Научная статья на тему 'Инновационные формы обучения в практике преподавания в вузе'

Инновационные формы обучения в практике преподавания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЛАНИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладогина Анастасия Юрьевна

Одним из наиболее актуальных вопросов внедрения инновационных форм обучения в вузе сегодня является интеграция очной и дистанционной форм обучения. В статье рассматриваются проблемы интеграции очных и дистанционных форм обучения в практике преподавания медиапланирования. Анализируются основные проблемы и сделаны выводы о наиболее эффективных методах интеграции очных и дистанционных форм обучения в практике преподавания медиапланирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы обучения в практике преподавания в вузе»

Инновационные формы обучения в практике преподавания в вузе

Ладогина Анастасия Юрьевна,

к.э.н., доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. aladogina@gmail.com

Одним из наиболее актуальных вопросов внедрения инновационных форм обучения в вузе сегодня является интеграция очной и дистанционной форм обучения. В статье рассматриваются проблемы интеграции очных и дистанционных форм обучения в практике преподавания меди-апланирования. Анализируются основные проблемы и сделаны выводы о наиболее эффективных методах интеграции очных и дистанционных форм обучения в практике преподавания медиапланирования. Ключевые слова: инновационные технологии, дистанционное образование, дистанционное обучение, высшее образование, медиапланирова-ние, интеграция образования, очное образование, очное обучение.

Одним из наиболее актуальных вопросов внедрения инновационных форм обучения в вузе сегодня является интеграция очной и дистанционной форм обучения. В данной статье анализируется опыт частичного внедрения дистанционной формы обучения по направлению «Реклама и связи с общественностью». При этом не все предметы данного направления возможно преподавать дистанционно. Так, ведение переговоров, отработка навыков публичных выступлений и т.п. требуют соответствующих аудиторий и работы в группе [3]. Медиапланирование же возможно вести эффективно дистанционно [4, 5]. С 2014 года по 2017 в МГУП им. И. Федорова и РЭУ им. Г.В. Плеханова внедрялись элементы дистанционного обучения медиапланированию [16].

В 2013 году студентам 3-го курса МГУП предложили выбрать форму обучения: очная или вебинары на базе Google Hangouts. На тот момент Google Hangouts была единственной бесплатной платформой, которая позволяла работать одновременно с рабочими окнами 10-ти студентов, вести чат и т.п. Проблемы с тем, что студентов могло быть и больше, решались путем трансляции вебинара в youtube и ведением параллельного чата в Google, но преподаватель не имел возможности работать с рабочими столами этих студентов [6]. Только 10,4% (10 человек) согласились на дистанционное обучение при том, что преподаватель уже вел курс «Основы маркетинга» у данного потока на 2-ом курсе, студенты его знали очно. На тот момент результаты данного эксперимента оказались положительными, во многом это было связано с тем, что дистанционное обучение выбрали самые сильные студенты, которые уже совмещали учебу с трудовой деятельностью [17]. На следующий год (4 курс) количество желающих обучаться посредством вебинаров возросло почти до 35% (30 человек), когда у того же потока тот же преподаватель уже вел предмет, связанный с медиапланированием в сети Интернет. Причинами этого являлось то, что уже имелся опыт у однокурсников и большее количество студентов уже работали. Но экзамены показали худший результат, чем в предыдущем году, на дистанционную форму перешли студенты, не обладающие высоким уровнем самоорганизации и самодисциплины. В том же году (2014) среди студентов первого курса магистратуры 90% выбрали дистанционную форму обучения. При этом со студентами 2-го курса 2014 года возникли значительные трудности: только 7 человек из 80-ти согласились на удаленное обучение, предположительно из-за отсутствия опыта очного общения с преподавателем и практики дистанционного обучения. Необходимость начать осваивать программы для самостоятельного создания видеопрезентаций, выкладывать их в группу и обсуждать была встречена особенно негативно студентами (см. рис. 1).

Из данных рисунка 1 видно, что больше предпочитают дистанционные формы обучения старшие курсы. Со временем все больше студентов начинают работать и у них возрастает уровень самодисциплины.

Один из недостатков данной формы обучения был выявлен при большом количестве студентов, перешедших на вебинары, доля активных студентов значительно сократилась, т.к. во время вебинара 30-40 человек контролировать и стимулировать сложнее (см. рис. 2).

В РЭУ им. Г.В. Плеханова не проводилось еще эксперимента по внедрению дистанционных форм обучения медиапланированию, но в университете эта дисциплина ведется на 4-ом курсе, когда около 20% студентов уже работают в дневное время и не могут посещать все занятия [15]. Эти студенты обычно просят о возможности самостоятельной подготовки к экзамену (см. рис. 3) [6].

Перед началом курса медиапланирования студентам РЭУ им. Г.В. Плеханова высылались все задачи экзамена (40 задач), 6 тестов по различным темам, в каждом примерно по 60 вопросов, 70% вопросов требовали анализа ситуации [9]. Студентам давалась возможность подготовиться к экзамену самостоятельно. Дополнительно

О

3

в

S

ff 2

сч сч

£

Б

а

2 ©

высылались ссылки на видеозаписи ве-бинаров, уже проведенных в МГУП, и список рекомендуемой литературы. В результате, 95% студентов, решивших изучать предмет самостоятельно, не сдали экзамен с первого раза, при этом информация, необходимая для подготовки, более 3-х месяцев была в их распоряжении (см. рис.4). Только 5% студентов проявили высокий уровень самоорганизации, подготовившись к экзамену заранее, остальные из-за отсутствия периодического контроля попытались освоить программу за день до экзамена.

По результатам данного 4-х летнего опыта были сделаны следующие выводы:

1) По эффективности дистанционное образование не может заменить очное.

2) Очная система обучения постепенно будет интегрироваться с дистанционной, так как это позволяет:

3) Основными направлениями интеграции дистанционной и очной форм обучения должны стать:

- Очный экзамен. Так как при удаленном тестировании невозможно подтвердить личность пользователя, то экзамены должны сдаваться только в очной форме, причем экзамен должен быть более объемным. Должно увеличиваться время на проведения экзамена до 3-5 очных часов.

- Открытие сети экзаменационных центров, в которых студенты смогут сдавать промежуточные контрольные точки очно. Это решит проблему подготовки к экзаменам в последний день.

- Предоставление возможности присутствовать очно или на онлайн-вебина-ре по темам, которые трудно понять удаленно.

- Совместить вебинар и очное занятие. Необходимо специально оборудованные классы, в которых съемка и трансляция ведется с нескольких точек: преподаватель минимум с 2-х ракурсов, доска и монитор компьютера, а также рабочие столы слушателей.

- Очный или удаленный курс по обучению работе в дистанционной среде. Так как отсутствие опыта дистанционного обучения у студентов часто является причиной неприятия данной формы обучения.

- Разработка интерактивных программ, способных моделировать общение лектора с аудиторией и слушателей между собой. В соответствии с пирамидой Эдгара Дейла просмотр лекции является одним из наименее эффективных инструментов обучения [14]. Необходимо создавать программы, в которых сту-

Очная форма □дистанционная форма обучения

ш

бакалавриат 2 курс 2014 год

бакалавриатЗ курс 2013 год

бакалавриат4 курс магистратура 1 курс 2014 ГОД 2015 год

Рис. 1 - Распределение студентов МГУП по направлению «Реклама и связи с общественностью», выбравших очную или дистанционную форму обучения [6]

0*С«411 форм» И£"СТвноН0нн41|ф0рМВ обучений

Рис. 2 - Доля студентов активно работающих на семинаре или лекции

Сдали

Рис. 3 - Распределение студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению «Реклама и связи с общественностью», выбравших очную или самостоятельную форму обучения

□ Не сдали

очная форма

дистанционная форма обучения

Рис. 4 - Распределение студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению «Реклама и связи с общественностью», успешно сдавших экзамены

дент может по ходу получения материала отвечать на вопросы, совершать действия, коммуницировать с другими студентами [12].

- Выделение финансирования и сформирование команд по разработке дистанционных курсов. Создание 1 часа действительно интерактивного мультиме-

дийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов: т. к. уроки и консультации представлены не только в печатном (электронном) виде, но и аудиовизуальном - с демонстрацией слайдов, видеоклипов с обеспечением обратной связи [2]. Необходимы совместные усилия специалиста - предметника, художника, программиста методиста, знакомого с интернет-технологиями [2].

- Решение проблемы авторских прав.

- Разработка методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения и интеграции его с очным.

- Разработка норм времени по дистанционной работе.

- Разработка и предоставление вузам единой платформы для ведения дистанционного обучения.

- Дистанционное образование без элементов очного преимущественно вводить на коротких по времени курсах (1-5 дней) - далее наступает усталость, и в отсутствии очного контроля активность студента снижается.

- Обеспечение сохранения дидактических принципов организации образования) [6]. В дистанционном обучении педагогические средства (конструктивный, содержательный, вариативный, технологический, оценочно-результативный) должны быть органически переплетены с содержанием дисциплины, составляя целостную систему, соответствующую индивидуальному стилю обучающихся, при этом учебная дисциплина должна быть структурирована нелинейным образом. [4]

- Использование принципов кредит-но-дистанционной технологии, при которой преподаватель выполняет роль куратора, тьютора, наставника. Так российский педагог А. А. Федосеев подробно рассматривал влияние технологии перевернутого урока на общеобразовательный процесс как наиболее эффективной технологии модели смешанного обучения [13]. В соответствии с этим принципом учащиеся при использовании видео-лекций, выложенных в сеть учителем, изучают новый материал дома, а на уроках выполняют домашнюю работу под руководством учителя, имея возможность разобрать вопросы, возникшие в процессе получения новых знаний, выполнить практические и лабораторные работы. Это дает возможность учителю на очных занятиях применять задания творческого, развивающего характера, а учащимся - изучать новый материал, будучи не ограниченными во времени, в

удобном для себя темпе. [6]

- Обозначение принципиальных отличий заочного и дистанционного образования. Ю. П. Господарик считает, что сегодня модель дистанционного обучения - разновидность заочного обучения, только с использованием компьютерных телекоммуникаций [1]. Е. С. Полат рассматривает "дистанционное обучение как новую форму обучения и, соответственно, дистанционное образование (как результат обучения, как систему) - как новую форму образования". [10].0. П. Око-лелов считает, что под виртуальным процессом обучения понимается "целостная совокупность поступательно сменяющих друг друга в виртуальном пространстве образовательных ситуаций, в ходе разрешения которых учащимся и происходит его образование, воспитание и развитие" [8].

- Перед началом курса студентам должен быть выслан подробный график занятий, все итоговые тестовые и контрольные занятия и учебные материалы, чтобы студент мог решить, какую тему он сможет пройти сам, а какая требует очного присутствия [6].

Литература

1. Кормановский Л.П. Тенденция применения доильных роботов. Л.П. Кормановский, Ю.А. Иванов, И.К.Текучев Техника и оборудование для села. - 2008. №8.

2. Роботизированные системы в сельскохозяйственном производстве. Научный аналитический обзор. М.6 ФГБНУ «Росинформагротех», 2016.12с.

3. Обеспечение основных процессов производства молока при доении на роботизированных установках /А.Ф.Трофимов, В.Н. Тимошенко, А.А. Музыка [и др.]/ Мат. конференции: «Современные технологии сельскохозяйственного производства»: XII Междунар. науч. практич. конф. Гродно, 2009.

4. Санова З.С., Мазуров В.Н., Джума-ева Н.Е. Роботизированное доение коров в условиях Калужской области, сборник научных трудов/ФГБНУ «Калужский НИ-ИСХ». Калуга, 2016. с.302-307.

5. Федосеева Н.А., Санова З.С., Мазуров В.Н. Доение коров с использованием роботизированных установок в условиях Калужской области, Ж. Вестник Мичуринского государственного аграрного университета, 2016. №1 с.566

6. Трофимов Н.Е. Экономическое значение и доступность потребляемых ресурсов при производстве молока, конкурентоспособность организации. системы // Инновации и инвестиции. 2013. №1. с.

7. Ананьева Е.В. Модернизация технологии производства молока. // Инновации и инвестиции. 2013. №2. с. 180183

Innovative forms of teaching in the practice of teaching in the university Ladogina A.Yu.

Plekhanov Russian University of

Economics The article deals with the problems of integration of full-time and distance learning forms of teaching practice of media planning. Analyzes the main problems and conclusions on the most effective methods for integrating full-time and distance forms of education in the practice of media planning teaching. Key words: innovative technologies, distance education, distant learning, higher education, media planning, integration of education, full-time education, full-time learning.

References

1. Kormanovsky L.P. The trend of using

milking robots. L.P. Kormanovsky, Yu.A Ivanov, IK Tekuchev Machinery and equipment for the village. -2008. № 8.

2. Robotic systems in agricultural production. Scientific analytical review. M.6 FGBNU «Rosinformagrotech», 2016.12 p.

3. Ensuring the basic processes of milk

production when milking on robotic installations / AFTrofimov, VN. Timoshenko, AA. Music [and others] / Mat. conference: «Modern technologies of agricultural production»: XII Intern. sci. Practical. Conf. Grodno, 2009.

4. Sanova ZS, Mazurov VN, Dzhumayeva

N.E. Robotic milking of cows in the Kaluga region, a collection of scientific papers / FGBIC «Kaluga NIISH». Kaluga 2016. p.302-307.

5. Fedoseeva NA, Sanova Z.S., Mazurov

V.N. Milking cows using robotic installations in the Kaluga region, Zh. Vestnik Michurinsky State Agrarian University, 2016. № 1 p.566

6. Trofimov N.E. Economic importance

and availability of consumed resources in the production of milk, the competitiveness of the organization. systems // Innovations and investments. 2013. №1. c. 259

7. Ananieva E.V. Modernization of milk

production technology. // Innovations and investments. 2013. № 2. c. 180-183

1. Gospodarik Yu. P. Distance learning

history and secondary school / / Distance education. 2000. № 5. P. 10-17.

2. Distance learning: problems and perspectives (presentation at the pedagogical council of the school of deputy director for the Verkhovna Rada NV Bazhenov) (2015) [Electronic resource] / / Rubritsirovanny portal of information in human life. March 25. URL: http://pandiaru/text/78/277/ 91076.php (date of circulation: February 25, 2017).

3. Ladogina AYu. Problems of the

О À

В

S

ff 2

maintenance of professional education of bachelors on the profile of «Advertising and Public Relations in the Commercial Sphere» with the assignment of qualification «Bachelor of Advertising and Public Relations» / Collection of Materials XIX International Scientific and Methodical Conference of Heads of the Departments of Marketing, Advertising and Public relations, design and related areas, under the general editorship of Professor Evstafiev VA -M .: Publishing house of the Moscow University for the Humanities, 2015. - 404 p.

4. Ladogina AY Efficiency of advertising

activity of enterprises of textile and light industry // the dissertation author's abstract on the competition of a scientific degree of the candidate of economic sciences / Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, Moscow, 2004

5. Ladogina AYu. Problems of economic

dependence of universities on the number of students and the quality of education of bachelors on the profile of «advertising and public relations in the commercial sphere» / collection of articles of the International Scientific Conference. Actual problems of management. Marketing and Management in Education III Speranskie readings, 2016. S. 253-259.

6. Ladogina AYu. Integration of full-time

and distance learning forms in the practice of media planning teaching / / A collection of materials of the XXI International Scientific and

Methodical Conference headed by the departments of marketing, advertising and public relations, design and related areas, under the general editorship of Professor Evstafiev V. A .-M .: Publishing house «Econ-Inform», 2017. S. 350357.

7. Mudrakova O.A Bindyukova T.A The

problem of using distance learning technologies in school education. Integration of education. 2015. Vol. 19. No. 3 (80). Pp. 29-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Okolelov O.P. «Process of learning in

virtual educational space,» in Informatics and Education. 200l. № 10. P. 66-70.

9. Petushkova E.V. Experience in the use

of test tasks for testing the profile knowledge of students in the direction «Advertising and Public Relations» // Science, education, society: trends and perspectives: Collection of proceedings on the materials of the International Scientific and Practical Conference on February 3, 2014. Part VI. -Moscow: «AR-Consult», 2014. S. 1719.

10. Polat E.S. Theory and practice of distance learning // In-formatics and education. 2001. № 6. P. 38-42.

11. Polovinkina V.V. To the problem of modeling distance education in a university. Bulletin of Tambov University. Series: The humanities. 2007. No. 12-1 (56). Pp. 177-181.

12. Samoylenko IS Transmedia Storyteasing is an innovative technology or are we already doing it? // Scientific forum: Innovative science: Sat. Art. On the materials of I intern. Scientific-practical. Conf.

- No. 1 (1). - M., Ed. «ICNO», 2016. -P. 53-59.

13. Fedoseev A A Mixed learning: a closer look / AA Fedoseev // Remote and virtual learning. - 2013.

- No. 10. - P. 115-125.

14. Tsoi L. Modern educational technologies in the training of HR-managers: the path to conflictological competence // Kadrovik. Personnel management. -2012. -No 1.-C. 38-43.

15. Kazakova L.P, Petushkova E.V Content of students "and employers" views on professionally important qualities in the field of advertising and public relations // Communication as a discipline and area of knowledge in the modern world: Dialogue of approaches. Collection of articles and speeches of the participants of the international scientific conference.

- Moscow: NIU HSE, 2015.

16. Petushkova E.V Analysis of the situation on the advertising market for 2015 // Results of the operational monitoring of social and economic development of Russia and the subjects of the Russian Federation. Situational center of social and economic development of regions. Issue 9. Results 2015. Ser. Analytical notes. - M., 2016.

17. Petushkova E.V Organization of business communications with customers as an element of positioning the company in the sectoral market // Bulletin of NSTU. R.E. Alekseeva Series: Management in social systems. Communicative technologies. - 2014. - No. 3. P. 6670.

СЧ

cJ £

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.