Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электролиз / окисление-восстановление / электрод / катод / анод / катионы / анионы. / Electrolysis / redox / electrode / cathode / anode / cations / anions.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Хайдаров, Азамжон Асқарович

В данной статье представлены инновационные методы при преподавании химии студентам технических вузов, которые позволяют в наиболее удобной форме решать задачи по теме электролиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING CHEMISTRY IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article presents innovative methods in teaching chemistry to students of technical universities, which allow solving problems on the topic of electrolysis in the most convenient way.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Хайдаров Азамжон Аскарович

ст.преп. кафедры "Общая химия" Ферганский Политехнический институт

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены инновационные методы при преподавании химии студентам технических вузов, которые позволяют в наиболее удобной форме решать задачи по теме электролиз.

Ключевые слова: Электролиз, окисление-восстановление, электрод, катод, анод, катионы, анионы.

This article presents innovative methods in teaching chemistry to students of technical universities, which allow solving problems on the topic of electrolysis in the most convenient way.

Keywords: Electrolysis, redox, electrode, cathode, anode, cations, anions.

ВВЕДЕНИЕ

Химия является одной из важнейших дисциплин для студентов технических вузов, и в действующей кредитной системе для некоторых направлений она преподается как факультативный предмет, но для химико-технологических, пищевых и сельскохозяйственных направлений как углубленный предмет. Поэтому мы считаем, что использование интерактивных методов в обучении химии важно для студентов не только в учебном процессе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности будущих инженеров и технологов.

В данной статье мы попытались наиболее удобными способами объяснить темы, которые вызывают определенные трудности у студентов-химиков.

Нашей основной целью было развитие навыков решения задач на тему электролиза, в современном развивающемся мире студентам становиться скучно проводить много времени над решением задач которые во многих литературах предоставлены сложными способам. Поэтому в качестве примеров мы привели инновационные методы решения этих задач.

Прежде чем решать задачи по электролизу, кратко остановимся на теоретических знаниях.

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, VOLUME 2 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor (J). SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

Окислительно-восстановительный процесс, происходящий при пропускании постоянного тока через раствор или расплав электролита, называется электролизом.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Процесс электролиза осуществляется в специальном аппарате, н азываемом электролизером. При электролизе на катоде происходит восстановительный, а на аноде - окислительный процессы.

На катоде - возврат или неизменность катионов металлов и водорода зависит от положения металлов в ряду напряжений. При электролизе соединений металлов вплоть до алюминия в ряду напряжений катионы водорода всегда возвращаются к катоду и выделяется молекула водорода. Это связано с тем, что катионы водорода обладают более легким восстановительным свойством, чем катионы этих металлов. При электролизе соединений металлов после алюминия в ряде напряжений ионы металлов постоянно возвращаются к катоду.

Процессы, происходящие на аноде, зависят от типа электролита и природы анода. При электролизе бескислородных кислот и их солей бескислородный кислотный остаток на аноде всегда окисляется. Это связано с тем, что бескислородные остатки легче окисляются, чем ОН- анионы. При электролизе кислородных кислот и их солей ОН- ионы постоянно окисляются. Остатки кислородных кислот окисляются труднее, чем ОН- анион. Таблица 1. Разлагающееся вещество, образующееся на катоде и аноде в

процессе электролиза.

№ Растовры соли Восстанавливается Окисляется на В растворе

на катоде аноде электролизёра

Катион Анион

1 Li - AI J-, Br-, CI-, S-2 2H+ + 2e- ^ H2 J2, Br2 ,CI2, S Me+ + 2Gal-

2 Li - AI NO3, CO3, SO3, SO4, CIO4, PO4 2H+ + 2e- ^ H2 4ОН- - 2e- ^ 4ОН-4ОН- ^2 H2O + O2 Me+ + NO3, CO3, SO3, SO4, CIO4, PO4

3 AI-Pb J-, Br-, CI-, Me+2 + 2e^Me° 2Gal- - 2e- ^

S-2 2H+ + 2e- ^ H2 Gal2 H2O

4 AI-Pb NO3, CO3, Me+2 + 2e^Me° 4ОН- - 2e- ^ 2H+ + NO3,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

SO3, SO4, CIO4, PO4 2H+ + 2e- ^ H2 4ОН-4ОН- ^2 H2O + O2 CO3, SO3, SO4, CIO4, PO4

5 Cu -Pt NO3, CO3, SO3, SO4, CIO4, PO4 Me+2 + 2e^Me° 4ОН- - 2e- ^ 4ОН-4ОН- ^ 2H2O + O2 2H+ + NO3, CO3, SO3, SO4, CIO4, PO4

6 Cu -Pt J-, Br-, CI- Me+2 + 2e^Me0 J2, Br2 ,CI2, H2O

В электролизе используются растворимые и нерастворимые аноды. Нерастворимый анод химически инертен, т. е. изготовлен из платины или графита, не подвергающегося окислению. С другой стороны, растворимые аноды подвергаются процессу окисления во время электролиза. Например, Си, М, Ag, Fe и другие.

2- Таблица. Описаны процессы, происходящие при электролизе на

плавящемся аноде.

№ Раствор электролита На катоде На аноде В растворе электролизёра

Катион Анион

1 Cu+2 NO3, SO4 Cu+2 + 2e^Cu° Cu+2 -2e^Cu° 2H+ + NO3, SO4

2 Ag+ NO3, SO4 Ag+ + 2e^Ag0 Ag+ -2e^Ag0 2H+ + NO3, SO4

3 Ni+2 NO3, SO4 Ni+2 + 2e^Ni0 Ni+2 -2e^Ni° 2H+ + NO3, SO4

4 Fe+2 NO3, SO4 Fe+2 + 2e^Fe° Fe+2 -2e^Fe0 2H+ + NO3, SO4

Фарадеем объяснено, что количество веществ, выделяющихся на электродах при электролизе, зависит от величины тока, протекающего через электрод, времени электролиза и эквивалентности выделяющегося вещества, а также объяснены законы, управляющие этим.

Законы Фарадея:

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences П. ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

Первый закон. Масса вещества, выделяющегося на электродах при электролизе, прямо пропорциональна величине тока, протекающего через электрод.

Второй закон. При пропускании одного и того же количества электрического тока через разные электролиты масса вещества, выделяющегося на электроде, прямо пропорциональна его эквивалентной массе.

При прохождении тока 96500 Кл через раствор или расплав электролита в электролит выделяется 1 г/экв вещества. Это число называется постоянной Фарадея и обозначается буквой F. Математическое выражение закона Фарадея можно записать в общем виде следующим образом:

m - масса вещества выделяющегося на электроде

Э - грамм-эквивалент вещества

t - время, потраченное на электролиз, секунд, минут или час i - сила тока, Ампер

Суммируем эти два закона с сущностью «Электролиза» в целом на основании следующей таблицы.

Таблица 3. Проявление законов Фарадея на электродах.

№ Вещест Количе Веществ Веществ Веществ Количеств Объем

во ство о о о о вещества вещества

взятое заряда выделяю выделяю выделяю выделевше выделевш

для через щееся на щееся на щееся на госяна егося на

электро лиза (эрит) электр олит (F) катоде катоде(г/ экв) аноде аноде (г/экв) аноде (л)

1 ^SO4 1 F Cu 32 O2 8 5.6

2 AgNO3 1F Ag 108 O2 8 5.6

3 NaCI 1F H2 1 CI2 35.5 11.2

4 FeSO4 1F H2 и Fe 1 и 28 O2 8 5.6

5 KCI 1F H2 1 CI2 35.5 11.2

6 Na2SO4 1F H2 1 O2 8 11.2

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Задача 1: При пропускании через 200 мл раствора нитрата меди (II) и нитрата серебра электрического тока силой 0,402 А в течение 4 часов на катоде выделилось обеих металлов всего 3,44 г. Определите молярные концентрации нитрата серебра с нитратом меди (II) в растворе.

Решаем данную задачу следующим методом: а) сначала преобразуем количество тока, проходящего через раствор, в значение моля;

0.06 моль

б) определим эквивалентные значения веществ в растворе;

108г

IOS g/ekv

V

Си Э = — V

1 в

64г

' 2 V

32 g/ekv

с) Обозначим вещества в растворе неизвестными значениями;

г 32х + 108у = 3.44 х + у = 0.06 /-32 32х + 108у = 3.44 32х + 32у = 1.92 76у = 1.52 у = 0.02 х = 0.04

принимая результаты в отношении к объему раствора в молях, получим молярную концентрацию начального раствора;

Задача 2. С электролизера вокруг катода содержащего 20 л 4 М раствора хлорида калия в течение 40 часов подавался электрический ток силой 40,2 А. Какова молярная концентрация едкого калия с хлористым калием в полученном растворе, если выход по току едкого калия равен 90% и объем раствора при электролизе не меняется.

При решении задачи используем следующий простой и легкий способ: а) переводим величину тока, проходящего через раствор, в молярное значение и определяем, что образуется такое же количество едкой калиевой щелочи, но выход составляет 90%;

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

* я a*c

M = —

40*40.2

6 и моль

а*с 2 6.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

моль = 60*0,9 = 54 моль КОН в) так же расчитываем количество хлорида калия

моль = 4моль/л * 20 л = 80 моль КС1 KCI ^ KOH

1 моль КОН : 1 моль KCI = 54 моль КОН : х моль KCI / х= 54 моль

не потрачено KCI 80 - 54 = 26 моль вычисляем молярные концентрации, считая, что объем не меняется

54 моль

моль

моль

20л 26 моль

20л

2,7 М = 1,3 М

Задача 3. 9,44 г смеси С^04 и CdSO4 растворили в воде. Для полного отделения меди и кадмия электролизовали раствор током силой 5А в течение 1930 с. Рассчитайте массу (г) солей в исходной смеси.

Решим задачу следующим способом: а) переводим знчение тока в значения молей;

м =

Б»1930 96&00

моль

в) определяем эквивалентные значения веществ в растворе;

CuS04 160г/М

э =

2

CdS04

2 в 208г/М

SO g/ekv

—>

2 V 2 V

Заданные значения CuSO4 — «x» CdSO4 числами;

' 80х + 104у = 9,44

104 g/ekv

«у» обзначаем неизвестными

x +

y = 0,1 /-80

8

80х + 104у = 9,44 80 x + 80y = 24y = 1,44 y = 0,06 моль x = 0,04 моль m = 0,04* 80 = 3.2 gr CuSÜ4 m = 0,06* 104 = 6.24 gr CdSÜ4

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

С помощью педагогических экспериментов выяснилось что, учащимся удобно работать над заданными задачами электролиза такими способами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор содержания образования и методов преподавания химии в соответствии со своими специальностями и их эффективное использование в технических вузах будут в значительной степени способствовать подготовке конкурентоспособных кадров.

REFERENCES

1. "Кимё". Техника олий таълим муассасалари "Озик;-овк;ат технологияси" бакалавриат йуналиши учун намунавий дастур. Тошкент. 2018 йил.

2. Дж.Л.Сесслер, Ф.А.Гейл, Вон Сеоб Хо. Химия анионных рецепторов. Пер.с английского.-М.:УРСС:КРАСАНД. 2011. 456 с.

3. A.Bianchi, K.Bowman-James and E.Garcia Espana(eds).Supramolecuar Chemistri of anions. New York: Wiley-VCH. 1997.

4. Хайдаров А. А., Абдуллаева М. А. Математический подход к решениям задач на практических занятиях по химии //Universum: психология и образование. - 2020. - №. 7 (73). - С. 8-11.

5. Абдуллажонов Х. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ СОСТАВА ВОДЫ //Universum: технические науки. - 2020. - №. 12-3 (81). - С. 5-7.

6. Хамракулова, М. Х., Абдуллаева, М. А., Абдуллажонов, Х., & Хайдаров, А. А. (2019). Исследование процесса нейтрализации экстракционного хлопкового масла. Universum: технические науки, (11-1 (68)), 75-77.

7. Тожиев Э. А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУРФУРИЛОВОГО СПИРТА И ОКСИДОВ ФУРФУРИЛОВОГО СПИРТА //Universum: технические науки. -2020. - №. 12-4 (81). - С. 72-74.

8. Нишанов М. Ф., Хайдаров А. А., Мирзаев Д. М. Значение изучения среды раствора при профессиональной подготовке студентов направления «Пищевая технология» //Universum: технические науки. - 2020. - №. 10-2 (79). - С. 92-94.

9. Сайдазимов М. С., Хайдаров А. А., Абсарова Д. К. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ АНИОННЫХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ НЕИОНОГЕННЫХ //Universum: технические науки. - 2020. - №. 12-4 (81). - С. 40-44.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

10. Нишонов, М., Абдуллажонов, Х., Хайдаров, А. А., & Собиров, А. О. (2019). ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КУРСА" ХИМИЯ" В НАПРАВЛЕНИИ" ТЕХНОЛОГИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ". Universum: технические науки, (12-2), 33-36.

11. Турдибоев И. Х. У. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА КРОВЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ //Universum: химия и биология. - 2021. - №. 8 (86). - С. 50-52.

12. Turdiboyev I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНО-ФУРАНОВЫХ СВЯЗЫВАЮЩИХ В ЛИТЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ //Главный редактор: Ахметов Сайранбек Махсутович, д-р техн. наук;

13. Заместитель главного редактора: Ахмеднабиев Расул Магомедович, канд. техн. наук; Члены редакционной коллегии. - 2020. - С. 48.

14. Сайдазимов, М. С., Хайдаров, А. А., & Абсарова, Д. К. (2020). СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ АНИОННЫХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ НЕИОНОГЕННЫХ. Universum: технические науки, (12-4 (81)), 40-44.

15. Хайдаров, А. А. (2022). ИННОВОЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КУРСА «ХИМИЯ» В НАПРАВЛЕНИИ «ТЕХНОЛОГИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ». Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(4), 598-606.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.