Инновационные аспекты формирования культурного пространства (на примере создания новых музейных проектов)
Innovative aspects of the cultural space formation (on the example of the creation of new museum projects)
Джанджугазова Е.А.
Dzhandzhugazova E.
В статье рассматривается роль и значение музея в современном мире, подчеркивается необходимость поиска новых путей формирования культурного пространства, способствующего консолидации и развитию современного гражданского общества и в том числе на основе инновационных технологий музейного проектирования. Автором на примере новой музейной экспозиции «Оттепель» наглядно показывается глубина воздействия пространства образов на сознание посетителей, передаваемые разнообразными современными художественно-технологическими средствами.
The article examines the role and importance of the museum in the modern world, emphasizes the need to search for new ways of forming a cultural space that facilitates the consolidation and development of modern civil society, including on the basis of innovative technologies for museum design. Based on the example of the Thaw - the new museum exposition, the author clearly demonstrates the depth of impact of the space of images on the visitors' consciousness, transmitted by various modern artistic and technological means.
Ключевые слова: культурное пространство, инновационные проекты, музейное проектирование, пространство образов, выставка «Оттепель».
Keywords: cultural space, innovative projects, museum design, space of images, the Thaw exhibition.
Музей в современном мире
В современном мире все отчетливее проявляется потребность расширить рамки привычного представления о музее и его экспозиции, потому что на наших глазах происходит постепенное изменение общественных взглядов на культурное наследие, а это неизбежно ставит перед музеями новые важные задачи, и в том числе задачу укрепления идентичности и поддержания социальной сплоченности в обществе. Современный музей становится своеобразным медиатором в сфере культурного взаимодействия и основным коммуникационным ресурсом, способным эффективно продвигать идею национального самосознания в эпоху глобализации. Вместе с тем новая роль музеев в современном мире актуализирует ряд вопросов, ответы на которые в значительной степени определят будущий вектор развития музея как важнейшего общественного института.
Приведем главные из них:
1. Как поддержать долговечность музея в современных условиях развития интернет-пространства?
2. Может ли музей сохранить научную направленность в эпоху медиакультуры и виртуальной реальности?
3. Достижим ли в современном музее баланс между научным содержанием и зрелищностью?
Ответы на эти вопросы помогут музеям адаптироваться к новым требованиям, включающим виртуальность и экономическую эффективность. В этой связи будет меняться сама модель музея, в которой на первый план выступят три взаимосвязанных и взаимообусловленных пространства (артефактов, образов и миссий). В этой связи следует подчеркнуть, что важнейшей частью музейного пространства является пространство образов, которое непосредственно взаимодействует с человеком и обществом, и в том
числе с помощью современных информационных технологий, которые позволяют по-новому представлять и интерпретировать музейные коллекции. Среди них современные технологические подходы, дающие возможность продемонстрировать информацию, раскрывающую новые смысловые грани музейных предметов, которые в наибольшей степени востребованы посетителями и обществом. Формируемое пространство образов позволяет создавать интересные музейные экспозиции, органично соединяя материальный и ментальный мир в единое пространство памяти о важных исторических этапах и событиях. [1]
Сам процесс музейного проектирования неразрывно связан с представлением человека о будущем. При этом желания людей предвидеть будущее хоть и постоянно, но в реализации весьма ограничено, потому что кажущееся вполне предсказуемым зачастую не сбывается. Вместе с тем, попытки прогнозировать будущее будут предприниматься всегда. Однако мир нужно осмысливать в его реальности, так как будущее - это зачастую продолжение тех реалий, которые уже сложились.
Рассматривая эту тенденцию в контексте музейного проектирования, следует принять во внимание факт, что музеи постепенно перестают быть «статичной» единицей в пространстве города. Они все сильнее вторгаются в городскую среду, все активнее влияя на общество, и даже не потому, что современные музеи строятся с использованием ультрасовременных материалов и начинены новейшим оборудованием, а потому, что трансформируется само музейное пространство, которое нарушает традиционную музейную логику, создающую барьеры между посетителями и экспонатами. Вместе с тем, современный музей должен научиться противостоять губительной для него стандартизации, а также всепоглощающей театрализации музейных экспозиций в угоду растущих требований к зрелищности. Вектор развития музея должен быть сбалансированным и направленным на создание пространства подлинных
вещей, несущих память о прошлом, делающих музей понятным и соразмерным человеку. [5]
Подлинный гуманистический смысл современного музея очень точно выразил турецкий писатель, Нобелевский лауреат Орхан Памук в «Манифесте для музеев»: «... Задача музеев настоящего и будущего -рассказывать не о государстве, а о человеке...». [6]
Именно поэтому музеи неуклонно обретают новый имидж, а сам музейный мир становится все более открытым и демократичным.
Музейное проектирование - основа развития музея
В современных условиях любая сфера деятельности требует широкого применения теории и практики проектного менеджмента. В этой связи и музейное дело, стремящееся найти свой путь в XXI веке, не стало исключением. Современный музей стремится найти актуальный контекст проектных подходов и постигнуть логику их развития, позволяющую ему найти верные пути проектирования музейного пространства. Идея проектирования пространства стала ключевым трендом, потому что российские музеи в постсоветский период столкнулись с трудностями, и не только материальными, а скорее, идеологическими, потому что в информационную эпоху нужно было искать новые способы и практики музейного проектирования, ориентированные на функционирование виртуальных музейных экспозиций в системе глобального информационного пространства.
Музейный продукт, еще два десятка лет назад ориентированный на создание интерьера экспозиции в рамках ограниченного музейного пространства какого-либо музея или нескольких музеев-партнеров, сегодня, благодаря информационным технологиям, имеет широчайшую географию. Его экспозиции могут быть доступны всем пользователям глобальной сети. В этой связи интерактивная модель функционирования и развития
современного музея становится чрезвычайно важной, а активным заказчиком музейных проектов и продуктов все чаще становится бизнес. Следует подчеркнуть, что в постиндустриальной реальности музейное проектирование становится высокотехнологичным процессом и активным полем применения гуманитарных и информационных технологий. Оно неизбежно становится сложным интегрированным процессом, требующим консолидированных усилий целой команды профессионалов, а реализация самого музейного проекта - технологической цепочкой, сочетающей нетиражируемый креатив с трансфером технологий. [4]
Что такое музейное проектирование?
Природа музейного проектирования не вполне очевидна, специалисты -музейщики определяют ее как интуитивное творчество, признавая вместе с тем, что без четкой системы знаний и навыков не обойтись. В определенной степени музейное проектирование можно рассматривать как технологию, при этом под технологией понимается формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их использования и способов организации производства, необходимых для получения определенных продуктов, услуг, изменений или иных результатов с заранее заданными параметрами. [4]
Музейное проектирование - это определяющее видение развития музея как предприятия (организации, учреждения) на стратегическую перспективу. Это позволяет предположить, что проектирование есть способ применения инноваций в музейном деле, так как даже самая преуспевающая организация нуждается в стратегии инновационного развития. Другое дело, что подходы к отбору методик и практических приемов применения инноваций могут быть разными. В реальной ситуации музеям приходится выбирать подходы, и если где-то можно опереться на собственный креативный потенциал и инициативу, как например, в музее купеческого быта в Епифани или в музее «Мелихово», реализовавшем проект «Земский
врач Чехов», то для крупных государственных музеев создание новых масштабных экспозиций связано с привлечением внешних исполнителей. В целом, конечно, любой музей по определению оригинален, а следовательно, нельзя сформулировать единой концепции для музея вообще, так как по своей тематике, коллекциям, местоположению и другим признакам каждый музей уникален.
Главным элементом музейной экспозиции неизменно остается музейный экспонат, который особым языком образов рассказывает о каком -либо событии, явлении или личности. Далеко не всегда музейные экспонаты и экспозиции аутентичны, что не мешает им создавать подлинную музейную коммуникацию, потому что говорит с посетителем языком образов, вызывая сильные чувства и эмоции, говорящие убедительнее грамотно составленных этикеток. Именно интерактивная идея контакта музейного предмета и посетителя открывает новые возможности для развития музея новой информационной эпохи, возможности которой практически не ограничены, потому что музейные образы можно тиражировать и передавать информацию в глобальном пространстве, охватывая огромные аудитории. [2]
Оперирование языком образов - неотъемлемая часть любой музейной экспозиции, и это особенно значимо для мемориальных музеев, где важно передать памятные события и особенности выдающейся личности. Созданию особой атмосферы не мешает даже тот факт, что в большинстве мемориальных музеев практически нет аутентичных предметов. Трудно поверить, что музей «Пушкинские горы» и музей Глинки в Спасском - это новоделы прошедшего столетия. И тот, и другой в определенной степени являются продуктами успешного музейного проектирования.
Музейное пространство в поисках определения эффективности
Однако успешность музея как организации и музейной экспозиции как продукта подчас невозможно определить существующими методами. Если
говорить об экономической эффективности, то следует учесть, что музей -это не кинотеатр, где некассовое кино можно поменять на что-то другое, приносящее доход. В музее важен дух, атмосфера, которая создается особым строем музейной жизни. [3] Посещая краеведческие музеи малых городов России, иногда удивляешься их патриархальности, и кажется, что неумолимый бег времени их почти не касается, жизнь в них идет своим чередом, сохраняя неторопливый ритм российской провинции. Так в скромных залах краеведческого музея Тарусы на посетителей смотрят простые и наивные экспонаты, рассказывающие о жизни и быте тарусян прошедших веков: посуда, утварь, неоконченное рукоделие, старые дагерротипы - все это своеобразные зарубки времени, способные создавать неповторимую атмосферу, в которую может окунуться каждый желающий.
В этой связи неизбежно встает вопрос: что и как, а главное, зачем следует музеефицировать? Ведь, как известно музеефикация объектов стоит денег, и порой немалых, и, следовательно, нужно показать целесообразность этой деятельности посредством аргументов, доказывающих экономическую и социальную эффективность проекта. К сожалению, обосновать экономическую эффективность не представляется возможным, исходя из самой природы этого показателя, отражающего соотношение результатов к произведенным затратам. Говоря языком математики, в этой дроби нельзя измерить результаты, какими бы ощутимыми они не казались, хотя затраты вполне измеримы. Но то, что нельзя измерить, нельзя и профинансировать.
Как можно измерить эффект от старого деревянного дома в небольшом городке или поселке, который превратили в музейный объект? Ведь деньги потрачены вполне реальные, а какова отдача? Как можно монетизировать рассказ о том, что с этого дома фактически началась история местного рода, что из репродуктора, установленного на нем в мае 1945-го, голосом Левитана была объявлена долгожданная Победа, а в 1961-м на площади напротив народ узнал, что в космос полетел Юрий Гагарин. Все эти грандиозные
события огромной страны можно увидеть через призму истории старого деревянного домика в маленьком городке, затерявшемся в бескрайних российских просторах. [2]
Оценка результатов музейных проектов часто опирается на полезный эффект, полученный от реализации музейного проекта, и он может быть выражен через увеличивающиеся туристские потоки, рост доходов территории и населения, новые рабочие места. Все это возможно только при повышении туристской привлекательности территории, и в том числе через туристские аттракции или достопримечательности, привлекающие людей. Причем, как показывает и мировая, и российская практика, аттракции могут быть созданы искусственно или могут дополнять уже существующие и иногда весьма известные объекты показа. Однако в данном случае необходимо проектное мышление, позволяющее из отдельных достопримечательностей и аттракций создать целостный и гармоничный музейный туристский проект, объединяющий все ресурсы и возможности в единую логическую цепочку, отражающую какую-либо идею или тему.
Следует отметить, что в настоящее время создаются сотни интересных музейных проектов, образно и правдиво отражающих дух нашего быстротекущего и противоречивого времени, его колорит и ритм. В качествен примера предлагаю небольшой рассказ о выставке «Оттепель», подготовленной Третьяковской галереей.
Оттепель...
С середины февраля Третьяковская галерея в залах ЦДХ представила крупнейший выставочный проект, посвященный особому периоду отечественной истории, романтично названному «оттепелью», который охватывает период с 1953 года, обозначенного смертью Сталина, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о построении социализма с «человеческим лицом». Этот небольшой период времени в жизни нашей страны был насыщен грандиозными событиями,
плотность которых была чрезвычайно высокой. Казалось, что вдруг выплеснулась наружу огромная животворящая энергия масс, оживившая все творческие процессы, придавшие новые импульсы для развития искусства, науки, техники и современных технологий. Сформировался даже особый художественный стиль «оттепели», который сегодня смело можно назвать модерном 1960-х. Главным лейтмотивом эпохи стало освоение космоса, этот огромный прорыв поднял СССР на качественно новую высоту, он определил саму идею развития советского общества, обозначив основные научные достижения послевоенных лет в необычайно широком диапазоне от атома до космоса.
Пространство «Оттепели» в ЦДХ
Эти самые малые и бесконечно большие величины определили саму суть мышления поколения шестидесятников, их неуемное желание жить, творить, что называется «по полной». И это неудивительно, ведь они фактически первое послевоенное поколение, проживающее свою жизнь широко и ярко как бы за тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной. Ими двигало всепоглощающее ощущение великого и нового, творящегося прямо на их глазах. Освобождение многих тысяч людей из лагерей создало долгожданную атмосферу справедливости и свободы, что
само по себе кардинально меняло жизнь творческую, научную и бытовую. Новые импульсы развития получили литература, изобразительное искусство, кинематограф, архитектура и дизайн.
Главная цель проекта легко прочитывается уже в первых залах экспозиции, где желание продемонстрировать плоды невероятной творческой активности этого времени граничит с желанием раскрыть злободневные проблемы и противоречия этой очень яркой, но короткой эпохи. Сама музейная экспозиция, включающая произведения художников, скульпторов, фотографов, дизайнеров, режиссеров, отразивших в своих произведениях канву эпохи, выглядит очень объемно и полифонично.
Гармония музейной экспозиции
Весь музейный проект построен вокруг семи очень важных тем, где каждая раскрыта «языком» музейных экспонатов, среди которых: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеоролики с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Все эти артефакты раскрывают глубину и многогранность поставленных тем:
«Разговор с отцом» - открывает для нас трудный диалог поколений послевоенного советского общества. Казалось бы, война еще не отошла
далеко, еще многочисленны «опаленные войной» поколения, но новая молодая «человеческая поросль» страны Советов спешит жить по-новому, по-своему - стремительно, радостно и без оглядки.
Трудный диалог поколений
«Лучший город Земли» - тема о новом городе и открытом городском пространстве, где люди свободно танцуют, поют хором, читают стихи на площадях и в парках. Для них «дом» - это не приватное пространство квартиры - это улица, город, страна, такая большая, красивая и очень сильная.
Снятся людям иногда голубые города...
«Международные отношения», где рассматривается противостояние СССР и США, определяющее политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и Карибский кризис 1962 года оказали сильное влияние на все мировое сообщество. Соревнование между СССР и США было во всем - от космоса до образа жизни и быта, именно в это период появляется словесный маркер «их нравы», обличающий западный образ жизни, навсегда показавший, что мы разные и одинаковые одновременно.
Противостояние: СССР и США
«Новый быт» - это программа по созданию комфортного советского быта, его лейтмотивом стал лозунг 1920-х годов «Художник на производство». Новая советская эстетика была стильной, функциональной и «без излишеств». Люди готовились жить при коммунизме, их высокий дух направлялся на созидание и был чужд мелкому и эгоистичному. Вся предметная среда с ее почти что с икеевской лаконичностью подчеркивает важность законов нового советского быта.
Романтика социалистического быта
Тема «Освоение» раскрывает романтичную картину освоения необъятных просторов вдалеке от родного дома. Это своеобразное испытание на прочность нового послевоенного поколения. Она звучит как гимн самостоятельности и решительности, позволяющий выполнить огромную по государственной важности задачу, - освоить целинные земли. «Освоение целины» - это масштабный советский проект, решающий целую серию сложных задач послевоенного строительства. Героизация труда и пафос созидания поднимали сотни тысяч молодых романтиков, спешащих жить, работать, любить на огромном пространстве самой большой в мире страны.
Советский проект «Целина»
«Атом — космос» - это особенно мощная и чрезвычайно насыщенная тема! Она демонстрирует сочетание научного прогресса с необыкновенно высокой значимостью человека, покорившего космос и приручившего атом. С запуском искусственного спутника земли человечество овладевает новым - космическим измерением. Именно в этот период роль научного знания и образования в СССР была особенно высока. Причем ученый, пожалуй, впервые в нашей отечественной исторической традиции был наделен исключительными чертами и качествами, образно передаваемыми словесной формулой «физики и лирики», что только подчеркивало растущую значимость интеллектуального труда и поднимало престиж советской интеллигенции.
Вперёд к звездам!
Тема «В коммунизм! прозвучала как итог всей экспозиции и была отмечена широкими мазками от портретов Хрущева с энергичной жестикуляцией, наглядно доказывающей, как хорошо будет жить при коммунизме, до иллюстраций смелых футуристических прогнозов, раскрывающих идеи роботизации и иные технические фантазии того времени. Правда, прозвучала она не очень убедительно, так как именно середина 1960-х была обозначена, пожалуй, первым системным социально-экономическим кризисом, ставшим предвестником катастрофы 1990-х.
«Нынешнее поколение будет жить в коммунизме!?
В целом, можно сказать, что выставка получилась, несмотря на некоторую незрелость и фрагментарность проекта. Возможно, первая часть эпической трилогии истории нашей страны под названием «Оттепель» зазвучит по-новому, когда она будет дополнена эпохами «Застоя» и «Перестройки».
«Мы думали это весна, а это оттепель...»
Вместе с тем посещение «музейного пространства оттепели» передает колорит этого объемного и непростого времени так ярко, что те, кому посчастливилось в нем жить, почти физически ощущают эту легкую прохладу первых теплых дней оттепели - предвестницы скорой весны...
Литература
1. Будко А.А. Образ музея в XXI в. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия, 5-6 декабря 2013 г., Санкт-Петербург. С. 11-19.
2. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник 2-е издание, М.: Академия, 2016 - 272.
3. Джанджугазова Е.А. Коммуникации как способ сопряжения частного и общественного пространства... или конструктивизм без границ. Научно-практический электронный журнал. Российские регионы: взгляд в будущее. №4, 2015, с. 121-140.
4. Лебедев. А.В. О природе музейного проектирования. Музейное проектирование. М., 2009.
5. Мастенина Е.Н. Музейный мир в XXI в.: векторы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия, 5-6 декабря 2013 г., Санкт-Петербург. С.19-27.
6. Памук О. Мой скромный манифест для музеев // Материалы Первого форума литературных музеев. М., 2013. С. 5-6.
7. Электронный ресурс: http://sazikov.livejournal.com/65151.html (Дата обращения: 05.05.2017).