Научная статья на тему 'Инновационные аспекты формирования информационно-коммуникативной компетенции в образовательном пространстве современного вуза'

Инновационные аспекты формирования информационно-коммуникативной компетенции в образовательном пространстве современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / INNOVATIVE ASPECTS / HIGHER EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Григорьевна

The article presents the innovative aspects and resources of information and communicative competence forming in the process of modern higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ASPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING IN THE PROCESS OF MODERN HIGHER EDUCATION

The article presents the innovative aspects and resources of information and communicative competence forming in the process of modern higher education.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты формирования информационно-коммуникативной компетенции в образовательном пространстве современного вуза»

Вестник Воронежского института МВД России №2/ 2015

И.Г. Смирнова,

кандидат педагогических наук

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

INNOVATIVE ASPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING IN THE PROCESS OF MODERN HIGHER EDUCATION

В статье рассматриваются инновационные аспекты и средства формирования информационнокоммуникативной компетенции обучающихся в образовательном процессе современного вуза.

The article presents the innovative aspects and resources of information and communicative competence forming in the process of modern higher education.

В современном образовательном пространстве высшей школы происходят существенные изменения, обусловленные постоянным внедрением новых технологий в образовательный процесс. Новые целевые ориентиры государственных образовательных стандартов приводят к педагогическому осмыслению новых задач.

Компетентностный подход, обеспечивающий качественное образование в образовательном процессе вуза, становится приоритетным в современной педагогической практике.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества и образования определяется рядом обстоятельств: необходимостью глобального обновления системы высшего профессионального образования, где инновационная направленность деятельности преподавателей выступает средством обновления образовательной политики; усилением гуманитаризации содержания высшего образования.

Согласно государственной политике Россия к 2015 году должна быть в числе двадцати ведущих стран мира в области развития информационного общества (Стратегии развития информационного общества в России от 7 февраля 2008 г. № Пр-21). Актуальность проблемы подтверждается многочисленными исследованиями, конференциями, семинарами, проводимыми совместно с международными образовательными организациями в рамках взаимного сотрудничества (Британский Совет, Европейское Сообщество Темпус — Тасис, Немецкий культурный центр им. Гёте, Программы Фонда Сороса и другие).

Активное развитие информационных технологий ставит перед российскими и зарубежными учеными всё новые задачи. Инновации в высшем образовании определяются государственной политикой, одним из важных приоритетов которой является информатизация всех сфер профессиональной деятельности. Информационные средства в высшем образовании, порядок и особенность их использования, наличие обратной связи,

212

Педагогические науки

позволяющей корректировать учебную программу, объединяются одним общим термином — информационные технологии.

Еще в конце XX века зарубежные и отечественные педагоги пришли к мнению, что информационные технологии способны стать основой проектирования и моделирования развивающей среды и обучающегося пространства, называемых также информационной средой и информационнообразовательным пространством.

Информационные технологии — это «совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» [1].

Информационные технологии в процессе формирования информационно-коммуникативной компетенции представляют собой совокупность методов, приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости, основанных на широком использовании техники, современных информационных фондов, с целью совершенствования образовательного процесса, познавательной деятельности студентов, а также управления образовательным процессом.

Составными частями информационных технологий в образовательном процессе выступают следующие компоненты:

- совокупность сведений, сообщений, данных, соответствующим образом организованная с тем, чтобы составить потенциальное знание о реальной действительности, явлениях, событиях, процессах, их взаимосвязи. В педагогической системе, образовательном процессе потенциальным знанием является содержание обучения в виде учебной информации, предъявляемой студентам и комплекса задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование коммуникативных навыков и умений, приобретение первоначального опыта профессиональной деятельности. При этом аудио-, видео-, графическая, символьная, вербальная, текстовая и другая информация трансформируется в информационно-педагогический продукт, превращающийся затем в знания обучаемых;

- системообразующий компонент как проект реального педагогического процесса. Этот проект фиксируется в виде программного комплекса, обеспечивающего необходимое функционирование информационно-вычислительной техники (программы управления базами данных, обучающие программы, программы управления видеокомпьютерными, экспертными системами,

системами мультимедиа, «виртуальная реальность» и др.);

- информационно-вычислительные сети, базы данных, экспертные и другие интеллектуальные системы, автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса, объединенные телекоммуникационными каналами в компьютеризированный комплекс, которые выступают как технико-технологическая основа информационных и телекоммуникационных технологий [2].

Следует выделить телекоммуникационные технологии как важный составной компонент информационной технологии. Базой телекоммуникационных технологий является Интернет. В процессе формирования информационно-коммуникативной компетенции такая сетевая информационная технология дает широкие возможности обучающимся и преподавателям использовать:

- удаленный доступ к базам данных и знаний для получения учебной, научной и другой информации в целях углубленного изучения учебных дисциплин;

- оперативный обмен учебной, научной и методической информацией между учебными заведениями, учебно-методическими центрами, отдельными преподавателями и обучающимися;

- телеконференции (он-лайн конференции) в учебных целях с одновременным участием обучающихся и преподавателей из различных регионов.

В современном образовательном пространстве проектная деятельность получает все более широкое распространение как личностноориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого, что способствует развитию их личностных качеств.

Наибольший интерес представляет анализ проектной деятельности с точки зрения ее интерактивного характера, непосредственно направленного на взаимодействие партнеров по коммуникации. Обучение на интерактивной основе с использованием телекоммуникационных проектов представляет собой свободное раскрытие личностных возможностей обучающихся в ситуациях, имитирующих их будущую профессиональную деятельность, тем самым способствуя формированию информационно-коммуникативной компетенции, которая определяется как сложный образовательный процесс, включающий в себя информационную и коммуникативную компетенции. Информационно-коммуникативная компетенция подразумевает готовность к

213

Вестник Воронежского института МВД России №2/ 2015

использованию информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, обеспечивает широкий доступ к профессионально значимой информации, расширяет знание современных технологий, обеспечивает возможность виртуальной иноязычной коммуникации, повышает мотивацию формирования информационно -коммуникативной компетенции в образовательном процессе вуза.

Важным средством, обеспечивающим создание нового информационного поля, являются телекоммуникационные проекты, которые обеспечивают широкий доступ к информации, интерактивный диалог, а также открывают новые возможности в организации процесса формирования личностных компетенций.

Под телекоммуникационном проектом понимается продуктивная учебно-познавательная, творческая деятельность преподавателя и студентов, основанная на использовании образовательных возможностей интернет-ресурсов, компьютерных телекоммуникаций для достижения совместного конструктивного решения и получения конечного информационного продукта, способствующая развитию личностных компетенций будущих специалистов [3].

Следовательно, новые целевые ориентиры побуждают преподавателей к педагогическому осмыслению новых задач и применению системы инноваций:

- в организации личностно-ориентированного образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- в организации образовательного мониторинга, контроля и самоконтроля, новых подходов к оценке результата;

- в создании технически оснащённого образовательного пространства.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения означает реорганизацию процесса обращения знаний в педагогической системе методами и средствами, присущими работе с информацией, является обязательным условием для реализации успешного образовательного процесса и формирования информационно-коммуникативной компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 264 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионализма. — Воронеж, 1996. — 400 с.

3. Серостанова Н.Н. Формирование личностных компетенций будущих экономистов на основе телекоммуникационного проекта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Воронеж, 2012. — 202 с.

REFERENCES

1. Zaharova I.G. Informatsionnyie tehnologii v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy. — M.: Akademiya, 2005. — 264 s.

2. Klimov E.A. Psihologiya professionalizma. — Voronezh, 1996. — 400 s.

3. Serostanova N.N. Formirovanie lichnostnyih kompetentsiy buduschih ekonomistov na osnove telekommunikatsionnogo proekta: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. — Voronezh, 2012. — 202 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Ирина Григорьевна. Доцент кафедры иностранных языков. Кандидат педагогических наук. Воронежский институт МВД России.

E-mail: irinagrig1@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-58.

Smirnova Irina Grigorievna. Assistant Professor of the ^air of Foreign Languages. Candidate of Pedagogic Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: irinagrig1@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-58.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетенция; инновационные аспекты; образовательный процесс вуза.

Key words: information and communicative competence; innovative aspects; higher educational process. УДК 378.026:004

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.