Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию издательского репертуара в условиях информатизации'

Инновационные подходы к формированию издательского репертуара в условиях информатизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1174
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ / КРЕАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ РЕПЕРТУАР / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Марина Вадимовна, Доброскок Наталья Евгеньевна

В данной статье рассматриваются основные характеристики современного книгоиздательского бизнеса в России. Анализируются инновационные способы организации издательского репертуара, основанные на применении современных информационных технологий. Обосновываются основные компоненты креативного подхода к разработке и внедрению новых проектов в современной книжной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию издательского репертуара в условиях информатизации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

словообразования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 2. С. 7—14. 2. Данилина Ю.С. Актуальные проблемы развития и современного состояния немецкой терминологии сельскохозяйственного машиностроения: дисс. ... канд.филол.наук: 10.02.04. Омск, 2011. 167 с.

© Данилина Ю.С., 2016

УДК 655

Захарова Марина Вадимовна,

преподаватель, кафедры издательского дела и медиатехнологий, Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

E-mail: zoloto99@mail.ru Доброскок Наталья Евгеньевна, магистрант, 2 к., издательское дело, Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИЗДАТЕЛЬСКОГО РЕПЕРТУАРА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные характеристики современного книгоиздательского бизнеса в России. Анализируются инновационные способы организации издательского репертуара, основанные на применении современных информационных технологий. Обосновываются основные компоненты креативного подхода к разработке и внедрению новых проектов в современной книжной индустрии.

Ключевые слова

Книжная индустрия, креативная концепция, издательский репертуар, креативность, интерактивность.

Развитие отечественной книжной индустрии последних лет характеризовалось серьёзным сокращением выпуска числа книг и брошюр, ощутимым падением тиражей и, соответственно, снижением объёмов книжного рынка. Определённая стабилизация в отрасли началась только во втором полугодии 2015 года, что, в немалой степени, было обусловлено действием ряда факторов: адаптацией российских издателей и книгораспространителей, а также читателей к новым экономическим реалиям, ростом популярности книги и чтения в стране. Большую роль в поддержке отрасли, безусловно, сыграл объявленный в 2015 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Год литературы, благодаря которому проблемы поддержки книгоиздания, книгораспространения и чтения впервые за много лет вышли на уровень государственной политики. [1, С. 5-7]

В сложившейся ситуации, безусловно, огромную роль играет инновационный способ организации издательского репертуара и редакционно-издательского процесса, при котором решающую роль играет креативная издательская концепция, реализуемая с использованием новых информационных технологий. Его цель - выпуск и масштабная реализация одной или более книг в течение заданного периода времени, при установленных бюджете, ресурсах и качестве. Для реализации издательского проекта необходима гибкая система управления, опирающаяся на принципы проектного менеджмента. К этому выводу пришли ведущие издательства страны, постепенно переходящие на новую систему организации работы - проектный менеджмент.

Инновационному издательскому книжному проекту присущи следующие характеристики:

• универсальность применения;

• креативность концепции;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х

• интерактивность;

• расширение круга читателей;

• воспроизводимость;

• прибыльность.

Инновационный книжный проект - это универсальный способ функционирования книгоиздания, используемый при подготовке любого вида литературы, но имеющий индивидуальные характеристики в каждом случае.

Креативность должна присутствовать на каждом этапе подготовки. Без креативной издательской концепции издатель вряд ли сможет добиться успеха, хотя оригинальность может проявиться и в подборе материала, и в отборе авторов, и в художественном исполнении, и в полиграфическом оформлении, в зависимости от видо-типологической характеристики издания. В креативную концепцию, с которой начинается формирование издательского книжного проекта, издателем закладываются основные параметры издания. «При анализе произведения (уже созданного автором и представленного в издательство в форме рукописи), либо при формировании собственного замысла оригинального издания редактор моделирует книгу и создает ее концепцию, прогнозируя коммуникативный эффект, которое должно произвести произведение в составе книги». [2, С. 28]

Следует уточнить, что под «концепцией» применительно к издательским книжным проектам в данном исследовании мы подразумеваем концепцию самого проекта. Концепция проекта выводится исходя из анализа концепций литературных произведений, отобранных для проекта. Уже на основе концепции проекта выстраиваются концепции каждого издания проекта.

Креативность (от англ. create - создавать) - творческие способности человека, проявляющиеся в готовности к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем. Либо с анализа предоставленного авторского произведения, либо, что бывает гораздо чаще, с формирования издателем замысла креативного проекта.

Интерактивность инновационного книжного проекта заключается в обратной связи издателя с читателем. Эта связь может проявляться как при подготовке издания, так и на стадии реализации изданий проекта (организация Интернет-страниц проекта, авторских сайтов и т. п.).

Современному издателю, ориентированному на получение максимальной прибыли при малых затратах, необходимо адресовать свой проект широкой аудитории. Стремление издателя расширить круг читателей может привести к ошибке при указании читательского адреса издания. Например, самая распространенная сознательная ошибка издателя детской книги - понижение рекомендуемого возраста (для того чтобы родитель как можно раньше приобрел книгу). Расширение круга читателей - или другими словами, возможность охвата читателей разных возрастных категорий в рамках одного проекта, - это важная задача издательской концепции (читатель издательского проекта «и стар, и млад», что увеличивает продажи и прибыль).

Издательский проект дает возможность использовать креативную идею и в других проектах, по-иному представить читателю произведение. Общий замысел издания, раскрытый по-своему в проекте одного издательства, может быть реализован в другом издательстве по-новому и иметь даже больший успех. При этом каждый проект книгоиздатель осуществляет в целях получения максимальной прибыли. Инновационная составляющая увеличивает шансы достижения успеха, привлечения читателя и хорошей прибыли. Здесь необходимы - грамотная рекламная кампания, адресная, умело подчеркивающая оригинальность продукта, а также интеграция издательского проекта в медийное пространство, проникновение в медиасистему и выход на медиарынок. [4, С. 201-204.]

Многие современные издатели называют издательским проектом подготовку и выпуск любой серии книг. Однако если обратиться к представленному на сайтах крупных издательств книжному ассортименту, то можно встретить и разграничение книжных проектов и традиционных серий или внесерийных изданий. Например, часто издателем выделяются из потока серий проекты, автором или составителем книг которого является известный человек, проекты, осуществляемые под логотипом известного бренда и т. д. («АСТ»: серия «Дозоры» раскрученного автора Сергея Лукъяненко запущена в январе 2014 года и рассчитана на успех

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

благодаря громкому заглавию, так как она является продолжением «дозоров» Лукъяненко, недавно имевших огромную популярность среди читателей и экранизированных).

Быть может, сложно назвать издательским проектом, например, выпуск серии «Русский авантюрный роман» издательства «Вече», где в каждой книге (со стандартными характеристиками: типографская бумага, отсутствие иллюстраций, аппарата издания и т. д.) напечатан только текст романа, авторы не популярны и не раскручивались издательством, ничего нового в издание книг подобного жанра не привнесено. Тем не менее, мы также называем подобную серию проектом. Уже в анонсе издатель из своего репертуара выделяет проекты, популярность которых будет обеспечена (или уже обеспечена), например, своим заглавием. Издатель продвигает новые проекты, демонстрируя ту креативную идею, подход, грамотно рекламируя их там, где нужно. И в том, и в другом случае выпускается проект, который может привлечь внимание широкой аудитории, т. е. будет отвечать критерию расширение круга читателей.

Важно отметить, что при организации издательского книжного проекта, рассчитанного на коммерческий успех, издатели, прежде всего, обращаются к литературно-художественным изданиям, изданиям детской и учебной литературы, выпускаемым наибольшими тиражами и адресованными большой читательской аудитории. Как отмечает Б. В. Ленский, «важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом». [3, С. 42].

Список использованной литературы:

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016.

2. Ленский Б.В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело//Конспект лекций. — М.: Московский государственный университет печати, 2002.

3. Ленский Б.В. Место книги в современных информационных потоках // Научная книга. 1999. № 1-2. С. 41-58.

4. Хлопунова О.В. Маркетинговые стратегии в деятельности регионального предприятия полиграфической отрасли/ В сборнике: Научные труды факультета журналистики КубГУ. 25 лет журналистскому образованию на Кубани. - Краснодар, 2016. С. 201-204.

© Захарова М.В., Доброскок Н.Е., 2016

УДК 811.161.1

Минибаева Светлана Винеровна

канд. филол. наук, доцент Стерлитамакского филиала БашГУ,

г.Стерлитамак, РФ E-mail: sveta.minibaeva@yandex.ru

РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НА ВОЛНЕ «РУССКОГО РАДИО»

Аннотация

Словотворчество, игра со словом, языковая игра становятся излюбленными приемами создания медиатекста, особенно рекламного. Не стали исключением и рекламные заставки на волне «Русского радио». Игра со смыслом и семантикой является основным приемом автора проанализированных нами заставок.

Ключевые слова

Медиатекст, рекламная заставка, языковая игра, смысл, семантика, трансформация.

Современная журналистика стремится к лаконичности синтаксической конструкции и яркости словесного образа. В современном русском языке можно говорить об уже сформировавшемся жанре -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.