ском крае 15-16 июня 2005 года, мы были благодарны руководству филиала Кубанского государственного университета в городе Геленджике за возможность провести встречу с архиереями Кавказского региона и благочинными Екатеринодарской епархии. Желаю блаженственных успехов в образовании и воспитании граждан нашей страны, проходящих обучение в этом вузе». Его Святейшество благословил наш университет на добрые дела и процветание, особо подчеркнув: «Все мы должны помнить о традициях и великой истории Руси, хранить
и развивать их!» Администрация Краснодарского края выразила глубокую благодарность ректору Кубанского госуниверси-тета и коллективу филиала КубГУ в городе Геленджике за организацию этого мероприятия.
Нами были приведены только некоторые примеры из жизни филиалов Кубанского государственного университета, но и они, надеемся, раскрывают положительную роль, которую играют филиалы в развитии науки, культуры и образования в своих регионах.
И. ШЕВЧЕНКО, профессор, декан экономического факультета К. ЛИТВИНСКИЙ, доцент
Современная ситуация в России - это комплекс уникальных социально-экономических изменений, затронувших и систему высшего профессионального образования. Давно уже в вузах нет распределения выпускников, и молодежи все труднее найти себе подходящее рабочее место, полностью соответствующее полученной специальности. Пожалуй, наиболее важным социально ориентированным направлением деятельности экономического факультета Кубанского государственного университета является внедрение системы адаптации обучающихся к рынку труда посредством поддержки одаренных студентов и привлечения сил коммерческих структур к решению проблем высшего профессионального экономического образования.
Работа в данном направлении строится по следующим взаимосвязанным векторам.
I. Инновационно-образовательный проект «День карьеры»
Каждую весну начинают беспокоиться о своем трудоустройстве выпускники всех вузов России. Примерно в это же время по-
Инновационные механизмы трудоустройства
тенциальные работодатели начинают проводить отбор высококвалифицированного персонала.
Решить одновременно эти две, на первый взгляд разнонаправленные, проблемы помогает «День карьеры». Это ежегодный проект, проводимый факультетом под патронажем администрации Краснодарского
края и г. Краснодара и при поддержке представителей крупных коммерческих структур.
В чем суть этого уникального мероприятия? Компании города, желающие подобрать высокообразованный персонал, выставляют имеющиеся у них вакансии и с помощью рекрутингового центра «Персонал» получают выборку кандидатов, состоящую как из предварительно отобранных претендентов, так и из выпускников факультета. Несмотря на затратность данного проекта, участие в нем для всех компаний и соискателей рабочего места является абсолютно бесплатным - это закон факультета.
Из года в год проект набирает силы. Факультет налаживает связи с ведущими фирмами города и края, что дает возможность не только трудоустроить студентов и предоставить им место для прохождения практики, но и наиболее эффективно построить учебный процесс, исходя из требований современного рынка труда.
Традиционные участники проекта: Министерство по налогам и сборам по Краснодарскому краю, Департамент федеральной службы занятости населения по Краснодарскому краю, Краснодарский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи и незанятого населения, ведущие представители бизнес-сектора, ведущие банки Краснодара, сотрудники кадровых агентств.
В процессе общения с потенциальными работодателями завтрашние специалисты получают возможность продемонстрировать им уровень своей профессиональной подготовки, завязать столь необходимые для карьерного роста контакты. Трудно переоценить и участие представителей рекрутинговых компаний, которые внесут данные о выпускниках в соответствующие базы для представления их потенциальным работодателям.
Ежегодный «День карьеры» проводится с целью сблизить две заинтересованные стороны: компании, стремящиеся получить квалифицированных, ответственных, целе-
устремлённых сотрудников, и студентов -потенциальных работников компаний, которые желают найти работу, места производственной и преддипломной практики, соответствующие их знаниям, навыкам, творческому потенциалу.
Рассмотрим некоторые направления реализации проекта «День карьеры».
1. Изучение спроса и предложения на рынке труда молодых специалистов в Краснодаре и Краснодарском крае.
Открытие на факультете новых специальностей, таких как «маркетинг», «антикризисное управление»,«налоги и налогообложение», объясняется проведенными в рамках «Дня карьеры» исследованиями, в результате которых было выявлено, что интерес к ним со стороны реального сектора экономики огромен.
Кроме того, изучение качественных характеристик спроса и предложения на рынке труда молодежи позволяет выяснить ряд вопросов: отношение предприятий к молодежи как к потенциальным работникам, система найма сотрудников (требования к кандидатам, условия работы, перспективы, вакантные позиции и т.д.), условия работы молодых специалистов и т.п.
2. Развитие базы данных по студентам и молодым специалистам - выпускникам факультета, заинтересованным в получении (смене) работы.
Многие, кто был соискателем и кому не
посчастливилось найти работу, отдают свои резюме и анкеты организатору этого проекта - экономическому факультету КубГУ, он же, в свою очередь, составляет из этих резюме базу данных, которая является основой для работы рекрутингового центра «Персонал». Каждый работодатель может обратиться в центр с требуемой вакансией, а тот - закрыть ее кандидатом из сформированной базы данных. Компании-участницы получают право пользования этой базой данных в течение года без подписания каких-либо договоров о финансировании проекта.
3. Проведение курса психологической подготовки для наиболее перспективной группы кандидатов.
Этот этап включает в себя дополнительную подготовку соискателей к индивидуальным встречам с компаниями-работода-телями. Тренинги проводятся как сотрудниками экономического факультета, так и, при необходимости, специалистами компа-ний-участниц.
Как правило, за месяц до начала проведения «Дня Карьеры» созывается пресс-конференция, посвященная ознакомлению с наиболее востребованными профессиями на рынке труда. В рамках пресс-конференции проводится серия лекций и семинаров по проблемам трудоустройства: где и как искать работу, как написать резюме, как пройти собеседование. В особый блок выделены семинары, где можно получить информацию о специфике трудоустройства в иностранные и совместные компании. На семинары приглашаются студенты старших курсов, а также выпускники экономического факультета КубГУ.
В последнее время «День Карьеры» стал общеуниверситетским и общегородским мероприятием, и любой студент или выпускник КубГУ и других вузов Краснодара может принять в нем участие.
II. Система именных корпоративных стипендиальных программ
Усилению мотивации студентов к учебной деятельности, а также участию их в на-
учно-исследовательской работе и общественной жизни факультета способствует постоянно совершенствуемая система именных корпоративных стипендиальных программ.
Ежегодно на факультете проводятся творческие и научные конкурсы.
В числе первых: стипендиальная программа компании «|Т1», предполагающая конкурс эссе студентов; стипендиальная программа компании «Трансазия»; специальная молодежная стипендия администрации Краснодарского края. Кроме того, в рамках «Недели факультета» ежегодно проводятся конкурсы «Мисс и Мистер экономического факультета», «День факультета», благотворительные концерты в детских домах и реабилитационных центрах, где студенты могут раскрыть и продемонстрировать свои таланты.
К научным конкурсам, которые предполагают написание научно-исследовательских работ, эссе, бизнес-планов, относятся следующие программы: конкурс на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу в области энергетики, организованный ОАО «Кубаньэнерго»; конкурс, организованный компанией «|Т1», включающий два направления: стипендиальную программу для студентов свысокой академической успеваемостью и конкурс бизнес-планов; организуемый Министерством по налогам и сборам и его официальным изданием - журналом «Российский налоговый курьер» конкурс «Лучший налоговый аналитик»,предус-матривающий выполнение тестового и творческого задания по одному из пяти предложенных направлений налогообложения; конкурс Сбербанка РФ на именную стипендию с правом прохождения студентами учебно-производственной практики; конкурс «Экономический рост России», организованный Вольным экономическим обществом России; конкурс интеллектуальных проектов «Идеи для России», организованный фондом «Единство во имя России».
Студенты факультета ежегодно принимают участие в стипендиальных вузовских
программах Фонда В. Потанина, компании «Филип Моррис Кубань», стипендиальных программах Президента РФ, Правительства РФ, Совета вуза и т.п.
Помимо этого, факультет имеет своих призеров и лауреатов студенческой «Недели науки». В ее рамках на факультете проводится студенческая научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам в различных сферах экономики.
Полученные студентами навыки научноисследовательской работы способствуют повышению результативности учебного процесса. По итогам 2004-2005 учебного года более 30 студентов факультета получили признание в виде именных стипендий. Ежегодно студенты факультета становятся победителями и лауреатами различных всероссийских конкурсов.
Развитие системыименных корпоративных стипендиальных программ позволяет добиться высоких результатов в саморазвитии студентов, их самовыражении - не только на учебном поприще, но и на творческой стезе. Как правило, компании-учредители данных стипендий, материально поощряя выдающихся студентов, по окончании обучения принимают их к себе на работу.
В результате ни один талантливый студент не остается без внимания со стороны деканата. С одной стороны, многие лауреаты различных стипендиальных программ заранее формируют свои карьерные цели и, еще будучи студентами, работают в компаниях - учредителях стипендий, с другой -профессорско-преподавательский состав корректирует свое отношение к повышению качества подготовки специалистов.
III. Программа студенческой мобильности
В современных условиях национальная и во многом региональная обособленность вузов является весьма ощутимым препятствием на пути процесса интернационализации и глобализации, особенно при решении таких вопросов, как признание отечественных дипломов на мировом уровне, по-
вышение качества подготовки специалистов, унификация стандартов, вопросы международной аккредитации и т.п. Интеграция экономического факультета КубГУ в мировое образовательное и научно-исследовательское пространство, разработка методик наименее болезненного перехода на двухуровневую систему образования, к сожалению, тоже сталкиваются со многими трудностями.
Учитывая современный международный опыт, факультет начинает реализовывать самую известную форму интернационализации высшего образования - мобильность студентов в целях совершенствования процесса подготовки специалистов, а также модернизации и унификации учебных образовательных программ.
Очевидно, что отправлять студентов получать знания за границу - явление далеко не новое. Однако в свете происходящих перемен, связанных с переходом на двухуровневую систему образования, опыт экономического факультета КубГУ является во многом уникальным.
В последнее время на факультете реализуется программа международной стажировки студентов, стержнем которой является взаимозачет дисциплин. Скажем, по окончании семестра студент представляет факультету перечень предметов, изученных им в Италии, а факультет обязан засчитать ему аналогичные предметы, которые он изучал бы в России.
Управляемость данного процесса при высокой степени мобильности студента достигается четким планированием расписания занятий с составлением списка ответственных преподавателей (супервайзеров), полной доступностью информации о требованиях по предметам и процедурам оценки. Наряду с научным (кафедральным) контролем имеет место и контроль административный, осуществляемый штатными работниками факультета. Задача факультета - создать приемлемые для каждого студента условия, сохранив при этом возможность контроля результатов.
Руководство факультета рассматривает развитие программ студенческого обмена как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.
IV. Программа получения двойного диплома: двойное руководство дипломными проектами
Получение двойного диплома реализуется параллельно в нескольких направлениях.
С одной стороны, большинство российских студентов хотели бы учиться за рубежом, но не могут себе этого позволить. Однако сегодня можно получить зарубежный диплом без выезда за рубеж, непосредственно в стенах родного вуза. К студентам приезжают профессора вузов-партнеров и читают предусмотренные зарубежной образовательной программой учебные курсы по соответствующей специальности. Ко всему прочему это дает возможность сравнить российские и зарубежные подходы к решению одних и тех же задач, а также обеспечить углубленное изучение иностранного языка, на котором читается ряд дисциплин специализации со сложной терминологией. На финальном этапе студенты сначала пишут и защищают диплом на русском языке, а затем переводят его на иностранный и защищают перед международной комиссией. В результате освоения совместных программ они становятся счастливыми обладателями как отечественного, так и зарубежного диплома.
С другой стороны, в свете наметившихся «болонских» преобразований Кубанский государственный университет расширяет реализацию программ получения второго диплома посредством стимулирования студентов к обучению за рубежом.
При необходимости во время учебы в партнерском вузе студенты освобождаются от платы за обучение и могут получить финансовую помощь из фонда зарубежных стажировок.
Дипломная работа, соответствующая
интересам преподавателей и студентов обоих вузов, выполняется таким образом, что одной ее частью руководит профессор нашего университета, а другой - его зарубежный коллега. Подобное соединение чрезвычайно интересно и полезно как для студентов, так и для преподавателей, поскольку дает возможность укрепить научные контакты и обменяться опытом преподавания.
Особенность данной программы заключается в том, что студенты в первые семестры (общегуманитарная подготовка) обучаются в Кубанском государственном университете, а в завершающие семестры (общепрофессиональные предметы и дисциплины специализации) - за рубежом в одном из университетов-партнёров с получением двойного диплома. Учащийся выбирает страну для обучения в зависимости от уровня знания иностранного языка. В программу входит обязательная стажировка на предприятии. По окончании, при условии успешной сдачи экзамена, выпускник получает два диплома: Кубанского государственного университета и зарубежного принимающего университета.
После окончания программы выпускники могут поступить на программу послевузовского образования МВА.
V. Рекрутинговый центр «Персонал»
Центр «Персонал» является координатором усилий по взаимному развитию всех ранее описанных направлений. Он занимается вопросами трудоустройства всех студентов факультета, стараясь при этом учесть как их квалификационные характеристики, так и пожелания.
Таким образом, деятельность центра «Персонал» направлена на:
■ реализацию инновационно-образовательного проекта «День карьеры»;
■ налаживание контактов с потенциальными работодателями и заключение договоров по реализации корпоративных стипендиальных программ;
■ максимизацию доли трудоустройства студентов и выпускников факультета;
■ обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускников факультета;
■ усиление рейтингового положения факультета на рынке образовательных услуг;
■ координацию международной деятельности факультета, направленной на увеличение студенческой мобильности и получение двойного диплома.
Взаимодействие данных направлений деятельности позволяет факультету развивать социально-экономическое партнерство и позиционировать себя как социально-ответственную образовательную структуру, обеспечивающую полное трудоустройство своих выпускников.
А. ЖДАНОВСКИЙ, доцент, декан факультета управления и психологии
Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении
Факультет управления и психологии создан в Кубанском госуниверситете в 1996 г. Он осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по девяти образовательным программам, по праву считается одним из наиболее престижных в КубГУ, что из года в год подтверждается высокими конкурсами на вступительных экзаменах, количеством персональных стипендий, выигранных студентами и аспирантами, сотрудничеством с отечественными и зарубежными научными фондами. Факультет видит свою миссию в том, чтобы обеспечивать научную и образовательную поддержку инноваций в управлении, в полной мере выполнять функции науки - объяснять и прогнозировать развитие сложных социально-политических и экономических процессов в современном российском обществе.
Готовность человека жить в столь сложном мире, что окружает нас сегодня, требует освоения им критического мышления и личной ответственности, а также навыков кооперации с другими людьми и самоорганизации в группы интересов (коллективные субъекты). Концептуальная модель человека как субъекта социального мира, осознающего свои способности и ограничения, готового взаимодействовать с другими людьми и объединяться с ними в коллективном
действии (исследовательский проект кафедры социальной психологии и социологии управления - доцент А.Н. Кимберг), а также исследование феномена бытия личности в мире (научный проект кафедры психологии личности - заведующая кафедрой профессор З.И. Рябикина) дают возможность оценить складывающиеся отношения управления в контексте субъектности и самореализации личности.
Вместе с тем управление политическими процессами в значительной мере осуществ-