Научная статья на тему 'Инновационные подходы к изучению риторики в техническом вузе'

Инновационные подходы к изучению риторики в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЗАРУБЕЖНАЯ РИТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанова Н.В.

Описаны новые социальные требования к современному специалисту в области высоких технологий, которые включают и его способность к мобильности, творческому росту. Развитие данных способностей относится к сфере гуманитарных наук. Все это вызывает необходимость активизировать инновационные процессы в разработке содержания гуманитарных дисциплин и их изучения в техническом вузе. Вступление в единое европейское пространство высшего образования предполагает знакомство с зарубежной гуманитарной наукой, в частности с мировым опытом изучения риторики. Поэтому представляется, что для инновационного технического вуза необходимо введение курса зарубежной риторики с последующим ее применением в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к изучению риторики в техническом вузе»

УДК 808.5

Н.В. РУСАНОВА, аспирантка, ruskaf1@spmi.ru

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

N.V. RUSANOVA, post-graduate student, ruskaf1@spmi.ru Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РИТОРИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Описаны новые социальные требования к современному специалисту в области высоких технологий, которые включают и его способность к мобильности, творческому росту. Развитие данных способностей относится к сфере гуманитарных наук. Все это вызывает необходимость активизировать инновационные процессы в разработке содержания гуманитарных дисциплин и их изучения в техническом вузе. Вступление в единое европейское пространство высшего образования предполагает знакомство с зарубежной гуманитарной наукой, в частности с мировым опытом изучения риторики. Поэтому представляется, что для инновационного технического вуза необходимо введение курса зарубежной риторики с последующим ее применением в практической деятельности.

Ключевые слова: инновационные процессы, гуманитарные дисциплины, технический вуз, зарубежная риторика.

INNOVATION APPROACHES IN RHETORIC LEARNING FOR TECHNICAL COLLEGE

The article depicts modern society demands from today's high tech specialist mobility and creative self-development. Liberal arts are facing the problem of development of these abilities. This creates a necessity in innovation processes for development and introduction of new humanitarian disciplines in technical colleges. Becoming part of European higher education space assumes familiarization with foreign liberal arts, in particular, world experience in rhetoric study. That's why modern technical college needs a course of foreign rhetoric with practice.

Key words, innovation processes, humanitarian disciplines, technical college, foreign rhetoric.

В систему понятий, отражающих инновационное образование сегодня, включается ориентация не столько на передачу объема знаний, которые постоянно пополняются, развиваются и достаточно быстро устаревают, сколько на способность приобретать знания самостоятельно. В рамках инновационных образовательных программ важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

Инновационная деятельность в сфере высоких технологий невозможна без фун-

даментальной естественно-научной и математической подготовки, поэтому растет внимание к усвоению точных дисциплин. Реализация учебной программы вуза с учетом современных требований к подготовке высококвалифицированного специалиста предполагает качественно новый уровень научных разработок и эффективных способов их внедрения. Выполнение поставленной задачи требует использования новых методик подготовки студентов.

Востребованность специалиста во многом зависит от его способностей к широко-

_ 333

Санкт-Петербург. 2010

му охвату круга стоящих перед ним проблем, выявлению в них приоритетных направлений, самостоятельному нахождению решения, а также от умения продвигать собственные инновационные проекты, работать с разными людьми. Сегодня эффективно действующим оказывается человек, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым как к обновлению своих знаний, так и к обогащению современной теории и практики. Данные способности развиваются не в области получения фактических сведений естественно-научного характера, а целиком относятся к сфере гуманитарных наук. Поэтому в конкурентоспособном техническом вузе должна быть увеличена гуманитарная составляющая образования, направленная на высокое профессиональное, нравственное и общекультурное развитие будущего специалиста. Узко понимаемая «техническая специализация» в образовании отражает лишь утилитарный подход к обучению в вузе и значительно снижает уровень фундаментальной подготовки, что неизбежно ведет к сужению профессионального мышления и ограничению творческих возможностей будущих специалистов. Все это вызывает необходимость активизировать инновационные процессы в разработке содержания гуманитарных дисциплин и их изучения в техническом вузе.

Вступление в единое европейское пространство высшего образования предполагает знакомство с зарубежной гуманитарной наукой, в частности, с мировым опытом изучения риторики. Элементы истории зарубежной риторики включены в общий курс лекций, например, в них упоминаются имена Аристотеля, Демосфена, Цицерона и других великих ораторов. В последнее время в курсах практической речи уделяется внимание американским методам воздействия на аудиторию, но европейская риторика не

изучается совсем, тогда, как известно, что искусство речи достигло высокого развития во Франции, Англии, Испании, бывших в разное время ведущими странами в политике и дипломатии. В технических вузах остается неизвестным современный уровень искусства речи за рубежом. Если предполагается, что европейски образованный человек должен уметь представлять свои идеи, изобретения и достижения в любой стране, то одного знания иностранного языка становится уже недостаточно, ему необходимо быть готовым строить свою речь так, чтобы наиболее адекватно выступать перед зарубежной аудиторией. Поэтому представляется, что для инновационного технического вуза необходимо введение курса зарубежной риторики с последующим ее применением в практической деятельности.

Для того чтобы обеспечить подготовку будущих ведущих специалистов к выполнению их многообразных функций, процесс обучения должен иметь многопрофильный характер и охватывать следующие этапы:

• ознакомительный этап (знакомство с различными типами гуманитарного знания, изучение основных направлений развития гуманитарных наук);

• практический этап (овладение базовыми профессиональными умениями, развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности);

• стажерский этап (выполнение основных профессиональных обязанностей под руководством действующих специалистов, развитие индивидуального стиля деятельности и поведения).

Личностно-ориентированные технологии предусматривают раскрытие индивидуальных способностей студентов, особенностей их интеллектуального, эмоционального развития, профессиональных наклонностей и устремлений, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

334 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.