УДК 330
Р. Р. Алханова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Ключевые слова: человеческий капитал, инновации, инвестиции, безопасность дорожного движения.
Рассмотрены проблемы формирования и развития человеческого капитала с точки зрения политики сбережения населения. Показано влияние государственных инвестиций на сокращение аварийности в дорожно-транспортных происшествиях, на структуру и качество человеческого капитала. Выявлена роль инвестиций в реализации инновационных технологий, позволяющих осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения, рассматриваемая через призму институциональной теории.
Keywords: human capital, innovations, investment, traffic safety.
It is about the problems of formation and development of human capital in terms of policy savings. It was shown the influence of governmental investment for reducing the accident rate in traffic accidents and on the structure and quality of human capital. The role of investment in the realization of innovative technologies to monitor compliance with traffic rules, viewed through the prism of institutional theory.
Важнейшим компонентом обеспечения качественного экономического роста современного общества является человеческий капитал. Исторический процесс привёл к механизации труда и падению значимости физической силы как фактора конкурентоспособности. В новых экономических условиях формирования экономики знаний и интенсификации экономического роста снижается также зависимость от естественных ресурсов: материальные активы и основные фонды не имеют того значения, какое они имели ранее. В связи с этим повышается значение знаний и интеллекта, материализованного в высококвалифицированных специалистах, авангардом которых является часть трудовых ресурсов, профессионально занятых в инновационной сфере. Таким образом, возрастает значимость человеческого капитала в экономической системе.
Человеческий капитал включает в себя ряд основополагающих элементов.
Во-первых, это организационно-предпринимательский капитал, который представляет собой один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала. Инвестиции в его развитие способствуют не только повышению благосостояния отдельного агента, но и улучшению макроэкономической среды общества в целом. В частности, повышение предпринимательской активности ведет к формированию широкого спектра позитивных экстерналий, как за счет улучшения качества рыночных институтов, так и за счет роста возможностей инвестирования в общественные блага.
Во-вторых, следует учитывать культурно-нравственный капитал. Данный вид человеческого капитала характеризует возможности индивида к социализации, а также правильность восприятия им существующих норм и институтов. В обществе, характеризующемся более высокой степенью развития культурно-нравственного капитала, отклонения от рациональных ожиданий агентов в отношении поведения их контрагентов ниже, и, следовательно, ниже степень неопределенности в отношении окружающей среды. Таким образом, развитие культурно-нравственного капитала способствует повышению эффективности от прочих видов инвестиций, таких, как инвестиции в физический капитал.
Третьим элементом человеческого капитала является социальный капитал. В западной литературе социальный капитал определяется как в виде характерных черт социальной жизни (взаимодействие, нормы и доверие), позволяющие членам общности эффективнее действовать вместе для достижения общих целей. Для обладания социальным капиталом индивид должен
быть связан с другими индивидами, и эти связи являются источником его преимущества. Развитие социального капитала приводит к существенному сокращению транзакционных издержек при поиске информации.
Культурно-нравственный и социальный капитал во многом определяют качество институтов [1]. Взаимосвязь качества институтов (слева) и производительности экономики (справа) показано на рис. 1.
Последним элементом человеческого капитала выступает бренд-капитал. Отчуждаемым видом человеческого капитала можно считать клиентский (или бренд-капитал), который характеризуется репутацией экономического агента. Необходимость его поддержания обеспечивают возможность долгосрочного взаимодействия экономических агентов на основе контракта. Предложенную классификацию необходимо пояснить: по существу указаны не составные части целого (человеческого капитала), а разные аспекты его изучения, управления им. Очевидно, что не всем этим компонентам можно дать стоимостную оценку, и нельзя полагать, что сумма оценок этих частей даст величину капитализации фирмы за вычетом вещественного слагаемого. Данные качественные характеристики человеческого капитала могут развиваться лишь в том случае, если общество характеризуется достаточным количественным уровнем человеческого капитала. В противном случае, недостаток человеческих ресурсов приведет к росту их стоимости, что может стать причиной падения стимулов к инвестированию в качественное развитие человеческого капитала.
Проблема инвестиций в человеческий капитал и их эффективности рассматривалась такими экономистами, как P. Taubman [2], J. Coleman [3], J. Heckman [4] и т.д. Они указывали, что эффективность капитальных инвестиции в человеческий капитал различна на разных этапах жизни индивида, а также варьируется в зависимости от способностей индивида и его окружающей среды. При этом авторы подчеркивали, что такой фактор, как благосостояние, не оказывает существенного воздействия на отдачу от инвестиций, однако связанные с ним долговременные показатели (благополучие района проживания, образование родителей) являются существенным детерминантом различий в эффективности инвестиций.
Рис. 1 - Качество институтов и производство благ в экономике
Инвестиции в человеческий капитал многокомпонентные: они включают не только затраты на образование, здоровье и привитие социальных навыков, но и инвестиции в такой фактор, как безопасность.
Оценка эффективности инвестиций в развитие человеческого потенциала и его динамики возможны на основе индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот показатель учитывает следующие - составляющие:
- средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР), оценивающая долголетие;
- уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса);
- уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США.
Заметим, что СППЖР является одним из главных показателей оценки уровня человеческого капитала. В российском обществе, характеризующемся острыми демографическими проблемами и наличием значимых угроз в данной области, особые меры должны быть приняты для улучшения именно данной составляющей.
Очевидно, что наращивание человеческого, интеллектуального и социального капитала в стране в целом зависит практически от всех направлений государственной политики: экономической, инновационной и социальной наряду с общей эффективностью государственного устройства.
Одним из наиболее актуальных направлений политики по поддержанию и развитию человеческого капитала стала политика сбережения народа. При этом сам процесс сбережение народа можно рассматривать как в широком, так и узком смыслах. В широком смысле данное понятие можно рассматривать через призму сохранения и умножения численности населения, здоровья, благополучия, нравственного и интеллектуального потенциала общества и каждого человека в отдельности. Достижимость же указанных целей находится в прямой зависимости от способности общества обеспечить сбережение народа в узком смысле, предполагающее снижение его количественной убыли.
Одной из важнейших демографических проблем является проблема старения населения. По оценкам Росстата, общая нагрузка детьми и пожилыми на 1000 лиц рабочего возраста увеличится с 578 чел. (исторический минимум, зарегистрированный в 2007 г.) примерно до 700 чел. в 2015 г., перешагнет через 800 чел. в 2020 г. (соответственно, рост на 20% и на 38%) и будет продолжать расти [5]. При этом вклад пожилых в общую нагрузку, который еще в 1970 г. составлял примерно 35%, теперь будет составлять 55-60%. Если же реализуется более оптимистический вариант прогноза, предполагающий быстрый рост рождаемости, то общая демографическая нагрузка в 2025 г. будет еще большей - 850-860 иждивенцев на 1000 трудоспособных. Таким образом, особое значение приобретает задача сокращения убыли населения трудоспособного возраста.
Среди всех причин смертности населения почти 10% занимают дорожно-транспортные происшествия (ДТП). В мире по числу жертв они представляют собой наиболее опасную из всех внешних причин смерти. В России это не столь очевидно, поскольку здесь очень высока смертность от других внешних причин, таких как самоубийства, убийства, случайные отравления алкоголем, повреждения с неопределенными намерениями (рис. 2). Кроме того, ДТП - очень важная причина инвалидизации населения, так как на один случай смерти от ДТП приходится во много раз больше выживших, но получивших травмы (в России, по оценкам, в 8 раз) [6].
В мире данная проблема все лучше осознается и как одна из центральных для сохранения здоровья и жизни людей, и как немаловажная для экономики. По некоторым оценкам, экономическое бремя дорожно-транспортных происшествий достигает 3% ВВП. Поэтому решению этой проблемы посвящена работа многочисленных научных центров, таких, например, как Шведский национальный институт дорожно-транспортных исследований, Лаборатория дорожных исследований Великобритании (ТРЛ Лтд.), Нидерландский институт исследований дорожно-транспортной безопасности (СВОВ), исследовательские центры при университетах в США, Австралии, Великобритании, Германии и т.д. Занимаются этим и правительственные организации, например, в США — Национальная администрация безопасности движения на шоссейных дорогах (НХТСА) и
Национальный центр предотвращения и контроля травм при Центрах контроля и профилактики заболеваний.
9.8%
4,5
16,8%
9,7%
Щ Случайные отравления алкоголем Ей Другие транспорт™ ые несчастные случаи ^ Убийства Ш Случайные падения □ Другие внешние причины
0 Дорожно-транспортные происшествия ЕЗ Самоубийства
Ш Повреждения с неопределенными намерениями ЕШ Случайные утопления
Рис. 2 - Структура внешних причин смерти населения в России (2008 г.)
В России в рамках задач федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» предусмотрено сокращение в 2012 г. в 1,5 раза количества погибших в результате ДТП и на 10% количества ДТП с пострадавшими в них по сравнению с 2004 г. Это позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы. В результате программных мероприятий к 2008 году количество ДТП сократилось на 10%, количество погибших на 20%. Поскольку в ДТП страдают в основном лица трудоспособного возраста, повышение безопасности на дорогах способно также оказать благоприятное воздействие на возрастную структуру населения.
Транспортный комплекс Республики Татарстан по основным критериям оценки позиционируется как один из лидеров в Поволжском федеральном округе. Общая плотность автодорог составляет 280 км/1000 кв. км, в то время как в среднем по РФ - 37 км/1000 кв. км, по ПФО - 141 км/1000 кв. км [7]. Поэтому в Республике Татарстан проблеме профилактики и снижения количества ДТП уделяется особое внимание. В частности, принята целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан». Целями республиканской целевой программы являются: сокращение потенциального количества лиц, погибающих в результате ДТП; сокращение количества ДТП с пострадавшими.
Условиями достижения цели является решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
- снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
- сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате
ДТП;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
- повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях управления;
- совершенствование правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере.
Реализация Программы предполагает осуществление следующих первоочередных мероприятий:
- создание системы правого «ликбеза» населения с целью формирования стереотипов законопослушного поведения;
- проведение акций, направленных на формирование нетерпимого отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- вовлечение в профилактическую работу общественных организаций;
- совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей, разработка правовой основы контроля за осуществлением гражданами самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В»;
- проработка нормативно-правовых и организационных аспектов внедрения комиссионного принципа приема квалификационных экзаменов у кандидатов на получение права на управление транспортным средством;
- разработка предложений по введению в отношении автошкол механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;
- подготовка предложений об изменении возрастных ограничений при решении вопроса о допуске граждан к управлению транспортными средствами;
- создание региональной информационной базы данных о водителях транспортных средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения;
- повышение уровня активной и пассивной безопасности транспортных средств;
- усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;
- повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активное внедрение детских удерживающих устройств;
- реализация пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы техническими автоматическими системами контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и применения вертолетов для ускорения прибытия на место дорожно-транспортного происшествия;
- техническое перевооружение ГИБДД;
- значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации ДТП и т.д.
Следует отметить особую важность пилотных проектов замены постов дорожнопатрульной службы техническими автоматическими системами контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД). Подобная мера позволяет намного снизить проблему коррупции на дорогах, а также повысить доверие граждан к деятельности ГИБДД. Кроме того, такая система дает водителям уверенность в неотвратимости наказания в случае нарушения ПДД. Согласно институциональной теории, уверенность в действенности системы принуждения к выполнению норм (enforcement) - один из основных компонентов, необходимых для эффективного функционирования института. Таким образом, внедрение автоматических систем контроля за соблюдением участниками дорожного движения ПДД должно существенно снизить аварийность на дорогах. При этом учитывается адаптивный характер поведения участников дорожного движения:
дополнительная эффективность автоматической системы контроля достигается за счет возможности менять расположение контролирующего оборудования на участках дороги, что позволяет осуществлять мониторинг ситуации на любом участке пути. Следовательно, формируются стимулы к соблюдению ПДД на всем пути следования автомобиля, а не только на его определенных отрезках.
Государственные инвестиции в безопасность дорожного движения должны рассматриваться как часть политики сбережения народонаселения. Они сказываются на состоянии человеческого капитала в обществе, что иллюстрируется изменением показателя СППЖР.
Кроме того, инвестиции в повышение безопасности дорожного движения сказываются не только на количественной характеристике народонаселения, но и оказывают положительное воздействие на его возрастную структуру. Так за период с 2007 по 2009 гг. на реализацию мероприятий по созданию и поддержанию автомобильных дорог в РТ было привлечено из бюджета РФ 6585,8 млн. руб., из бюджета РТ - 17113,7 млн. руб., а также еще привлечено 1200 млн. руб. Указанные инвестиции позволили ввести в эксплуатацию 232,3 км и провести ремонт 527 км автомобильных дорог.
Таким образом, осуществление практической оценки мер, направленных на снижение аварийности на дорогах представляет особый интерес для дальнейших исследований, поскольку позволят определять необходимые масштабы последующих мероприятий в данном направлении.
Литература
1. Карташев, Г. Экономический рост и качество институтов ресурсоориентированных стран / Г. Карташов. - М.: Дойчебанк, 2009.
2. Behrman, J.R. From Parent to Child: Intrahousehold Allocations and Intergenerational Relations in the United States / J.R. Behrman, R.A. Pollak, P. Taubman. - Chicago: University of Chicago Press, 1995.
3. Coleman, J.S. Equality of Educational Opportunity / J.S. Coleman. - Washington, DC: U.S. Dept. of Health, Education, and Welfare, 1966.
4. Heckman, J.J. The Economics, Technology and Neuroscience of Human Capability Formation / J.J. Heckman // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2007. - 104(3).
5. Демографический ежегодник России-2009. - М.: Росстат, 2009.
6. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения. - ВОЗ, 2009. - С. 145.
7. Тыгин, А.В. Инвестиции в транспортный комплекс как один из основных факторов развития конкурентоспособности муниципальных образований Республики Татарстан / А.В. Тыгин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №5. - С. 190-194.
© Р. Р. Алханова - ст. препод. каф. экономики КГТУ, alhanov@bk.ru.