Научная статья на тему 'Инновационные механизмы функционирования логистической инфраструктуры региональной товаропроизводящей сети'

Инновационные механизмы функционирования логистической инфраструктуры региональной товаропроизводящей сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СКЛАДСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ / LOGISTIC OPERATOR / REGIONAL LOGISTIC DISTRIBUTIVE COMPLEX / WAREHOUSE DISTRIBUTION / INNOVATIVE TOOLING OF DISTRIBUTIVE LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халын Виктор Геннадьевич

В статье представлен анализ существующей системы складирования и грузопереработки. Для эффективного развития логистической инфраструктуры региональной товаропроводящей сети в федеральных округах России необходимы современные оборудованные торгово-складской техникой и программами информационного обеспечения складские мощности, технологические процессы хранения и обработки грузов, полный комплекс оборудованных транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех подсистем логистической цепи товародвижения и распределения продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the analysis of existing system of warehousing and the cargo processing is presented. The analysis indicative how to effective development of logistic infrastructure of a regional commodity distribution network in the federal districts of Russia are necessary modern equipped with trading and warehouse equipment and programs of information support, storage facilities, technological processes of storage and cargo operations, a full complex of the equipped vehicles and the cargo handling mechanisms providing effective interaction of all subsystems of a logistic chain of movement and distribution of goods.

Текст научной работы на тему «Инновационные механизмы функционирования логистической инфраструктуры региональной товаропроизводящей сети»

В. Г. Халын

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОВАРОПРОИЗВОДЯЩЕЙ СЕТИ Аннотация

В статье представлен анализ существующей системы складирования и грузопере-работки. Для эффективного развития логистической инфраструктуры региональной товаропроводящей сети в федеральных округах России необходимы современные оборудованные торгово-складской техникой и программами информационного обеспечения складские мощности, технологические процессы хранения и обработки грузов, полный комплекс оборудованных транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех подсистем логистической цепи товародвижения и распределения продукции.

Annotation

In the article the analysis of existing system of warehousing and the cargo processing is presented. The analysis indicative how to effective development of logistic infrastructure of a regional commodity distribution network in the federal districts of Russia are necessary modern equipped with trading and warehouse equipment and programs of information support, storage facilities, technological processes of storage and cargo operations, a full complex of the equipped vehicles and the cargo handling mechanisms providing effective interaction of all subsystems of a logistic chain of movement and distribution of goods.

Ключевые слова

Логистический оператор, региональный логистический распределительный комплекс; складская недвижимость, инновационный инструментарий распределительной логистики.

Keywords

Logistic operator, regional logistic distributive complex; warehouse distribution,

2012 № 4 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

innovative tooling of distributive logistics.

2012 год - год вступления России в ВТО, 2014 год - год проведения XXII зимних Олимпийских игр в нашей стране, и в настоящий момент все отрасли социально-экономического

обеспечения страны ориентированы на подготовку к данным существенным событиям. В рамках этих со-

циально-экономических событий и в связи с изменением экономических условий хозяйственной деятельности при вступлении в ВТО должны быть усовершенствованы, модернизированы и адаптированы к мировым рыночным запросам все отрасли экономики и жизнеобеспечения.

Сформированные в настоящее время инфраструктурные элементы системы распределения продукции должны отвечать международным потребностям в данной сфере, сопровождаться соблюдением экономических, организационных, экологических и правовых требований, что предполагает интеграцию сервисного обеспечения, определение и конкретизацию путей минимизации рисков и затрат при организации и осуществлении складского технологического процесса в региональных распределительных комплексах.

Анализ существующей системы складирования и грузопереработки в настоящее время свидетельствует о том, что для эффективного развития логистической инфраструктуры региональной товаропроводящей сети в федеральных округах России необходимы современные оборудованные торговоскладской техникой и программами информационного обеспечения складские мощности, технологические процессы хранения и обработки грузов, полный комплекс оборудованных транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех подсистем ло-

гистической цепи товародвижения и распределения продукции. Материальной базой реализации логистических технологий и инструментария является создание сети логистических распределительных комплексов, выполняющих товаропроводящие, накопительно-распределительные функции и

предлагающих весь комплекс логистических сервисных услуг.

Определяющий характер преобразований в системах складирования и грузопереработки расставляет акценты систематизации бизнес-процессов в звеньях консолидации продукции, что позволяет обеспечить интеграцию всех участников сферы распределения и повысить эффективность их взаимодействия на региональном, российском и международном уровне. Применение логистического инструментария является самым эффективным направлением организации, а логистические принципы и подходы на практике позволяют более рационально использовать складские мощности, машины и оборудование.

Логистическая сеть объединяет в единую бизнес-схему предприятия сферы производства и организации торговой, транспортной, складской и другой инфраструктуры, специализирующихся на оказании услуг, и осуществляет координацию их действий посредством информационной сети. Оснащение

складских мощностей необходимой для функционирования информационной системой - необходимый этап создания или модернизации существующей системы складирования в рамках товаропроводящей сети.

Использование современных инновационных информационных систем предопределяет и во многом формирует сам технологический процесс обработки грузов, то есть формирует условия и рамки функционирования материального потока. Совокупность задач функ-

ционирования указанных материального и информационного потоков в рамках организации работы современного логистического центра уже является инновационной для современной российской экономики.

В широком смысле «инновации» -это, наряду с внедрением уже созданного на основании передовых научных знаний продукта - разработка новых процессов и оборудования, основанных на использовании прикладного характера фундаментальных научных познаний, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР).

Растет спрос на использование информационных технологий отслеживания перемещения грузов, страхования грузов и ответственности экспедитора, но более всего рынок нуждается в комплексном логистическом сервисе, который, ориентируясь на результаты анализа финансовых, временных, складских, организационных и других издержек, должен обеспечить логистическое планирование всех направлений деятельности системы.

Подыскивая рациональное решение вопроса консолидации продукции, предприятия часто не могут своевременно координировать сопутствующие услуги по транспортировке. В данном контексте для реструктуризации региональных логистических распределительных центров в системе товародвижения необходима именно транспортноскладская логистика, которая определяется как «система организационнофункциональной деятельности технологического характера (хранение-

складирование и доставка-

транспортировка), экономическим содержанием которой является создание дополнительной ценности (стоимости и потребительной стоимости) предмета этой деятельности (товара-ресурса).

Структура этой дополнительной ценности выражается в терминах известных правил логистики, образующих

так называемый комплекс логистики: ценность самого ресурса (структура, качество, количество); ценность времени (точность доставки); ценность места доставки. Иными словами, ценен не только товар (ресурс) сам по себе, а ценен тем, что имеется в необходимом количестве, с сохраненным качеством, в точное время, в определенном месте.

Логистическая реструктуризация и модернизация регионального складского комплекса базируются на предположении, что решение задач проникновения на рынок или упрочнения позиций компании-производителя или крупного поставщика продукции в рамках организации собственной сети распределения не эффективно ввиду своеобразной непрофильности такого рода деятельности.

В этих условиях инновационные схемы аутсорсинга, предполагающие передачу непрофильных видов деятельности сторонним организациям - логистическим провайдерам, являются наиболее эффективным способом для организаций стать более конкурентоспособными на рынке предложения данного вида услуг.

Функции по управлению материальными и информационными потоками исполняют логистические распределительные центры (ЛРЦ). В России

востребованность ЛРЦ на региональном уровне особо остро стала проявляться с приходом международных операторов, когда существовавшая на тот момент централизованная система распределения готовой продукции оказалась малоэффективной и была не в состоянии удовлетворить потребности зарубежных компаний в продвижении товаров на региональные рынки страны в силу ряда причин: общей экономической нестабильности, географической протяженности территории, климатических условий, отсутствия инфраструктурной информационной составляющей логисти-

ческого процесса товародвижения, форс-мажорных обстоятельств.

Как следствие, компании-лидеры наладили поставки готовой продукции через региональные распределительные центры, тем самым скорректировав централизованную систему сбыта, с одной стороны, и закрепив за региональными логистическими распределительными центрами (РЛРЦ) статус основных звеньев товаропроводящей цепи в системе товародвижения Российской Федерации, с другой.

В новых условиях стало актуальным приложение усилий по формированию инфраструктуры, позволяющей крупным компаниям продвигать продукцию на региональные рынки через предприятия малого и среднего бизнеса, которые осваивают инновационные логистические процессы и технологии, ранее не характерные для экономики России.

Применение инновационно-

процессных технологий помогает предприятиям (как собственникам продукции, так и провайдерам логистических услуг) оставаться рентабельными даже в периоды экономической нестабильности, успешно развиваться, обеспечивать высокую социальную защищенность работников, платить налоги в бюджеты разных уровней, тем самым внося вклад в формирование экономики региона и наполнение бюджетов.

Обслуживание сервисного потока - новое направление в деятельности РЛРЦ, являющееся основным фактором перехода РЛРЦ на более высокий уровень функционирования в качестве регионального логистического распределительного комплекса (РЛРК). К обслуживанию сервисного потока относятся услуги поклажедателю по организации страхования (перестрахования) хранимых и (или) перевозимых грузов, услуги по предоставлению оборудованных площадок для организации сервисного обслуживания техники и оборудо-

вания, обучающих центров, направленных на продвижение продукции на рынке, центров продаж, рекламы и маркетинга, возможность аренды погрузочной техники и техники для перемещения продукции с оператором или без такового, а также сервисные услуги по подготовке и электронному обмену аналитической информацией, учету оборотной тары и упаковки, предпродажной подготовки продукции для ритейлера (розничного продавца), утилизации отходов и другие услуги.

В рамках логистической реструктуризация регионального складского комплекса с объединением в деятельности РЛРЦ функций по обслуживанию материального, информационного и сервисного потока можно говорить о создании нового типа логистического центра - регионального логистического распределительного комплекса (РЛРК).

Основная деятельность регионального логистического распределительного комплекса (РЛРК) заключается в обслуживании материальных, информационных, сервисных потоков посредством его эффективного участия, в том числе в таких ключевых звеньях цепочки поставок, как управление выполнением заказов и информационноаналитическое обслуживание. Одной из важнейших функций деятельности РЛРК является сокращение времени на обработку продукции и увеличение скорости ее оборачиваемости.

Информационные технологии типа Time-based Logistics, или логистика в реальном масштабе времени, базируются на идее сокращения продолжительности логистического цикла заказа. В данном случае наибольшей ценностью выступает время, которое тратится на исполнение полного цикла оборота. Оптимизация достигается за счет сокращения потери времени на всех этапах жизненного цикла продукта.

Формирование хозяйственных связей происходит и с помощью техно-

логий E-logistics (электронная логистика) и Virtual Logistics (виртуальная логистика), которые позволяют обеспечить выполнение особых требований к объемам, качеству, скорости передачи данных и обработки информации. Информационная технология ECR - Efficient Customer Response (эффективная реакция на запросы потребителей) фокусируется на распределении, продвижении, продаже товара. Рассматривая всю совокупность анализируемых процессов современного экономического потока, можно говорить о необходимости включения РЛРК в следующие процессы интегрированной логистики механизма функционирования распределительной системы регионов России на инновационной основе:

• В товаропроводящей сети -

интеграция поставщика (продавца), провайдера, мелкооптового покупателя, ритейлера (розничного продавца), потребителя, то есть субъектов логистической деятельности,

направленной на продукт (товар), то есть объект деятельности. В процессе прохождения продукта по

логистической цепи товародвижения происходит доведение его до кондиции, необходимой (или предлагаемой) потребителю на момент получения им продукта.

• В информационном обеспечении - интеграция провайдеров IT-услуг. Оперативное дистанционное управление процессом товародвижения невозможно без сопряжения различных систем учета товародвижения, отлаженных и адаптированных у каждого конкретного участника логистической цепи под собственные нужды. Здесь объективно и логично в качестве организатора выступить логистическому провайдеру.

• В процессном управлении (управление бизнес-процессами) - необходимость интеграции в товаропроводящей сети и информационном обеспечении, а также оказание большого ко-

личества сервисных услуг всем конкретным звеньям логистической цепи логистическим провайдером делает его как важным звеном в формировании структуры бизнес-процессов, так и важной частью становления структуры управления бизнес процессами.

Рассматриваемые функции РЛРК напрямую указывают на его органичную встраиваемость в структуру интегральной логистики уровня 4РЬ, без развития которой российская экономика не сможет соответствовать международному уровню и участвовать в процессах международного разделения труда и механизмов товародвижения.

Таким образом, преимущество РЛРК заключается в эффективном участии в таких ключевых звеньях бизнес-процесса цепи поставок, как управление выполнением заказов, информационноаналитическое и практическое обслуживание, поддержка и развитие производственных процессов потребителей собственных услуг и конечных потребителей, доведение качества продукции до ее коммерческого использования, управление возвратными материальными потоками, предоставление услуг дополнительного сервиса.

Перспективными задачами РЛРК являются усилия по координации различных процессов и совершенствованию бизнес-процессов клиентов. Важной составляющей частью услуг дополнительного сервиса может являться также оказание РЛРК консалтинговых услуг по адаптации клиентов, входящих в региональный рынок для продвижения своей продукции.

Создание новой структуры функционирования распределительной системы страны, основанной на инновационной реструктуризации региональных распределительных центров, даст возможность России полнее использовать свои географические и геополитические преимущества и занять достойное место в мировой глобальной экономике.

В отношении анализа логистического обеспечения функций складирования и грузопереработки следует акцентировать внимание на том, что сегодня одним из ведущих на Юге России логистическим комплексом является ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (ООО «СКЛП»), которое предоставляет своим клиентам полный спектр услуг по обслуживанию материального, информационного и сервисного потока.

Освоенные инновационные процессные технологии мирового уровня позволяют предприятию не только развиваться как субъекту инновационной и экономической деятельности, но и эффективно участвовать в логистической цепи товародвижения международных, федеральных и местных поставщиков продукции. Комплексный подход предприятия к обслуживанию клиентов способствует совершенствованию их бизнес-процессов, оптимизации товародвижения и максимальному сокращению производственных издержек, что, в свою очередь, снижает себестоимость их продукции, повышает ее востребованность и уровень защищенности на рынке.

Разработанный и реализованный ООО «СКЛП» инновационный проект создания регионального логистического распределительного комплекса (РЛРК) позволил предприятию занять лидирующие позиции в системе товародвижения Ростовской области и организовать через рассматриваемое предприятие поставки продукции фирмами-производителями на Юг России - в Южный (ЮФО) и Северо-Кавказский (СКФО) федеральные округа. СевероКавказское логистическое предприятие находится в г. Ростове-на-Дону - столице Южного федерального округа. Преобразовав форму собственности, в 2006-2008 гг. предприятие успешно осуществило 3-летнюю программу инновационного развития и продолжает

совершенствовать и разрабатывать новые логистические инновационные технологии. Предприятие является логистическим провайдером, оказывающим услуги по хранению, углубленной обработке и транспортировке грузов для ведущих мировых, федеральных, региональных и местных компаний, то есть выступает региональным логистическим распределительным комплексом (РЛРК), выполняющим функции по управлению материальным, информационным и сервисным потоком. Складской комплекс предприятия расположен в 1,2 км от федеральной трассы Дон (М4), в 900 м от речного порта, непосредственно перед въездом в центральную часть г. Ростова-на-Дону. Таким образом, транспорт, идущий с севера (Москва, Санкт-Петербург) и юга (Краснодар, Ставрополь), попадает на территорию предприятия, не заезжая непосредственно в город, что является потенциально выгодным условием. Кроме того, транспорт, идущий с запада (Таганрог, Украина), через западный объезд города попадает на предприятие так же оперативно, минуя центр города. Целью каждого предприятия, функционирующего в современной рыночной среде, является качественное удовлетворение максимально широкого спектра потребностей клиентов.

Северо-Кавказское логистическое предприятие осуществляет входной контроль продукции, принимая на хранение грузы и неся полную ответственность за их сохранность; формирует заказы, проверяет по качеству, переупаковывает, с созданием новых товарных единиц, стикерует, осуществляет предпродажную подготовку товара, утилизирует недоброкачественную продукцию, тем самым выступая в качестве своеобразного заслона для проникновения некачественной продукции в розничную сеть региона. В настоящий момент складские мощности предприятия составляют более 25 тыс. м2 отапливае-

мых, охлаждаемых складских площадей класса А и В+ и более 2,5 тыс. м2 площадей для организации офисных (класс А) и сервисных центров клиентов. П

Предприятие располагает необходимой инфраструктурой, в том числе двумя железнодорожными подъездными путями, газовой, полностью автоматизированной котельной, резервной электростанцией, развитой телекоммуникационной структурой, в том числе линиями внутренней и внешней проводной кабельной и оптико-волоконной связи, беспроводной связью по технологии Wi-Fi и Wi-Max.

На предприятии разработана и внедрена автоматизированная система управления складским хозяйством, отвечающая требованиям мировых международных и российских федеральных компаний. Сегодня Северо-Кавказское логистическое предприятие - это 3PL-оператор по международной классификации и 3PLi-оператор по классификации автора, что означает как предоставление полного комплекса логистических складских услуг с углубленной (расширенной) обработкой грузов, транспортных логистических услуг, так и оказание дополнительных сервисных услуг. В результате инновационной логистической деятельности предприятие достигло лидирующих позиций на рынке Ростовской области и Юга России.

Соответственно основанные на опыте ООО «СКЛП» задачи логистической модернизации регионального складского комплекса, как важного логистического инфраструктурного элемента товаропроводящей сети можно представить как учет специфики бизнес-процессов конкретных клиентов предприятия, оказывающего услуги по складированию, транспортировке, грузопе-реработке, учет разнообразности видов упаковок товаров, используемого стеллажного оборудования, погрузочных средств и особенностей документооборота; возможность гибкого учета потен-

циально возможных потребностей будущих клиентов исходя из анализа мировой практики развития логистических услуг. Логистическая модернизация регионального складского комплекса базируется на разработке и внедрении современных информационно-

логистических технологий. На ООО «СКЛП» в результате проведения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, основной задачей которых являлось обеспечить полную интеграцию по хранению и обработке грузов, осуществляемых предприятием, с бизнес-процессами поклажедателей, разработан и поэтапно внедрен логистический инструментарий модернизации складского комплекса на региональном уровне.

Данный инструментарий может быть представлен в виде перечня действий: анализ и разработка полноценной технико-экономической характеристики текущего состояния складских мощностей; проведенные НИОКР с целью создания концепции дизайна на разработку системы управления логистическими складами; в ходе проекта проводится углубленное исследование бизнес-процессов предприятий-заказчиков (поклажедателей); внедрение или адаптация существующего программного обеспечения к многочисленным операциям клиентов; ликвидация разрывов между бизнес-процессами клиентов и предприятия; непосредственная разработка и внедрение усовершенствованного программного обеспечения, а также обучение и аттестация пользователей и сопровождение системы.

В ходе НИОКР была проведена оценка соответствия качества предоставляемых услуг мировым стандартам, на основе которой были выявлены «узкие места», позволившие определить критерии оптимизации в механизмах расчета услуг, времени на их предоставление (например, время транспортной внутрискладской обработки 1 пал-

летоместа составляло 15 минут, после реализации НИОКР - 5-7 минут). В ходе детального описания и рассмотрения всех проблемных проявлений взаимодействия потоковых процессов была произведена градация причин их возникновения и методов решения: путем улучшения складской инфраструктуры, путем реорганизации существующих регламентов и инструкций, путем оптимизации человеческого ресурса либо путем реализации системы с учетом новых критериев оптимизации.

Для успешной реализации инновационного проекта создания логистического комплекса был разработан ряд технических заданий по оптимизации услуг ответственного хранения, логики реализации складских операций с учетом специфики объекта (уплотнение, хрупкость, рядность, высотность, совместимость), логики обработки документооборота с учетом новых критериев оптимизации по времени, разработке новой отчетности.

Логистическая модернизация и эффективная реорганизация регионального складского комплекса базируются на имеющимся опыте взаимодействия с зарубежными партнерами и знании передовых мировых новаций в данной области, благодаря чему создается собственная инновационная система, интегрирующая информационные и бизнес-процессы, с учетом особенностей российского законодательства, бизнес-процессов российских и зарубежных компаний. Созданная в результате инновационной деятельности система функционирования предприятия позволяет не только изменить информационную составляющую, но и реализовать новые бизнес-процессы, причем со значительной степенью новизны не только на российском, но и на международном уровне.

В результате НИОКР ООО «СКЛП» разработало инновационную систему подготовки к отгрузке сборных

паллет при их комплектации. Это было достигнуто за счет логистического инструментария модернизации складских операций, учета хрупкости, рядности сборки на паллете, объемно-весовых характеристик товара и соответствующей настройки информационной системы.

В результате разработанных инновационных технологий

ООО «СКЛП» отказалось от зоны комплектации товара, что позволило увеличить объемы хранения при неизменных производственных площадях. Учет вероятностной совместной востребованности товара при отпуске и его совместное размещение при хранении для целей минимизации времени на отбор позволили минимизировать внутрисклад-скую маршрутизацию процесса отборки товара.

Все это в совокупности позволило увеличить производительность труда персонала (от 2-х до 4-х раз выше среднеотраслевой), время подготовки (обработки) груза для отпуска или углубленной обработки, что ведет через сокращения затрат к повышению рентабельности предприятия.

Освоенные ООО «СКЛП» инновации мирового уровня позволяют предприятию не только развиваться как субъекту местной экономической деятельности, передавать свой передовой опыт региональным и местным предприятиям, но и привлекать новых субъектов экономической деятельности в регион, что способствует росту доходной части регионального и местных бюджетов.

Отдельное предприятие, внедрившее инновационные технологии, становится их распространителем, и в итоге экономика того региона, который поощряет инновационные предприятия, получает мультипликативный эффект от модернизации и развития в виде: рас-

пространения логистического инновационного и модернизационного опыта;

демонстрации экономического эффекта инновационной деятельности; обобщения и постановки перед законодательной и исполнительной властью вопросов, решение которых будет способст-

вовать снятию барьеров для развития инноваций и экономически поощрять и мотивировать предприятия к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.