УДК 617-089: [378.661:371.3:001.895] (045) Авторское мнение
инновационные методики в преподавании общей хирургии
в медицинском вузе
Ю. Г. Шапкин — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой общей хирургии, профессор, доктор медицинских наук; С. В. Капралов — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры общей хирургии, доктор медицинских наук; Р.Х. Хильгияев — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук; А. В. Беликов — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии; А. В. Хорошкевич — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук.
GENERAL SÜRGERY IN HIGHER MEDICAL SCHOOLS: INNOVATIVE TEACHING METHODS
Y. G. Shapkin — Saratov State Medical University n.a. Razumovsky, Head of Department of General Surgery, Professor, Doctor of Medical Science; S. V. Kapralov — Saratov State Medical University n.a. Razumovsky, Department of General Surgery, Assistant Professor, Doctor of Medical Science; R. H. Khilgiyaev — Saratov State Medical University n.a. Razumovsky, Department of General Surgery, Assistant, Candidate of Medical Science; A. V. Belikov — Saratov State Medical University n.a. Razumovsky, Department of General Surgery, Assistant; A. V. Horoshkevich — Saratov State Medical University n.a. Razumovsky, Department of General Surgery, Assistant, Candidate of Medical Science.
Дата поступления — 05.06.2011 г. Дата принятия в печать — 08.12.2011 г
Шапкин Ю. Г., Капралов С. В., Хильгияев Р. Х., Беликов А. В., Хорошкевич А. В. Инновационные методики в преподавании общей хирургии в медицинском вузе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 4. С. 992-993.
Образовательные программы и электронное тестирование имеют большое значение в преподавании общей хирургии. Применение современных компьютерных и Интернет-технологий в учебном процессе позволяет повысить качество подготовки студентов.
Ключевые слова: инновации, образовательная программа, тестирование.
Shapkin Y G., Kapralov S. V., Khilgiyaev R.H., Belikov A. V., Horoshkevich A. V. General surgery in higher medical schools: innovative teaching methods// Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 4. P. 992-993.
Educational programmes and computer tests are important in teaching of general surgery. Application of modern computer and Internet technologies in the educational process improves quality of training.
Key words: innovative technologies, educational programmes, tests.
В рамках перехода высшей образовательной школы к положениям Болонского процесса ведущим методом педагогической работы становится компе-тентностный подход к формированию устойчивых знаний и практических навыков у студентов [1]. Обязательным условием при этом является соответствие качества обучения и общеобразовательного стандарта. Особенно важным требованием служит постоянный контроль усвоения учебной информации и умение ее применения в практической деятельности. Наиболее надежным средством тотального контроля усвоения учебной информации является проведение ежедневного тестирования, в том числе и дистанционного [2]. Использование тестовых программ становится более актуальным при укрупнении групп и повышении учебной нагрузки на преподавателя [3].
Как известно, существуют контролирующие и обучающие тестовые программы. В повседневной преподавательской деятельности для закрепления усвоения учебного материала наиболее удобны обучающие программы. Современные средства информационного обеспечения позволяют формировать такие программы в мультимедийном формате с максимальным использованием всех средств наглядности, включая рисунки, цифровые фотографии и видеоролики. Разработанные таким образом (более 30) обучающие программы на кафедре позволяют в значительной мере адаптировать учебный процесс требованиям практического здравоохранения, создают мотивацию для качественного усвоения учебной информации, оставаясь в то же время доступными для использования в широкой аудитории. Построенная по принципу учебного тренажера программа, использующая в своей структуре разветвленное «дерево решений», организует в учебно-информацион-
Ответственный автор — Шапкин Юрий Григорьевич.
Адрес: 410600, г. Саратов, ул. Одесская, 7 а, кв. 60.
Тел.: 8-9272237896.
E-mail: [email protected]
ном поле своего рода ролевую игру, имитирующую ответственность студента за правильность выполнения логических заданий. В то же время непременным условием завершения работы обучающей компьютерной программы служит усвоение всей учебной информации и умение применять ее в практической деятельности. Следовательно, на выходе работы обучающей программы формируется компетенция студента по заданному разделу учебной дисциплины.
Обучающие программы содержат хорошо иллюстрированный информационный раздел с перекрестными ссылками как на темы занятий по собственной дисциплине, так и по смежным специальностям с координацией по горизонтали и вертикали. В то же время информационные разделы обучающей программы немедленно сопровождаются постановкой контролирующих учебных вопросов первого уровня, типовых ситуационных задач второго уровня и нетиповых проблемных заданий третьего уровня. Такая структура делает обучающую программу похожей на опорный конспект В. Н. Шаталова и позволяет создавать ассоциативные педагогические комплексы, значительно повышающие степень усвоения учебного материала. Тем же требованиям удовлетворяют и ситуационные задачи с электронным компонентом. Наш первый опыт использования интерактивных обучающих программ свидетельствует, что широкое внедрение их в педагогический процесс по всем темам учебного плана позволяет надеяться на целостное формирование компетенций среди всего коллектива обучающихся независимо от их начальной подготовки.
Разумеется, обучающая программа не заменяет клинической подготовки студентов «у постели больного», но в значительной мере подготавливает обучающихся к реальному общению с пациентами. Использование в рамках обучающих программ типовых и нетиповых ситуационных задач делает обучающую программу переходным звеном между теоретической и практической подготовкой. Наш опыт показывает, что в
Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 4.
PEDAGOGICS AND EDÜCATION
993
структуре проведения практического занятия работу с обучающей программой целесообразно проводить после контроля исходных теоретических знаний и перед выходом в клиническое отделение. Обучающая программа может быть с успехом применена для работы с отстающими студентами в рамках отчета за неудовлетворительные отметки или для отработки пропущенных занятий. Использование в этих целях обучающей программы экономит время преподавателя и максимально загружает учебным процессом студента.
В 2010 г. на кафедре внедрена новая система электронного тестирования студентов по всем преподаваемым дисциплинам. С помощью компьютерной техники проводится ежедневный контроль знаний студентов на каждом занятии, контроль знаний на зачетном занятии (контрольная точка дисциплины), предэкзаменационное тестирование, контроль выживаемости знаний (электронные АПИМ). Для создания тестовых заданий, проведения тестирования, а также анализа тестовых заданий и последующей их доработки мы стали использовать программное обеспечение MyTestX. Для создания тестов применяется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом.
В начале каждого занятия студенту предлагается тестовое задание с целью контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы — исходного уровня знаний. Тестовое задание состоит из 10 вопросов, произвольно выбранных программой для каждого тестируемого из общего банка вопросов по изучаемой теме. Таким образом, каждый студент получает индивидуальный вариант тестового задания. В зависимости от выбранного режима тестирования правильный вариант в случае неправильного ответа может быть показан (обучающий режим) или нет. На обдумывание вопроса дается 30 секунд. По нашему опыту, владеющему материалом студенту, как правило, достаточно этого времени для выбора правильного ответа. Больший интервал времени используется студентом чаще всего для получения подсказок.
В итоге на проверку исходного уровня знаний каждый студент затрачивает не более пяти минут. По окончании тестирования программа выдает результат, который может быть ограничен только оценкой с количеством правильных и неправильных ответов или выводом на экран всех заданных вопросов с указанием ошибок и правильных ответов. Помимо этого, программа MyTestX предоставляет широкие возможности для анализа и усовершенствования тестов. Собрав результаты прохождения теста группой студентов, можно выявить вопросы, на которые все студенты всегда отвечают правильно. Следовательно, последние являются слишком легкими, они не могут быть использованы для контроля знаний и поэтому исключаются из банка тестовых вопросов. Аналогичным образом выявляются и вопросы, на которые все студенты или абсолютное большинство их дает неправильный ответ. Как правило, это слишком сложный вопрос или в нем содержится ошибка. Отследив такие задания, мы их удаляем или исправляем, повышая качество тестов. Аналогичным образом осуществляется контроль конечного уровня знаний на зачетном занятии в конце цикла и предэкзаменационное тестирование. Предлагается 50 вопросов каждому студенту из общего банка вопросов по дисциплине, который составляет от 300 до 900 вопросов. Программа исключает возможность предоставления студенту заданий не по всем изучаемым темам. В таких тестовых заданиях каждый вариант обязательно содержит блок случайным образом выбранных вопросов из общего банка, но обязательно по каждой теме и в строго заданной преподавателем пропорции, что достигается при создании теста.
Выявлена положительная роль программы MyTestX в учебном процессе: исключена необходи-
мость механического запоминания (зазубривания) варианта правильного ответа студентом, поскольку программа каждый раз располагает правильный ответ на экране в произвольном порядке. Анализируя опыт электронного тестирования студентов с помощью названной программы на каждом занятии, отмечено возрастание уровня подготовки студентов к предэкзаменационному тестированию. В настоящее время все более актуальной становится проблема организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение ориентируется на гибкое удовлетворение потребностей студентов в учебных курсах. Благодаря широкому распространению Интернета преимуществом подобного образования становится способность обеспечить свободный доступ к современным обучающим материалам для большинства студентов, возможность быстрого обновления ресурсов без существенных материальных затрат.
Нами была изучена эффективность дистанционного тестирования исходного уровня знаний накануне практического занятия и итогового тестирования по окончании цикла изучения дисциплины. Для этого проведено анонимное анкетирование среди восьми групп студентов, изучавших дисциплину «Общая хирургия. Анестезиология». О возможности доступа в сеть Интернет заявило 94% опрошенных студентов, из которых 76% регулярно проходили тестирование на образовательном портале. Из них 68% указали, что повторно обращались к учебнику и другим образовательным материалам после тестирования, позволившего выявить пробелы в подготовке к занятию. Полагаем, что тестирование мотивирует к повышению уровня знаний.
Аудиторное компьютерное тестирование является высокоэффективным методом контроля успеваемости, но требует серьезных материальных затрат на организацию компьютерного класса. В этом случае разумной альтернативой также становится дистанционное тестирование. Однако здесь, на наш взгляд, должно устанавливаться ограничение: допускаются только хорошо успевающие и положительно зарекомендовавшие себя студенты, что снижает возможность фальсификации результатов. С другой стороны, такое ограничение воспринимается студентами как поощрение и становится дополнительным стимулом к повышению уровня успеваемости.
Таким образом, представленные инновационные методики в преподавании общей хирургии служат важным и необходимым элементом современной образовательной программы, позволяющим улучшить качество подготовки будущих врачей
Библиографический список
1. Орлов А. О. Роль компетентностного подхода в эволюции российской системы образования // Компетентностный подход в интеллектуально-развивающем образовательном пространстве региона: матер. 3-й междунар. науч.-метод. конф. 2009.
2. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза: учеб. пособие / А. В. Маматов, А. Н. Немцев, А. Г. Клепикова [и др.]. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. С. 161-162.
3. Слободин В.Я. Информационные технологии и образовательный процесс // Новые информационные технологии в университетском образовании: матер. XI междунар. науч.-ме-тод. конф. Кемерово, 2006.
Translit
1. Orlov A. O. Rol' kompetentnostnogo podhoda v jevoljucii rossijskoj sistemy obrazovanija // Kompetentnostnyj podhod v intellektual'no-razvivajuwem obrazovatel'nom prostranstve regiona: mater. 3-j mezhdunar. nauch.-metod. konf. 2009.
2. Metodika primenenija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij prepodavateljami vuza: ucheb. posobie / A. V. Mamatov, A. N. Nemcev, A. G. Klepikova [i dr.]. Belgorod: Izd-vo BelGU, 2006. S. 161-162.
3. Slobodin V. Ja. Informacionnye tehnologii i obrazovatel'nyj process // Novye informacionnye tehnologii v universitetskom obrazova-nii: mater. XI mezhdunar. nauch.-metod. konf. Kemerovo, 2006.
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 4.