Научная статья на тему 'Инновационные методические технологии в обучении иностранным языкам'

Инновационные методические технологии в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ПАРАДИГМЫ / КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ WWW / MULTIMEDIA / INFORMATION TECHNOLOGIES / TEACHING PARADIGMS / COMMUNICATION IN THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдова Т.А.

B статье обсуждаются вопросы использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов. Рассматривается теоретическая база становления обучения; подробно представлены положения об обучающих парадигмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article examines questions of using internet information and communication technologies in teaching foreign languages. The author discisses the theoretical base for teaching and gives a detailed description of teaching paradigms.

Текст научной работы на тему «Инновационные методические технологии в обучении иностранным языкам»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Т. А. Болдова

B статье обсуждаются вопросы использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов. Рассматривается теоретическая база становления обучения; подробно представлены положения об обучающих парадигмах.

Ключевые слова: мультимедиа; информационные технологии; обучающие парадигмы; коммуникации в сети www.

T. A. Boldova

The article examines questions of using internet information and communication technologies in teaching foreign languages. The author discisses the theoretical base for teaching and gives a detailed description of teaching paradigms.

Keywords: multimedia; information technologies; teaching paradigms; communication in the internet.

Экранная культура сети www способствует диверсификации и мультипликации источников обучения; это не только средство усвоения готовых общепризнанных знаний, но и способ информационного обмена, необходимый в системе обучения иностранным языкам. Основными психологическими теориями, на которых базируется обучение иностранным языкам с использованием новых технологий, являются когнитивная психология и теории конструктивизма.

На основе результатов исследований в области когнитивной психологии, относящихся к ситуации обучения с помощью новых технологий, учеными определяются представления о процессах понимания в сетевом рабочем окружении учебного процесса. Речь идет о том, как человек из информационного потока выбирает значимую для себя информацию, которую он понимает на основе своих предыдущих знаний. При этом важно, что человек способен разложить информацию на маленькие специфические части, но он может также и объединить небольшие порции информации в большие группы. Если взять как базис основное значение предварительных знаний, то в немецкой дидактике на основе теорий конструктивизма утверждается, что новый учебный материал существует не как информация, которую следует передать студенту, а как информация, которая ассимилируется с его предварительными знаниями. Это делает возможным конструирование процесса усвоения знаний и понимание актуальной информации студентом; при этом каждый «постигает», что-то свое, отличное от других, а обучение понимается как процесс «переконструирования» в сознании предыдущих знаний, сопровождаемый рефлективными процессами, причем эти знания возникают в социальном контексте.

В последнее время в научной среде усилились дебаты относительно вопроса о конструктивизме как о парадигме для обучения. Обучение понимается как активно-конструктивный и собственно-управляемый

процесс, в ходе которого человек конструирует свои знания, при этом знания определяются не как эксплицитные, знание фактов, а как процедурные, имплицитные знания. Другими словами, мы действуем в рамках тех представлений, через призму которых воспринимаются события.

Мы наблюдаем резкое взаимопроникновение областей наук и образования, актуальность когнитивного и системно-синергетического подхода к системам и процессам. В отечественной науке также рассматривается необходимость перехода от классической «монопредметной» парадигмы системы образования к когнитивной системно-синергетической междисциплинарной парадигме, при этом речь идет о проблеме перехода от процесса обучения к процессу самообучения. Так, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и А. Г. Крицкий [1] дают следующую оценку влияния компьютера на учебную деятельность, утверждая, что новые информационные технологии опосредствуют учебную деятельность (вынося ее вовне), что «создает предпосылки для развития важнейших мыслительных процессов: рефлексии, анализа, планирования и понимания». Отмечаются различные направления видоизменения деятельности, способствующие развитию творческих начал. Сеть www изменяет учебную деятельность студента, она предстает как визуальная работа с трехмерной и многомерной графикой. Методологическая дискуссия об изменении учебной деятельности базируется, в первую очередь, на парадигме обработки информации, - эта парадигма является центральной частью исследований в когнитивных теориях. Эта парадигма моделирует знания как обработку информации, а человека как информационно-обрабатывающую систему, где различается информация в смысле внутреннего ментального представления и называется пять принципов информационной парадигмы:

1) информационное описание;

2) иерархический разбор;

3) деление информации на части;

4) динамика информации;

5) ее физическое представление.

К теориям, ориентированным на эмпирические исследования, относятся не только классический бихевиоризм, конструктивизм, но и основная часть, скажем, когнитивных теорий, в том числе и социально-психологических, таких как экспериментальная психосемантика. В этом плане психосемантика стоит на позициях множественности возможных моделей мира, на идее плюрализма истины и, как следствие, на идее множественности путей развития как отдельного индивида, так и общества. А. В. Брушлинский [2] совместно с К. А. Абульхановой-Славской [3] разработали принцип субъектности в психологии, который является дальнейшим развитием положения их учителя, С. Л. Рубинштейна [4], о том, что «внешние причины действуют через внутренние условия».

Общая гипотеза конструктивизма относительно обучения определяется как «обучение через внесение информации», когда сеть дает студенту возможность «составлять» самому при помощи сети www определенную информацию, чтобы уметь отвечать на структурные и содержательные вопросы типа "data-driven learning". Обучение с конструктивистских позиций характеризуется как активный процесс, в котором обучаемый конструирует новые знания, а осознание новых знаний базируется на открытом потоке информации, на прошлом опыте, знаниях. При этом обучение иностранному языку рассматривается как интерактивный, динамический процесс, когда студенты участвуют в ситуациях, в которых они могут сами исследовать источники и ресурсы информации, а не получать простые формальные инструкции.

Такое взаимодействие в сети www предполагает развитие способностей вести диалог, постоянно переключаясь на различные социальные ситуации, отражающие субкультурные ценности, которые, в свою очередь, способствуют воспитанию толерантности к иным взглядам на жизнь, к иному человеческому опыту, иным нормам и культурным представлениям, обучившись которым студенты смогут в дальнейшем обучать этому своих учеников. Все это будет способствовать развитию и становлению «вторичной языковой личности» [5] в интерактивном обучении. Студент университета - это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире.

Современная точка зрения на проблему психологической корректности при создании технологий компьютерной поддержки интеллектуальной деятельности опирается на гуманитарную парадигму. Следуя ей, «получение информации» от человека более естественно трактовать как «извлечение знаний», которые обращаются в информацию при переходе от одного носителя к

другому и в ходе когнитивных преобразований подвергаются большему или меньшему искажающему эффекту (не обязательно отрицательному). При этом процесс извлечения знаний может включать существенную переработку первичных представлений их носителем и посредником («инженером знаний»), если таковой предусмотрен по технологии». Фактически здесь выражен лозунг Болонской системы: давать не просто образование, а формировать компетенции, то есть формировать в течение всей жизни умения, делающие возможным обучение в течение всей жизни. В обучении важно не только знать определенные сведения, факты, теории, но и научиться этими знаниями владеть, причем на примере любого типа знаний.

Образований человек является культурным и в том смысле, что он принимает и понимает иные культурные позиции и ценности. Другое требование, важное для нашего времени, - понимание и принятие чужой культуры. Это можно понимать в том смысле, что внутри самой себя она не осознается; лишь при взаимодействии, встрече, диалоге разных культур становятся видимыми и понятливыми основания и особенности собственной культуры. Сформулированный в 1990-х гг. методический принцип необходимости изучения языка и культуры положен в основу формирования Европейского пространства высшего образования и подключения к Европейскому пространству научных исследований. Упор делается на дидактику обучения и изучения нескольких языков, а не отдельно изучаемого иностранного языка. Вводится понимание самого процесса интеркультурного и транскультурного образования, дающего перспективы мобильности как в обучении, так и в практической деятельности выпускников университетов.

Это значит, что перед будущими специалистами открывается огромное пространство выбора приложений своих сил, где происходит соединение мировых знаний, соединение коммуникации в европейском и глобальном масштабе, когда изучающий иностранный язык «приближается к "незнакомому" и открывает его». Не просто что-то знать, а знать, как найти, как быстро «добыть» требуемые знания из сети Интернета, через коммуникацию на основе аутентичных текстов, где заложены национальные стереотипы, которые обладают важным для коммуникации свойством.

Это и есть концепция коммуникативной дидактики как «конструктивистской модели» [6], где важным умением рассматривается мультилитеральность, обозначенная в Европейской системе образования как основная цель обучения, а задача обучения заключается в создании пространства сетевого общения между различными группами людей. Конструкт мультилитеральности был разработан группой ученых "The new London Group" (1996), куда входит и понятие коннективизма (от англ. слова "connect") как модели обучения в компьютерном окружении. Эта группа разработала в 1996 году образовательно-политический манифест под названием "A Pedagogy of Multiliteracies: Designing Social Futures",

проект с публикациями "Multiliteracies: Designing Social Futures" [цит. по: 7, S. 136], где основными вопросами мультилитеральной педагогики являются: многоязычие, культурное многообразие, мультимодальность, контек-стуальность, социальная и языковая идентичность. Мультилитеральность рассматривается как одна из основных целей образования, когда студент имеет действенные умения социального характера, умеет читать, писать на разных языках, вступать в коммуникацию на одном или нескольких языках. Упор делается на дидактику обучения и изучения нескольких языков, а не отдельно изучаемого иностранного языка. Это важно, чтобы понять информационную и коммуникативную сеть www - как языковой знак, посредника [8, с. 326], как мощнейшее орудие социализации новых членов общества через «пространство потоков» информации, технологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов, а также формирования общественного мнения через коммуникацию в форме дискурса. Ставится задача создания «коммуникативного поля», где преподаватель получает возможность видеть собственную лекцию или семинар в перспективе ее распространения и понимания студентами разных стран и не ограниченной лишь стенами аудитории одного университета. При этом надо отчетливо понимать, что невозможно обеспечить по всей стране одинаковый уровень образования, однако можно начать выстраивать академическое сообщество на некоторых «опорных точках» включенности в исследования мирового сообщества. Введение в обучение иностранным языкам интернет-технологий, и прежде всего информационных и коммуникационных средств, рассматривается как совокупность методов и технических средств получения, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Это значит, что назрела необходимость определить влияние новых технологий и Интернета на изменения, которые уже сейчас возникают в системе обучения иностранным языкам. Речь идет об изменениях в содержании методической подготовки будущих преподавателей иностранных языков за счет включения в нее знаний и умений, необходимых для использования интернет-технологий в обучении иностранным языкам, для интерактивного взаимодействия в информационных, коммуникативных сетях.

Речь идет о зарождающейся конструкции, в основе которой лежат последние достижения в области новых технологий. По своей природе интерактивные технологии подразумевают связывание отдельных элементов друг с другом для создания «шлейфа» индивидуальных ассоциаций; подразумевают изменение ролей («погружение» как опыт симуляции в модели трехмерного окружения). Формирование нового поколения не биологический, но в широком смысле социально-когнитивный, то есть общекультурный процесс, и в его основе лежат информационные процессы, ускоренные изменения в системе воспитания и образования. Произвести такие быстрые и глубокие изменения возможно лишь на основе использования современных информационных технологий в качестве основного образовательного и воспитательного средства.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В. В., Рубцов B. В., Крицкий А. Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта. - М.: Ин-т психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. -272 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности). - М.; Воронеж: Академия педагогических и соц. наук, 1998.

4. Рубинштейн С. П. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

5. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). - М.: Высшая школа, 1998.

6. Glasersfeld E. Radical Constructivism: A Way on the Organization of Experience. - Palmer Press: London, 1996.

7. Tegran O.-S. Hypertext and Hypermedia: Konzeptionen, Lernmöglichkeiten, Lernprobleme // Is-sing L. J., Klimsa P. (Hrsg.) Information und Lernen mit Multimedia. - Weinheim: Beltz Psychologische Verlags Union, 1997. - S. 123-137.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. - 580 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.