Научная статья на тему 'Инновационные гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе как средство снижения дезадаптации студентов'

Инновационные гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе как средство снижения дезадаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ СБОР / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / INNOVATIVE HUMANITARIAN TECHNOLOGY / ADAPTATION MEETING / MALADJUSTMENT / BRINGING UP THE RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселев Николай Николаевич, Киселева Елена Васильевна

В статье анализируется сущность понятия «гуманитарные технологии», рассматриваются конкретные инновационные модели данных технологий, реализуемые в институте истории, гуманитарного и социального образования; воспитывающие отношения, адаптационный сбор. Анализируются возможности данных технологий в снижении дезадаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киселев Николай Николаевич, Киселева Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Humanitarian Technology in the Educational and Upbringing Process as a Means of Decreasing Maladjustment of Students

The essence of the “Humanitarian Technology” notion is analyzed and specific innovative models for these technologies implemented in the Institute of History, Humanitarian and Social Education are considered in the article: The author analyzes the possibility of these technologies in decreasing maladjustment of students.

Текст научной работы на тему «Инновационные гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе как средство снижения дезадаптации студентов»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК

Н.Н. Киселев

Е.В. Киселева

Ключевые слова:

инновационные гуманитарные технологии, воспитывающие отношения, адаптационный сбор, дезадаптация.

ИННОВАЦИОННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО -ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье анализируется сущность понятия «гуманитарные технологии», рассматриваются конкретные инновационные модели данных технологий, реализуемые в институте истории, гуманитарного и социального образования; воспитывающие отношения, адаптационный сбор. Анализируются возможности данных технологий в снижении дезадаптации студентов.

Успех педагога либо воспитателя часто зависит не только от характеристик собственно личности, но и от тех технологий, приемов, которые используются в профессиональной деятельности. Сфера образования как гуманитарная сфера требует развития собственного технологического инструментария, который должен быть не менее эффективным, чем инструментарий в технической сфере. Таким инструментарием в образовательной сфере становятся гуманитарные технологии, обладающие инновационными характеристиками и дающие порой едва ли не больший эффект, чем технические.

Понятие «гуманитарные технологии» трактуется по-разному,не всегда однозначно. Это - и технологии создания, изменения правил поведения людей, и технологии производства и внедрения смыслов [2].

Гуманитарные технологии, если исходить из названия понятия — это технологии, направленные на развитие человека, его личности и на создание соответствующих условий для этого. Это способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния человека. Проблема, с которой сталкивается процесс реализации гуманитарных технологий - это отсутствие четкого алгоритма. Безусловно, определенный алгоритм присутствует в данных технологиях, но он вполне может быть изменен. Составляющие этого гуманитарного алгоритма не имеют однозначных определений и не поддаются математической оценке. Гуманитарные технологии действуют в пространстве, подверженном влиянию многих факторов, поэтому результаты не всегда однозначны, но часто имеют инновационный оттенок.

Очевидно, что обозначенные выше определения не дают ясного понимания качественных характеристик гуманитарных технологий, не дают ответа на вопрос: в чем их отличие, например, от уже знакомых социальных технологий. Существует необходимость более точного определения того, что представляют собой гуманитарные технологии. Отличительным свойством социальных технологий является их оперативность и вполне стандартный набор процедур. Гуманитарные технологии имеют чаще стратегический характер, то есть направлены на решение проблем в долгосрочной перспективе и, как правило, они авторские, то есть разрабатываются конкретными авторами под конкретный проблемный блок или проект.

Таким образом, гуманитарные технологии — это комплекс методов управления социогуманитарными системами, обладающих следующими характеристиками: публичной сферой применения, ориентацией на будущее (стратегический характер), авторством и конструктивностью.

Практики, реализующие гуманитарные технологии, как правило, стремятся задать, организовать, запрограммировать какое-либо социокультурное пространство. В этом смысле они всегда имеют дело со сложной саморазвивающейся системой, качественными характеристиками которой являются нестабильность и неравномерность развития. Отсюда вполне закономерным представляется выбор синергетики в качестве одного из методологических оснований построения гуманитарных технологий.

К гуманитарным технологиям в общепедагогической практике можно отнести общеизвестные: детские и юношеские общественные организации, КТД, коммунарский сбор, оргдеятельностная игра и т.п.

Анализ жизнедеятельности исторического факультета НГПУ (сегодня -института истории, гуманитарного и социального образования) показыва-

ет, что руководство института и преподавательский корпус уже достаточно давно и активно используют в образовательной практике гуманитарные технологии, опираясь на их основные инструменты такие, как: мягкое человеческое влияние; передача значимых смыслов; снижение множественности идентичностей (не всегда позитивных) сегодняшнего мира и гармонизация личности; инструмент, через рамки и нормы задающий личности актуальные и потенциальные пространства, помогающие ее самоопределению.

Одной из оптимальных гуманитарных технологий, реализуемых в учебно-воспитательном процессе ИИГСО можно считать «воспитывающие отношения».

Понятие «воспитывающие отношения» имеет позитивный смысл. Это -отношения развивающие, создающие условия для развития и воспитания лучшего в личности. Но в то же время любые взаимоотношения человека с его окружением что-либо формируют в его личности. Итак, под воспитывающими взаимоотношениями, прежде всего, следует понимать такие взаимоотношения, которые создают и реализуют условия для эффективного воспитательного влияния, дающего в сжатые сроки позитивный результат, без использования императивной педагогики. По существу они являются формирующими и развивающими. Погружение в такие отношения само по себе планомерно и целенаправленно влияет на сознание и поведение личности, зарождает позитивные установки, воспитывает ценностные позиции, рождающие определенность и привязанности, развивает личность и формирует ее внутренние гуманистические ориентиры.

Воспитывающие взаимоотношения - это своеобразие характера, стиля и содержания отношений. Воспитывает то, что значимо и ценно, притягательно и интересно. Влиять все это может тогда, когда личности эмоционально комфортно, нестрашно. К. Роджерс утверждал, что, поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, деструктивно, незрело, регрессивно, асоциально и вредно [9].

Опираясь на данный постулат, можно сделать вывод о том, что необходимо создавать личности такую эмоционально - психологическую атмосферу внутри коллектива, которая не будет рождать чувство страха и даст ощущение защищенности. В этом случае личность не должна иметь потребность вести себя так негативно, как определяет К. Роджерс.

Таким образом, воспитывающие отношения, если они присутствуют, формируют в коллективе атмосферу эмоциональной защищенности для его членов, снимая тем самым психологический страх у каждого из них.

Эмоциональное благополучие, отсутствие страха рождаются у личности тогда, когда вокруг нее существуют взаимоотношения, внушающие доверие, стабильные, защищающие. Находясь в таких взаимоотношениях и чувствуя свою защищенность, человек смело исследует окружающий мир, становится уверенным в себе, усваивает новые формы социального взаимодействия.

Психологи утверждают, что, пережив опыт подобных отношений, личность (особенно в детском возрасте) закрепляет этот опыт, а положительный эффект данного опыта проявляется в развитии у человека адаптивных эмоций - таких, как счастье, оптимизм, собственная ценность, а также форм адаптивного поведения - преодоления стресса, саморегуляции.

Воспитывающие взаимоотношения проявляются в существенном влиянии на каждую конкретную личность. Такие отношения предполагают наличие традиции определенным (положительным) образом относиться друг к другу, а также снижают невротизирующее ощущение неопределенности (особенно ощутимое для студентов 1-го курса), рождаемое современным социумом. Целенаправленным анализом содержания подобных отношений как компонента воспитательной системы достаточно давно занимается коллектив Центра теории и практики воспитания (г. Москва) [5], [7].

Воспитывающие взаимоотношения предполагают: наличие в них неформализованного взаимодействия преподавателей и студентов, позитивное восприятие ценностей коллектива теми и другими, освоение общегуманистических ценностей. Часто воспитывающие взаимоотношения выражаются в традициях, которые сохраняют образ коллектива. Что же является основой для создания подобных отношений? Анализ опыта развития и становления ИИГСО, показывает, что такой основой является приоритетная ориентация в организации жизнедеятельности на ценностные отношения, реализация «педагогики отношений», которую можно определить как «латентную» по отношению к организации деятельности.

Одним из механизмов реализации воспитывающих отношений является такой метод, как «волна отношений». Это своеобразный метод социально -психологического, развивающего взаимодействия либо уже действительно инновационная технология. Она означает, что необходимый позитивный стиль отношений, с помощью особых приемов, распространяется от центра коллектива («ядра»), захватывая (круг за кругом) все больше людей, создавая общность «мы» в коллективе, рождая у большинства неослабевающее чувство симпатии к своему коллективу [3].

В конечном же счете, для реализации данной технологии необходимо обеспечить прочный фундамент гуманистически ориентированного лич-

ностного компонента, подбор «команды», создание эмоционального центра коллектива, направленного на осуществление тщательно выверенной модели «желаемых» отношений, их управляемое распространение и закрепление в широком «круге» как воспитывающих.

Элтон Мейо, профессор гарвардского университета, один из основоположников организационной и социальной психологии, проводя социальные эксперименты еще в 1924-1936 гг,. открыл неформальные группы, проанализировал внутригрупповые способы взаимопомощи и взаимоподдержки, внутригрупповые нормы взаимоотношений и поведения. Все это диктует человеку стереотипы поведения в процессе жизнедеятельности.

Благодаря Э. Мейо распространился термин «человеческие отношения», в понимание которых он вносил следующие компоненты: человек - главный объект внимания; в условиях деятельности особенно важен процесс общения; значимо внимание к личности со стороны руководства; необходимо учитывать наличие у людей социобильности - потребности в принадлежности к группе; жесткие формальные рамки классической организации (властная иерархия, формализация организационных процессов и т.п.) не совместимы с природой человека [8].

Воспитывающие отношения во многом соответствуют вышеназванным компонентам. В основе развития данного типа отношений, безусловно, лежат нормы и ценности конкретного общества или общности. Педагогическая инструментовка воспитывающих отношений предполагает заданность педагогическим коллективом ценностной основы и уровня взаимодействия в отношениях такого рода. Используя воспитывающие отношения как гуманитарную технологию, важно помнить, что ключевой основой таких отношений становятся ценностные ориентации субъектов данных отношений и, в первую очередь, «ядра» (в нашем случае - преподавателей и актива студентов ИИГСО) - т.е. тех, кто целенаправленно строит такие отношения. Если эти отношения не выполняют гуманистическую функцию, они могут превратиться в процесс манипуляции людьми. Целенаправленное педагогическое конструирование воспитывающих отношений с положительной ценностной основой позволит создать значительное количество постоянных социальных сообществ с позитивным межличностным взаимодействием и положительными ориентирами социального поведения субъектов данных отношений, что поможет преодолевать социальную неопределенность и дезадаптацию студентов.

Другой, весьма действенной, гуманитарной технологией ИИГСО, многие годы дающей эффективный результат, является адаптационный сбор

для первокурсников - ЛИСТПЕД (лагерь историков и педагогов) [4].

Откуда же взялся богатый развивающий потенциал всего лишь у одного события в жизни факультета? На наш взгляд, все по-прежнему опирается на личностный потенциал преподавательского корпуса факультета. Профессиональный тандем ученых - историков, преподавателей исторических и культурологических дисциплин (дающих возможность студенту - первокурснику проникнуться желанием развивать историческое мышление, собственную эрудицию и т.п.) и ученых - педагогов, психологов, преподавателей дисциплин, развивающих педагогическое мастерство (помогающих студентам освоить эффективную коммуникацию, умение доносить любую идею практически до любой аудитории, гуманистическую позицию, наконец) стал в итоге основой содержания ЛИСТПЕДа, условием благоприятного микропогружения в саму суть исторического факультета. Видимо, неслучайно историко-педагогическое образование было объединено когда-то в ряде педагогических институтов по всей России.

Кроме того, глубокий, имеющий продолжительный социальный эффект-результат приносит еще и отношение к ЛИСТПЕДу как самостоятельной ценности для всех тех, кто в нем побывал. И тогда рождается еще и существенный образовательный результат. Участие в ЛИСТПЕДе, его содержание не только обучает, но и во многом воспитывает студента-первокурсника. Да и студенты других курсов все время осваивают что-то новое в области деятельности и отношений. Неслучайно ЛИСТПЕД является той формой, которая сама по себе все время находится в режиме развития, обладает инновационными характеристиками и позволяет, без напряжения и тяжелых усилий, передавать новым студентам позитивные ценности и нормы, не один десяток лет создающиеся в НГПУ.

Как ценностно-смысловая и коллективообразующая форма ЛИСТПЕД сформировал не одну команду единомышленников, друзей, которые передавали идею следующим поколениям из рук в руки, бережно храня основу и развивая ее с течением времени. И все эти годы педагогическая команда ЛИСТПЕДА - это творческий союз преподавателей (как носителей идеи) и студентов (как генераторов продвижения идеи ) исторического факультета, создающий позитивный эффект переживания общей судьбы для участников адаптивного сбора, рождающий потребность принадлежать к этому сообществу и развивать его.

Проблемы дезадаптации молодежи, к сожалению, часто встречаются в современном обществе, в том числе и в студенческой среде. В связи с этим, поиск различных педагогических возможностей и условий снижения соци-

альной дезадаптации молодежи весьма актуален.

Понятие «социальная дезадаптация» включает ряд характеристик.

Социальная дезадаптация - это регрессия адаптированности личности к своей социальной среде, ведущая к серьезным нарушениям взаимодействия личности с социальной средой. Социальная дезадаптация предполагает наличие у личности искаженного восприятия окружающей действительности и отсутствие адекватной системы отношений и общения, а также неумения изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями в обществе[6].

К типичным симптомам социальной дезадаптации человека относят проблемы в деятельности, трудности в общении, неадекватное поведение, агрессию, невротические реакции, нарушении норм морали и права, деструктивное восприятие окружающего.

Вызывается социальная дезадаптация совокупностью факторов, в число которых входят: социальный, психологический, психосоматический и т.п., а порождается, в первую очередь, нарушением взаимодействия личности и среды. К сожалению, на практике наибольшее внимание уделяется дезадаптированной личности и гораздо меньшего внимания удостаивается дезадаптирующая среда. Крайне важно также, что в итоге дезадаптации, формирующаяся социальная депривация приводит к депривации основных потребностей молодого человека - потребностей в полноценном развитии и самореализации.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что проблемы дезадаптации наиболее обостренно проявляются именно у студентов первых курсов, поскольку слишком много факторов создают возможность для появления дезадаптации. К ним можно отнести следующие факторы: новая, непривычная, неосвоенная (не школьная) среда; отсутствие специфических практических навыков обучения в вузе; новый (студенческий) коллектив и необходимость освоения в нем; отсутствие опыта взаимодействия с вузовскими преподавателями; потребность в самоутверждении и самореализации; личностные особенности студента (темперамент, характер и т.п.); причастность к асоциальной неформальной молодежной среде; социально-материальные причины (низкий достаток семьи, многодетность, недостаток у родителей времени - знаний - опыта, семьи с одним родителем и т.п.).

В результате у ряда студентов появляются определенные опасения (страхи), которые выявляются с помощью опросов в самом начале обучения. К таким опасениям можно отнести: боязнь взаимоотношений в группе, взаимоотношений с преподавателями; опасение новой деятельности; опасе-

ние расставания с прежними друзьями; опасение правильности выбора и т.д.Многие студенты пытаются самостоятельно решить данные проблемы и снизить собственную дезадаптацию. Однако, если для снижения деза-даптивных проявлений педагогически грамотно организуются условия и возможности, то эффективность снижения дезадаптации значительно возрастает. Именно обозначенные выше гуманитарные технологии учебно-воспитательного процесса ИИГСО (воспитывающие отношения и адаптационный сбор) оказываются эффективными (в нашем опыте) способами снижения дезадаптации студента первого курса ИИГСО.

Результат, которого позволяют достигать данные условия - это, в первую очередь, развитие (возврат, нахождение) у студента своей идентичности (отождествление себя с неким целым - социумом, коллективом, факультетским сообществом) как показателя: адаптивности личности к реальной действительности, устойчивости существования личности в условиях неопределенности и соцального риска, изменений, освоения личностью ценностных основ нового коллектива. Соответственно, если идентичность личности студента развивается далее, то снижается степень его одиночества (как противоположное идентичности) и неопределенности, разорванности отношений с окружающим (новым) миром, оптимизируется процесс ценностно - смыслового самоопределения, освоения позитивных социальных моделей поведения, новой среды. Все это в целом позволяет снизить обозначенные выше факторы дезадаптации студентов.

Таким образом, определяя современный адаптационный сбор и воспитывающие отношения, реализуемые в институте, по форме и по содержанию как инновационные гуманитарные технологии, необходимо понимать, что они позволяют существенно предотвращать либо снижать дезадаптацию студентов.

Литература

1. Возмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений //Социологические исследования. - 2010. - № 1 (309). - С. 17 - 27.

2. Центр гуманитарных технологий: сайт «Новости гуманитарных технологий». - 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 16.01.2013 -http://gtmarket.ru/news (дата обращения 20.01.2013).

3. Киселев Н.Н., Киселева Е.В. «Волна отношений» в детском оздоровительном лагере // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. - 2010. - № 2. - С.28-31.

4. Магия Листпеда: педагогические принципы адаптационного сбора студентов //Сборник статей к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО / Под ред. Н.П.Аникеевой, Т.А.Ромм. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 136 с.

5. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория// Педагогика.- 2000.- № 6 - С. 28 - 35.

6. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образования. М.: ТЦ СФЕРА, 2004 г. - 192с.

7. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей// Междунар. науч. - практ. конф.. Москва. 19-20 апр. 1993 г.: Тезисы докладов и выступлений в 2-х ч. /Под ред. Л.И.Новиковой. М.: Изд-во ИТП и МНО РАО, 1993. - 345 с.

8. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер. - 2003.-- С. 526.9.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 608с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.