Инновационные подходы к формированию графической компетентности студента ВУЗа
Пахарева Ирина Владимировна
ассистент, кафедра Инженерной графики, Вятский государственный университет 610000, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Московская,, 36
Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"
Аннотация.
В статье обосновывается актуальность разработки методики организации образовательного процесса на основе инновационных подходов, обеспечивающей качественную подготовку студентов ВУЗа в контексте формирования графической компетентности. Отмечается необходимость применения инноваций в сфере образования как средства модернизации системы подготовки и повышения качества обучения. Рассматриваются причины появления, цель и ценность инновации в контексте внедрения в процесс формирования графической компетентности студента ВУЗа. Описываются сущность компетентностного подхода, категории профессиональной и графической компетентности. Рассматриваются противоречия существующей педагогической практики преподавания инженерно-графических дисциплин в рамках профессиональной подготовки студентов. Предметом исследования является процесс изучения инженерно-графических дисциплин в ВУЗе. Методами исследования являются: изучение и анализ педагогической, научно-методической литературы, посвященной вопросам обучения, нормативной базы в части требований к качеству высшего образования; терминологический анализ понятий инновация, компетентностный подход, компетентность, направленный на раскрытие их сущности; анализ педагогического опыта преподавания инженерно-графических дисциплин в ФГБОУ ВО ВятГУ в контексте формирования графической компетентности; анкетирование и тестирование обучаемых. В результате проведенного исследования выявлены задачи организации процесса изучения инженерно-графических дисциплин: специфики организации учебных материалов, коммуникации студента и преподавателя, использования современных программных продуктов и технологий проектирования в рамках обучения, сопровождения рабочих мест обучения компьютерному проектированию. Предложены средства их решения с целью модернизации системы графической подготовки в ВУЗе.Результаты исследования обозначают необходимость реализации инновационных подходов в подготовке будущих инженерных кадров и инициируют разработку инновационной методики для организации процесса формирования графической компетентности студентов ВУЗа.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, графическая компетентность, компетентностный подход, компетенции, образовательный процесс, образовательная методика, инновационные подходы, инновация, информационные технологии, инженерно-графические дисциплины
DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25403
Дата направления в редакцию:
08-04-2018
Дата рецензирования:
09-02-2018
Одной из основных задач современной образовательной среды ВУЗа является подготовка выпускника, имеющего комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способного оптимально организовывать свою профессиональную деятельность в условиях динамически меняющейся социально-экономической среды. Решение данной задачи требует применения инновационных подходов к процессу обучения, обеспечивающих возможность и условия её реализации.
Рассматривая понятие «инновация», можно выделить её сущность, заключённой во внедрении нового, т.е. инновация - это нововведение. «Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса»
В общефилософском определении инновации «как комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе социокультурных систем и субъектов»
^ обозначены:
- причина появления инновации: изменения в развитии систем и субъектов;
- цель инновации: удовлетворение новых потребностей системы и субъектов;
- ценность инновации: новое практическое средство.
Рассмотрим значение выше рассмотренных атрибутов в контексте внедрения инновации в процесс формирования графической компетентности студента ВУЗа.
1. Причина появления инновации: смена парадигмы системы высшего образования РФ в
условиях интегрирования в мировое образовательное пространство ^ - изменение концептуального ядра Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), где компетентностный подход является методом моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. «Под результатами обучения понимаются наборы компетенций, включающие знания, навыки, умения и понимание того, что обучающийся должен делать по завершении обучения, а также обладать способностью учиться в новых видах деятельности» [4].
Понятие «подход» с точки зрения рассмотрения его сущности означает изменение принципа, идеи, концепции и центрируется на основных для него категориях. Для «компетентностного подхода такими категориями являются «компетенция» и
«компетентность» в разном их соотношении друг с другом» При понимании компетентности как основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленной социально-профессиональной жизнедеятельности человека, «основанный на компетентности подход (а не на компетенции) характеризуется как усилением собственно прагматической, так и гуманистической направленности
образовательного процесса»
Согласно утвержденным в 2017 г. ФГОС ВО 3 + + по направлениям бакалавриата выпускник ВУЗа должен обладать наличием: универсальных, общепрофессиональных («ядерных», инвариантных для направления подготовки) и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов (при наличии), и на основе анализа требований к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта и иных источников и подразумевающих наличие специальных профессиональных знаний, навыков и умений.
Анализ профессиональной компетентности в рамках большинства подходов исследователей к её определению (Арцишевской Е.В., Бондаревской Е.В., Гершунского Б.С., Кабардова М.К., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Матяш Н.В., Пискунова А.И. Розова Н.С., Серикова В.В., Щекатуновой А.Д. и др.) обозначает профессиональную компетентность как характеристику качества подготовки специалиста для определения уровня квалификации и профессионализма, обеспеченную набором компетенций (социально-личностных, экономических, организационно управленческих, общенаучных, общепрофессиональных и специальных)-6!, при этом компетентность должна являться результатом их интегративного воплощения-7-.
Графическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности выпускника ВУЗа характеризуется:
- наличием фундаментальных знаний в области проектирования;
- осознанным умением применять имеющиеся знания на практике;
- умением применять на практике современные методы и технологии автоматизированного проектирования;
- владением навыками работы в графических пакетах компьютерной графики в рамках профе с с ио на льной облас ти;
- мотивацией к успешной профессиональной деятельности
- владением пространственным мышлением;
- способностью к разработке графической документации;
- способностью к обобщению, анализу, восприятию графической информации;
- готовностью к использованию информационно-коммуникационных технологий-8-.
Графическая компетентность должна отражать тенденции развития современного высшего профессионального образования, должна систематически корректироваться и
отражать уровень развития технологий-6-. Приобретение профессиональных графических знаний, навыков и умений студентами в процессе обучения и соответствие их требованиям, предъявляемых к выпускнику ВУЗА как к компетентному специалисту со стороны рынка и работодателей, являются наиважнейшими задачами.
2 . Цель инновации : удовлетворение потребности общества в подготовке в ВУЗе грамотных, квалифицированных, востребованных работодателями специалистов, обладающих современными компетенциями для работы с конструкторской, технической, нормативно-технической документацией для областей конструирования, проектирования, строительства, обеспечения жизнедеятельности технических систем и т.д., что соответствует положению ст. 69 ФЗ №273 «Закона об образовании», где отмечено: «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в
соответствии с потребностями общества и государства»-9-.
Цель внедрения инновации в процесс формирования графической компетентности студента ВУЗа соответствует «Концепции Федеральной целевой программы развития
образования на 2016 - 2020 годы» И°1, где определена цель Программы, заключающаяся в обеспечении условий эффективного развития российского образования, формировании конкурентоспособного человеческого потенциала и повышении конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном. При этом одной из задач данной Программы является «создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики» --10-.
3. Ценность инновации : повышение качества обучения инженерно-графическим дисциплинам в процессе формирования графической компетентности студента ВУЗа средствами современных технологий (информационно-коммуникационных, технологий проектирования) путём автоматизации: процесса обучения, проведения педагогической диагностики (анкетирования, тестирования, контроля), коммуникаций, поиска и работы с информацией в рамках электронного обучения. Согласно ст. 16 ФЗ № 273 «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»-9-.
Анализ инновации как концепции выявляет её следующие характеристики -ШЬ 1) с ис те мный ма с шта б це ле й и з а да ч ;
2 ) в оценке научного контекста возможное возникновение ситуации непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым научным воззрениям;
3) целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат в качественном характере действий;
4) целостность и продолжительность количественного характера действий;
5) проектирование новой системы деятельности в данной практике типа действий;
6) проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для
соответствующей деятельности при реализации;
7) полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы как результата (продукта);
8) открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности как характеристики новизны;
9 ) возможное рождение новой практики исследований и разработок в качестве последствий инновации.
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения. Применение инноваций как инструмента человеческой деятельности в учебном процессе даёт возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения, приводят к появлению новых методов и организационных форм
обучения, к более быстрому их внедрению в учебный процесс П21.
Анализ педагогического опыта преподавания инженерно-графических дисциплин на базе ФГБОУ ВО ВятГУ в рамках профессиональной подготовки студентов выявляет следующие противоречия:
- между уровнем школьной подготовки абитуриентов, их готовностью изучать инженерно-графические дисциплины в ВУЗе и качеством необходимых базовых знаний для их изучения: результаты проведённого исследования (анкетирования и тестирования) в группах студентов, зачисленных на первый курс обучения ВятГУ, показывают отсутствие графических компетенций у 70 % и наличие у 30% частично развитых в рамках среднего образования;
- между комплексом графических компетенций, составляющих основу графической компетентности будущей профессиональной деятельности, и сокращением количества учебного времени, выделяемого на их формирование (до уровня двух-четырёх зет в учебных планах для инженерно-графических дисциплин);
- между предпочтениями организаций (работодателей) по использованию систем автоматизированного проектирования конкретных производителей (AutoCAD, Inventor, 3ds Max, Alias, Revit, Navisworks, Bricscad, SolidWorks, Solid Edge, Компас, T-Flex и т.д.) и доступностью их для участников образовательного процесса;
- между несовершенством методик обучения студентов инженерно-графическим дисциплинам и современными требованиями работодателей к выпускнику ВУЗа: к его корпоративным компетенциям (нацеленности на результат, на качество и эффективность, работе в команде и т.д.), профессиональным компетенциям (теоретической подготовке, умению применять теорию на практике, умению собирать нужную информацию и её результативному анализу, способности действовать в соответствии со стандартами, наличию практического опыта и т.д.), к личностным компетенциям (адаптивности, ориентации на развитие, организованности и т.д.), управленческим компетенциям
(умению организовывать процесс, системному и аналитическому мышлению и т.д.)-131. Примеры исследований рынка труда свидетельствуют о том, что кластер профессиональных компетенций, по мнению примерно 70% работодателей, является приоритетным при приёме в организацию [13, 14, 15];
- между существующей традиционной системой обучения графическим дисциплинам без применения инновационных технологий обучения и необходимостью реализации инновационного подхода к формированию у студентов профессиональных компетенций в
процессе изучения графических дисциплин-16-, когда новые возможности современных информационных технологий, технологий проектирования должны оперативно внедряться в процесс обучении в рамках образовательной среды.
Анализ процесса формирования графической компетентности в рамках изучения инженерно-графических дисциплин в ВятГУ, выявляет необходимость решения задач, связанных:
а) со спецификой организации учебных материалов, в особенности графических, как вне рамок, так и в рамках обучающих систем, в частности:
- формирования и сопровождения баз данных индивидуальных вариантов (заданий) для выполнения графических работ и прохождения промежуточной и итоговой аттестации, включающего процедуры: генерации и обновления их содержимого, выдачи заданий студентам и их замены, унификации форматов представления, контроля сроков выдачи и исполнения соответственно рабочим программам по направлениям подготовки;
- обеспеченности процесса обучения учебно-методической литературой, нормативно-справочной информацией, поиск и оперативный доступ к ней;
- сервисного обеспечения организации учебного процесса, в частности, предоставления и регистрации выдачи студентам чертёжного и измерительного инструмента, изделий (деталей, сборочных единиц) для выполнения работ;
б) с коммуникациями студента и преподавателя:
- необходимости предоставления консультаций по выполнению заданий и графических работ для студентов дневной формы обучения без привязки к аудиторным занятиям и заочной формы обучения вне учебных сессий;
- предоставления студентами графических работ преподавателю, а именно, их формы как результата ручного или электронного проектирования и, как следствие, необходимости автоматизации процесса регистрации, проверки и оценки работ в рамках электронного документооборота;
в ) с возможностью использования студентами современных программных продуктов и технологий проектирования в рамках обучения в контексте их доступности для установки на персональные компьютеры и интервала времени для последующего использования, применения «облачных» технологий в процессе обучения посредством онлайн доступа на базе высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи;
г ) с техническим сопровождением рабочих мест персональных компьютеров для обеспечения процесса обучения компьютерному проектированию: консультирования в сложных ситуациях, технической поддержки аппаратного и программного обеспечения.
П отре бнос ть разрешения представленных противоречий и задач обозначает необходимость организации образовательного процесса формирования графической компетентности студентов ВУЗа на основе инновационных подходов к обучению с применением современных педагогических и информационных технологий.
«Многочисленные исследования подтверждают эффективность использования
информационных технологий на всех стадиях педагогического процесса: предъявления учебной информации обучаемым; повторения и закрепления усвоенных знаний, умений и навыков; промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения, а также коррекции управления познавательной деятельности обучаемых путем классификации, систематизации и дозировки учебной информации, более полного использования дидактических возможностей информационных технологий, с учетом
индивидуальных особенностей обучаемых» Современное общество характеризуется постоянно развивающимися средствами информационных технологий. Объективно происходящий процесс информатизации общества существенным образом влияет на цели и содержание образования, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области использования средств информационных технологий
Инновационные подходы в формировании графической компетентности студентов ВУЗа технических направлений подготовки предполагают нововведения, предназначенные обеспечить модернизацию системы графической подготовки посредством широкого использования различного рода информационных технологий в учебном процессе, а именно:
1) использования возможностей систем управления базами данных для решения задач организации учебных материалов, сервисных задач;
2 ) использования в учебном процессе возможностей систем обучающего профиля, в частности :
- автоматизированных интерактивных систем сетевого опроса, голосования, тестирования для оценки результатов обучения и сбора статистических данных;
- электронных интерактивных учебников;
- электронных интерактивных информационно-обучающих комплексов, предназначенных для широкого круга образовательных задач;
- специализированных электронных информационно-обучающих комплексов: на основе специальных обучающих методик (тренинговых, ролевых и т.д.), на базе интерактивных обучающих макетов, учебных тренажёров для выработки и совершенствования профессиональных навыков проектирования;
3 ) применения в учебном процессе современных телекоммуникационных технологий -электронной почты, телеконференций на основе средств передачи данных для общения, обмена информацией различного типа, в особенности графической, и оперативного доступа к ней, организации консультационной и технической поддержки процесса обучения;
4 ) внедрения в учебный процесс современных технологий проектирования на базе новейших компьютерных средств и программных продуктов для приобретения навыков и умений, которыми должны обладать современные инженеры и проектировщики, в частности :
- технологий двумерного и трёхмерного проектирования виртуальных моделей в рамках систем автоматизированного проектирования (САПР);
- технологии информационного моделирования сооружений - BIM (Building Information Modeling) для формирования информационной модели объекта проектирования
посредством инструментария BIM;
- технологии прототипирования посредством вывода на технологическое оборудование ^D-печати);
- «облачных» технологий проектирования, хранения и передачи данных.
В условиях компетентностного подхода организация процесса обучения на основе инноваций должна реализовывать его суть, которая определяется как «создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той, или иной компетенции... То есть необходимо моделировать (задавать или создавать) параметры среды, ситуации деятельности, в которой формируются и развиваются определенные компетентности» U91. В этой же сущности воплощается и главная стратегическая задача информатизации образования как процесса обеспечения сферы образования методологией, практикой разработки и оптимального использования современных
информационных технологий ¿^Ш, заключающаяся в предоставлении участникам педагогического процесса новых, реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде
«Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и
способностью и готовностью реализовать их в работе» И9!. Как результат обучения приобретённая компетентность студента должна быть реализуема в будущем в рамках профессии инженера, технолога, проектировщика.
Необходимость достижения данной цели и решения представленных задач процесса изучения инженерно-графических дисциплин инициирует разработку инновационной образовательной методики, обеспечивающей качественную подготовку будущего выпускника ВУЗа в контексте формирования графической компетентности, призванной способствовать:
- повышению эффективности обучения и качества образовательной деятельности ВУЗа;
- дальнейшему развитию и совершенствованию инновационных практик обучения в области преподавания инженерно-графических дисциплин на различных уровнях системы образования, в том числе в рамках элитарных образовательных программ;
- расширению возможностей педагогических технологий как инструмента обучения. Библиография
1. Карпушина Т.А. Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология". [Электронный ресурс]. URL:
http://festival.1september.ru/articles/507202/ (дата обращения: 2.09.2017)
2. Холодкова Л.А. Инновационная культура субъектов военного профессионального образования: теория и практика.Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 /Л. А. Холодкова. СПб.:. 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-innovatsionnoi-kultury-subektov-voennogo-professionalnogo-obrazovaniya-teoriya-(дата обращения: 2.10.2017)
3. Лагерев А.В., Попков В.И., Горленко О.А. Компетентностный подход и ФГОС третьего поколения. //Инженерное образование. 2012. № 11. URL: http://aeer.ru/files/io/m11/art_6.pdf (дата обращения: 01.04.2018)
4. Васильева М. М. Тенденции развития высшего образования // Ценности и смыслы. 2014. №5 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.04.2018)
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании //Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». Москва: 2004. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения: 01.03.2018)
6. Коваленко А. В. Графическая компетенция как одна из составляющих профессиональной компетентности бакалавра профессионального обучения по направлению 051000. 62 Профессиональное обучение (по отраслям)// Вестник ЧГПУ. 2011. №10. с. 83-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskaya-kompetentsiya-kak-odna-iz-sostavlyayuschih-professionalnoy-kompetentnosti-bakalavra-professionalnogo-obucheniya-po (дата обращения: 06.03.2018)
7. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании //Учёные записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31. URL:
http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_a nd_competence.pdf (дата обращения: 06.03.2018)
8. Александрова Е.П., Крайнова М.Н., Столбова И.Д. Модуляризация на примере унификации графической подготовки студентов. // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: Материалы 3-й международной научно-практической интернет-конференции КГП, 2012. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012 (дата обращения: 06.03.2018)
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
10. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» от 29.12.2014. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 01.03.2018)
11. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. URL: https://ru.calameo.com/read/00068761845f357c6b000 (дата обращения: 01.03.2018)
12. Литвинова Н.Б. Педагогические условия развития профессиональной компетентности студентов технического вуза средствами инженерной графики Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 /Н. Б. Литвинова. Москва. 2007. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-professionalnoi-kompetentnosti-studentov-tekhnicheskogo-v#ixzz4lyamkAyv (дата обращения: 14.09.2017)
13. Алтухов В., Серебряков А. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда: ВУЗы и работодатели 2009. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.profcareer.ru/lib/art_research_young_specialists2009.php (дата обращения: 01.03.2018)
14. Богдан Е.С., Чуланова О.Л. Исследование компетенций конкурентоспособного выпускника вуза на рынке труда региона: проблемы, тенденции, задачи // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/31EVN616.pdf (дата обращения: 12.03.2018)
15. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников РИИ АлтГТУ на современном рынке труда (Опрос руководителей предприятий и организаций г. Рубцовска). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rubinst.ru/files/static/trud/file1.pdf (дата обращения: 01.03.2018)
16. Анисимова Л.Н. Инновационные подходы к профессионально-графической подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства. // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2014. № 1. URL: http://www.evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/540 (дата обращения: 10.09.2017)
17. Трофимов А.Б. Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям // Социологические исследования. 2002. С. 128-131. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/100/550/1217/018.TR0FIM0V.pdf (дата обращения: 21.10.2017)
18. Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый [Электронный ресурс]. 2015. № 13. С. 664-668. URL https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 07.10.2017)
19. Пиралова О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: моногр. // Академия Естествознания [Электронный ресурс]. 2009. URL: https://www.monographies.ru/en/book/view?id = 62 (дата обращения: 12.12.2017)
20. Педагогический терминологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1312 (дата обращения: 18.12.2017)
21. Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе.//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена [Электронный ресурс]. 2013. № 113. С. 86-90. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/arzumanova_113_86_90.pdf (дата обращения: 22. 12.2017)