая форма обучения является перспективным направлением, но все же доступна не для каждого.
Для жителей сельской местности существует определенная проблема доступа к глобальной сети 1^ете1 Как показал опрос групп слушателей, в настоящее время 42 % специалистов не имеют возможности ни дома, ни на работе пользоваться Интернетом, что, конечно же, осложняет внедрение ДО в образовательный процесс института, но ни в коей мере не останавливает его. Для решения данной проблемы мы предложили сельхозтоваропроизводителям автоматизировать на своем предприятии целевое рабочее место с постоянным доступом в Интернет, которым смогут пользоваться все сотрудники предприятия для получения образования и повышения квалификации.
В институте был проведен анализ затрат на обучение, проведенное с применением дистанционных образовательных технологий в сравнении с традиционной формой обучения для института и для слушателя (предприятия-заказчика услуг). Исследования показали, что для слушателя традиционная форма обучения очень затратна, дистанционное обучение в чистом виде непонятно, хотя оно самое дешевое, а наиболее удобная и выгодная форма обучения - это обучение с применением элементов дистанционных образовательных технологий (смешанное, комбинированное обучение). Для института эта форма обучения тоже выгодна, но необходимы средства для приобретения, создания, обновления и администрирования электронных образовательных ресурсов и системы поддержки образовательного процесса «АдгоЕ^». На диаграмме рисунка 2 представлена стоимость затрат института при традиционном обучении в сравнении с обучением с применением элементов дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В настоящее время Институт поддерживает тесные связи с передовыми агропредприятиями Тюменской области, оснащенными наиболее современным оборудованием и сельскохозяйственной техникой. Это позволяет слушателям знакомиться с новейшими технологиями на примере действующих производств. Вместе с тем, учреждению дополнительного профессионального образования необходима и
Центр обеспечения и поддержки образовательного процесса
ж
СЛУШАТЕЛИ
ИНТЕРНЕТ
ч ✓
Кафедра управления и
предпринимательском
деятельности
(ТЬЮТОРЫ)
Ч
Кафедра земельного кадастра (ТЬЮТОРЫ)
ч /
Кафедра научно-технического
прогресса
(ТЬЮТОРЫ)
ч
Рисунок 1
Организационная схема дистанционного обучения в ТИПКА
применением элементов ДОТ
Рисунок 2
Затраты института на обучение слушателей*, руб. на одного слушателя
*затраты на обучение продолжительностью 72 часа с применением элементов ДОТ без учета приобретения, создания, обновления и администрирования электронных образовательных ресурсов и системы поддержки образовательного процесса «AgroEdu»
собственная материально-техническая база, но виртуальная, поскольку наши предприятия-партнеры отнюдь не располагают всем ассортиментом техники и технологий, представленных в настоящее время на рынке. Кроме того, далеко не всегда можно увязать учебный процесс и технологический цикл, как по времени, так и по ветеринарным и санитарным нормам.
Материально-техническое обеспечение составляет важную часть образовательного процесса АПК. Как и в любом другом профессиональном образовании, важное место в подготовке аграрных кадров занимает обучение путем получения практического опыта работы с реальными предметами и объектами труда.
Учитывая высокую технологичность современного АПК, материальная база сельскохозяйственного предприятия может включать несколько десятков единиц техники различного назначения. Стоимость этой техники довольно высока, что затрудняет использование для обучения реальных машин. Так, средняя стоимость импортного комбайна марки Claas или John Deer - 7-8 млн. руб. Уже
через 5 лет данный комбайн устареет морально, а эксплуатация в режиме обучения приведет к сильному физическому износу. Кроме того, в настоящее время на рынке сельскохозяйственной техники представлено немало моделей сельскохозяйственной техники. Очевидно, что учебный парк, составленный даже из наиболее распространенных моделей, будет насчитывать несколько десятков единиц техники. Стоимость приобретения и обслуживания такого количества техники будет чрезвычайно высока: так, один час работы зерноуборочного комбайна стоит не менее 50 руб.
Поэтому целесообразно разделить обучение, переподготовку и повышение квалификации работников на два этапа. На первом этапе обучение будет осуществляться с помощью компьютерного тренажера с эффектом присутствия. Тренажер представляет собой отдельные элементы управления техникой (руль, рычаги), интегрированные с компьютером. Рабочее место окружают мониторы, на которые выводится изображение местности, на которой работает техника. В результате у обучаемого создается
Экономика
эффект присутствия на поле и реального управления техникой. Программное обеспечение позволяет менять внешние условия, в которых происходит управление - погоду, рельеф местности, время суток и т. д. Подобная технология широко применяется для обучения в авиации, в мореходстве, управлении ракетнокосмическими аппаратами и т. д., где она доказала свою высокую эффективность.
Первоначальная стоимость подобного тренажера не превысит 6-7 млн. рублей, что сопоставимо со стоимостью одного комбайна, но при этом затраты на эксплуатацию окажутся на порядки меньше, чем у реальных машин. Кроме того, используя различное программное обеспечение, можно обучать управлению самыми разными моделями сельскохозяйственной техники. В результате один тренажер заменит целый парк сельскохозяйственных машин.
После успешного обучения на тренажере происходят практические занятия на реальной технике. Для этого обучающиеся направляются на стажировку в хозяйства, в которых имеются необходимые сельскохозяйственные машины. Однако, учитывая тот факт, что далеко не всегда предприятия могут позволить себе отвлекать технику от текущих полевых работ, целесообразно укрепление материально-технической базы учебнопроизводственных хозяйств крупных образовательных учреждений, а также создание специализированных учебных центров. На базе этого хозяйства может быть организована стажировка учащихся аграрных образовательных учреждений среднего и начального уровня.
Приоритетным направлением во внедрении ДОТ в ТИПКА является создание компьютерных тренажеров и виртуальных лабораторных работ, поскольку при существенно меньших затратах они позволяют добиться значительного эффекта. С помощью виртуальных моделей можно создать тренажеры, которые невозможно реализовать иным способом - например, управление технологическими и инженерными системами животноводческой фермы, теплицы, молокозавода и другими сложными объектами, а также моделирование действий ветеринара, агронома, зоотехника.
Так, в настоящее время при финансовой поддержке ООО «Стройпроектинвест» Тюменским институтом переподготовки кадров агробизнеса создан тренажер, моделирующий работу молочного
Рисунок 4 Фрагмент интерактивного тренажера животноводческого комплекса
животноводческого комплекса (рис. 4, 5).
Этот тренажер позволяет слушателям ознакомиться с работой основных инженерных систем комплекса - водоснабжения, отопления, вентиляции; изучить основные технологические процессы - доение, кормление, навоз-оудаление. После этого слушатель с помощью тренажера сдает экзамен на знание технологии. Важным преимуществом тренажера является простота и наглядность. Как показывает опыт нашего института, даже специалист, не сталкивавшийся ранее с изучаемой технологией, очень быстро запоминает правильный порядок действий. По сравнению с традиционными методиками обучения (лекции, изучение учебной литературы и печатных наглядных пособий), эффективность при использовании компьютерных тренажеров возрастает на 30-40 %.
В ближайших планах нашего института - создание подобных тренажеров для других технологических процессов сельского хозяйства. В частности, планируется создание виртуального тренажера зерноуборочного комбайна.
Институт продолжает совершенствовать разработанные комплексы электронных образовательных ресурсов (ЭОР): по животноводству, механизации, растениеводству, по экономической тематике, по землеустройству и землепользованию в виде учебно-методических комплексов на электронных носителях.
Еще одной разновидностью компьютерного тренажера являются виртуальные лабораторные работы. В отличие от полноценного тренажера, ви ртуа л ьн а я л абораторн а я раб ота отражает только отдельные элементы технологического процесса. В нашем институте разработана виртуальная
Рисунок 5 Фрагмент процесса доения
лабораторная работа по организации контроля качества зерна на приемных пунктах. Разрабатывается виртуальная лабораторная работа по процессу искусственного осеменения.
Виртуальные тренажеры предназначены не только для работников, непосредственно работающих с данными технологическими процессами. Как показывает практика, целесообразно, чтобы руководители и специалисты агропромышленных предприятий вне зависимости от их образования и рода деятельности знакомились с особенностями производственного процесса на своем предприятии. Это позволяет сформировать у них целостное представление о деятельности предприятия, понять специфику и особенности труда каждого работника. В результате повышается эффективность принимаемых управленческих решений, учитываются интересы всего персонала, растет производительность труда.
Компьютерные тренажеры сельскохозяйственной техники с эффектом присутствия могут успешно использоваться для популяризации аграрного труда по программам профориентации сельских школьников. С помощью тренажеров школьники в игровой форме знакомятся с основными видами сельскохозяйственного труда. Кроме того, формируется новый имидж сельского хозяйства как со в ре м е н н о й в ы со котехн ол о ги ч н о й отрасли.
Таким образом, опыт ФГОУ ДПОС «Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса» доказывает высокую эффективность дистанционного обучения, а также использования виртуальных компьютерных тренажеров и лабораторных работ по сравнению с традиционными образовательными методиками.
Литература
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
2. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
3. Федеральная целевая программа «Развития образования на 2006-2010 гг.».
4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010 гг.».
5. Киселева М. Н., Пушникова А. В. Применение информационных технологий в образовательном процессе / Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании и консультационной деятельности в сельскохозяйственном производстве» 13-14 мая, г. Новочеркасск. Новочеркасск : РИППК, 2010.