УДК 658.152.012 658.16
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Т.А. Худякова
Рассмотрены инновационные форматы гостиничного бизнеса, которые могут быть реализованы на территории Российской Федерации. Внедрение предложенных форматов станет толчком для выхода этой отрасли на качественно новый уровень, соответствующий передовым международным стандартам, а также позволит повысить финансово-экономическую устойчивость и конкурентоспособность рынка туризма в целом.
Ключевые слова: устойчивое развитие, финансово-экономическая устойчивость, инновационные форматы гостиничного бизнеса, гостиничный бизнес, апарт-отель, кондо-отель, средства размещения.
В настоящее время индустрия туризма и гостиничного сервиса одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Еще в марте 2012 года Д.А. Медведев, будучи президентом Российской Федерации, заявил, что Россия в состоянии удвоить свой туристический поток. По оценкам Всемирной туристской организации, емкость этого рынка России составляет порядка 70 миллионов туристов ежегодно, в том числе и иностранных. Однако по информации Росстата в 2011 год нашу страну посетило только порядка 2 миллионов иностранных туристов, а общий туристический поток составил порядка 37 миллионов человек. Таким образом, по состоянию на конец 2012 года Российская Федерация занимала 59-е место по степени реализации своего туристического потенциала. Однако туристическая отрасль во всем мире занимает третье место, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, так мировой туристический поток за 2010 год составил практически миллиард человек. Кроме того, если проанализировать структуру мирового ВВП, то можно отметить, что на долю туризма приходится 9%, что само по себе уже не мало.
Таким образом, рынок туристических услуг в нашей стране, имея значительную незанятую нишу, имеет все предпосылки для дальнейшего развития, тем более что туризм провозглашен приоритетной отраслью развития российской экономики.
С целью повышения туристического потока президент РФ поручил правительству подготовить и представить предложения об упрощении визового режима для въезжающих в Россию туристов. Было осуществлен еще ряд программ, направленных на поддержку и развитие туризма в России. Результат не заставил себя ждать. По данным Росстата въездной поток туристов в нашу страну за первые четыре месяца 2013 года увеличился на 9%. Если проанализировать количество въезжающих в Российскую Федерацию на основании данных Ростуризма по топовым направлениям, то в
первом полугодии 2013 года въехало на территорию страны 14 214 985 человек, однако с целью туризма - лишь 993 073 человек, что составляет всего только 7% от общего потока. Приток туристов в Россию по 10-топовым направлениям представлен на рисунке 1.
*
СО
О
Рис. 1. Топ-10 по въезду в Российскую Федерацию с целью туризма
за I полугодие 2013 года
Большое влияние на въездные потоки туристов оказывают условия приема, включая состояние комплекса услуг по размещению. Гостиничный бизнес является одним из самых активно развивающихся и перспективных отраслей в нашей стране. Ежегодный рост этого рынка составляет порядка 10% (табл. 1). Так в 2000 году количество объектов гостиничного типа составляло 9 058 штук. Однако уже в 2010 году их число увеличилось до 12 000 штук. На сегодняшний день в России функционирует уже более 13 000 средств размещения (табл. 1).
Таблица 1
Динамика средств размещения гостиничного типа на территории Российской Федерации
2007 2008 2009 2010 2011
Россия 10 435 11 259 12 389 12 586 13 078
Темпы прироста (цепные), % - 8% 10% 2% 4%
Челябинская область 236 235 338 397 379
Темпы прироста (цепные), % - 0% 44% 17% -5%
160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0
В настоящее время продолжается комплекс мероприятий по поддержке туристической отрасли. Принята государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, направленная на создание условий развития внутреннего туризма и условий международного сотрудничества в этой сфере.
Однако, не смотря на принимаемую политику, по мнению ряда экспертов, Россия, всё равно не является прекрасно подходящей страной для туризма. Это мнение основывается на том факте, что в настоящее время не достаточно развита инфраструктура средств гостеприимства. Так на Всемирном экономическом форуме (г. Давос, 2011) было озвучено, что Россия занимает 95-е место в мире по удобству транспорта и дорог, 80-е место -по уровню обслуживания в отелях, 105-е место - по ценовой доступности.
Если проанализировать структуру предприятий размещения, существующую на сегодняшний день, то следует отметить, что она представлена в основном традиционными форматами этого бизнеса: гостиницами, базами отдыха, санаторно-курортными организациями (рис. 2).
16%
19%
■ Го стиницы □ Санатории
■ Дома отдыха ■ Турбазы, круизные суда
■ Апартаменты, мотели
Рис. 2. Структура средств размещения на территории Российской Федерации [1]
Однако, несмотря на положительную динамику рынка средств размещения, по данным Росстата можно отметить, что из открытых за последние 10 лет гостиничных номеров - 44,5% приходится на Москву, 39,5% - на Санкт-Петербург, и только 16% - на другие регионы Российской Федерации.
По данным агентства DISCOVERY Research Group (г. Москва) за последнее десятилетие наблюдается быстрый рост операционных доходов предприятий сферы гостеприимства (на 31%), что в свою очередь также явилось предпосылкой роста числа открываемых гостиниц [2]. Кроме того, на основе данных Росстата можно сделать вывод, на протяжении периода последнего десятилетия растет физический объем валовой добавленной
стоимости и валового регионального продукта в сфере гостеприимства (рис. 3). Даже в период мирового кризиса 2009 года туристическая отрасль и сфера гостеприимства показали наибольшую резистентность этому явлению за счет перераспределения между внешним и внутренним потоком туристов.
Это перераспределение могло бы носить и более масштабный характер, усиливая роль внутреннего туризма. Однако на современном этапе развития российской экономики актуальной проблемой остается несоответствие предприятий размещения зарубежным стандартам. Кроме тог этот факт отрицательно влияет на рост въездного туризма.
Рис. 3. Индексы физического объема валовой добавленной стоимости и валового регионального продукта в сфере гостеприимства
Для лучшего использования туристских возможностей Российской Федерации, а также с целью повышения устойчивости данной сферы, необходимо решить важнейшую задачу - создание современной инфраструктуры, в частности сектора размещения, полностью соответствующей международным стандартам.
На сегодняшний день под влиянием вышеперечисленных фактов в России начали появляться инновационные форматы гостиничного бизнеса, не характерные для отечественного рынка, однако достаточно популярные и распространенные в зарубежной практике. Внедрение подобных форматов гостиничного бизнеса направлено на повышение общей финансово-экономической устойчивости игроков этого рынка, снижение рисков, связанных с неопределенностью окружающей среды, путём диверсификации бизнеса.
Одним из таких инновационных форматов российского рынка средств размещения является апарт-отель - гостиница долгосрочного проживания, предлагающая вместо традиционных номеров апартаменты квартирного типа, включающие в свой состав зоны для проживания, а также кухню. Апарт-отель зачастую подразумевает наличие развитой инфраструктуры, включающей рестораны, бары, конференц-залы, спа-салоны, тренажерные залы и многое другое.
Частным случаем апарт-отеля является кондо-отель. В этом случае часть номеров принадлежит не оператору, а - независимым инвесторам. Первая гостиница-совладение появилась на Майами в середине XX века.
Приобретая такой инновационный тип недвижимости, инвесторы приобретают апартаменты, которые можно использовать как в качестве временного жилья, так и сдавать в аренду с помощью гостиничного оператора.
Этот вид бизнеса имеет свои преимущества, как для застройщиков, так и для инвесторов. Владельцам бизнеса он помогает окупить затраты еще на этапе строительства, путем продажи апартаментов частным лицам, повышает степень загрузки инфраструктурных объектов, тем самым снижая риск потери финансово-экономической устойчивости. Инвесторам приобретение юнитов в кондо-отелях даёт гарантированный низкорисковый доход.
Владельцы апартаментов зачастую получают доход порядка 40-70% прибыли, сами оплачивая налоги, страховку, а также ремонт принадлежащих им апартаментов. Остаток прибыли получает оператор, в обязанности которого входит продвижение отеля на рынке и обеспечение бесперебойной работы его подразделений (ресторанов, баров, конференц-залов и т. д.).
Однако в результате анализа российского рынка средств размещения можно сделать вывод, что если апарт-отели уже начали появляться на нём, то кондо-отели можно сосчитать по пальцам. Примерами этого формата бизнеса могут быть: первый российский кондо-отель «Катерина-Альпик» (г. Сочи), комплекс «Золотая Бухта» (г. Анапа), а также отель «YES» (г. Санкт-Петербург). Кроме того, в настоящее время ведется строительство кондо-отеля, отвечающего самым высоким стандартам, на территории Челябинской области (г. Миасс, оз. Тургояк).
Однако до массового развития данного формата гостиничного бизнеса в России еще далеко. Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь, пробелами в законодательной базе (например, собственник юнита не имеет права прописаться в нём и т. д.), во-вторых, неумением управлять таким типом недвижимости со стороны оператора, в-третьих, страхом инвесторов вкладывать свободные денежные средства в ещё не получивший развитие актив.
Таким образом, несмотря на то, что с одной стороны внедрение подобных форм повышает устойчивость гостиничного бизнеса, диверсифицируя его, а с другой стороны снижает устойчивость вследствие недостаточной его проработанности, а также большего количества неопределенных факторов внешней среды предприятия.
Второй важной тенденцией развития индустрии гостеприимства Российской Федерации является появление на этом рынке гостиничных сетей. Развитая корпоративная культура, высокие, отработанные стандарты обслуживания, наличие единого узнаваемого бренда - неотъемлемые показатели качества в зарубежных сетевых гостиницах. За рубежом большинство гостиниц входят в сети и управляются единым оператором. Крупнейшей сетью отелей в мире является «Intercontinental Hotels Group». Номерной фонд сети насчитывает более 600 тысяч номеров в 4200 отелях, расположенных в 100 странах мира, и это количество постоянно растет.
С недавнего времени сети отелей стали приходить и на российский рынок. Примером такого вторжения могут стать отели: «Holiday Inn», «Marriott», «Hyatt», «Sheraton», «Novotel», «Hilton» и т. д. Однако российский рынок гостиничных услуг сформирован в основном несетевыми гостиницами, так по состоянию на начало 2013 года на известные мировые сетевые бренды приходилось лишь 11% рынка, а на российские сети и того меньше - 4% (рис. 4).
4%
Н Несетевые гостиницы
и Гостиницы, входящие в международную сеть и Гостиницы, входящие в российскую сеть
Рис. 4. Структура гостиниц на территории Российской Федерации
в 2012 году
Самыми крупными сетями России являются «Heliopark Group», «Azimut Hotel Group», «Интурист», «Русские отели», «Amaks Hotels». Первым сетевым игроком на рынке Челябинска считаются гостиницы, принадлежащие группе компаний «Бовид»: «Славянка» (4*), «Березка» (5*), «Гранд Отель Видгоф» (5*).
Объединение гостиниц в цепи позволяет решить следующие актуальные проблемы: отсутствие единых, отработанных, узнаваемых стандартов обслуживания, а также отсутствие единого бренда. Кроме того еще одним плюсом данного формата бизнеса является наличие общей системы бронирования, что позволяет повышать загрузку отелей сети, единая база данных дает возможность формировать удобные маршруты, осуществлять
информационную поддержку персонала, обеспечивать высокое качество обслуживания. За счет эффекта масштаба снижается ряд издержек, например такие как затраты на рекламу, что положительно влияет на устойчивости и доходности объектов такого формата.
Повышению устойчивости функционирования игроков на рынке гостиничного бизнеса также способствует реализация таких инновационных форм как многофункциональные гостиничные объекты, которые объединяют в себе: непосредственно отель, а также - например, торговоразвлекательные комплексы и бизнес-центры.
Данный формат весьма привлекателен по целому ряду причин, во-первых, это увеличение клиентских потоков, во-вторых, развитая инфраструктура, в-третьих, экономия на издержках (по сравнению с отдельно функционирующими бизнесами). Всё это гарантирует гораздо большую доходность проекта, а следовательно снижает период окупаемости инвестиций.
Примером такого инновационного формата гостиничного бизнеса, реализованного на территории Российской Федерации, может являться московский комплекс "Swissotel Красные Холмы", который включает в себя гостиницу в центре Москвы, международный Дом музыки, бизнесцентр «Риверсайд Тауэрс» и «Swissotel Конференц-центр». Если говорить о рынке Челябинска примером может служить «Гранд Отель Видгоф» (5*), включающий не только номера класса люкс, но и фитнесс-центр, конференц-залы, рестораны, караоке-бар и т. д.
Таким образом, российский рынок гостиничных услуг обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития. Для стимулирования скорейшего роста необходимо перенимать передовой зарубежный опыт организации гостиничного бизнеса. Внедряя новые услуги и проекты, соответствующие международным стандартам и тенденциям индустрии гостеприимства, гостиничный рынок Российской Федерации может выйти на принципиально новый, высокий уровень развития, что в свою очередь повысит его устойчивость к возмущающим воздействиям, порождаемых внешней средой, а следовательно, повысит доходность и конкурентоспособность предприятий сферы гостеприимства.
Список литературы
1. Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России. Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 296-298.
2. Материалы Интернет-источника http:// marketing.rbc.ru.
3. Худякова Т.А., Шмидт А.В. Глава «Управление экономической устойчивостью предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности» / В коллективной монографии «Повышение конкурентоспособности: от инновационных решений к интеллектуальному капиталу» под ред. А.И. Баева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2012. С. 191-233.
4. Кручинина М.А., Худякова Т.А. Инновационные форматы гостиничного бизнеса // Общество и сервис: теоретические и практические инновации: студенческий ежегодник. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. 46 с.
5. Худякова Т.А., Шмидт А.В. Проблема устойчивости финансового состояния предприятий в условиях транзитивной экономики. // Теоретические и практические проблемы экономического роста и развития в транзитивной экономике: Сборник научных трудов / Под ред. д.э.н., профессора Бархатова В.И. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. С. 374-380.
6. Худякова Т.А. Диверсификация производства как способ стабилизации рыночной ситуации // Проблемы совершенствования и развития экономических отношений в переходной экономике: Сборник научных трудов / Под ред. д.э.н., профессора Бархатова В.И. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000. С. 329-340.
7. Шмидт А.В., Баев И.А., Худякова Т.А. Задачи совершенствования методов оценки показателей устойчивости промышленного предприятия с позиции экономической динамики // Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003. С.221-223.
8. Шмидт А.В., Худякова Т.А. Моделирование управления развитием промышленных предприятий по экономическим критериям устойчивости // Социально-экономические проблемы современной российской экономики: коллективная монография. Ч 1. / под общей редакцией Н.А. Адамова. М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013. С. 250-282.
9. Якименко М.В. Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. Т. 124. № 11. С. 93-98.
Худякова Татьяна Альбертовна, канд. экон. наук, доц., и.о. зав. кафедрой, khudiakovata@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет
INNOVATIVE FORMATS OF HOTEL BUSINESS: REALITIES AND PERSPECTIVES OF STABILITY DEVELOPMENT
T.A. Khudyakova
Innovative formats of hotel business which can be realized in the territory of the Russian Federation are considered. Introduction of the offered formats becomes a push for an exit of this branch to qualitatively new level conforming to the advanced international standards, and also will allow to increase financial and economic stability and competitiveness of the market of tourism as a whole.
Keywords: stability development, financial and economic stability, innovative formats of hotel business, hotel business, apart-hotel, kondo-hotel, means of accommodation.
Khudyakova Tatiana Albertovna, candidate of economic science, docent, manager of department, khudiakovata@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, South-UralState University