Научная статья на тему 'Инновационные и Ресурсо-сберегающие технологии, реализуемые ООО «НИИЭФА-Энерго» для железных дорог'

Инновационные и Ресурсо-сберегающие технологии, реализуемые ООО «НИИЭФА-Энерго» для железных дорог Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
435
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мизинцев Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные и Ресурсо-сберегающие технологии, реализуемые ООО «НИИЭФА-Энерго» для железных дорог»

Инновационные и ресурсосберегающие технологии,

реализуемые ООО «НИИЭФА-Энерго» для железных дорог

А. В. Мизинцев,

к. т. н., генеральный директор ООО «НИИЭФА-Энерго»

Предприятие ООО «НИИЭФА-Энерго» возникло на базе Центра систем питания и управления Института электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова. Институт, в основном, специализировался на создании установок для исследований в области ядерной физики и термоядерного синтеза. Уникальность установок с инженерной точки зрения и рекордные физические параметры были предметом гордости в нашей стране.

Эти установки и у нас, и за рубежом сооружались в тесном сотрудничестве с зарубежными специалистами, что приносило взаимную пользу и способствовало формированию кадров очень высокой квалификации.

При создании нового предприятия ученые, инженеры, конструкторы Центра «НИИЭФА» стали кадровым ядром ООО «НИИЭФА-Энерго».

Надо было найти новую сферу деятельности, где можно было бы максимально реализовать накопленный опыт и знания. По ряду соображений выбор остановился на железных дорогах России — государ-

Рис. 1. Сборочный участок

В настоящее время ООО «НИИЭФА-Энерго» является производителем единичной и серийной высококачественной наукоемкой электротехнической продукции и выполняет полный комплекс работ по проектированию, изготовлению, монтажу и наладке всех видов выпускаемого оборудования, осуществляет гарантийное и сервисное обслуживание.

ственнои монополии, что предполагало определенные трудности, но были и преимущества — огромный рынок сбыта и множество нерешенных задач.

Следующей проблемой стало создание высокотехнологичного производства с развитой инфраструктурой. Задача сама по себе не простая, особенно в условиях экономического спада. И она была решена. В 2001 году были построены и введены в эксплуатацию производственные корпуса, закуплено и смонтировано высокотехнологичное оборудование, построены испытательные базы.

В результате было создано современное научнопроизводственное предприятие.

На предприятии имеются монтажно-наладочные подразделения, выполняющие весь комплекс вышеперечисленных работ. Все виды выпускаемого оборудования проходят приемочные испытания в аттестованном испытательном центре. Разработки ведутся с использованием системы автоматизированного проектирования Pro/Engineer, позволяющей организовать сквозной цикл проектирование — конструирование — технологическая подготовка производства.

Электронный документооборот и архив конструкторской и технологической документации организован на основе PLC системы Windchill, использование которой позволяет осуществлять разработку и подготовку изделий к запуску в производство в сжатые сроки.

Внедрение современного программного обеспечения на всех этапах научно-конструкторской работы позволило оптимизировать разрабатываемые конструкции, улучшить качество документации, снизить количество ошибок благодаря организации прямого выхода на автоматизированный производственный комплекс, повысило точность изготовления и минимизировало количество брака в производстве.

Производственные мощности ООО «НИИЭФА-Энерго» ориентированы на быструю адаптацию оборудования к изменениям требований потребителя и, соответственно, конструкторской документации, подготовленной на основании этих требований.

первые проекты

Положение «чужеземца» в новой сфере деятельности обязывало нас к реализации только инновационных проектов, причем без права на ошибку.

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

Вагон-лаборатория диагностики состояния контактной сети

Первым крупным проектом был вагон-лаборатория диагностики состояния контактной сети, характеризующийся:

• бесконтактным измерением параметров:

степени износа контактного провода;

силы нажатия контактного провода, всего 12

параметров;

• полной автоматизацией измерений и контроля за счет компьютеризации всех систем диагностики и оформлением сводной документации по результатам инспекций;

• автоматической привязкой к месту измерений с помощью аппаратных и программных средств. Измерения этих параметров осуществляются в

реальном времени при допустимой скорости вагона-носителя.

В результате вагон-лаборатория оказался наиболее продвинутым комплексным изделием и был принят в качестве образца в программе оснащения железных дорог России.

Следующим проектом была система телемеханического управления объектами электроснабжения электрифицированных железных дорог.

система управления тяговой подстанцией

Автоматизированная система управления тяговой подстанцией по своей структуре являлась распределенной двухуровневой системой, выполненной на основе программируемых логических контроллеров (нижний уровень управления) и двух или нескольких компьютеров (верхний уровень управления). Интеллектуальные видеотерминалы позволяют автоматизировать оперативную работу диспетчера по приему заявок, формированию приказов, выполнению типовых заявок.

Система управления имела несомненные преимущества и была оценена положительно.

Эти результаты способствовали не только укреплению связей с Октябрьской железной дорогой, но и установлению отношений с руководством РЖД, следствием которых было заключение договоров на поставку оборудования для энергоснабжения.

средства обеспечения инновационных и ресурсосберегающих технологий

Ресурсосбережение является одной из основных задач при создании новой техники. При этом речь идет об экономии энергетических и финансовых ресурсов как потребителя, так и производителя. Современные понятия стоимости жизненного цикла оборудования, включающие в себя затраты на производство, текущее обслуживание, диагностирование работоспособности и ремонт в процессе использования вплоть до утилизации свидетельствуют как об увеличении стоимости

оборудования, так и об усилении внимания к вопросу его надежной и долговечной работы.

Постоянный рост цен на энергоресурсы также обязывает производителя выпускать оборудование с учетом потребления энергоресурсов при выполнении своих функций. С самого начала основной задачей технической политики предприятия стало внедрение современных технологий, создание новых видов оборудования, обеспечивающих экономию энергоресурсов, ресурсов по строительству энергообъектов, вводу их в эксплуатацию, гарантийному и сервисному обслуживанию

Принимая во внимание отмеченные выше понятия ресурсов, проекты ресурсосбережения определенно являются составной частью большинства инновационных проектов.

Решение этих задач невозможно без применения современных технологий и высоконадежных комплектующих сложного электронного и электротехнического оборудования

ООО «НИИЭФА-Энерго» с начала своей деятельности ориентировалось на серийное производство комплектного электроэнергетического оборудования с применением современных технологий.

Опыт решения сложных наукоемких задач реализуется в комплектной поставке оборудования на объекты «под ключ». Применение лицензионных продуктов и аудиторской помощи со стороны западных технологических партнеров обеспечивает наиболее полное использование современного технологического оборудования в производстве и способствует повышению качества и надежности работы выпускаемых изделий.

В своей деятельности предприятие стремится проводить в жизнь основные базовые принципы концепции обновления тяговых подстанций железных дорог России: использование при сооружении новых и реконструкции действующих подстанций высоконадежного оборудования, включенного по схемам, позволяющим обеспечить необходимое резервирование питания контактной сети. В результате не требуется постоянное присутствие дежурного персонала, а техническое обслуживание минимально. Применение средств автоматизации обслуживания и функциональной диагностики всего оборудования подстанции позволяет перейти от обслуживания «по регламенту» к обслуживанию «по необходимости» (по фактическому состоянию).

Обеспечивая потребности ОАО «РЖД» в комплектной поставке оборудования электроснабжения контактной сети железных дорог, ООО «НИИЭФА-Энерго» стремится при росте качества выпускаемого оборудования снизить затраты потребителя для обеспечения устойчивого спроса на свою продукцию в условиях рыночной экономики.

Широкое внедрение на предприятии блочномодульной технологии, заключающейся в поставке налаженного и испытанного в заводских условиях оборудования в виде функционально и конструктивно завершенных блоков с аппаратурой технической диагностики позволяет сократить затраты и время

на монтаж, наладку и ввод в работу оборудования на железной дороге, а также обеспечить повышение надежности работы систем. Функциональные блоки состоят из сборки ячеек, шкафов, панелей, отдельных компонентов, первичных датчиков, микропроцессорных контроллеров, объединенных несущими конструкциями, общим силовым токопроводом и вторичными цепями. Тяговая подстанция сооружается из функциональных блоков, легко механически стыкующихся между собой, с набором готовых шин и кабелей для быстрого электрического соединения. Функциональные блоки могут размещаться в любой «оболочке» — в капитальном или быстровозводимом здании, металлическом или бетонном модуле. Такой подход при сооружении тяговых подстанций обеспечивает реальные технологические преимущества:

• повышение качества изготовления и, как следствие, надежности;

• высокую заводскую готовность оборудования, включая телеуправление и энергоучет;

• сокращение сроков ввода в эксплуатацию;

• возможность использования набора функциональных блоков в различных сочетаниях в зависимости от требований проекта при реконструкции;

• сокращение сроков и затрат на проектирование, так как значительная часть проектной документации входит в состав документации на функциональные блоки;

• простоту установки и монтажа оборудования;

• наличие одного поставщика, гарантирующего работу всех подсистем, входящих в функциональный блок или модуль.

В результате отмечено снижение общих затрат на сооружение объекта и его эксплуатацию.

По сути, предложена новая технология сооружения тяговых подстанций, во внедрении которой заинтересованы потребители, стремящиеся к реальной экономии ресурсов на ее создание.

Предприятие предлагает не просто продукцию, а комплексное решение задачи от разработки проекта до изготовления оборудования, при этом всегда реализуется основной принцип фирмы: поставка оборудования любой сложности и высокого качества.

При сооружении новых и реконструкции действующих объектов предприятие стремилось использовать высоконадежное оборудование, включенное по схемам, позволяющим обеспечить необходимое резервирование и функционирование без постоянного присутствия дежурного персонала. Автоматизация технической диагностики позволила перейти от работы по регламенту к обслуживания по фактическому состоянию.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ Тяговые подстанции

Предприятие разрабатывает и изготавливает для электрификации железных дорог оборудование тяговых подстанций постоянного и переменного тока

в блочно-модульном исполнении. Подстанции в модульном исполнении собираются из типовых модулей — контейнеров, содержащих готовые функциональные блоки. Подстанции в капитальных зданиях монтируются из укрупненных функциональных блоков, собранных в заводских условиях.

На рис. 2 представлена тяговая подстанция переменного тока.

Рис. 2. Тяговая подстанция переменного тока «Вохтога»

■ Основные технические параметры подстанций:

— переменного тока:

входное напряжение -110 (220) кВ, напряжение выходное — 27,5 кВ, число фидеров контактной сети — 4-6 шт., количество фидеров ДПР — 2шт.;

— постоянного тока:

входное напряжение 110 кВ, 35 кВ, выходное напряжение — 3,5 кВ постоянного тока.

Отличительные особенности новых тяговых подстанций: распределительные устройства (РУ), кроме ОРУ 110 кВ, выполняются в виде комплектных РУ внутренней установки; управление тяговыми подстанциями осуществляется распределенной автоматизированной системой телемеханического управления;простота технического обслуживания и надежность работы ТП достигается применением современных типов оборудования.

Рис. 3. Тяговая подстанция постоянного тока «Заостровье»

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

■ Конструктивно укрупненные функциональные блоки ТП выполняются или в виде собственно блоков, размещенных на рамах, или в виде контейнеров, обеспечивающих установку на открытых площадках. На рис. 3 представлена тяговая подстанция постоянного тока «Заостровье».

Преимущество модулей реализуется наиболее полно также для нефтегазовых месторождений в удаленных районах, для городского хозяйства в уже застроенных районах и для нужд энергетики.

ООО «НИИЭФА-Энерго» стало практически единственным предприятием в России, которое производит всю линейку функциональных блоков, необходимых для сооружения тяговых подстанций. Появилась новая линейка продуктов — функциональные блоки, где агрегировано несколько видов оборудования, а сооружение тяговых подстанций с их использованием стало действительно эффективным начиная с этапа проектирования и заканчивая сдачей объекта потребителю (сократились сроки, повысилось качество и т. п.).

Посты секционирования, пункты параллельного соединения и группировки

Предприятие поставляет для электрификации железных дорог посты секционирования, пункты параллельного соединения постоянного и переменного тока и пункты группировки в модульном исполнении.

Посты секционирования предназначены для электрического соединения секций контактной сети двухпутных и однопутных участков электрифицированных железных дорог и защиты от токов перегрузки.

Пункты параллельного соединения предназначены для электрического соединения контактной сети двух путей на участках железных дорог и обеспечивают селективность работы защиты фидеров.

Пункты группировки типа ПГ-М-3,3/27,5 (ПГ) предназначены для подачи на переключаемые секции контактной сети станций стыкования постоянного тока (3,3 кВ) либо переменного тока (27,5 кВ) и защиты станций стыкования (рис. 4).

Рис. 4. Пункт группировки ПГ-М-3,3/27,5

Аппаратура телеуправления и телесигнализации обеспечивает эксплуатацию оборудования без участия персонала.

Тяговые подстанции для метрополитенов

При создании ТП акцент был сделан на комплектно-блочную поставку оборудования полной заводской готовности. Оборудование, входящее в состав тяговой подстанции, было разделено на функционально и конструктивно законченные укрупненные функциональные блоки, состоящие из сборки ячеек, шкафов, панелей, отдельных компонентов, первичных датчиков, микропроцессорных контроллеров, объединенных несущими конструкциями, общим силовым токопроводом и вторичными цепями.

Тяговая подстанция, сооружаемая из функциональных блоков, механически легко стыкуемых между собой, имеет набор готовых шин и кабелей для быстрого электрического соединения. Функциональные блоки могут размещаться в любой «оболочке» — в тоннеле, капитальном или быстровозводимом здании, металлическом или бетонном модуле. Такой подход при сооружении тяговых подстанций обеспечивает реальные технологические преимущества, о которых уже говорилось. Но вместе с тем, реализация этой технологии сооружения ТП требует большего объема работ, связанных с детальным изучением самого объекта, с конструированием функциональных блоков, внедрением их в практику проектирования и строительства тяговых подстанций.

Распределительные устройства

В оборудовании, выпускаемом предприятием, реализуются распределительные устройства широкого спектра.

Распределительные устройства РУ-6(10) кВ поставляются в виде функциональных блоков.

В зависимости от требований потребителя РУ-6(10) кВ может быть реализовано в трех вариантах на базе шкафов с выкатными выключателями, производимых в ООО «НИИЭФА-Энерго»:

> К-99 двухстороннего обслуживания с использованием выключателей серии ВБ или BB/TEL с током главных цепей до 1600 А. При этом обеспечивается требуемая надежность и безопасность при невысоких затратах;

> «Омега» одностороннего обслуживания, уменьшенного габарита, с использованием выключателей серии ВБ или BB/TEL с током главных цепей до 1600 А. Для установки требуется меньшая площадь, гарантируются высокая надежность и безопасность;

> NXAIR одностороннего обслуживания, с использованием выключателей серии NXACT с током главных цепей до 2500 А. Выпускаются по лицензии фирмы Siemens. Обеспечиваются высокие показатели надежности и безопасности.

На рис. 5 представлены комплектные распределительные устройства.

в) КРУ в) КРУ в) КРУ

серии К-99 серии «Омега» серии NXAIR

Рис. 5. Комплектные распределительные устройства

Функции релейных защит, управления, автоматики и сигнализации в шкафах выполнены с помощью интеллектуальных терминалов. При поставке РУ-6 (10) кВ комплектуются всеми необходимыми шинными мостами, рамами, опорами, кабелями для подключения вторичных цепей в соответствии с особенностями проекта.

Распределительные устройства РУ-825В предназначены для питания нагрузок тяговой сети подстанций метрополитена напряжением 825 В постоянного тока.

В зависимости от требований потребителей РУ-825В может быть реализован также в двух вариантах на базе ячеек со стационарно установленными или с выкатными выключателями, производимыми в ООО «НИИЭФА-Энерго»:

> 1С-825 одностороннего обслуживания, с использованием стационарно установленных выключателей серии ВАБ-49, Gerapid или Secheron с током главных цепей до 5000 А. Обеспечиваются требуемая надежность и безопасность при невысоких затратах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> КВ-825 одностороннего обслуживания, уменьшенного габарита, с использованием выкатных выключателей серии Gerapid или Secheron с током главных цепей до 5000 А. Для установки требуется меньшая площадь, обеспечиваются самые высокие показатели надежности и безопасности.

Функции релейных защит, управления, автоматики и сигнализации в ячейках выполнены с помощью интеллектуальных терминалов типа ЦЗАФ-825 (разработки и производства ООО «НИИЭФА-Энерго»). Приводим их особенности:

• одноступенчатая максимальная токовая защита;

• продольная дифференциальная токовая защита;

• защита от перегрузки конденсаторов токами высших гармоник;

• защита от превышения допустимого напряжения;

• защита минимального напряжения;

• автоматическое повторное включение;

• логическая защита;

• местное/дистанционное управление быстродействующим выключателем и двумя линейными разъединителями контактной сети.

Диагностика тяговых подстанций

Все оборудование тяговых подстанций снабжено аппаратурой для передачи по телеметрическим каналам диагностической информации о состоянии объекта. Дополнительно разработан комплекс диагностической аппаратуры в виде вагона электротехнической лаборатории (ВЭТЛ) для обеспечения функциональной диагностики оборудования тяговых подстанций. ВЭТЛ дополняет существующую систему диагностики подстанций, выдающую обобщенную информацию («норма» или «требует углубленной диагностики») о состоянии объекта электроснабжения. ВЭТЛ содержит компьютеризированный тепло-визионный комплекс; систему хроматографического и электротехнического анализа трансформаторного масла и маслонаполненного оборудования; средства цифрового осциллографирования и съема осциллограмм аварийных процессов, зафиксированных в памяти средств диагностики; комплекс измерений показателей качества электроэнергии.

Вагон-лаборатория может использоваться и для диагностики объектов традиционного типа, не обеспеченных средствами самодиагностики и обслуживаемых «по регламенту», при этом обеспечивается минимизация продолжительности обследования и в ряде случаев обследование оборудования без разборки на составные части.

Усовершенствованная система телемеханического управления (АСТМУ-А)

Программно-аппаратная система АСТМУ-А предназначена для диспетчерского контроля и управления комплексами территориально распределенных объектов электроснабжения железнодорожного транспорта и промышленных объектов.

Система позволяет:

• адаптироваться к объекту управления программным путем;

• вести обработку большого объема передаваемой информации;

• представить в динамическом виде на экране монитора однолинейную схему подстанции;

• отображать статусную (предупредительную) информацию, а также результаты измерений;

• вести архив событий с метками времени;

• с помощью сенсорной панели монитора иметь возможность управлять всеми выключателями и разъединителями на ТП;

• осуществлять связь с верхним уровнем телеуправления (энергокругом).

Созданная система обладала несомненными преимуществами по сравнению с аналогичными системами, эксплуатируемыми на железных дорогах России. Кроме того, применение системы с распределенным интеллектом практически исключает необходимость прокладки при монтаже тяговых подстанций сотен сигнальных кабелей. В магистрали связи между

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

центральным контроллером ТП и контроллерами локального уровня используется интерфейс RS-485, реализуемый с помощью одного четырехпроводного кабеля. Благодаря этому трудоемкость и сроки монтажа ТП на месте, а также затраты на кабельную продукцию существенно сокращаются.

Преобразовательная техника

Первым практическим шагом на пути интенсивного распространения современной преобразовательной техники для электроснабжения железных дорог было создание преобразовательного пункта усиления на ЮСТ-тиристорах с питанием от повышенного напряжения 6,6 кВ по усиливающему проводу для Свердловской железной дороги. Применение такого преобразователя компенсирует провалы напряжения в контактной сети при прохождении тяжеловесными составами участков железной дороги с большими интервалами между тяговыми подстанциями постоянного тока или на длинных консольных участках при отсутствии достаточно мощной сети переменного тока вблизи участка железной дороги.

Устройство компенсации реактивной мощности

Устройства фильтрации высших гармонических составляющих и компенсации реактивной мощности, выпускаемые на предприятии, обеспечивают снижение потерь в сети и необходимый уровень напряжения для пропуска электроподвижного состава.

На рис. 6 представлено устройство компенсации реактивной мощности тяговой подстанции Вохтога. Это комплектное устройство уже широко внедрено на ряде железных дорог с контактной сетью переменного тока.

Рис. 6. Устройство фильтрации и компенсации реактивной мощности для контактной сети переменного тока на напряжение 27,5 кВ

В настоящее время ведутся работы по созданию устройств продольной компенсации для повышения напряжения на участке железной дороги без необходимости строительства дополнительных ТП.

Комплектные трансформаторные подстанции

Комплектные трансформаторные подстанции (КТП) мощностью 63-2500 кВА на напряжение 6(10) кВ в сейсмостойком и обычном исполнении на базе КРУ-0,4 и КРУ-6(10) предназначены для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока частотой 50 Гц. КТП используются при модернизации устаревшего оборудования атомных и тепловых станций, на промышленных предприятиях, в химической, газовой и нефтяной отраслях.

Предприятие поставляет КТП разной конфигурации с разными типами выключателей нагрузки, сухих трансформаторов типа ТСЗ, а также шкафов КРУ других производителей.

Использование КТП в контейнерно-модульном исполнении снижает затраты на капитальное строительство. Конструкция КТП обеспечивает возможность работы персонала внутри модуля без снятия напряжения.

Вагон-лаборатория диагностики контактной сети нового поколения

К настоящему времени практически все железные дороги России оснащены вагонами-лабораториями диагностики контактной сети нового поколения (ВИКС ЦЭ) разработки ООО «НИИЭФА-Энерго», обеспечивающими инспекционный контроль одного из самых ответственных элементов тягового электроснабжения — контактной сети (КС). Измерительновычислительный комплекс этих вагонов постоянно совершенствуется, в его составе появляются новые возможности для диагностики, расширяющие функции ВИКС по контролю конструктивных элементов КС. К ним можно отнести мобильные компьютеризированные системы диагностики арматуры и изоляции КС по инфракрасному (ИК) и ультрафиолетовому (УФ) излучениям.

Контроль состояния арматуры КС осуществляется с помощью ИК-системы, которая позволяет зарегистрировать повышенное тепловыделение неисправных соединений в ИК-диапазоне спектра.

Контроль изоляции КС выполняется УФ-систе-мой, которая фиксирует наличие коронных, дуговых или частичных разрядов в УФ-диапазоне спектра, появляющихся на неисправных изоляционных элементах высоковольтных конструкций.

Основными элементами систем ИК и УФ диагностирования являются инфракрасная камера ТН7102 и ультрафиолетовая камера DayCorII, которые устанавливаются на вышке ВИКС ЦЭ. Измерительная информация, поступающая с этих камер во время инспекционной поездки, записывается в виде цифрового фильма в память компьютера, а потом по специальным алгоритмам производится ее вторичная обработка и получение собственно диагностической

информации, позволяющей судить о состоянии объектов диагностирования. Программное обеспечение этих систем выполняет вторичную обработку в автоматизированном режиме и обеспечивает «привязку» диагностической информации к координатам (название перегона, станции, номер опоры КС) инспектируемого участка.

Наиболее эффективно данные диагностики осуществляются при движении ВИКС ЦЭ со скоростью до 80 км/час.

На рис. 7 представлены различные дефекты арматуры КС, обнаруженные ИК-системой ВИКС ЦЭ Свердловской ж. д.

а — дефект соединения б — дефект соединения шлейфа

поперечного электросоедини- питающего фидера

теля;

Рис. 7

Изображения различных типов дефектных изоляторов, зафиксированных УФ-системой ВИКС ЦЭ Горьковской ж. д., приведены на рис. 8.

а б в

а — гирлянда подвесных фарфоровых изоляторов; б — полимерный консольный изолятор; в — изолятор разрядника

Рис. 8

Эксплуатация систем диагностики арматуры и изоляции КС по ИК и УФ излучениям на железных дорогах РФ показала их высокую производительность и эффективность, способность обнаруживать дефекты на ранней стадии развития. Наряду с диагностикой конструктивных элементов КС данные системы успешно используются также для определения состояния других объектов электроснабжения. Новые формы диагностики позволяют отказаться от трудоемких ручных измерений пара-

метров арматуры и изоляции, регламентированных технологическими картами на работы по содержанию и ремонту устройств электроснабжения и КС, и обеспечивают возможность перехода к стратегии технического обслуживания и ремонта контролируемого ими электрооборудования по его фактическому состоянию.

Другим направлением деятельности НИИЭФА-Энерго является работа по совершенствованию компонентов и основных узлов, определяющих надежность работы аппаратуры, то есть основных компонентов. Примером таких работ может служить разработка новых выключателей постоянного тока, а также ячеек распредустройств с выкатными тележками для выключателей. Постоянно проводятся работы по улучшению микропроцессорных цифровых защит в части аппаратуры и программного обеспечения для совершенствования их функций и расширения функциональных возможностей.

Заключение

Комплексный подход при решении наукоемких задач, ориентированный на максимальное удовлетворение требований потребителя, позволил нашему предприятию реализовать множество принципиально новых проектно-технических решений.

В 2005 году предприятием поставлено шесть совмещенных тягово-понизительных подстанций для метрополитена г. Казани и оборудование для подстанций Санкт-Петербургского метрополитена.

Выполнены работы по реконструкции участка железной дороги Санкт-Петербург — Москва и переводу на скоростное движение, в ходе которых было изготовлено и введено в эксплуатацию более 40 тяговых подстанций, объединенных общей системой телемеханического управления.

По заказу ОАО «Псковэнерго» проведена реконструкция действующей подстанции «Льнокомбинат».

За годы сотрудничества с ОАО «РЖД» нашим предприятием поставлено более 100 тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения, пунктов группировок и др.

Успешно используется наша продукция и на предприятиях металлургического и нефтегазового комплексов.

Выполнен большой объем работ по электроснабжению и автоматизации технологических процессов по заказу ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.