Научная статья на тему 'Инновационные модели обучения. Модель обучения "перевернутый класс" и релевантность ее применения в сфере обучения иностранным языкам'

Инновационные модели обучения. Модель обучения "перевернутый класс" и релевантность ее применения в сфере обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТАКСОНОМИЯ БЛЮМА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халеева И.В.

Стремительное развитие новых технологий в наш информационный век ставит перед образованием новые задачи. Образовательный процесс претерпевает изменения. Наряду с традиционными методами обучения, все больше находят применение инновационные методы обучения, отвечающие образовательным целям современного обучения, и, в целом, вызовам сегодняшнего дня. В статье приводится теоретическое исследование одной из таких моделей обучения модели «перевернутый класс». Дается определение данной модели, приводится методологический и концептуальный анализ ее возникновения в историческом разрезе. Автор исследует релевантность применения модели для изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные модели обучения. Модель обучения "перевернутый класс" и релевантность ее применения в сфере обучения иностранным языкам»

Инновационные модели обучения.

Модель обучения «перевернутый класс» и релевантность ее применения в сфере обучения иностранным языкам

Халеева Ирина Викторовна,

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Российский университет кооперации, sokol3030@mail.ru

Стремительное развитие новых технологий в наш информационный век ставит перед образованием новые задачи. Образовательный процесс претерпевает изменения. Наряду с традиционными методами обучения, все больше находят применение инновационные методы обучения, отвечающие образовательным целям современного обучения, и, в целом, вызовам сегодняшнего дня. В статье приводится теоретическое исследование одной из таких моделей обучения - модели «перевернутый класс». Дается определение данной модели, приводится методологический и концептуальный анализ ее возникновения в историческом разрезе. Автор исследует релевантность применения модели для изучения иностранных языков. Ключевые слова: педагогические инновации, образовательная модель, перевернутый класс, перевернутое обучение, таксономия Блюма, обучение иностранным языкам.

Введение.

Педагогическая наука и образование переживают эпоху обновления, активизацию усилий теоретиков и практиков по осмыслению накопленного знания и тех перемен, которые происходят в обществе в наступившем веке. Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного. Инновационные процессы -новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров.

В педагогической теории и практике в 1970-80-х гг. появилось понятие «новация» (от лат. почвИо - обновление, изменение, что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество). В качестве синонима употребляется термин «инновация» (нововведение, новшество). Инновация педагогическая (нововведение) — это «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом1»

Сегодня, на стыке сфер образования и инновационных методов обучения, все большее внимание привлекает модель обучения так называемого «перевернутого класса» или «перевернутого образования».

Актуальность данного вопроса обусловлена появлением новых вызовов, которые общество ставит перед современным образовательным процессом, и развитием технологий, которые меняют саму модель традиционного обучения, тем самым открывая дорогу новым, инновационным моделям, методам, техникам и приемам обучения. Данный метод был обозначен как самая быстрорастущая область в сфере инновационных методов образования. В статье автор изучает вопрос, насколько применим метод перевернутого класса к сфере изучения иностранных языков и их преподавания.

1 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр«Академия», 2000. - 176 с.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

г»

01 г

Что такое перевернутый класс.

Основой идей данной модели является применение современный технологий и технологических средств, с тем, чтобы непосредственно в учебном классе ( в учебном заведении) осуществлялось меньше преподавания в классическом его смысле (подача, объяснение нового материала). Наоборот (что и означает — перевернутый, наоборот), в классе должна идти групповая работа и выполнение практических задач, направленных на совместное решение проблемы на основе выученного материала, Другими словами, при традиционной, классической обучающей модели, учитель объясняет урок, вводит новый материал для учеников в классе. Затем, ученики делают домашнее задание дома, самостоятельно, и предполагается, без помощи учителя. При модели обучения перевернутый класс, ученики изучают новый материал, не присутствуя в классе. Это происходит вне класса ( дома), ученики используют видеолекцию, другой видеоматериал, который подготовлен учителем для новой темы. Домашнее задание не задается, не предполагается, что ученики обязаны делать какую-либо письменную работу по закреплению материала. Затем, ученики возвращаются в класс, и здесь уже в ходе уроке они делают упражнения по теме, выполняют парную или групповую работу. Задача учителя на данном этапе проследить усвоение темы, отвечать на вопросы, возникающие в процессе работы учеников и давать релевантную обратную связь в процессе изучения материала. Таким образом, в классе вовлеченные в учебный процесс ученики сосредоточены на выполнении практических задач, на взаимодействии друг с другом, на поиске решения. Данная модель соответствует вызовам сегодняшнего дня, когда обучение становится все более практическим, и на первый план выходят практические, универсальные навыки, которые ученики должны приобретать в ходе учебного процесса.

Перевернутый класс методологически и концептуально.

Перевернутый класс не может быть назван методикой. Это, скорее, модель «смешанного обучения», способ организации учебного процесса, процесса обучения и содержания обучения.

Без сомнения можно полагать, что модель в своей основе берет начало в некоторых методиках и концепциях обучения. Приведем бихейворист-скую концепцию обучения (формирование навыков) и общественно-конструктивный метод (метод, основанный на решении задач). Дома, ученики смотрят видео, слушают подкасты, читают онлайн лекции и возможно, выполняют проверочные упражнения онлайн или оффлайн. Такого рода обучение носит индивидуальный характер, концептуально это просто передача сообщения. Здесь не предполагается сотрудничество, объединение и интерактивная работа учебников. Когда ученики приходят в класс, они используют свои вновь приобретенные знания в групповой практической работе. Они могут работать в парах, в мини-группах или всем классом. Работа в классе

приобретает характер обучения основанного на решении задач, что позволяет ученикам приобретать и развивать навыки более высокого порядка.

Говоря о навыках низкого и высокого порядков, вспомним теорию обучения Блюма, или таксономию Блюма. Таксономия - теория систематизации и классификации сложно организованных областей действительности, которые обычно построены иерархическим образом. В рамках образова-тельной_технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. Цели образования разделили на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому). Разберем детальнее когнитивную область применительно к изучению рассматриваемой модели обучения.

1. Активация релевантных и фоновых знаний, запоминание.

2. Понимание и усвоение новых знаний (объяснение, экстраполяция).

3. Применение новых знаний.

4. Анализ (взаимосвязей, принципов построения).

5. Оценка.

6. Инновационное преобразование информации.

Анализируя таксономию Блюма применительно к модели перевернутого класса, можно заметить следующее. Работая дома над новым материалом, ученики активируют свои фоновые знания, запоминают, возможно, проверяют понимание. Это низ пирамиды, навыки более низкого порядка (см.Рисунок 1). В классе, работая в коллаборации друг с другом и учителем, ученики применяют знания, анализируют, оценивают. Здесь возможно и создание, преобразование задачи (задания) в концептуально новую. Таким образом, процесс обучения сосредоточен на приобретении навыков высшего порядка (см. Рисунок 1), что делает применение данной модели в процессе обучения особенно актуальной для задач сегодняшнего дня.

Рис. 1. Таксономия Блюма

Стоит особо отметить меняющуюся парадигму роли учителя. При перевернутом классе, учитель присутствует в классе, когда ученики больше в нем нуждаются, а именно, работают над приобретением навыков высшего порядка (см. Рисунок 1). Роль, поддержка, оценка учителя высока. Дома же, когда ученик получает, запоминает и усваивает (понимает) информацию, роль учителя сведена к минимуму, и поддержка учителя ему нужна практически в минимальной мере.

Хорошо видно, что данная модель отлично подходит для обучения по системе высшего образования. Лекции, которые лектор дает в университетской аудитории, легко могут быть переведены в цифровой формат и студенты получают доступ онлайн. Лекции изучаются дома, для это не нужно тратить лекционное время в аудитории. Это время лектор посвящает разбору лекций, практическим заданиям, проблеме поиска решения той или иной задачи по теме, и т.д.

Как известно, со все более широким применением коммуникативного метода обучения иностранным языкам, обучение иностранному языку в классе, в большинстве случаев, не ориентировано на центрированность (учитель в фокусе). Цент все более сдвигается в сторону ученика. Ученики работают интерактивно, вовлечены в процесс обучения, являются полноценными и полноправными участниками урока. Они работают в парах, в группах, коммуницируя и используя язык в практических заданиях. В других случаях, учитель может применять метод поиска решения задач, другие техники, позволяющие вовлекать учеников в процесс обучения, практикуя и развивая тем самым навыки высшего порядка (см. Рисунок 1). Таким образом, мы делаем вывод, что метод «перевернутого класса», или, по крайней мере, его элементы, давно и с успехом применяются на уроках иностранного языка. Возникает вопрос — может ли модель быть полностью применима, или элементы «перевернутого класса» - это все, что может быть целесообразно в применении в изучения иностранных языков.

Например, рассмотрим урок по развитию навыков чтения (стратегий и видов чтения), и развитию устной речи. Ученики получают задание на дом прочитать материал (текст) онлайн, изучить его, возможно, выполнить упражнение на понимание текста. Затем, в классе, подготовленные ученики работают с текстом, выполняя упражнения к тексту. Это могут быть упражнения для развития навыков чтения, развития речи, и развития навыков высшего порядка — анализ, критическое мышление, творчество, синтез, оценка. Ученики работают интерактивно в классе, в парах, в мини-группах и всей группой.

Приведем другой пример из британского учебного курса по обучения английскому языку Gateway. Автор учебника Дэвид Спенсер предлагает применить модель перевернутого класса при изучении грамматического материала. В ход курса введены небольшие видеофильмы, где сам автор учебника дает пояснения определенного грамма-

тического материала к уроку. Видео доступны как онлайн, так и для скачивания. Подразумевается, что ученики смотрят видео дома, изучают его, понимают (в видео дается доступное обьяснение с примерами), а придя в класс на урок, ученики делают упражнения, в том числе и интерактивные, закрепляя на практике изученный материал.

Насколько применима модель перевернутого класса к изучению иностранных языков? Автор полагает, что модель перевернутого класса не может быть полностью применима для всех тем и уроков иностранного языка и служить полной заменой традиционной форме обучения. Однако, модель может быть полезна, и, даже методически необходима, при изучении определенного материала, определенных разделов программы обучения (курса). Например, при обучении грамматике, объяснении различных стилей и форм письменной речи, написания эссе, уроков по развитию речи на основе прочитанного материала и т.п. Во всех этих случаях (и в некоторых других), новый учебный материал может быть размещен онлайн, и ученики, имеющие доступ к материалу, изучают его дома, не в классе. И, наоборот, в классе учитель и ученики эффективно используют учебное время для приобретения практических навыков по изученному материалу, выполняя задания, работая интерактивно при поддержке и обратной связи со стороны учителя.

Заключение.

Современный образовательный процесс ставит новые задачи перед педагогами.

Меняющиеся социально-экономические условия и стремительное развитие современных технологий приводят к внедрению прогрессивных инноваций в сферу обучения. Новые модели обучения встраиваются в традиционную, классическую образовательную парадигму. Задача педагогов на данном этапе развития образования и общества

— освоение и рациональное применение новых моделей, методов, техник обучения для реализации образовательных запросов современных учеников. Модель перевернутый класс может являться эффективным методическим инструментом с учетом ее грамотного применения.

Литература

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении. - М.: Наука, 2007. - 224

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр«Академия», 2000. - 176 с.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.

- М.: Академия, 2009.

5. Anderson W. Lorin, David R. Krathwohl, Peter W. Airasian, Kathleen A. Cruikshank, Richard E.

о о m n m S m

О m n m й А

S £ m

О

x О m

О Dl n А ы о ш А X

s m

Mayer, Paul R. Pintrich, James Raths and Merlin C. Wittrock A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing — A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives"; (Eds.) Addison Wesley Longman, Inc. 2001

6. Bloom B.S. (Ed.) Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals"; Susan Fauer Company, Inc. 1956. 7. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. International Society for Technology in Education., 2012

8. Harmer J., The Practice of English Language Teaching (Fifth Edition), Pearson ELT, 2015. - 446 c.

9. Spenser D., Gateaway 2nd Edition. Coursebook. Macmillan Education, 2016

10. Harmer J, Thornbury S., Communicative Language Teaching. Debate 2013. https://www.youtube.com/watch?v=hoUx036IN9Q (дата обращения 20 мая 2019)

11. Stannard R., Is the Flipped Classroom Relevant to ELT? https://www.eflmagazine.com/flipped-classroom-relevant-elt/ (дата обращения 20 мая 2019)

11. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 8. С. 270-275

12. Путиловская Т.С. Овладение иностранным языком в современной парадигме нелингвистического образования // В сборнике: Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки бакалавров и магистров. Москва, 2018. С. 39-52.

13. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Знаково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

Innovative Educational Models. 'Flipped Classroom' as a Model

to Apply in English Language Teaching Khaleeva I.V.

Russian University of Cooperation

Technological advances, which are rapidly changing our society, raise new issues in the field of education. The educational process is developing. Traditional educational models are applied; however, the new, innovative models are being used more and more widely. The new methods are up-to-date with the challenges of the modern word and the current aims of modern education. The article presents the theoretical research of one of such models which is "flipped classroom" (or "flipped learning"). The definition and distinguishing features are shown, and methodological and historical analysis are provided. The degree of relevancy of "flipped classroom" to English Language teaching is probed. Key words: educational innovations, educational model, flipped classroom, flipped learning. Blum's taxonomy, ELT.

References

1. Akhmedov A.M. Preparation of teachers of physics and computer

science to the use of electronic teaching aids / A.M. Akhmedov, G.Z. Khabibullina // UGSS Scientific Notes. - Issue 1 (12). -2014. - p.130-134.

2. Akhmedov A.M. Implementation of the computer Photoshop editor tutorial program in the Delphi programming environment / A.M. Akhmedov, G.Z. Khabibullina, I.A. Khuzin // Kazan Pedagogical Journal. - №1 (132). - 2019. - C.70-74.

3. Korolev A.L. Computer modeling / A.L. Korolev. - M .: BINOM.

LZ, 2013. - 224 p.

4. Petrusiewicz, A. A. Practice of modern education: studies. manual for students of pedagogical educational institutions / A.A. Petrusevich, V.V. Lorenz. - Omsk: Publishing house OmGPU, 2012. - 297 p.

5. Principles of rationing of academic load MKOU school № 2 [Electronic resource]. - Access mode: http://mul-school2.3dn.ru/index/dlja_uchitelej/0-15

6. Khabibullina G.Z. The main problems of using computer technology in teaching mathematics in universities / G.Z. Khabibullin // Kazan Pedagogical Journal. - №1 (102). - 2014. -P.75-80.

7. Khabibullina G.Z., Makletsov S.V., Khairullina L.E. It is a discipline of international training of teachers of natural science science // International journal of engineering and technology (UAE). - 2018. - Vol.7, Is.4. - P.74-77.

8. Fahertdinova D.I., Akhmedova M.I., Eremina R.M. Physical laboratory as the basis for the implementation of the interdisciplinary interrelation of the disciplines "Physics" and "Machines and Equipment for Oil and Gas Production": a synthesis of the experience of the Kazan (Volga) Federal University // Pedagogical Journal. 2018. T. 8. No 4A. Pp. 166174.

9. Fahertdinova D.I., Akhmedova A.M., Khabibullina G.Z. Activation

of interest in the chosen profession through professionally oriented content of basic disciplines // Pedagogical Journal. 2019. T. 9. No 2A. Pp. 130-137....

11. Putilovskaya T.S. Principles for the development of control measuring materials for assessing speech and language skills // University Herald (State University of Management). 2012. No 8. S. 270-275

12. Putilovskaya T.S. Mastering a foreign language in the modern paradigm of non-linguistic education // In the collection: Linguistic and cultural education in the system of university training of bachelors and masters. Moscow, 2018.S. 39-52.

13. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual model of teaching as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98101.

о

СЧ

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.