Научная статья на тему 'Инновационные гчп в мировой экономике: тенденции и регионально страновые характеристики'

Инновационные гчп в мировой экономике: тенденции и регионально страновые характеристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ИГЧП) / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / NBIC ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов А. В., Лысунец М. В.

В статье анализируются такие приоритетные способы совместного участия государства и предприятий в инновационном развитии, как инновационные государственночастные партнерства (ИГЧП). В основе исследования лежит комплексный подход к рассмотрению роли ИГЧП в инновационном научнотехническом развитии в контексте четвертой промышленной революции и установления шестого технологического уклада. На примере США и Европейского союза на основе официальной статистики в статье изучена и показана роль успешного применения ИГЧП в инновационном развитии этих двух регионов и выявлены факторы, влияющие в целом на успешность использования такого инструмента инновационного развития, как создание государственночастных партнерств. В результате проведенного исследования авторами определены основные аспекты и направления использования ИГЧП, способствующие реализации стратегии устойчивого и последовательного инновационного технологического развития мировой экономики, которые также могут быть применены в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные гчп в мировой экономике: тенденции и регионально страновые характеристики»

Инновационные ГЧП в мировой экономике: тенденции и регионально-страновые характеристики

сч 00 £

б

а

2 о

Фролов Андрей Викторович,

доктор экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, МГУ имени М. В. Ломоносова, [email protected]

Лысунец Марина Валентиновна

кандидат экономических наук, научный сотрудник кафедры мировой экономики, МГУ имени М. В. Ломоносова, [email protected]

В статье анализируются такие приоритетные способы совместного участия государства и предприятий в инновационном развитии, как инновационные государственно-частные партнерства (ИГЧП). В основе исследования лежит комплексный подход к рассмотрению роли ИГЧП в инновационном научно-техническом развитии в контексте четвертой промышленной революции и установления шестого технологического уклада. На примере США и Европейского союза на основе официальной статистики в статье изучена и показана роль успешного применения ИГЧП в инновационном развитии этих двух регионов и выявлены факторы, влияющие в целом на успешность использования такого инструмента инновационного развития, как создание государственно-частных партнерств. В результате проведенного исследования авторами определены основные аспекты и направления использования ИГЧП, способствующие реализации стратегии устойчивого и последовательного инновационного технологического развития мировой экономики, которые также могут быть применены в российской практике. Ключевые слова: Инновации, региональная интеграция, государственно-частное партнерство (ГЧП), инновационное государственно-частное партнерство (ИГЧП), стратегия экономического развития, четвертая промышленная революция, шестой технологический уклад, N810- технологии, цифровая революция.

Введение. ГЧП в инновациях: концепция и практика

Современная мировая экономика находится сейчас на этапе завершения большого экономического коньюнктурного цикла и начала активного становления шестого технологического уклада. Технологии этого уклада объединяют биотехнологии, нанотех-нологии, информационно-когнитивные технологии (так называемые N810- технологии: нано-био-информационно-когнитивные). От успеха в освоении этих технологий зависит экономическое и социальное будущее стран и регионов мира, устойчивость развития наций и конкурентоспособность корпораций.

Авторитетный в области инноваций экономист Иванов В.В. пишет, что «... определенным периодам развития общества соответствует определенный набор доминирующих технологий, который получил название технологического уклада. Основу каждого технологического уклада составляет набор технологий - ядро, определяющее уровень технологического развития. Согласно принятой систематизации в настоящее время формируется шестой технологический уклад» [1].

Термин NBIC-технологии был введен в научно-практический оборот в 2002 году в США и впоследствии распространился глобально. В настоящий момент в периодизации этапов мирового технологического развития большее распространение имеет концепция четвертой индустриальной революции (автор - европеец Клаус Шваб). По этой теории мир в настоящее время пребывает «... в начале глобальной трансформации, которой присуща конвергенция компьютерных, физических и биологических технологий, меняющая как окружающий нас мир, так и само понимание того, что значит быть человеком. Эти перемены являются историческими в плане своих масштабов и скорости наступающих изменений. Эта трансформация - четвертая индустриальная революция - не определяется только каким-то набором из возникающих технологий, она определяется переходом к новым системам, строящимся на базе инфраструктуры цифровой революции. По мере того, как данные индивидуальные технологии станут повсеместными, широко применимыми, они фундаментально изменят способы производства, потребления, перемещения и коммуникации внутри человеческой расы. Развитие генной инженерии и нейротехнологий может изменить природу человека, поменять наши способы мышления и поведения. Фундаментально-глобальная природа данной революции создает новые угрозы, связанные с подрывом устоявшихся пропорций социально-экономической жизни: кризис рынков рабочей силы, усиление неравенства доходов, ослабление геополитической стабильности, изменение социально-этических норм и принципов работы общества» [2].

Одним из характерных инструментов инновационного развития мировой экономики, возникших в процессе перехода на шестой технологический уклад, можно назвать появление государственно-частных партнерств (ГЧП), которые представляет собой объединение финансовых, интеллектуальных, кадровых и прочих возможностей между государством, частным сектором и научными институтами.

Для понимания роли ГЧП в развитии инноваций с учетом вышеотмеченных особенностей современной технологической революции важно отметить, что новый набор технологий развивается взаимообусловлено, одновременно (эффект синергии) и поэтому требует огромные расходы на их своевременное совместное освоение. Такие расходы непосильны отдельно ни государству, ни бизнесу, ни научно-исследовательскому сектору (университетам). С другой стороны, в быстрейшем освоении этого «пучка» новейших технологий заинтересовано как общество в лице государства, так и частный бизнес. ГЧП как раз и предполагает кооперацию ресурсов этих главных субъектов инноваций в том или ином варианте.

Без ГЧП в инновациях современная экономика не может эффективно развиваться, что важно именно сейчас и именно для каждой из экономик любого региона мира. Интерес к теоретико-практическому применению механизмов ГЧП в инновациях возрастает повсеместно.

В частности, возросло значение инновационных ГЧП (ИГЧП) в таких важных регионах мировой экономики, как Европа и США.

Государственно-частные партнерства в инновационном развитии Европейского союза

В Европейском Союзе принята и действует в настоящий момент программа научно-исследовательского и инновационного развития ЕС «Горизонт 2020» («Horizon 2020») [3], которая является крупнейшей программой исследований и инноваций, предполагает общий объем финансирования в размере 80 млрд.ев-ро и должна способствовать увеличению расходов на научно-исследовательские разработки до размера 3% от ВВП к 2020 году.

Программа «Горизонт 2020» была принята в соответствии с общей Стратегией [4] развития Евросоюза до 2020 года, предполагающей концепцию «умного, устойчивого и инклюзивного» развития, где «умное» означает развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях, «устойчивое» - конкурентоспособную, ресурсно-эффективную, зеленую экономику, а «инклюзивное» предполагает социально-ориентированную экономику, которая способствует росту занятости населения, экономической, социальной и территориальной сплоченности региона.

В свою очередь «Горизонт 2020» фокусируется на трех основных целях развития региона: высокий уровень развития науки, промышленное лидерство и высокий уровень социальной ответственности и жизни граждан ЕС, при этом, реализация этих направлений изначально была запланирована в том числе посредством создания инновационных государственно-частных партнерств. Высокий уровень развития науки предполагает высокий уровень инновационного развития, основанный на исключительных научно-исследовательских разработках и долгосрочной конкурентоспособности европейской науки, которые, в свою очередь, обеспечиваются за счет предоставления доступа ученым к исследовательской инфраструктуре, а также повышения привлекательности ЕС в качестве места научных исследований для лучших научных кадров со всего мира.

Промышленное лидерство Европейского союза означает привлекательность данного региона для инвестиций (как внешних, так и внутренних) в приоритетные инновационные научные исследования (включая эко-инновации) и промышленные разработки. Важным этапом в данной области является поддержка инновационных предприятий малого и среднего бизнеса с целью их развития и выхода за пределы ЕС.

И, наконец, третье направление инновационного развития региона, имеющее своей целью высокую социальную ответственность и уровень жизни граждан ЕС, предполагает межотраслевое научно-техническое сотрудничество, включая социальные и гуманитарные науки. Задачи в данной области затрагивают действия в таких сферах, как здравоохранение, демография, обеспечение достаточного уровня благосостояния граждан ЕС, продовольственную безопасность, развитие биоиндустрии, безопасную, экологичную и эффективную энергетику, зеленый транспорт, эффективное использование природных ресурсов и сохранение климата на планете, что, в конечном итоге, должно привести к созданию инклюзивного, инновационного и безопасного общества в Европейском союзе.

Одним из приоритетных направлений научных исследований и разработок в ЕС в рамках программы «Горизонт 2020» является развитие новых технологий в области фотоники, микро- и наноэлект-роники, нанотехнологий, создания биотехнологий, в том числе, через механизм создания инновационных государственно-частных партнерств.

На развитие отрасли биоиндустрии программой «Горизонт 2020» предусмотрен бюджет в размере 6,6 млрд.евро [3] из которых около 3,7 мрлд.евро [5] финансируется за счет средств инновационного государственно-частного партнерства (Bio-based Industries Joint Undertaking - «BBI Joint Undertaking»), созданного в 2014 году между Правительством ЕС и консорциумом предприятий биоиндустрии ЕС. Кроме того, функционирование этого ИГЧП предполагает создание более 400 тысяч дополнительных рабочих мест к 2020 году и до 700 тысяч к 2030 году, 80% из которых создается в сельскохозяйственной отрасли [5].

Основной целью учреждения ИГЧП «BBI Joint Undertaking» являлось создание конкурентоспособной, экологичной, природосберегающей отрасли биоиндустрии в ЕС, поиск новых биотехнологий для использования биологического сырья, эффективного использования отходов, разработки альтернативных источников возобновляемой энергии на основе биомассы, повышение устойчивости сельского хозяйства и т.д..

В рамках данного проекта общее предполагаемое финансирование в размере 3,7 мрлд.евро формируется за счет государственных средств в размере 975 млн.евро и остальная часть в размере 2,7 мрлд.евро за счет средств частных инве-

сторов. По состоянию на конец 2017 года (на отметке половины срока действия ИГЧП) по оценке Европейской Комиссии были выполнены не только ключевые показатели результативности на данном этапе, заложенные в проекте, но и достигнута высокая эффективность работы ИГЧП в целом, характеризующаяся, например, существенной долей участия в проекте предприятий малого и среднего бизнеса (36%), прозрачностью функционирования и финансирования [6]. Об эффективности работы ИГЧП «BBl Joint Undertaking» также свидетельствуют такие показатели, как создание в рамках проекта 5 новых предприятий, занимающихся биорафинированием (что уже превысило запланированное к 2020 году количество), 11% рост биоиндустрии, зафиксированный в 2016 году, а также увеличение количества планируемого финансирования частным секторов с 2,7 до 5 мрлд.евро [6].

Интересно то, что в ИГЧП участвует большое количество банков и частных инвесторов, в том числе и за рамками Европейского Союза; ИГЧП «BBI Joint Undertaking» объединяет 65 проектов в 30 странах и вовлекает предприятия различных отраслей экономики для создания новых инновационных биотехнологий, включая создание сырья, альтернативного углеводородам. Среди новых технологий, разрабатываемых в рамках ИГЧП «BBI Joint Undertaking», можно, например, выделить проекты по созданию [7]:

■ Технологии фильтрации и восстановления водных отходов,

■ Интегрированного биорафинирования отходов молочной промышленности,

■ Новых биоинжиниринговых технологий, компонентов биопластика для 3D печати в автомобильной отрасли и строительстве,

■ Полимеров с усовершенствованными характеристиками с использованием отходов сельско-хозяйственных пищевых продуктов,

■ Биополеуретанов и волокон для автомобильной промышленности с улучшенной стойкостью к воздействию окружающей среды,

■ Инновационных технологий использования молекул водорослей для пищевой и косметической промышленностей,

■ Биокатализаторов для повышения и ускорения образования биогаза,

■ Углеродного волокна на основе лигнина для производства композитов,

■ и многие другие.

Текущие промежуточные итоги создания государственно-частных партнерств как

О

3

ю

5

г

2 а

8

сч cs £

б

а

2 о

инструмента реализации инновационного развития ЕС, в частности, ИГЧП в биоинду-ствии, во многом превзошли изначально планируемые показатели и позволили достичь в короткие сроки высоких темпов развития биоиндустрии по сравнению с другими отраслями данного региона.

Особенностью инновационной политики ЕС является ее ориентация на 3 основные сферы: высокий уровень развития науки, промышленное лидерство и высокий уровень социальной ответственности и жизни граждан ЕС; ее приоритетными направлениями являются развитие биоиндустрии, безопасная, экологичная и эффективная энергетика, продовольственная безопасность и создание новых технологий в области здравоохранения.

Государственно-частные партнерства в инновационном развитии США

В США в начале 21 века Правительством были инициированы так называемые «Национальные инициативы» в области передовых технологий: Национальная нанотехнологическая инициатива, Биотехнологическая инициатива и ряд других. После кризиса 2008-2009 годов дальнейшим развитием указанных правительственных инициатив стала программа Национальной сети промышленных инноваций (National Network for Manufacturing Innovation, NNMI) посредством создания государственно-частного партнерства. К нему активнее всего подключились корпорации, которые были обязаны предоставить на конкурсной основе не менее половины активов в качестве своего вклада в партнерство. В конце 2016 года данное инновационное ГЧП обрело название Manufacturing USA™ и было зарегистрировано в качестве торговой марки. Сейчас ИГЧП Manufacturing USA™ состоит из нескольких Институтов, каждый из которых объединяет отобранные правительством университеты, федеральные агентства типа Министерства обороны или энергетики США и частные корпорации. Каждый из институтов разрабатывает свой спектр конкретных технологий, и все они обмениваются результатами своей работы (патенты, ноу-хау, иные технологии и нематериальные активы). Это широкомасштабное технологическое сотрудничество в приоритетных технологиях, отобранных Правительством США [8].

Программа ИГЧП Manufacturing USA™ служит центром технологического развития США и, несмотря на смену Президента США и приход к власти Д. Трампа, это ИГЧП по-прежнему поддерживается

федеральной властью США, демонстрирует высокие темпы роста среди крупнейших фирм США. Наиболее важными чертами ИГЧП Manufacturing USA™ можно назвать следующие:

1. Каждый Институт в составе ИГЧП получает сроком на 5 лет около 100 млн. долл. федерального финансирования, которое дополняется растущим количеством средств от частного бизнеса и иных негосударственных организаций. По большинству других программ ГЧП на каждый проект выделяется, как правило, лишь 15 млн. долл.

2. ИГЧП сфокусировано на развитии важнейших «сквозных» технологий для повышения конкурентоспособности корпораций США (NBIC-спектр технологий, их список состоит из 16-ти технологий, он максимально конкретизирован для нужд реального сектора).

3. Федеральные органы, бизнес и университеты осуществляют не только компетентный контроль за эффективностью работы ИГЧП, но также и технологический и финансовый мониторинг.

4. Данное ИГЧП имеет серьезный потенциал стать национальным и мировым лидером инноваций, за которым смогут последовать иные действующие и вновь создающиеся программы федеральной помощи инновациям в промышленности США [9, 10].

В целом, новейший опыт ИГЧП США созвучен с тенденцией роста ИГЧП в ЕС и многих других регионах мировой экономики. Следует отметить, что традиционно лидерами практических инноваций в США являются корпорации, частный бизнес. Даже такая «децентрализованная» национальная инновационная система (НИС), какая сложилась в США, не может обойтись без включения ресурса ГЧП.

Описанная выше практика активизации ГЧП в инновациях в Евросоюзе и США впечатляет. Без ИГЧП эти весьма продвинутые в списках инновационных рейтингов (например, Global Innovation Index) страны не могут полноценно решить задач технологического скачка в рамках четвертой индустриальной революции, выдержать конкуренцию со стороны стран и корпораций других регионов мира (Китай, Япония, Южная Корея). Применительно к практике именно инновационных ГЧП важно учесть следующие аспекты, о многих из которых говорилось выше:

■ Инновационные ГЧП (ИГЧП) существенно отличаются от ГЧП в традиционных для этого механизма отраслях применения (коммунальное хозяйство, дорожное строительство),

■ Важно определить приоритетные отрасли (виды технологий) прежде чем форсировать применение ГЧП в инновациях,

■ Каждый из участников ИГЧП должен быть готов к кооперации (компетенции в инновационной области, наличие достаточных научно-финансовых и организационных ресурсов), а национальная инновационная система страны (региона) должна быть весьма развитой,

■ Вложения частного капитала предполагает длительные сроки окупаемости инвестиций в инновации, более длительные по сравнению с торгово-посредни-ческими операциями и торговлей природными ресурсами,

■ Важно учитывать мировые тенденции в развитии тех технологий, которые планируется разрабатывать и внедрять посредством ГЧП (ИГЧП),

■ Эффект кооперации от ГЧП в инновациях можно увеличить, если страна объединяет в ГЧП не только ресурсы национальной экономики, но и входит в состав соответствующих международных инновационных гЧп, как это все активнее делают страны ЕС, Япония, Южная Корея, Австралия и США на примере International BRAIN Initiative (развитие искусственного интеллекта) [11].

Перечисленные аспекты ИГЧП важны и для России, поскольку она активнее должна включаться в мировое технологическое развитие. Последние Указы В.В. Путина и решения Правительства РФ являются тому подтверждением. Так, в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12] говорится об ускорении технологического развития РФ и резком повышении количества организаций, занимающихся технологическим развитием (до 50 % от всех организаций), о создании научно-образовательных центров мирового уровня для работы с реальным сектором экономики, о развитии международной кооперации в прикладных исследованиях.

В плане мероприятий Правительства РФ по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [13] планируется следующее: создание центров компетенций по каждому из направлений «сквозных» технологий; увеличение количества компаний - технологических лидеров, конкурентоспособных на глобальных рынках; проведение исследования потребностей секторов экономики в применении решений на основе «сквоз-

ных» технологии и так далее.

Для РФ инновационные ГЧП особо важны еще и по причине ее технологического отставания от, например, США и стран ЕС. Отсталость фактической технической базы экономики РФ (преобладание 3-4-го технологического уклада) может помешать внедрению новых технологий (6-го уклада). Задачу скачка в инновационном развитии России, отчасти, можно решить посредством создания инновационных ГЧП, что поможет совместить 4-й, 5-й и 6-й уклады экономики РФ, построить «мосты» между укладами, поднять технологический уровень промышленности РФ до уровня развития стран-лидеров мировых инноваций [14].

Литература

1. Иванов В.В. Инновационная парадигма XXI - М.: Наука. 2015. - 383 с.

2. The Global Information Technology Report 2016. Innovating in the Digital Economy [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного экономического форума. Режим доступа: http:// www3.weforum.org/docs/GITR2016/ WEF_GITR_Full_Report.pdf (дата обращения 10.06.2018).

3. Horizon 2020 - The Framework Programme for Research and Innovation [Электронный ресурс] / Официальный сайт Европейской комиссии. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:52011DC0808&from=EN (дата обращения 10.06.2018).

4. Europe 2020. A Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth [Электронный ресурс] / Официальный сайт Европейской Комиссии. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LaxUrServ.do?uri=C0M:2010:2020:FIN:EN:PDF (дата обращения 10.06.2018).

5. The Bio-based Industries Joint Undertaking (BBI Joint Undertaking) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Европейского Союза. Режим доступа: https://europa.eu/european-union/about-eu/agencies/bbi_en (дата обращения 10.06.2018).

6. Bio-based industries in Europe: building on a double-digit growth, 7 December 2018 [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГЧП «BBI Joint Undertaking». Режим доступа: https:// www.bbi-europe.eu/news/bio-based-industries-europe-building-double-digit-growth (дата обращения 10.06.2018).

7. BBI Public-Private Partnership [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГЧП «BBI Joint Undertaking». Режим доступа: https://www.bbi-europe.eu/projects (дата обращения 10.06.2018).

8. National Network for Manufacturing Innovation Program. Annual Report.

Washigton DC, 2016, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ictt.by/Docs/ news/2017/12/2017-12-05_01/ Manutactuting_USA_Annual_Report__2016__EN.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

9. Sargent, J. The Obama Administration's Proposal to Establish a National Network for Manufacturing Innovation. 2014. - January 29. p.15-18 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/misc/R42625.pdf (дата обращения: 10.06.2018);

10. National Network for Manufacturing Innovation: A Preliminary Design. National Science and Technology Council. -Washington. - 2013. - January. - 56 p. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.energy.gov/sites/prod/files/ 2013/11/f4/nstc_jan2013.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

11. World's Brain Initiatives Move Forward Together. 11 December 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.brainalliance.org.au/latest/ news/worlds-brain-initiatives-move-forward-together/ (дата обращения: 10.06.2018).

12. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. -Режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201805070038?index=11&rangeSize=1 (дата обращения: 10.06.2018).

13. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ - Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/ 1P5ev023war1woLA0q8aJ2DtAqsydInS.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

14. Авдокушин Е.Ф., Фролов А.В.. Инновации, формирующие новую экономику // Вопросы Новой Экономики. -2017. - № 4. - с. 4-14.

Innovation PPPs in world economy:

trends and regional features Frolov A.V., Lysunets M.V.

Lomonosov Moscow State University The article examines the USA and the European Union (EU) regional experience to analyze innovation public-private partnerships (IPPPs) as priority tool of innovative development of the world economy. Concepts of the Fourth Industrial Revolution and the formation of the Sixth Technological Paradigm serve as grounds for the examination of the IPPP's role in scientific-technological development of the USA and the EU. Based on official statistics of the USA and the EU, the authors examine specifics and goals of the effective IPPP application in innovative development of both regions. The authors identified main characteristics and aims of IPPPs for boosting sustainable growth of the world economy and encouraging global economic development.

Recommendations made can be applied to Russian economic practice Keywords: Innovation, regional integration, public-private partnership (PPP), innovation public private partnership (IPPP), strategy of economic development, Forth industrial revolution, Sixth technological Paradigm, NBIC-technologies, digital revolution. References:

1. Ivanov V. Innovation paradigm XXI - M.: Science.

2015. - 383 p.

2. The Global Information Technology Report 2016.

Innovating in the Digital Economy [Electronic resource] - Access mode: http:// www3.weforum.org/docs/GITR20l6/ WEF_GITR_Full_Report.pdf (access date 10.06.2018).

3. Horizon 2020 - The Framework Programme for

Research and Innovation [Electronic resource]

- Access mode: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/ ?uri=CELEX:52011DC0808&from=EN (access date 10.06.2018).

4. Europe 2020. A Strategy for Smart, Sustainable

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and Inclusive Growth [Electronic resource] -Access mode: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=C0M:2010:2020:FIN:EN:PDF (access date 10.06.2018).

5. The Bio-based Industries Joint Undertaking (BBI

Joint Undertaking) [Electronic resource] -Access mode: https://europa.eu/european-union/about-eu/agencies/bbi_en (access date 10.06.2018).

6. Bio-based industries in Europe: building on a

double-digit growth, 7 December 2018 [Electronic resource] - Access mode: https:// www.bbi-europe.eu/news/bio-based-industries-europe-building-double-digit-growth (access date 10.06.2018).

7. BBI Public-Private Partnership [Electronic

resource] - Access mode: https://www.bbi-europe.eu/projects (access date 10.06.2018).

8. National Network for Manufacturing Innovation

Program. Annual Report. Washigton DC, 2016, [Electronic resource] - Access mode: http:// ictt.by/Docs/news/2017/12/2017-12-05_01/ Manufacturing_USA_Annual_Report_2016_EN.pdf (access date 10.06.2018).

9. Sargent, J. The Obama Administration's Proposal

to Establish a National Network for Manufacturing Innovation. 2014. - January 29. p.15-18 [Electronic resource] - Access mode: http://fas.org/sgp/crs/misc/R42625.pdf (access date 10.06.2018);

10. National Network for Manufacturing Innovation: A Preliminary Design. National Science and Technology Council. - Washington. - 2013. -January. - 56 p. [Electronic resource] - Access mode: https://www.energy.gov/sites/prod/ files/2013/11/f4/nstc_jan2013.pdf (access date 10.06.2018).

11. World's Brain Initiatives Move Forward Together.

11 December 2017. [Electronic resource] -Access mode: https://

www.brainalliance.org.au/latest/news/worlds-brain-initiatives-move-forward-together/ (access date 10.06.2018).

12. Russian President Decree of 07.05.2018 № 204 «About national aims and strategic development tasks of the Russian Federation for the period till 2024». - [Electronic resource]

- Access mode: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201805070038?index=11&rangeSize=1 (access date 10.06.2018).

13. Program «Digital economy in the Russian Federation», approved by the Russian Government on 28.07.2017 № 1632-p [Electronic resource] - Access mode: http:// static.government.ru/media/files/ 1P5ev023war1woLA0q8aJ2DtAqsydInS.pdf (access date 10.06.2018).

14. Avdokushin E., Frolov A.. Innovations that form the new economy // Issues of new economy.

- 2017. - № 4. - p. 4-14.

О

3

Ю

5

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.