Научная статья на тему 'Инновационные формы просвещения родителей в области речевого развития дошкольников'

Инновационные формы просвещения родителей в области речевого развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительское просвещение / развитие связной речи / педагогический лекторий / parental education / development of coherent speech / pedagogical lecture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Елена Сергеевна, Тимофеева Полина Александровна

В статье авторы раскрывают проблемный вопрос включения родителей в образовательно-развивающий процесс дошкольников. Рассмотрены нетрадиционные методы взаимодействия взрослых (педагогов и родителей). Авторы анализируют и кратко дают ретроспективный анализ проблемы организации просвещения родительского сообщества. Они рассматривают педагогический лекторий, как одну из современных комплексных форм взаимодействия педагогического и семейного состава. Авторами предлагается разработка программы примерного педагогического лектория, направленная на расширение спектра знаний и умений родителей в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Данная программа содержит три модуля, авторы подробно описывают принципы ее построения и целевые компоненты каждой интерактивной лекции. В статье указано, что реализация программы педагогического лектория для родителей имела свои результаты, качественного характера. Взрослым стала доступна точность в формулировках некоторых определений, знание закономерностей и стратегического пути взаимодействия со своими детьми. Представлен пример организации педагогического лектория с родителями, на котором решаются задачи по развитию связной речи детей. Показана результативность деятельности в просветительском процессе родителей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Елена Сергеевна, Тимофеева Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative forms of education for parents in preschoolers’ speech development

The authors reveal the question of how to involve parents in the educational and developmental process of preschoolers. Non-traditional methods of interaction between adults (teachers and parents) are considered. The authors analyze the problem of organizing the parent community’s education. They consider the pedagogical lecture hall as one of the modern complex forms of interaction between the pedagogical and family staff. The authors propose the program of an exemplary pedagogical lectures aimed at expanding the range of parents’ knowledge and skills in the development of older preschool children’s coherent speech. The program consists of 3 modules and the target component of each interactive lecture. The article indicates that the implementation of the pedagogical lecture program for parents had positive results. Adults have some knowledge in theoretical fundamentals, knowledge of patterns and a strategic way of interacting with their children. The article presents an example of organization of parents’ pedagogical lectures where tasks for the development of coherent speech of children are solved. The effectiveness of the educational process of preschoolers’ parents is shown.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы просвещения родителей в области речевого развития дошкольников»

УДК 37.048.3

Елена Сергеевна Неустроева Полина Александровна Тимофеева

г. Шадринск

Инновационные формы просвещения родителей в области речевого развития

дошкольников

В статье авторы раскрывают проблемный вопрос включения родителей в образовательно-развивающий процесс дошкольников. Рассмотрены нетрадиционные методы взаимодействия взрослых (педагогов и родителей). Авторы анализируют и кратко дают ретроспективный анализ проблемы организации просвещения родительского сообщества. Они рассматривают педагогический лекторий, как одну из современных комплексных форм взаимодействия педагогического и семейного состава. Авторами предлагается разработка программы примерного педагогического лектория, направленная на расширение спектра знаний и умений родителей в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Данная программа содержит три модуля, авторы подробно описывают принципы ее построения и целевые компоненты каждой интерактивной лекции. В статье указано, что реализация программы педагогического лектория для родителей имела свои результаты, качественного характера. Взрослым стала доступна точность в формулировках некоторых определений, знание закономерностей и стратегического пути взаимодействия со своими детьми. Представлен пример организации педагогического лектория с родителями, на котором решаются задачи по развитию связной речи детей. Показана результативность деятельности в просветительском процессе родителей дошкольников.

Ключевые слова: родительское просвещение, развитие связной речи, педагогический лекторий.

Elena Sergeevna Neustroeva Polina Aleksandrovna Timofeeva

Shadrinsk

Innovative forms of education for parents in preschoolers' speech development

The authors reveal the question of how to involve parents in the educational and developmental process of preschoolers. Non-traditional methods of interaction between adults (teachers and parents) are considered. The authors analyze the problem of organizing the parent community's education. They consider the pedagogical lecture hall as one of the modern complex forms of interaction between the pedagogical and family staff. The authors propose the program of an exemplary pedagogical lectures aimed at expanding the range of parents' knowledge and skills in the development of older preschool children's coherent speech. The program consists of 3 modules and the target component of each interactive lecture. The article indicates that the implementation of the pedagogical lecture program for parents had positive results. Adults have some knowledge in theoretical fundamentals, knowledge of patterns and a strategic way of interacting with their children. The article presents an example of organization of parents' pedagogical lectures where tasks for the development of coherent speech of children are solved. The effectiveness of the educational process of preschoolers' parents is shown.

Keywords: parental education, development of coherent speech, pedagogical lecture.

Введение. Работа педагогов с родителями является одним из сложных, но в то же время важных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Особую актуальность она приобретает на современном этапе развития общественности, когда 2024 г. объявлен Годом семьи. В Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 г. «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в качестве приоритетов организации семейной жизни определено просвещение родителей по педагогическим и иным вопросам воспитания детей [10].

Под «просвещением», И. Кант понимает некую способность к совершенствованию человека и его умению обращаться с собственным разумом [4].

Тогда, педагогическое просвещение становится деятельностью педагога, направляющей разум родителей на принятие правильных ответственных решений по вопросам воспитания детей. Педагог осуществляет данную деятельность в процессе сообщения информации, обучения, проведения практикумов с родителями.

Сейчас, существует большое количество форм организационной работы педагогов дошкольных образовательных организаций с родителями.

Однако традиционные форматы взаимодействия устаревают (И.Н. Каменская, О.Н. Сагайдачникова, Т.И. Кобелева, Г.И. Фесюк) [4].

Так, родительские собрания, индивидуальные консультации уже не пользуются таким спросом, у родителей, как раньше.

На смену им приходят новые интерактивные методы сотрудничества, которые предполагают активное участие и тесное взаимодействие педагога и родителей на определенном промежутке времени.

Согласно И.Ю. Тархановой, использование интерактивных встреч педагога с родителями способствует активному познанию, исследованию некоторых вопросов воспитания детей, а также прочному запоминанию переданной информации, так как каждый родитель усваивает ее индивидуально, в тот же момент, делясь своим мнением или отвечая на поставленные вопросы [5, с.73].

Научная новизна. Организация родительского просвещения в процессе интерактивного взаимодействия (игр, тренингов, непринужденных бесед и т.д.) обеспечивает комплексное воздействие на сознание родителей: способствует получению новых представлений о педагогической деятельности, формированию определенных знаний, развитию прикладных умений.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке инновационной программы взаимодействия педагогов с родителями дошкольников;

- в апробации интерактивных форм взаимодействия;

- в оценке результативности внедрения интерактивных форм взаимодействия с родителями для просветительских и обучающих целей.

Цель статьи заключается в осуществлении анализа литературы и выбора инновационных форм просвещения родителей в области речевого развития дошкольников.

В качестве одной из форм интерактивного взаимодействия, целесообразно использовать педагогический лекторий. Как отмечают исследователи (А.К. Быков, И.Н. Каменская, И.В. Неретин) суть педагогического лектория соотносится с нетрадиционными способами просвещения взрослых по тем или иным вопросам воспитания, обучения, развития детей.

Основными элементами его реализации выступают беседы, тренинги, игры, упражнения.

Обзор литературы. В последнее время, волнующей родителей проблемой является состояние речевого развития детей. Особенно остро встает вопрос о качестве связной речи ребенка старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что вскоре он пойдет в школу, а базовая составляющая его личности - речь, зачастую оказывается несформированной [8].

В данном случае, возникает проблема предоставления родителям старших дошкольников информации и методических рекомендаций, для того, чтобы сформировать

или «подтянуть» речевую готовность ребенка к школе (К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Вместе с этим предполагается формирование родительской компетентности по вопросам развития речи детей.

В данном случае, родительская компетентность представляет собой совокупность знаний о закономерностях развития речи ребенка и умений осуществлять процесс речевого развития (т.е. использовать методы, приемы взаимодействия) [3].

По мнению, Т. Джонса, К. Тернера «родительская компетентность» - это поведение взрослых, которое считается правильным по отношению к ребенку, а также его воспитанию, развитию и обучению.

Так, взрослый, компетентный по вопросам развития речи дошкольника - это человек, правильно оценивающий ситуацию речевого развития, собственные педагогические способности и умеющий направлять свои действия в соответствие с поставленной целью -развитием речи ребенка.

Проблема формирования знаний, умений и навыков родителей имеет длительную историю.

В середине XX века, уже наблюдалась тенденция к открытию педагогических кабинетов, в которых родителям, нуждающимся в помощи по вопросам воспитания, оказывались консультации индивидуального характера [2, с. 98].

Позже, общественными организациями стали разрабатываться и открываться кружки для родителей, целью которых было повышение педагогической грамотности взрослых по разным вопросам, касающимся развития, воспитания и обучения детей.

Появилось одно из направлений работы педагогов с семьями воспитанников -педагогическое просвещение (И.В. Гребенников, А.М. Низова, Г.И. Легенький, Н.П. Харитонова), которое трактовалось учеными как «взаимодействие семейного и общественного воспитания» [8].

Под «педагогическим просвещением» родителей понимается планомерная и методическая работа педагогов с семьями воспитанников, в процессе которой специалисты раскрывают важные моменты развития, обучения и воспитания ребенка [11].

Для того, чтобы просвещать взрослых с точки зрения взросления их детей, стали разрабатываться программы для подобных мероприятий.

Первые из них, появились и активно нашли распространение за рубежом. Например, программа «STEP» (сопровождающая родителей от самого рождения ребенка, формирующего у них компетентность в области собственного саморазвития, на основе чего - развития ребенка); «Nurturing Parentig» (предполагающая работу с родителями с группой и специалистом, а также отработку полученных навыков дома); «МонБаРо» (предлагающая теоретическую базу закономерностей развития ребенка, формирование стратегий взаимодействия и мотивации к собственному просвещению в области педагогики) и т.д. [7].

Основными характеристиками программ, как обозначают К. Валь, А. Санн, З. Тшопе-Шеффлер, являются: передача знаний, формирование самосознания родителей, обмен опытом [9].

На основании этого, программы для родителей складываются комплексно: изучение (восприимчивость), апробация (ответная реакция), взаимодействие (гибкость). Для удобства, они проводились в групповом формате.

Г.Е. Соловьев указывает, что программы просвещения должны быть привлекательными для взрослых, чтобы был спрос и результативность их реализации.

Автор предлагает, включать в программы диалоги, обсуждение собственного опыта взрослых по вопросам воспитания детей, проигрывание новых ситуаций и т.д.

В этом случае, целесообразно использовать педагогический лекторий.

Педагогический лекторий - это инновационная интерактивная форма сотрудничества педагога с родителями, в процессе которой лектор сохраняет возможность транслировать

информацию слушателям, но в то же время поддерживает участие родителей, задавая вопросы, предлагая практические ситуации и т.д. [1, с. 5]

И.В. Неретин дает следующее определение педагогическому лекторию - «это форма педагогического образования, которая предусматривает расширение, углубление и интеграцию родительских знаний по различным вопросам воспитания детей» [6, с. 79].

Так, А.К. Быков, представляет педагогический лекторий, как лекцию с интерактивными «вкраплениями». Ими могут стать: опрос, дискуссия, групповая и индивидуальная работа [1].

Тогда, педагогический лекторий существует в нескольких формах: лекция-диалог, занятие-тренинг, беседа с элементами практической работы (в парах, в группе).

Такой интерактивный подход подразумевает партнерское взаимодействие педагога и семьи (обмен мнениями, совместная деятельность и т.д.).

В настоящее время, формат педагогического лектория активно распространяется среди взаимодействия педагогов и родителей.

Исследовательская часть. Для достижения цели исследования нами была разработана программа педагогического лектория для родителей старших дошкольников, по вопросам развития их связной речи.

Теоретическими положениями программы педагогического лектория стали учения А. Адлера К. Роджарса о личностно-ориентированном (индивидуальном) подходе, а также А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина - о деятельностном подходе.

Задачами нашей программы стали:

— формирование (уточнение, расширение) представлений родителей о закономерностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;

— формирование мотивации родителей к просвещению, повышению компетентности, самообразованию;

— привитие родителям умений владеть педагогическими приемами развития связной речи детей.

Педагогический лекторий, в нашей разработке, включал в себя три интерактивные лекции, которые сопровождали материал, построенный по модульной системе обучения.

Каждая из лекций имела следующую структуру:

1. Научно-педагогическое просвещение (знакомство с основными понятиями, с положениями по изучаемой теме);

2. Беседа-дискуссия (обсуждение с группой родителей обозначенной теоретической проблемы, обращение к практическом опыту семей, например, к состоянию связной речи ребенка, к методам и приемам развития, используемых взрослыми и т.д.);

3. Групповая работа с родителями (практические упражнения по развитию связной речи дошкольников);

4. Опрос (письменная проверка знаний родителей, полученных интерактивной лекции).

Для определения содержательной составляющей педагогического лектория, целесообразно проанализировать целевой компонент каждой лекции:

Модуль 1. Понимание развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Знакомство с понятием развития связной речи у старших дошкольников

Цель: формирование представлений о закономерностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

— конкретизировать понятие «связной речи» в понимании родителей;

— знакомить с онтогенетическим ходом развития связной речи у ребенка.

Развивающие:

— развить навыки наблюдательности над речевым развитием своего ребенка.

Воспитательные:

— формировать мотивацию к развитию связной речи ребенка.

Интерактивный компонент для первой лекции предполагал обсуждение педагога с родителями по вопросам: как обычно проводят день и общаются с ребенком, какую совместную деятельность выбирают, почему так происходит и т.д.

В данном случае, родители высказывали свои идеи, делились опытом, задавали друг другу уточняющие вопросы.

В последующем, интерактив, на первой лекции, сопровождался проведением практического задания для родителей, состоящем в отождествлении себя с кем-то или чем-то. Это задание помогало понять самим взрослым, что интересно для них и, возможно будет интересно для их ребенка, или что они хотели бы сделать в общении с дошкольником.

Модуль 2. Введение в методику развития связной речи.

Тема: Основные принципы развития связной речи в повседневной жизни с детьми.

Цель: формирование представлений о методике развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

— знакомить с принципами развития связной речи в общении с ребенком;

— обучать методам развития связной речи.

Развивающие:

— развивать творческую направленность деятельности родителей при выборе методов работы над связной речью.

Воспитательные:

— воспитывать эстетические чувства родителей.

На второй лекции, интерактивная часть состояла из обсуждения по вопросам: что родители используют в общении с детьми, для того, чтобы развивать его речь, как ребенок на это реагирует, к чему он проявляет больше всего интереса и т.д.

В качестве практического задания, родителям предлагалась проблемная ситуация, которую они должны были решить, опираясь на теоретический материал лекции, например, придумать, какой метод по развитию связной речи целесообразно применить в той или иной ситуации общения с ребенком.

По завершению этой лекции, у родителей расширился кругозор мышления и они стали более творчески мыслить по поводу организации развивающего времени с детьми.

Модуль 3. Практические навыки родителей для развития речи.

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в целенаправленном процессе.

Цель: обучить приемам развития связной речи в разных видах деятельности, совместной с ребенком.

Задачи:

Образовательные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— конкретизировать понятие «развитие связной речи»;

— сформировать представление об условиях, готовящих ребенка к развитию связной речи.

Развивающие:

— просвещать о значении разных видов деятельности для развития речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Воспитательные:

— воспитывать родительскую компетентность по организации педагогических условий для развития связной речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Третья лекция предлагала в интерактивной части обучение приемам развития речи в различных видах деятельности (исследовательской, театрализованной, изобразительной, игровой, творческой и т.д.).

Сначала проводилось обсуждение с родителями, с целью выявления их знаний по данной тематике и разминки. После предлагалось выполнить практическое задание в группах: проиграть, посочинять и т.д., то есть был выбран определенный вид деятельности (в нашем случае, настольная творческая игра по сочинению сказок), и в нем педагог вместе с родителями осуществляли поиск, а потом апробировали приемы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

По завершению педагогического лектория, родители получили новые знания в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, что подтвердилось их ответами в письменном опросе, проведенном нами для закрепления материала в каждой лекции.

Так, они определяли «Что такое связная речь?», «Какие приемы по развитию связной речи следует использовать?» и т.д.

Кроме того, взрослые приобрели практические навыки педагогического взаимодействия со своим ребенком в процессе развития его связной речи. Например, взрослые, делились опытом: «мы рассказываем друг другу истории», «у нас традиция читать книги» и др.

Заключение. Таким образом, исследование проблемы по выбору инновационных форм просвещения родителей в области речевого развития дошкольников, показало:

1. Педагогическое просвещение родителей является актуальным запросом общества, который существует уже длительное время. Целью просвещения родителей является предоставление и расширение их знаний по вопросам воспитания, развития и обучения детей. Для этого создаются кружки, объединения для родителей, проводятся лекции, тренинги.

2. В настоящее время возникает проблема выбора форм просветительской деятельности педагога с родителями. Преимущество для современного поколения семей являются нетрадиционные, интерактивные формы взаимодействия. Одним из таких является интерактивный педагогический лекторий, представляющий собой комплекс лекций на определенную тему, которые включают в себя активные методы сотрудничества с родителями.

3. В связи с актуальной проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста, нами был организован педагогический лекторий в интерактивном формате для родителей в этой области. Интерактивный компонент лекций состоял из обсуждения (дискуссии), практического задания и письменного опроса. Такая организация родительского просвещения, позволяет не только транслировать материал, но и получать обратную связь от просвещающийся, тем самим закреплять им самим знания, умения и навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Быков, А.К. Интерактивная лекция как форма учебного занятия в высшей школе / А.К. Быков. - Текст : электронный // ЦИТИСЭ. - 2017. - № 2 (11). - С. 6-26. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=yuslrt.

2. Ефанина, Ю.Ф. Некоторые особенности педагогического просвещения родителей школьников в 40-е-50-е г.г. XX в. / Ю.Ф. Ефанина. - Текст : непосредственный // Семья и школа. - 2023. - № 2. - С. 96-104.

3. Иванова, Н.В. Анализ зарубежных программ развития компетентности родителей младших школьников / Н.В. Иванова, Т.М. Сорокина. - Текст : непосредственный // Вестник московского государственного областного университета: психологические науки. - 2020. -№ 2. - С.113-124.

4. Каменская, И.Н. Использование интерактивных форм работы с родителями / И.Н. Каменская, О.Н. Сагайдачникова, Т.И. Кобелева, Г.И. Фесюк. - Текст : электронный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февр. 2014 г.).

- Москва : Буки-Веди, 2014. - Т. 0. - С. 61-63. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4865/.

5. Науменко, Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства. - Текст : непосредственный / Н.М. Науменко // KANT. - 2017.

- № 1 (22). - С. 42-46.

6. Неретин, И.В. Лекторий как форма педагогического просвещения / И.В. Неретин. -Текст : непосредственный // VI Державинские чтения. - 2001. - № 3-1 (23). - С. 79.

7. Неустроева, Е.С. Обучение родителей организации процесса развития связной речи / Е.С. Неустроева. - Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 4 (107). - С. 112-115.

8. Рыбак, Е.В. Социальное образование молодой семьи. В помощь специалисту по работе с семьёй. - Текст : непосредственный / Е.В. Рыбак, А. Б. Федулова, Е. В. Рыбак // Арктика и Север. - 2013. - № 11. - С. 70-77.

9. Соловьев, Г.В. Зарубежные программы развития родительской компетентности: учебное пособие / Г.В. Соловьев. - Ижевск : Удмуртский университет, 2024. - 129 с. - Текст : непосредственный.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/. - Текст : электронный.

11. Цыпоренко, Д.В. Современные проблемы развития речи дошкольников / Д.В. Цыпоренко, О.С. Прилепских. - Текст : непосредственный // Актуальные исследования. -2022. - № 24 (103). - С. 119-121.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.С. Неустроева, ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru.

П.А. Тимофеева, студент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: polinatim.3456@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.S. Neustroeva, Lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsky State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru.

P.A. Timofeeva, Student, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: polinatim.3456@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.