14 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
УДК 37.02
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-СЕМИНАРОВ И МАСТЕРКЛАССОВ СТУДИИ ИНТЕРЬЕРА «INCRUSTO»
О.И. Воробьева, доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
e-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья посвящена перспективам решения проблем взаимосвязи образовательных программ высшего образования с практической деятельностью через активное сотрудничество с работодателями.
Ключевые слова: образовательные стандарты, бизнес-семинары, интерактивное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста) по направлениям подготовки образовательными учреждениями высшего образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории РФ, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (специалитета) на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется направленностью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В рамках многих направлениях подготовки они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий (таб.1).
Таблица 1 - Доля занятий, проводимых в интерактивной форме по требованиям
ФГОС
Шифр ООП Доля интерактива, %
072500.62 Дизайн 20
120700.62 Землеустройство и кадастры 20
221700.62 Стандартизация и метрология 20
270300.62 Дизайн архитектурной среды 40
270800.62 Строительство 20
Внедрение методических инноваций в процесс обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном образовании. И хотя часть преподавателей консервативно настроены к транслируемым сверху изменениям, нельзя игнорировать данные исследований, подтверждающих, что использование интерактивных методик является наиболее эффективным способом обучения. Говоря простым языком, обучающиеся легче понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 15
Преподаватель, передавая новые знания, ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Доминирование преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Одной из форм сотрудничества преподавателей с практиками и создания условий для квазипрофессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлениям «Дизайн» и «Архитектура» явилось посещение семинаров, мастер-классов, объединенных под названием Smart-четверги в салоне интерьера «INCRUSTO» (http://incrusto.ru) - магазине элитной сантехники и керамики, работающем с мировыми брендами и создавшам для своих потребителей серию обучающих программ в виде семинаров, презентационных занятий с представителями компаний, связанных с производством оборудования для интерьера.
Во время этих мастер-классов, сопровождающихся информационными
презентациями, студенты могут получить профессиональные ответы от представителя той или иной торговой марки, затронуть актуальные темы, связанные с технологическими особенностями производства, с инженерными и дизайнерскими проектными документами, затронуть вопросы функциональности и рациональности оборудования, увидеть примеры размещения этого оборудования в интерьере. Этот метод обучения способствует глубокому внедрению студента в профессиональную сферу, развитию навыков профессионального диалога, повышению уровня знаний о современных мировых технологиях в той или иной области интерьерного пространства. Повышается мотивация студента к профессиональной проектной деятельности. Знания, полученные на семинарах и мастер-классах, интегрируются в учебный и внеучебный процесс в виде курсовых проектов, проектных и научных работ для участия в профессиональных конкурсах различного масштаба. Более того пополняется авторское портфолио студента, незаменимое при трудоустройстве и дальнейшей деятельности с реальными заказчиками.
Пользуясь инновационными методами в обучении, преподаватель тем самым помогает обучающимся в овладении знаниями инновационной образовательной деятельности и использовании их в последующей профессиональной работе, помогает сформировать у обучающихся мировоззренческие установки на роль и значение инноваций в их профессиональном становлении и развитии как будущих специалистов.
INNOVATIVE METHODS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL EXPERIENCE HAVE STUDENTS ON THE EXAMPLE BUSINESS SEMINARS AND WORKSHOPS STUDIO INTERIOR «INCRUSTO»
O.I. Vorobyova, assistant professor of "South Ural Institute of Management and Economics"
e-mail: [email protected]
Abstract
This article focuses on the prospects for addressing the relationship of educational programs of higher education with practical activities through active cooperation with employers.
Keywords: educational standards, business seminars, interactive learning.