ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Максим Валерьевич ВОРОНИН,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета maksim.v.voronin@mail.ru 420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ
Аннотация. Цель статьи — сформировать представление о развитии инновационных форм педагогической практики и практики организации научной работы в области сравнительного правоведения на примерах опыта Казанского федерального университета (КФУ) и совместных проектов КФУ и Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В статье рассматриваются потребности применения указанных инновационных форм, приводятся аргументы за работу с данными инновационными формами как содержательного, так и методического характера. Анализируются следующие современные формы работы и проекты: круглые столы в мультимедийном формате, научно-образовательные поездки в зарубежные государства, электронные образовательные ресурсы.
Ключевые слова: инновационная форма, научная деятельность, научно-образовательная поездка, образование, педагогическая технология, сравнительное правоведение, юридическая компаративистика.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.32.4.152-159
© М. В. Воронин, 2017
M. V. VORONIN,
Ph D, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law
Kazan (Volga Region) Federal University maksim.v.voronin@mail.ru Russia, Republic of Tatarstan, 420008, Kazan, Kremlyovskaya St., 18,
INNOVATIVE FORMS OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF COMPARATIVE LAW
Annotation. The objectives of the work are to form an opinion about the development of innovative forms of pedagogical practice and practice of scientific work organization in the sphere of comparative law based on experience of Kazan Federal University (KFU) and collaborative projects between KFU and Kutafin Moscow State Law University (MSAL). In the article the needs for the said innovative forms application are considered, arguments "For" the work with said innovative forms both in substantial and methodological character are drawn. The next contemporary forms of work and projects managing are analysed: round tables in multi-media format, scientific and educational trips to foreign sates, electronic educational resources. Keywords: Innovative Form, Scientific Activity, Scientific and Educational Trip, Pedagogical Technology, Comparative Law.
ЕСТНИК воронинМ.В ф й
уиивсотитстА Инновационные формы научной и образовательной
имени o.e. кугафина(мгюА) деятельности в сфере юридической компаративистики
Интеграция научного поиска и классического познавательного процесса крайне необходима современной правовой компаративистике. Реалии сегодняшнего дня подводят к необходимости познания разных правовых систем современными способами, заставляют транслировать знания, взвешенно, но быстро внедряя их. Применение инновационных моделей в области познания сравнительного правоведения на кафедре теории и истории государства и права в Казанском университете не является самоцелью, а является реакцией на вызовы времени.
Чтобы детализировать предмет дальнейшего разговора, назовем формы научной и образовательной деятельности в сфере юридической компаративистики,
0 которых пойдет речь: круглые столы в современном мультимедийном формате, научно-образовательные поездки в зарубежные государства, электронные образовательные ресурсы.
Потребность в применении инновационных форм
Начиная с 2010 г. на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Казанского федерального университета наблюдается рост интереса обучающихся к сравнительному правоведению. Этот рост, с нашей точки зрения, объясняется как более глубоким осознанием роли сравнительного правоведения участниками научного и образовательного процессов, так и активным применением преподавателями кафедры инновационных форм работы с современными студентами.
Любая инновационная модель в социальной системе прежде всего призвана улучшить адаптационные возможности того или иного компонента этой системы. Так, выстраивая модели работы применяемых инновационных форм образовательных практик и организации научной деятельности в студенческой среде, преподаватели кафедры понимали, что в основу должно быть положено обогащение содержания сравнительного правоведения, развитие его функций. Именно это позволит не отойти от целей введения данных инновационных форм.
Основы компаративистского знания и сравнительно-правовая методология закладываются у обучающихся по программам бакалавриата еще на первом курсе в рамках теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, а также в рамках других юридических дисциплин. В качестве отдельной обязательной дисциплины сравнительное правоведение преподается у магистрантов всех профилей подготовки на первом году обучения. Но инновационные методы и формы работы не только нацелены на совершенствование основного образовательного процесса, но и призваны развивать и исследовательскую работу, обогащать основной образовательный процесс продукта- б ми, получаемыми в результате данной познавательной деятельности. а
С позиции содержания сравнительного правоведения потребностями введения инновационных форм выступают такие положения:
1. «Сравнительное право дает возможность лучше узнать национальное право т
и совершенствовать его»1 .
ь
1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. а В. А. Туманова. М. : Международные отношения, 2009. С. 15. среда1
>
¿я—I
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
2. «Сравнительное право полезно для взаимопонимания между народами и создания международного режима отношений в международной жизни»2 .
3. «Сравнительное право призвано сыграть огромную роль в обновлении правовой науки и в выработке нового международного права, отвечающего условиям современного мира. <...> Все юристы должны заинтересовываться сравнительным правом, для того чтобы лучше понимать и совершенствовать свое право. <...> Однако сегодняшний мир уже не тот, что был раньше. Юристы, получившие современное образование, используют другие понятия, их мировоззрение и понимание права отличается от принятых ранее. Тут нужны компаративисты, чтобы обучить юристов понимать своих собеседников и быть понятыми ими, предупредить юристов о тех трудностях, с которыми они могут встретиться. Именно этим объясняется прежде всего современное развитие курсов и институтов, где преподается сравнительное право»3 .
4. Сравнительное правоведение претерпевает эволюцию в постклассической фазе своего развития: изменяется юридическая карта мира (как ее содержательная, так и структурная стороны), эволюционирует методологическая платформа сравнительного права, изменяется субъектный состав компаративистов4 .
С позиции методики и педагогики потребностями введения инновационных форм выступают следующие положения:
1. Потребность в активном мышлении, отношение к объектам культуры, к элементам сравнения должны быть именно сформированы, развиты. Только так знания обретают прочное закрепление, проходят естественное ценностное становление.
2. Инновационные формы, как правило, интересны, а поэтому процесс вовлечения в обучение с их помощью становится более легким.
Научно-образовательные поездки в зарубежные государства
Специфика организации научно-образовательной поездки — особая модель ее конструирования под отдельную правовую систему. Каждая поездка представляет собой отдельный, но интегрированный в образовательный процесс элемент. На кафедре теории и истории государства и права применяется следующий алгоритм работы в рамках подготовки к образовательному и научному маршруту поездки:
1) подготовительный (длится около года) — выбираются города, где расположены университеты-партнеры, изучается российская и зарубежная литература, выдвигаются гипотезы, и на основе научной литературы делаются предварительные выводы о состоянии исследуемой правовой системы, проводятся круглый стол и модельная деловая игра, организуется конференция участников научно-образовательного маршрута, публикуется сборник их тезисов;
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 16. Указ. соч. С. 19—20.
Voronin M. V., Zakharova M. V. Comparative Law: Postclassical Epoch // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. TOJDAC. November 2016. Special Edition.
P. 2480—2484.
ЕСТНИК ВГР°нинМ.В ф б й
уиивсотитстА Инновационные формы научной и образовательной
имени o.e. кугафина(мгюА) деятельности в сфере юридической компаративистики
2) сама научно-образовательная поездка — посещение университетов, участие в учебных занятиях, конференциях, круглых столах, работа в крупнейших мировых библиотеках и научных центрах;
3) заключительный — здесь происходит обобщение полученного опыта, проверка (сравнение) выдвинутых гипотез о состоянии исследуемой правовой системы с полученными фактами.
Практическая польза от таких поездок:
1) обогащение содержания образования;
2) написание научных статей и работ, объективно отражающих социальную реальность в целом и правовую реальность в частности;
3) развитие образовательных и научных связей, позволяющих проводить интернет-конференции в ходе учебного процесса, организовывать круглые столы в режиме видеозаписи, транслируемые по университетскому телевидению и являющиеся компонентами электронных образовательных ресурсов.
Как правило, участники научно-образовательной поездки занимаются в рамках студенческого научного кружка по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений. Изучая проблемы французского правового пространства, члены кружка участвовали в научно-образовательной поездке во Францию (ноябрь 2010 г.), организованной в рамках Года России во Франции и Франции в России. Студенты познакомились с культурой Франции, увидели правовые памятники мира, посетили государственные органы Французской Республики, Европейский парламент, познакомились с деятельностью Европейского Суда по правам человека, с научными школами Страсбургского университета, приняли участие в конференции в Совете Европы.
Изучая правовую систему Великобритании (2012 г.), студенты посетили палату лордов и палату общин Британского парламента; узнали об особенностях английской системы юридического образования в Оксфордском университете; посетили судебные процессы с разной правовой спецификой в Эдинбурге и Лондоне; приняли участие в семинарах, организованных компанией BSI по особенностям земельного, семейного, эмиграционного права Англии; посетили места, связанные с основанием английской и шотландской систем государственности и судебных систем; познакомились с особенностями формы государства Великобритания, с историческими памятниками и документами британской монархии начиная с X в. до наших дней.
В Германии члены исследовательской группы посетили Рейхстаг; узнали об особенностях немецкой системы юридического образования в Берлинском университете имени Гумбольдта, посетили библиотеку; находясь в Мюнхене, посетили мемориальный комплекс Дахау (бывший концентрационный лагерь, 22 марта 1933 г. — 29 апреля 1945 г.) и иные исторические места, значимые для познания Б
истории государственности отдельных федеральных земель Германии; позна- А
комились с историей правового режима свободного портового города Гамбург, с особенностями изменения правового статуса Гамбурга в результате европей- ш
ской интеграции. Т
В рамках научно-образовательной поездки в Швейцарию «Правовое пространство Швейцарской Конфедерации: история и современность» студенты посетили образовательную ярмарку (выставки вузов Швейцарии); участвовали в Меж- А дународной научной конференции «Ломоносов в Женеве-2014» и Дне русской Среда1
>
Л-I
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
культуры, проводимом Международным центром МГУ имени М.В.Ломоносова в Женеве; посетили университет Фрибурга, Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию Объединенных Наций (Женевское отделение ООН) (были проведены обзорная экскурсия, семинар «Миссия ООН в деле защиты прав человека»), музей Международного комитета Красного Креста, музей Олимпийских игр в Лозанне.
Научно-образовательная поездка в Китай «Правовая система Китайской Народной Республики» состоялась в июле 2015-го. Студенты приняли участие в научной конференции в Фуданьском университете (Шанхай) с участием директора Департамента развития образовательных программ Ying Zhifeng и профессора Яна Синьюйя (29 июня 2015 г.). Исследовательская группа смогла подискутировать в рамках круглого стола на юридическом факультете Фуданьского университета на тему «Правовые системы Российской Федерации и Китайской Народной Республики на юридической карте мира: к вопросу о правовых реформах». Модератор — ассистент юридического факультета Фуданьского университета LLB, LLM, Ph D Xiong Hao. Преподавателями из России и Китая была организована интегрированная лекция «Правовые реформы Китая и России: сравнительно-правовой анализ» на юридическом факультете Фуданьского университета (перевод Р. И. Нигматуллина). Участники группы прошли научно-образовательную стажировку в Пекинском политехническом университете. Модераторы — Head, General Affairs Division International Office of Beijing Institute of Technology Mao Yufeng; Ph.D, Associate Professor, Assistant of the Dean of Law School, Deputy Director of the Institute of Space Law of Beijing Institute of Technology Guoyu Wang (1 июля 2015 г.). Завершилась программа круглым столом в Научно-исследовательском центре российского права при участии его руководителя — кавалера Ордена дружбы Российской Федерации профессора Хуан Даосю (Политико-юридический университет Китая, Пекин) и зампредседателя Научно-исследовательского центра российского права, доктора юридических наук, профессора Политико-юридического университета Китая, генсека Ассоциации сравнительного правоведения Китая профессора Ван Чжихуа (2 июля 2015 г.) и семинаром в консалтинговой компании China Window (Пекин, КНР) на тему «Особенности правового консалтинга в КНР» (3 июля 2015 г.). Модераторы — глава юридического отдела Ренат Баймухаметов и арбитр Международного арбитражного центра Шанхая Александр Зайнигабдинов.
Результатом поездки явились три ответных визита китайской стороны в Казанский университет на протяжении 2015/2016 учебного года; по материалам взаимодействия опубликовано 10 научных изданий, выпущен сборник работ студентов5 .
В 9—20 октября 2016 г. состоялась научно-образовательная поездка в Итальянскую Республику «Россия и Италия на юридической карте современного мира». Маршрут включал посещение научного междисциплинарного центра в Венеции, круглый стол в университете Тор Вергата, выступление на круглом столе в Школе права Болонского университета, чтение лекции представителем
Правовые системы Российской Федерации и Китайской Народной Республики на юридической карте мира : материалы работы студенческой научной исследовательской группы по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений / науч. ред. М. В. Воронин, Ю. С. Решетов ; Казан. фед. ун-т ; Ассоциация юристов России. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2015. 130 с.
ЕСТНИК ВГРонинМ.В ф б й л к-7
уиивсотитстА Инновационные формы научной и образовательной
имени o.e. кугафина(мгюА) деятельности в сфере юридической компаративистики
Казанского университета и участие в круглом столе в Неаполитанском университете имени Фридриха II. По итогам выпущен сборник тезисов студенческих исследовательских работ6 .
Организуемые научно-образовательные поездки способствуют формированию метапредметных компетенций студентов, развитию компаративистских исследований в рамках кафедры; являются инструментом налаживания контактов между университетами мира.
Круглые столы в мультимедийном формате
Научно-образовательные поездки способствуют наращиванию академических связей кафедры, привлечению в университет зарубежных ученых, но важно сохранять наработки данных мероприятий и быстро транслировать их в учебный процесс. Для этого на юридическом факультете был разработан целый комплекс мультимедийных проектов. Один из них — интеллектуальное ток-шоу «Правовая жизнь». Запись данного мероприятия происходит в студии медиацентра Казанского федерального университета, где одновременно работают четыре оператора и режиссер. При этом сохраняется атмосфера свободной научной дискуссии. На следующий день обработанный материал может быть размещен на платформе электронного обучения КФУ и таким образом внедрен в учебный процесс.
Так, темой эфира 24 сентября 2014 г. было развитие методологии компаративистики в условиях глобализации. Данный эфир был совместным проектом кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Казанского федерального университета и Научно-образовательного центра сравнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Мероприятие объединило исследователей разных поколений, представителей практически полярных концепций правопонимания. Основным спикером в эфире выступил доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Владимир Михайлович Сырых, который обозначил три подхода к определению места и значению методологии сравнительного правоведения: 1) сравнительное правоведение как часть общей теории права; 2) сравнительное правоведение как отдельная наука, имеющая свой предмет, метод и задачи; 3) сравнительное правоведение как область научного знания, носящая вспомогательный характер для отраслевых юридических наук. Всем имеющимся подходам была дана оценка, которая позволяла вести дискуссию. При этом основной докладчик смог «зарядить» аудиторию творческим настроением, создать атмосферу корректного и продуктивного научного спора. Гости, приглашенные в качестве экспертов, высказывали свои предложения, делились новыми тенденциями в области компаративистского правового знания. Так, приглашенная в качестве эксперта Мария Владимировна б
Захарова — кандидат юридических наук, руководитель Научно-образователь- а
ного центра сравнительного права, доцент кафедры теории государства и пра-
а
6 Правовые системы Российской Федерации и Итальянской Республики на юридической т
карте мира : материалы работы студенческой научной исследовательской группы по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений / С. В. Александров, Л. Т. Бакулина, М. В. Воронин, Ю. С. Решетов. Казань : Изд-во
Казан. ун-та, 2016. 140 с. среда
>
Л-I
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
ва Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — смогла убедить участников в том, что юридическая компаративистика способна вывести правовой анализ на новый уровень осмысления государственно-правовых процессов. Мария Владимировна рассказала о работе Раймона Леже (профессор Университета Пуатье, Франция) «Толстой и право», о новых магистерских программах, включающих сравнительно-правовое знание, прокомментировала разницу отдельных концепций французской и российской теории права.
Этот эфир пользуется большим спросом у студентов, членов кружка: за учебный год было зарегистрировано более 1 000 просмотров на закрытом образовательном ресурсе. Материал этой передачи обсуждался на многих семинарских занятиях у студентов, изучающих теорию государства и права, проблемы теории государства и права, сравнительное правоведение.
Назовем похожие по уникальности и «накалу» дискуссий эфиры. 20 июня 2016 г. состоялась запись программы «Правовая жизнь» на тему «Вызовы компаративистики в XXI веке: теория и практика». В этой программе приняли участие ведущие ученые кафедры, активные студенты и аспиранты, а также приглашенные гости: Уильям Эллиотт Батлер, заслуженный профессор права имени Джона Эдварда Фаулера Университета штата Пенсильвания, заслуженный профессор сравнительного правоведения Лондонского университета, и Мария Владимировна Захарова. 29 сентября 2016 г. состоялся круглый стол в формате видеозаписи «Китай и Россия на юридической карте современного мира: новые тенденции развития», в котором приняли участие ученые из Нанкинского педагогического университета — партнера Казанского университета. Профессора Ли Хао, Ли Кэси смогли открыть много нового для студентов, углубить понимание природы китайского права. Данный эфир впервые проводился с участием переводчика.
Электронные образовательные ресурсы
Прежде всего электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нацелены на дистанционное обучение. «Дистанционное обучение предназначено в первую очередь для индивидуального обучения людей. Единая концепция дистанционного обучения отсутствует»7. На юридическом факультете Казанского университета принята Программа дистанционного обучения, согласно которой студенты очного отделения работают по модели «смешанного», поддерживающего обучения. В частности, блок «Сравнительное право», представленный в электронном ресурсе по теории государства и права, а также в качестве отдельного ЭОР, позволяет студентам проявить свои творческие исследовательские навыки в части подготовки разного рода элементов контента по отдельным правовым системам — это может быть глоссарий по теме, презентация или творческое задание. Такое задание готовится не за одну неделю, обычно оно выглядит как проект, который находит свое практическое воплощение в учебном процессе. Безусловными плюсами выступают: быстрота публикации, удобство удаленного общения с преподавателем вне аудиторных часов (при подготовке проекта), дешевизна распространения результата проекта при сохранении качества контента, сохранность и долговечность, востребованность, современность подачи.
7 Левитан К. М. Юридическая педагогика. М. : Норма — Инфра-М, 2017. С. 242.
ЕСТНИК воронинМ.В ф й
уиивсотитстА Инновационные формы научной и образовательной
имени o.e. кугафина(мгюА) деятельности в сфере юридической компаративистики
Кафедра рассматривает модуль «Сравнительное право» как элемент электронного образовательного ресурса в качестве формы представления результатов проекта по юридической компаративистике. При этом развитие самого по себе проектного метода на качественно новом уровне — это важнейшее условие инновационной педагогики. «Сегодня метод проектов — одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующего в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презента-тивные, исследовательские, поисковые и прочие методики»8 .
Выводы
Ключевой вывод к разговору об инновационных формах научной и образовательной деятельности в сфере юридической компаративистики можно выразить, проиллюстрировав результатами опроса студентов, обучающихся с использованием данных технологий. Так, 84 % опрошенных студентов отметили «больший эффект в части запоминания информации», приобретенной в результате описанных в статье форм работы, 95 % высказались за необходимость развития данных форм.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В. А. Туманова. — М. : Международные отношения, 2009. — 456 с.
2 . Левитан К. М. Юридическая педагогика. — М. : Норма — Инфра-М, 2017. — 416 с.
3. Правовые системы Российской Федерации и Итальянской Республики на юридической карте мира : материалы работы студенческой научной исследовательской группы по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений / С. В. Александров, Л. Т. Бакулина, М. В. Воронин, Ю. С. Решетов. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 140 с.
4. Правовые системы Российской Федерации и Китайской Народной Республики на юридической карте мира: материалы работы студенческой научной исследовательской группы по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений / науч. ред. М. В. Воронин, Ю. С. Решетов ; Казанский федеральный университет ; Ассоциация юристов России. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2015. — 130 с.
5 . Турик Л. А. Педагогические технологии в теории и практике. — Ростов н/Д :
Феникс, 2009. — 281 с.
6 . Voronin M. V, Zakharova M. V. Comparative Law: Postclassical Epoch // The
Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. TOJDAC. — November 2016. — Special edition. — P. 2480—2484.
8
Турик Л. А. Педагогические технологии в теории и практике. Ростов н/Д : Феникс, 2009. С. 172.