Научная статья на тему 'Инновационные методы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса'

Инновационные методы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕ­С / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / PERSONNEL MANAGEMENT / INNOVATIVE BUSINESS / INNOVATIVE SME
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса»

Инновационные методы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса Бурова И.Ю.

Бурова Ирина Юрьевна / Burova Irina Yrevna - кафедра управления, аспирант Финансово-технологическая академия, г. Королев

Аннотация: в статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредствам управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Ключевые слова: управление персоналом, инновация, инновационный бизнес, малое инновационное предприятие. Keywords: personnel management, innovative business, innovative SME.

Сила малого предприятия в его динамизме, гибкости, способности быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, ставить новые задачи, находить другие подходы и пути. Отсюда высокая скорость принятия решений и динамика изменений в работе, которая требуется от персонала небольших компаний. Большое значение имеет эффективность командной работы, нацеленность на общий результат.

Управление персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации. Для эффективного функционирования предприятия управление персоналом должно быть построено на научно -обоснованных принципах, использовании оптимальных методов и технологий, соответствующих принципам, лежащих в его основе, а также не противоречащих общей концепции развития предприятия. Совершенствование управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих составляющих [1,2]. Изменение управления персоналом следует рассматривать с точки зрения инновации.

Управленческие инновации, в свою очередь, следует рассматривать как организационное решение, процедуру или методы управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые на данном предприятии [3].

Особенности инноваций в управлении персоналом представляют собой: конкретный характер (ориентир на стратегические и тактические цели предприятия), риск (неопределенность результата), конфликтность (между старым и новым) и взаимозависимость изменений в управлении малым предприятием.

Структуру инноваций в управлении персоналом можно определить следующим образом (рис.1).

Потребность в инновациях может быть создана под давлением как внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных актов и т.п.), так и внутренних (снижение производительности труда, наличие конфликтных ситуаций и т.д.). Далее следует провести исследование и анализ действующего состояния дел в управлении персоналом с целью выявления истинных причин возникновения проблем [4]. Для устранения выявленных проблем создается группа работников, которая способна осуществить поиск новых решений и разработку инноваций.

Разработка инноваций требует ее внедрения. В процессе внедрения с помощью контроля можно вносить коррективы в неудовлетворительные процессы, тем самым улучшая их осуществление. Следовательно, в процессе внедрения инновация может подвергаться изменениям с целью достижения более высокой эффективности. В процессе введения инноваций необходимо достигнуть поддержки и принятия их персоналом предприятия.

Рис 1. Структура инновационного процесса в управлении персоналом

Внедрение является наиболее сложной стадией инновационного процесса. Есть критерии, по которым можно проанализировать сложность внедрения инновации: разница между новым и старым; масштабы и взаимозависимость изменений; необходимость четкой программы внедрения инноваций, а также непредвиденные проблемы [5,7]. Однако решающим фактором эффективного внедрения инновации является персонал предприятия и его отношение к ней. Руководителю предприятия необходимо сформировать готовность персонала к осознанию производственной и экономической необходимости осуществления нововведений, а также способов личного включения в осуществление инновации.

Управление персоналом как инновация обладает своими особенностями: • изменения в управлении персоналом нацелены на решение определенных проблем, связанных со стратегией развития предприятия;

• невозможно заранее определить результат, к которому они могут привести;

• инновации могут привести к конфликтным ситуациям, связанным с сопротивлением работников, которые не принимают их;

• изменения управления персоналом влекут за собой изменения во всей системе управления предприятием вследствие того, что они касаются главной составляющей предприятия — его персонала [6]. Необходимо учитывать, что персонал может оказать сопротивление инновациям, что обусловлено следующими причинами: неопределенность, ощущение потерь и убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут. Также необходимо учитывать факторы, влияющие на инновационную деятельность персонала, которые можно представить в виде трех блоков (табл. 1).

Таблица 1

Факторы инновационной деятельности персонала

Блоки факторов Их содержание

Поддерживающие 1. Предоставление свободы творчества, обеспечение необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны руководства; 2. Проведение дискуссий, обмен идеями с коллегами, другими подразделениями, внешними консультантами; 3. Взаимопонимание в среде персонала предприятия.

Усиливающие 1. Поддержка руководства работников, стремящихся к постоянному развитию своего профессионального мастерства; 2. Регулярное проведение совещаний рабочих групп; 3. Постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям.

Сдерживающие 1. Недоверие руководства к выдвигаемым идеям и постоянный контроль за новаторами; 2. Необходимость множества согласований по новым идеям; 3. Единоличное принятие решений по новаторскому предложению.

Управление персоналом как инновация обладает чертами и особенностями инновации вообще. Следовательно, осуществляя разработку и внедрение изменений управления персоналом, необходимо оценить их своевременность, возможность и результативность, сделать все необходимое, чтобы сопротивление персонала было как можно меньше, а эффективность инновации как можно больше.

Литература

1. Веселовский М.Я. Концепция развития муниципального финансового супермаркета при высшем образовательном учреждении [Текст] /М.Я. Веселовский//Вопросы региональной экономики. 2010. Т. 5. № 5. С. 10-18.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982

3. Учебное пособие / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. М: Малое предпринимательство: организация, управления, экономика. 2010.

4. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.П. Самарина М: КНОРУС, 2013 222с.

5. Малый инновационный бизнес: Учебник / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. М: Вузовский учебник: ИНФРА-М,

2013. 264 с.

6. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Р.В. Савкина, Е.Г. Мальцева. М: КНОРУС,

2014. 214с.

7. Секерин В.Д. Формы государственного стимулирования развития малого инновационного предпринимательства [Текст] / В.Д. Секерин, М.Я. Веселовский, А.Е. Горохова//Вопросы региональной экономики. 2014. №1. с.138-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.