Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСКУРСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ACTIVE SOCIO-PSYCHOLOGICAL EDUCATION / DISCURSIVE TECHNOLOGY OF COMMUNICATION / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грозян Нина Федоровна, Прудникова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются инновационные подходы к формированию коммуникативной компетентности будущих учителей, в частности, психолого-педагогический аспект становления данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грозян Нина Федоровна, Прудникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHER: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Interactive technologies approaches to communicative competence formation in future teachers, just psycho-pedagogical aspects of such phenomenon becoming are covered in this article.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Литература:

1. Национальная доктрина образования в РФhttps://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.

2. Волынец, Ю.Ф. Структура профессионализма офицера ВМФ и его динамика / Ю.Ф. Волынец,

B.И. Муша // Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах: Всерос. научно-метод. конф. СанктПетербург. Том 5. - СПб.:«Стратегия будущего», 2012. -

C. 150-155.

3. Гордиенко, Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст]: монография Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А.; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени

B.И. Вернадского» в г. Ялте, 2016. - 232 с.

4. Леванова, Е.А. Технологии формирования профессиональной готовности к взаимодействию студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сбор. научн. трудов / Под ред. Е.В. Левановой. - Калиниград, 2017. - С. 14.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: «Знание» - 1996. - 312 с.

6. Масленникова, А.В. Семинар «Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 54.

7. Подласый, И.П. Где помогут технологии? / И.П. Подласый // Школьные технологии. - 2013. - №3. -

C. 10-26.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук, доцент Грозян Нина Федоровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы к формированию коммуникативной компетентности будущих учителей, в частности, психолого-педагогический аспект становления данного феномена.

Ключевые слова: активное социально-психологическое обучение, дискурсивная технология общения, инновационные технологии, коммуникативная компетентность.

Annоtation. Interactive technologies approaches to communicative competence formation in future teachers, just psycho-pedagogical aspects of such phenomenon becoming are covered in this article.

Keywords: active socio-psychological education, discursive technology of communication, interactive technologies, communicative competence.

Введение. Образовательная сфера призвана обеспечить подготовку человека к жизни в мире разнообразных коммуникативных возможностей. Одним из источников развития коммуникативных возможностей личности является профессионально-педагогическая коммуникация. Стоит отметить, что педагогическая профессия относится к таким видам труда, где общение становится профессионально значимым, существенной стороной деятельности учителя, а профессионально-педагогическая коммуникация - основной формой педагогического процесса, производительность которого определяется целями и ценностями общения, принятыми всеми его субъектами (нормы индивидуального поведения).

Перестроечные процессы, происходящие в сфере образования, направлены прежде всего на гуманизацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса. Решение задач, поставленных перед школой сегодня, возможно лишь при условии осуществления учителем определенного типа управления деятельностью учащихся. Сущность последнего - продуктивного, рефлексивного управления, по мнению ученых, заключается в изменении позиции ученика, в превращении его из объекта внешних воздействий в активного субъекта собственной деятельности, осуществляемой в общем контексте социальной жизни, в развитии его способности к самоуправлению собственной деятельностью [5].

Последние исследования и публикации являются ярким свидетельством того, что на современном этапе развития системы высшего образования заявленная проблема чрезвычайно актуальна и требует тщательного изучения и обобщения.

Цель статьи - рассмотреть инновационные подходы к формированию коммуникативной компетентности будущих учителей.

Изложение основного материала статьи. Сложность профессионально-педагогической коммуникации не только в высоких требованиях к коммуникативной культуре педагога, но и в овладении способами привлечения учащихся к совместной деятельности. Мастерство общения учителя состоит именно в том, чтобы помочь учащимся стать активными соучастниками взаимодействия. В данном контексте коммуникативная подготовка будущего педагога выступает важной составляющей его профессионального становления и предполагает, прежде всего, формирование умений налаживать и корректировать взаимоотношения с воспитанниками, что в конечном итоге положительно влияет на учебно-воспитательный процесс.

Одним из перспективных направлений обновления содержания педагогического образования и его согласования с общими цивилизационными тенденциями и требованиями стандартов международного сообщества является реализация основных положений компетентностного подхода к подготовке

специалистов сферы образования. Компетентность в данной сфере - это сочетание знаний и способностей, позволяющих обоснованно судить об этой сфере и эффективно действовать в ней. Образовательные компетенции - это сложные обобщенные способы деятельности, которыми овладевает учитель на протяжении обучения и профессиональной деятельности, компетентность является результатом приобретения компетенций.

В мировой образовательной практике рассматривают различные структуры и типы ключевых компетенций профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность, по нашему мнению, является ключевой в педагогической деятельности. В рамках психолого-педагогических исследований компетентность в общении понимается:

- как сложное образование, включающее знания социально-психологических факторов и умение использовать их в конкретной деятельности, понимание мотивов интенций, стратегий поведения, фрустраций, как своих собственных, так и партнеров по общению, умение разобраться в групповых социально-психологических проблемах, осмысление возможных препятствий на пути к взаимному пониманию, овладение технологией и психотехникой общения;

- как система внутренних средств регулирования коммуникативных действий;

- как, основанная на знаниях, чувственном опыте и свободном владении средствами общения, способность личности ориентироваться в ситуациях общения;

- как определенная характеристика общения, в которой косвенно выражаются морально-мировоззренческие установки личности, ее общая и профессиональная направленность, уровень коммуникабельности [3; 4; 6; 7].

Коммуникативная компетентность интерпретируется учеными как способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В ее состав входит определенная совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективный ход коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается как степень овладения определенными нормами общения и поведения, как результат усвоения социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения.

В трудах многих ученых обосновывается понимание педагогического общения как существенной глубинной характеристики педагогического процесса, разновидности профессионального общения, благодаря которому происходят социально-психологическое взаимодействие учителя с обучающимися [1; 3; 5; 6; 7; 8].

Тесная взаимосвязь показателей коммуникативной компетентности может обеспечить полноценное общение учителя с учениками, основанное на организации эффективного педагогического взаимодействия, детерминируется ценностными ориентациями и определяет способность адекватно воспринимать и понимать личные качества и поведение учащихся, налаживать продуктивные межличностные отношения с ними, формировать благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Нами был осуществлен ряд исследований с целью определения уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих учителей. С этой целью были подобраны и апробированы определенные методики для определения отдельных компонентов коммуникативной компетентности студентов: определение типа общения, коммуникативного характера, стиля общения, готовности к коммуникативному взаимодействию с учеником и классом (аудиторией). Результаты проведенных нами исследований позволяют утверждать, что подавляющее большинство будущих учителей (в основном обучающиеся на третьем курсе) показывают средний (59,6%) и начальный (29,8%) уровни сформированности коммуникативной компетентности. И только 10,6% респондентов соответствуют высокому уровню.

В контексте определения педагогических условий совершенствования коммуникативной компетентности будущего учителя в рамках курса «Решение педагогических задач» нами апробированы инновационные технологии формирования отдельных составляющих коммуникативной компетентности педагога. Важная роль в формировании данного феномена принадлежит активному социально-психологическому обучению, с помощью которого развиваются коммуникативные знания, умения и навыки, а также совершенствуются профессионально значимые личностные качества будущего учителя, влияющие на педагогическое взаимодействие.

Основой коммуникативной компетентности педагога является эффективное владение техникой общения, которое становится полноценным при условии:

- взаимодействия партнеров «на равных» (равенство сущностных позиций участников общения или субъект-субъектные отношения), когда постоянно осуществляется поправка на своеобразие друг друга и не разрешается унижать достоинство друг друга;

- доверчивой взаимной открытости обеих сторон;

- отсутствии оценочного, «измерительного» отношения к любым сторонам индивидуальности каждого;

- взаимного принятия каждого как неповторимой и ценной личности.

Коммуникативная компетентность педагога, по мнению И.Д. Беха, предусматривает владение техникой «Ты-сообщение» и «Я-сообщение» [2]. Многие сообщения, которые учитель адресует учащемуся, содержат местоимение «ты»: «Лучше бы ты отложил это», «Ты не должен так делать» и другие. В таком значении «ты» оскорбляет и унижает ребенка. Конструкция «Я-сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Я не могу объяснять урок, когда стоит такой шум» или «Мне не нравится, что в классе нет порядка». Эта конструкция сфокусирована на чувства взрослого и не обвиняет ребенка. Конструкция «Я-сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение ребенка к учителю.

Ученый предлагает три этапа конструкции «Я-сообщение»:

- безоценочное описание поведения ребенка: «Из-за того, что ты везде разбрасываешь свои вещи ...»;

- указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому: «... я вынуждена убрать их на место»;

- характеристику чувств, которые переживает при этом взрослый: «... и мне совсем не нравится брать на себя эту обязанность».

При использовании конструкции «Я-сообщение» следует быть готовым к тому, чтобы:

- фиксировать внимание на своих или чьих-то переживаниях, но не на ученике;

- общаться тоном с учеником, демонстрирующим внимание и уважение;

- избегать обвинений, критики, угроз и тому подобное;

- внимательно выслушивать то, что говорит ученик о своей проблеме.

Таким образом, конструкция «Я-сообщение» в целом охватывает три специфических момента ситуации: поведение ученика - чувство учителя - последствия поведения ученика.

Приведем несколько примеров «Ты-сообщений», свидетельствующих о недостаточной профессиональной компетентности, которых следует избегать в целях повышения эффективности воспитательного процесса:

- приказ, распоряжение, инструктирование, команда. Эти сообщения свидетельствуют ученику, что его чувства и потребности не важны. Например: «Меня не беспокоит, чем ты сейчас занимаешься, немедленно приступи к исполнению моего задания». Данные высказывания вызывают у обучающихся чувство сопротивления, раздражения, противостояние воли педагога;

- предостережение, предупреждение, угроза. Эти высказывания у обучающихся вызывают чувство страха. Например: «Если ты так поступишь, то пожалеешь об этом!»;

- поучения, уговоры, морализаторство. Подобные высказывания основаны на власти внешнего авторитета, долга, обязательств. Дети могут отвечать на «должен», «обязан», «нужно» сопротивлением и не выполнять указания учителя. Например: «Ты должен вести себя правильно» или «Ты не должен так думать»;

- осуждение, выговор, упрек, «приговор». Данные сообщения унижают детское достоинство, формируют у ребенка низкую самооценку.

Таким образом, для организации эффективного педагогического взаимодействия следует чаще использовать конструкцию «Я-сообщение» и избегать конструкции «Ты-сообщение».

Следующая технология, предложенная И.Д. Бехом, дискурсивная технология интим-личностного общения [2]. Под дискурсом определенного психического явления понимается определенный способ его изучения, который содержит и определенный способ воздействия на это явление. Данная технология предусматривает такое субъект-субъектное взаимодействие, при котором на основе обмена личностных позиций субъектов возможен их морально-духовный рост. Дискурсивная технология интимно-личностного общения содержит две формы - монологическую и диалогическую. Однако, развитие личности ребенка становится возможным только в условиях диалогического личностного общения.

При монологическом личностном общении собеседник выступает пассивным субъектом, присутствие которого только привлекает другого в ситуацию общения. Данная форма общения непродуктивна в учебно-воспитательном процессе.

Диалогическое личностное общение характеризуется тем, что субъект активно включается в процесс педагогического взаимодействия, свободно выражает собственное мнение и уверенно отстаивает личную позицию.

Дискурсивная технология личностного общения включает следующие дискурсы:

- Установка базового смыслово-ценностного консенсуса. Данная техника предполагает атмосферу доверия и открытости во время диалога, а также момент общности относительно взглядов на назначение человека, его ценностно-смысловых ориентаций, стиля жизни и т.д. Конечно, следует учесть то, что у ребенка смысложизненные взгляды находятся только на стадии понимания, а не убеждения.

- Проявление «Мы-переживания» участниками личностного диалога. «Мы-переживания» - это отражение субъектом внутреннего переживания объективных и социально-психологически различных ценностных позиций других людей. Для установления педагогического взаимодействия данная техника имеет большое значение, поскольку учитель должен показать ребенку, что он понимает его проблему и может помочь.

- Предупреждение переопределения воспитанником цели интимно-личностного диалога. В диалогическом отношении «учитель-ученик» всегда должна решаться личностная (социально-нравственная) задача, конечная цель которой - сознательное принятие учеником определенной морально-духовной ценности учителя. Причем, данная ценность не должна превращаться в субъективное смысловое приобретение, выступающее в роли внутреннего регулятора поведения ребенка. Только при таком условии диалог будет приобретать глубинное, воспитательное значение.

- Обеспечение глубины проникновения соучастниками личностного диалога во внутренний мир друг друга. Данная техника предполагает, что ученик должен понимать педагога. Педагог должен быть максимально активным в этом процессе, организовывать, направлять его и управлять им. Вербализируя свои мировоззренческие принципы, ценности, идеалы, переживания, стремления и т.д., учитель на умственном и эмоциональном уровнях побуждает обучающегося доверять и открываться ему. Условием личностного развития ученика является степень понимания им учителя. Поскольку только при положительном эмоционально-ценностном отношении ученика к учителю можно сформировать интерес к нравственно-духовному достоянию. Понимание учеником учителя - достаточно тонкая психологическая техника.

- Функционирование развитой формы личностного диалога. Свое обращение к ученику по поводу собственной морально-духовной позиции учитель может выстраивать как рассказ о себе, просьбу, совет, предложение и т.д. Однако, несмотря на определенное различие между этими видами личностного общения, должно оставаться неизменным правило: они должны обеспечить функционирование личностного диалога при взаимоактивности участников коммуникации.

- Проявление «Я-переживания» учеником как участником личностного диалога. Явление «Я-переживания», или самопереживания, является обязательным этапом на пути становления самосознания личности. На данной стадии у ученика происходят сложные внутренние преобразования, он оценивает свой результат личностного диалога и делает определенные выводы. Данный завершающий дискурс предполагает проявление положительных переживаний и радости. Дискурсивная технология личностного общения - это такая технология, где учитель «работает своей личностной сущностью». Это обуславливает ее и сложность, и высокую эффективность. Данные технологии являются очень важными в начальной школе, так как учитель выступает авторитетом, образцом для подражания, учителем и воспитателем одновременно, поэтому очень важно для конструктивного общения не только знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и свои личные, а также владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического взаимодействия.

Ведь педагогический процесс - это организация взаимодействия с обучающимися в разных видах деятельности, а успех работы учителя определяется характером и содержанием отношений, которые возникают в ходе педагогического общения.

Выводы. Таким образом, на современном этапе развития высшего профессионального педагогического образования внедрение инновационных технологий в систему подготовки педагогических кадров основывается преимущественно на знаниях и чувственном опыте, способности ориентироваться в ситуациях профессионального общения, понимании мотивов, стратегии поведения как своего собственного, так и партнеров по взаимодействию, уровне освоения техник и психотехник общения.

Литература:

1. Балл Г.О. Сучасний гумашзм i освт: Сощально-фшософсью та психолого-пеагопчш спекти. - Рiвне: Лiста-М, 2003. - 128 с.

2. Бех 1.Д. Виховання особистостг у 2-х кн. Кн. 2. Особистюно орieнтований пiдхiд: науково-практичнi засади. - К.: Либщь, 2003. - 344 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. - 166 с.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М: Изд-во Московского университета, 1990. - 104 с.

5. Заброцький М.М., Максименко С.Д. Комушкативна компетентшсть учителя: сутшсть i шляхи формування; 1н-т психологи iм. Г.С. Костюка АПН Укра'ши. - Кшв; Житомир: Волинь, 2000. - 31 с.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально психологический тренинг. - Изд-во Московского университета, 1989. - 216 с.

7. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочленной группе: методика развития компетентности в общении в группе от 40 до 100 человек. - 3-е издание. - Москва: Академический проект, 2004. - 256 с.

8. Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися: книга для учителя. - Киев: Освт, 1993. - 208 с.

Педагогика

УДК 378.147

проректор, магистр, протоиерей Грошев Николай Борисович

Пензенский духовный семинарий (г. Пенза)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ДУХОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается средовый подход как условие проектирования профессионально-образовательной среды учебного учреждения. Доказывается необходимость использования средового подхода в повышении эффективности работы духовной образовательной организации, обозначена роль профессионально-образовательного пространства в становлении новых видов и форм взаимодействия для построения индивидуальной образовательной траектории. Описаны особенности формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата). Основной акцент сделан на синхронизацию и дифференциацию индивидуальной траектории развития отдельного субъекта и духовной образовательной организации в профессионально-образовательной среде.

Ключевые слова: профессионально-образовательная среда учебного заведения, средовый подход, реформирование духовного образования, индивидуальная траектория развития участников образования, теология.

Annotation. The article examines the environmental approach as a condition for the design of the vocational and educational environment of an educational institution. The necessity of using the environmental approach in increasing the efficiency of the work of a spiritual educational organization is proved, the role of the professional and educational space in the formation of new types and forms of interaction for building an individual educational trajectory is indicated. The features of the formation of universal and general professional competencies of students enrolled in the training direction 48.03.01 "Theology" (bachelor's level) are described. The main emphasis is placed on synchronization and differentiation of the individual trajectory of development of an individual subject and a spiritual educational organization in a professional educational environment.

Keywords: vocational and educational environment of an educational institution, environmental approach, reforming spiritual education, individual trajectory of development of participants in education, theology.

Введение. Становление профессионально-образовательной среды составляет одну из главных задач современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования обращает наше внимание на показатели нового качества образования, согласно которым выпускникам необходимо овладеть в полной мере общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [5]. Условиями для формирования вышеуказанных компетенций должна стать среда, природа которой наиболее эффективна и адекватна с позиций её потенциала для развития преподавателя и студента в конкретном образовательном пространстве.

Отсюда наблюдается новый интерес к исследованиям, связанным с выявлением полноты оснований для проектирования профессионально-образовательной среды в учебных учреждениях. Наиболее востребованными оказываются те идеи, которые перестают понимать управление образованием как «трансляцию» указаний, а видят в нём возможность каждому человеку действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Но для того, чтобы взяться за этот колоссальный труд в учреждениях в духовной образовательной организации, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:

1. Что означает профессионально-образовательная среда?

2. Какие теории обучения отвечают современным требованиям образования?

3. Какие виды, методы и формы обучения должны быть использованы?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.