Научная статья на тему 'Инновационные мобильные бизнес-технологии в Республике Болгарии. '

Инновационные мобильные бизнес-технологии в Республике Болгарии. Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
322
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные мобильные бизнес-технологии в Республике Болгарии. »

Ф ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

8- К-раева,

дои,., д-р кафедры «Ъизнес-инсрорматика» сХ.озяйственной академии им. Т).^4. ~Ы,ен.ова (Республика Ъолгария, г. Свиилтов)

ИННОВАЦИОННЫЕ МОБИЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ

Возможность получения актуальной информации в нужном месте и в нужное время является одним из ключевых факторов развития бизнеса в условиях конкуренции и динамично изменяющейся рыночной среды. Для успешного функционирования каждой информационной системы, независимо от того, включает ли она только элементарную бухгалтерскую программу или сложную интегрированную ЕЯР-систему, необходимо своевременное получение корректных данных. Какой бы совершеной информационная система ни была, она не может отражать в реальном времени изменений в производственном или торговом процессе без использования мобильных технологий для обработки данных.

Мобильный бизнес — это новая и очень перспективная форма бизнеса, объединяющая в единое целое Интернет, электронный бизнес, беспроводные технологии и получающая всё более широкое распространение как

сегмент глобальной экономики. Согласно исследованиям ЮС, 46% аме-риканских и 34% европейских компаний включают в свои приоритетные задачи обеспечение доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств [1]. В 2009 г. глобальные доходы от мобильной торговли, по прогнозам, достигнут 88 млрд долл., а доходы от продажи различных видов билетов по сотовым телефонам составят 39 млрд долл. [2]. Количество мобильных интернет-пользователей достигнет 57 /о от всех пользователей глобальной сети.

Приоритетными сферами применения мобильных технологий являются торговля, туризм, сервисное обслуживание и другие отрасли, имеющие следующие особенности:

• значительное количество служащих, проводящих вне офиса более 20% рабочего времени;

• сбор и передача данных на отдалённые расстояния;

• частое проведение инвентаризаций, ревизий, проверок и отслеживание наличности.

Преимущества мобильных технологий особенно ярко раскрываются в торговле. Ручные терминалы позволяют с любой точки торговой площади проверять наличность, цены и сроки годности товаров. Этому способствуют также штрих-коды и сканирующие устройства для их чтения. Подобным образом обслуживаются и склады, в результате чего ускоряется процедура приёма и обработки товаров. Через терминал в реальном времени проверяется, насколько корректно выполнена заявка, а информация о поставке сразу же актуализируется в информационной системе. С помощью терминала легко определяется подходящее место для складирования товаров. В несколько раз быстрее также проводится инвентаризация, при этом недостачи или излишки отражаются на дисплее терминала.

Мобильная торговля — это особо важный рыночный сегмент, в котором в наибольшей степени проявляется эффект от внедрения мобильных систем для сбора и обработки информации. Она характеризуется большим количеством документов, заполняемых клиентами. С помощью мобильного устройства дилер располагает целостной информацией о складской наличности, маршруте, скидках, обязательствах клиентов и др. Таким образом, дилеры имеют возможность уделять больше внимания и времени каждому клиенту, в результате чего

повышается качество обслуживания покупателей, увеличивается количество осмотренных ими точек. К тому же это ведёт к снижению расходов на оплату труда и к увеличению прибыли.

Мобильные технологии создают уникальные преимущества и для туристического бизнеса, связанные со свободой передвижения и с возможностью бронирования туристических продуктов и услуг во время путешествия. Мобильные компьютерные устройства типа PDA ( персональный цифровой помощник), smart phones («умные» телефоны) и др. могут соединяться без кабелей и передавать информацию по различным сетям.

В самом общем виде, область применения мобильного бизнеса может быть разделена на две большие группы:

1) горизонтальные решения, предназначенные для автоматизации продаж, логистики, приёма заказов, для управления складами, гостиницами и ресторанами;

2) вертикальные решения, связанные с финансовыми услугами, страхованием, туризмом, транспортом, телекоммуникациями, фармацевтикой, медициной, производством, образованием, правительством и с военными системами.

Для управления складами, при горизонтальных решениях, при помощи карманного компьютера со встроенным сканером штрих-кода и адаптером беспроводной связи вводятся данные о принятых товарах. В память

мобильного терминала со штрих-кода записывают электронный вариант приходного документа, наименование, цену и количество принятых товаров. По коду на упаковке фактические данные сверяются с записью, и несовпадения обнаруживаются автоматически. С помощью мобильных устройств легко контролировать перемещение и вывоз товаров, проводить инвентаризацию. При комплектовании заказа с множеством позиций работник склада получает оптимальный маршрут, для чего необходимо указать только местонахождение товаров в данный момент.

Чем больше площадь торговых объектов и количество товаров, тем более эффективно мобильные решения обеспечивают управление потоками товаров. Основной задачей в этом случае является своевременное размещение продуктов на полках. Работники зала периодически обходят стеллажи и сканируют штрих-коды на товарах, которых осталось мало, и подают заявку на доставку их со склада.

Карманные компьютеры в значительной степени упрощают и работу официантов в ресторанах, которые отмечают позиции на экране, посылают заказ на кухню и в кассу, где он отпечатывается в виде чека по счёту клиента. Отдельная программа следит за количеством вложенных продуктов, выводит сообщение об их наличии и предупреждает о необходимости их пополнения.

Вертикальные решения оптимизируют деятельность больших торге -

вых сетей, обеспечивая мобильность дистрибьютерам, процесс оформления и подачи заказов. Обычно оперируют ассортиментом товаров и услуг со сложным ценообразованием, зависящим от клиента, размера заказа, вида оплаты и др. Торговые представители с помощью карманного компьютера используют базу данных о наличных товарах и о клиентах, напрямую высылают заказы, а на мобильном принтере печатают необходимые договоры и фактуры.

С точки зрения распространённости и предназначения мобильные информационные системы подразделяются на:

• универсальные,

• специализированные.

Универсальные включают самые

популярные сетевые услуги: электронную почту, редактирование текста, доступ к базе данных — и используются всеми потребителями мобильных устройств. Специализированные мобильные информационные системы предназначены для решения конкретных бизнес-задач:

• управление взаимоотношениями с сотрудниками в рамках компании (Business to Employee —В2Е);

• управление связью с клиентами (Business to Customer — В2С).

В обоих случаях необходима интеграция мобильных устройств и информационных систем на базе сетевой связи. Подобные системы успешно применяются для управления и учёта продаж (Sales Force Auto-

mation — SFA); для управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM); для управления снабжением через цепочку поставок (Supply Chain Management — SCM); для планирования и управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning — ERP). При этом коммуникация мобильного устройства С ERP ИЛИ CRM -системой проводится через Web -портал. Он позволяет осуществлять передачу данных к корпоративной системе и доступ к необходимым информационным ресурсам независимо от того, где находится пользователь.

Самые популярные мобильные решения находят применение в форме мобильных CRM (ш- CRM) , МО-бильных ERP (m-ERP) и мобильных корпоративных порталов (m-Portal). Ведущие компании по предоставлению программных средств предлагают и специализированные продукты для реализации этих решений.

Мобильные решения могут оцениваться по следующим важным показателям:

• средства для синхронизации с корпоративными базами данных, инструменты поддержки структур данных, контроль версий, двусторонняя передача данных и др.;

• средства для доступа к корпоративным серверам, обеспечивающим различные способы связи, включая и беспроводную;

• обеспечение высокого уровня безопасности и надежности при передаче данных;

• средства интеграции, позволяющие осуществлять обмен информацией с различными приложениями и источниками данных. Они играют особо важную роль в обеспечении совместимости с уже внедрёнными ERP, CRM и SFA-системами;

• централизованное администрирование мобильных устройств, а также решений и данных, которые они используют.

Одной из самых сильных сторон мобильного бизнеса и мобильной торговли, как его составной части, является персонализация, дающая возможность создавать индивидуальные отношения с каждым клиентом. Персонификация услуг особенно важна для клиентов в сфере туризма, инвестиций, торговли ценными бумагами и др. В этом отношении беспроводные устройства превращаются в основной канал связи с большой частью самых ценных для компании клиентов.

Одна из главных причин быстрого развития мобильного бизнеса — беспроводной доступ в Интернет, который создаёт возможность осуществления бизнеса сразу же, без поиска точки доступа в сеть.

Всё более существенным преимуществом мобильного бизнеса становится возможность визуального взаимодействия в реальном времени. Посредством живого общения передаётся визуальная информация о протекающих в реальном времени процессах.

Успешная реализация мобильных решений в большой степени зависит

от использования средств синхронизации с базой данных и доступа к серверам фирм по беспроводной связи. Другой важной характеристикой мобильной инфраструктуры являются защита передаваемых данных и надежная идентификация пользователей. Преимущество мобильного решения состоит в его интеграции с используемыми до последнего времени CRM -системами.

Мобильность позволяет компаниям совершенствовать отношения с партнёрами, планирование операции по дистрибьюции товаров и их предложению на рынке, сокращая количество личных встреч. Формируются и частные виртуальные сети, для того чтобы обеспечить взаимодействие нескольких предприятий в рамках единой группы компаний и даже в глобальном масштабе.

Исключительно серьёзным является вопрос о надёжности функционирования системы мобильного бизнеса и высокой степени информационной безопасности, по причине того, что по сетям мобильной связи передаются конфиденциальные данные финансового и личного характера. Эта проблема решается посредством более широкого использования стандартов в области коммуникаций, специализированных браузеров для мобильных устройств и криптографической защиты данных.

Применение информационных и коммуникационных технологий в туристическом бизнесе направлено

прежде всего на удовлетворение потребностей клиентов, поэтому в высокой степени развиты электронный маркетинг и онлайн-продажи. Обычно они совершаются перед самой поездкой. Однако часто в процессе осуществления туристической услуги, особенно индивидуальной, приходится вносить изменения. В таких случаях самым удобным способом является использование мобильных электронных услуг на месте.

Беспроводные локальные сети WLAN (Wireless Local Area Network) чаще всего используются в гостиницах, аэропортах, больших портах и на железнодорожных вокзалах, а также на открытых площадках торговых объектов и складов. Многие туристы предпочитают путешествовать со своими лэптопами, персональными цифровыми помощниками и интеллектуальными мобильными телефонами (смартфонами). Одним из самых многообещающих мобильных решений в туристическом бизнесе являются локально базированные услуги. Кроме индивидуальной локализации они позволяют создавать индивидуальный профиль каждого клиента. Так, мобильные туристические информационные системы предоставляют бэк-офис решения, связанные с покупкой,оплатой и фактурированием туристических продуктов и услуг, а также некоторые функции маркетинга и управления взаимоотношениями с клиентами. Таким образом, постепенно осуществляется переход

от классических телефонных услуг к услугам по передаче данных.

Следует отметить, что в Республике Болгарии уже выработана стратегия создания мобильных систем третьего поколения (UMTS), которая охватывает следующие основные аспекты:

• развитие мобильных телекоммуникационных сетей и переход к мобильным сетям третьего поколения;

• применение мобильных систем дальней связи третьего поколения в Европе;

• внедрение UMTS-сетей в Болгарии;

• регулирование вопросов принятия базового стандарта, распределения частот, определения количества лицензий на UMTS, процедур получения лицензий;

• ожидаемые позитивные результаты от введения UMTS -сетей в Болгарии.

Прикладной протокол для беспроводной коммуникации — WAP (Wireless Application Protocol) добавил новое измерение в Интернет-мо-бильность. С мобильного телефона или переносного компьютера, который поддерживает WAP, можно в любое время заказать номер в гостинице, столик в ресторане, вызвать такси или купить билеты для проезда. Этот Протокол утвердился в качестве мирового стандарта пользования услугами Интернет мобильными потребителями.

Туристические фирмы могут предложить информацию своим мобильным пользователям, превратив свои Web -сайты в WAP -сайты. Для этой цели используется специализированный язык программирования WML (Wireless Markup Language).

В сегодняшних конкурентных и быстро изменяющихся бизнес-сре-дах туристические фирмы, независимо от их размера, должны работать более эффективно, чтобы увеличивать свои доходы и поддерживать высокий уровень обслуживания своих клиентов. Среди многих услуг сетевые технологии предлагают возможность простого и надёжного общения с филиалами, партнёрами, служащими и клиентами фирмы, находящимися на дальних расстояниях. Самым надёжным и рентабельным средством связи фирмы с её отдаленными офисами, мобильными служащими и клиентами служат базирующиеся на сети Интернет виртуальные частные сети (Virtual Private Networks — VPN). Таким образом расширяется корпоративная сеть до отдалённых офисов, мобильных пользователей и экстра-нет-партнёров. Данные шифруются и передаются по так называемым туннелям в Интернете, чем гарантируется, что они не могут быть прочтены или подслушаны неуполномоченными лицами. Кроме того, используются различные методы аутентификации, которые подтверждают, что переданные данные действительно поступают от указанного источника.

Основные преимущества виртуальных частных сетей заключаются в том, что они уменьшают расходы на коммуникации, одновременно увеличивая частотный диапазон канала с отдалёнными офисами. Кроме того, они предоставляют самый высокий уровень безопасности, надёжности и производительности, позволяющий увеличивать число новых пользователей без создания дополнительной инфраструктуры.

В сравнении с остальными экономическими отраслями, мобильные технологии имеют исключительное значение для туризма, торговли и транспорта. С появлением третьего поколения сетевых технологий мобильная торговля (ш-соттегсе) превратится в предпочитаемый электронный дистрибьютерский канал для туристического бизнеса.

Мобильные технологии открывают новые возможности для инновационных мобильных услуг на динамичном и многообещающем туристическом рынке. Пользующиеся самым большим спросом мобильные информационные услуги охватывают такие сферы, как транспорт, гостиничный и ресторанный бизнес, погода, культура, шоппинг, аренда автомобилей и спорт. Они доставляют пользователям полезное и по приемлемой цене информационное содержание, которое обогащает их опыт и упрощает их пребывание в качестве групповых или индивидуальных туристов. Таким образом, туризм можно рассматривать

как исключительно благоприятную среду для быстрого развития новых мобильных услуг. А они, в свою очередь, обладают богатым потенциалом для повышения качества многих туристических услуг.

Мобильные информационные услуги могут быть выделены в две категории:

1) мобильный доступ к традиционным сайтам в Интернете (содержание одно и то же, способ доступа различен);

2) локальные мобильные услуги, в большей степени приемлемые для туристического бизнеса.

Примером инновационной услуги на локальном уровне является мобильный электронный туристический гид для горного велотуризма в Южном Тироле. Она предоставлена на сайте Mountainbiker.it и используется сател-литной GPS навигационной системой, комбинированной с web-платформой, содержащей информацию о предлагаемых маршрутах. Эта услуга была очень хорошо воспринята как туристами, так и фирмами, занимающимися горным велотуризмом.

Подобная система используется и горнолыжниками в форме электронного гида Ski-Nav (Ski Navigator). Она охватывает все лыжные курорты, расположенные в области между Францией и Швейцарией, известной под именем Portes du Solei, и перерастает в новый портал 3Deja-Vu, который представляет собой трёхмерную визуальную систему, включающую

туристические курорты и дающую возможность пользователям через web идентифицировать своё географическое положение посредством трёхмерной модели местности в виде спутниковых фотографий. Портал 3Deja-Vu объединяет сотни web-сай-тов и не только предоставляет туристическую информацию, но и выполняет роль маркетингового инструмента для туризма и местного бизнеса.

Благодаря GPS-системам горнолыжники могут трёхмерно визуализировать трассы курорта, чтобы определить в реальном времени своё местонахождение и обозначить более удобные маршруты к подъёмникам, отелям или к другим примечательным местам. Кроме того, через GPS -систему можно получать данные о снегопадах, высоте над уровнем моря, погоде, передавать координаты в случае спасения туристов (через GPS SOS).

К локальным мобильным услугам относится и персонализированная SMS-базированная услуга такси по вызову (Taxi-on-demand). Она внедрена в Лондоне и связана с предварительно установленными специальными указательными столбиками для вызова такси, расположенными около общественных или частных зданий, театров, ресторанов, отелей и других мест. В отличие от вышеуказанных систем, данная услуга подходит для урбанизированной среды и её цель — обеспечение надежного персонального транспорта для туристов, которые даже могут и не знать, где они

находятся в настоящий момент. Мобильный сетевой оператор определяет местонахождение клиента, используя датчик идентификационного устройства, и связывает его с ближайшим шофёром такси. Система может принимать и SMS -заявки и выслать ответ, подтверждающий получение заказа клиента. Когда такси прибывает на место, клиент получает об этом SMS.

Предполагается, что следующее поколение мобильных телефонов будет содержать все необходимые функции для использования в качестве дебетовых или кредитовых карт. Ведущие компании объединяют свои усилия в создании глобального стандарта, который позволит клиентам проводить оплату за купленные товары путём прикосновения мобифона к окну сканера.

Взаключениехотелосьбыподчерк-нуть, что мобильный бизнес создается на базе конвергенции Интернета, электронного бизнеса и мобильных коммуникаций. Он может рассматриваться и как эволюция е-бизнеса, которая преследует цель повысить производительность и эффективность не только управленческого персонала, но и рядовых сотрудников фирмы. Эта цель реализуется при условии обеспечения быстрого и своевременного доступа к необходимым ресурсам не только в рамках предприятия, но и вне его, а также гибкости отдельных сотрудников при общении с клиентами и контрагентами в бизнесе. В результате интернет-экономика станет

синонимом мобильного бизнеса и коренным образом изменит характер организации деловых процессов.

Ожидается, что мобильный бизнес совершит истинную революцию в организации, в способах и сред-

ствах ведения любого вида бизнеса. Он позволит кардинально усовершенствовать деловые процессы на предприятиях, сформировать новые бизнес-модели и повысить эффективность бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кръстева Н. Корпоративните ИС стават мобилни. Computerworld, бр. 34. 2003.

2. Корпоративните мобилни решения в списъка на технологичните приоритета. СЮ, ноември 2006.

3. Томов К. Сбогом на портфейла, сп. Акаунт, кн. 3 (7). 30.06,-15.09.2007.

4. Гаврилов Л.П., Соколов С.В. Мобильные телекоммуникации в электронной коммерции и бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2006.

5. VPN Consortium (VPNC), White Paper «VPN Technologies: Definitions and Requirements».

6. Microsoft White Paper «Microsoft Privacy Protected Network Access: Virtual Private Networking and Intranet Security».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.