ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МЕЖСЕКТОРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
в.г. садков,
доктор экономических наук, профессор, директор Института бизнеса, социологии и права
о.Б. кузнецова
орловский государственный технический университет
В соответствии с теорией информационного взаимодействия (законы аддитивности) суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем, а, следовательно, потенциал развития российского общества определяется взаимоотношениями его сегментов, а именно: государственной и муниципальной власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций (выделяют еще и четвертый сектор — семейной или личной жизни человека). Так, если эти три подсистемы индифферентны друг к другу, то суммарный потенциал общества эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии антагонизма друг с другом, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем — это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.
Так, исследуя тему межсекторных взаимодействий в России, можно выделить несколько, зачастую противоречивых, подходов к определению сфер и даже самой категории «взаимодействия». При этом под межсекторными взаимодействиями мы понимаем, с одной стороны, процесс многостороннего влияния друг на друга трех секторов общества, а с другой, — систему совместных, скоординированных действий государственных и муниципальных властей, бизнеса и неправительственных некоммерческих организаций, направленных на достижение согласованных конкретных целей. Итак, первое, о чем следует упомянуть, это, пожалуй, частно-государственное партнерство. Слово, безусловно, модное, часто упоминаемое и Президентом, и Правительством России, и объединениями предпринимателей, принятое на Западе. Однако в самой трактовке английского
«Public Private Partnership» нет единства: кто-то переводит его как «частно-государственное партнерство», кто-то как «общественно-частное», кто-то буквально как «публично-частное». В то же время его в основном относят к партнерству в сфере экономики и связывают с концессиями, контрактами, арендой. Хотя среди сфер частно-государственного партнерства выделяют оказание общественных услуг, общественную безопасность, экологию, образование — это двусторонние контакты бизнеса и власти без участия общественных организаций. В то же время в традиционной трактовке общественные и некоммерческие организации относят именно к публичному сектору, то есть, в российском переводе, к государственному.
Еще одна форма межсекторных взаимодействий в России — это сотрудничество государственной/муниципальной власти и общественных некоммерческих организаций, регулируемое нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, прописывающими основные принципы, цели, формы и механизмы взаимоотношений. Направлениями такого взаимодействия являются:
1) обеспечение устойчивого роста экономического потенциала;
2) развитие социальной сферы и социальных услуг (социальная поддержка и защита, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура);
3) укрепление и развитие демократических институтов и институтов гражданского общества. В настоящее время в России под социальным
партнерством понимают также теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, построенную Фондом «Институт экономики города» на основе исследования плоскости взаимоотношений «бизнес-власть» с осями координат «субъект инициативы» и «демократические ценности».
Взаимодействие бизнеса и некоммерческих организаций в России развито наименее всего, что в основном обусловливается отсутствием доверия этих секторов общества друг к другу и понимания необходимости партнерства. В то же время некоммерческие организации могут реально брать аутсорсинг социальных программ компаний, что особенно актуально ввиду дискуссии о социальной ответственности бизнеса перед обществом.
Наиболее комплексно межсекторные взаимодействия представлены в практике социального партнерства как формы регулирования социально-трудовых отношений на трехсторонней основе между работодателями, властью и профсоюзами, закрепленной в Трудовом кодексе РФ, ряде других федеральных и региональных законодательных актах. Законы о социальном партнерстве приняты в 61 субъекте Федерации, а соглашения о социальном партнерстве — в 80. Анализ существующей системы социального партнерства в России, прежде всего на региональном уровне, позволил выявить следующие ее недостатки.
• ограничение социального партнерства вопросами социально-трудовой сферы;
• механизмы реализации социального партнерства, прописанные в законах и соглашениях, носят, скорее, совещательный (теоретический), нежели практический характер;
• непривлечение к осуществлению социального партнерства других общественных и некоммерческих организаций;
• отсутствие в большинстве законов и соглашений четких критериев эффективности системы социального партнерства;
• нечетко прописана система финансирования социального партнерства, которая должна отвечать на вопросы: что, как и из каких источников;
• неразвитость практики заключения двусторонних и специальных соглашений между бизнесом и властью по решению конкретных проблем;
• мотивация и ответственность в сфере социального партнерства является одной из основных проблем всей системы;
• низкая эффективность контроля и мониторинга эффективности. Если в большинстве случаев нет системы показателей результативности социального партнерства, то и эффективность всего контроля ставится под вопрос;
• обязательства зачастую носят декларативный характер и не изменяются из соглашения в соглашение.
Перечисленные факторы, равно как формальность, нежелание сторон, непонимание или
неприятие необходимости, финансовые проблемы как власти, так и бизнеса и профсоюзов, другие субъективные и объективные причины проблем взаимодействия бизнеса, власти и общества во многом обусловливают неэффективность и неработоспособность системы социального партнерства. Решение их в комплексе является вопросом достаточно длительного периода эволюции общественной и государственной системы в стране, формирования полноценного гражданского общества, цивилизованных механизмов взаимодействия, а также воли сторон социального партнерства: бизнеса, власти и организаций гражданского общества.
Сравним региональные соглашения с точки зрения соответствия следующим критериям:
• приоритеты — наличие и выделение в тексте соглашений приоритетов развития региона по каждому блоку социально-экономической сферы;
• глубина — степень охвата различных вопросов трудовых отношений, социальной сферы и прочих направлений социального партнерства;
• открытость для общественных организаций — отражение в соглашениях возможности участия в социальном партнерстве иных общественных, некоммерческих, образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разрешении вопросов сферы действия соглашения, а также ученых и специалистов различных областей;
• приближенность к интересам территории — степень отражения в соглашениях вопросов, непосредственно касающихся жизни в регионе, его потребностей, обусловленных различиями в географическом положении и уровне развития субъектов РФ;
• финансирование — степень детализации финансирования соглашения по сторонам участия: бизнес, власть и профсоюзы;
• обязательства — степень проработанности обязательств в соглашениях, характеризуемая следующими параметрами: конкретность, изме-ряемость, реалистичность и своевременность;
• механизмыреализации—степень детализации механизмов реализации соглашения и социального партнерства в целом, приближенность данных механизмов к реальной действительности;
• мотивация — степень закрепления мотиваци-онных механизмов участия в соглашении, в первую очередь для бизнеса;
• критерии эффективности — наличие критериев эффективности и их числовых значений, по которым может быть проведен мониторинг результативности соглашения;
• ответственность — степень детализации ответственности за нарушение соглашения или невыполнение обязательств;
• информационная открытость — отражение в соглашении конкретных мер информационной открытости социального партнерства;
• контроль — степень детализации контроля за реализацией соглашений, возможности мониторинга эффективности.
Соответствие рассматриваемых соглашений субъектов РФ описанным критериям измеряется по десятибалльной шкале из расчета 10 баллов — наилучший вариант, 1 балл — наихудший вариант. Итоговая оценка складывается как среднеарифметическая величина оценок по равновесомым критериям. Аналитическая таблица, рассматривающая региональные соглашения, критерии, балльные оценки и итоговый рейтинг, представлена ниже.
В составленном рейтинге первые четыре места получили трехсторонние соглашения, заключенные
соответственно в Томской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Москве.
В результате анализа становится очевидным, что ни одно из рассмотренных соглашений нельзя признать отвечающим всем выбранным критериям: каждое соглашение имеет как сильные, так и слабые стороны:
• соглашение о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, работодателями и их объединениями на 2006 — 2008 гг. сочетает высокую степень конкретности обязательств, продуманную политику финансирования, выделение после каждой главы, содержащей обязательства сторон, критериев эффективности, высокую степень информационной открытости, глубины, приближенности к интересам территории и может рассматриваться в настоящее время как одно из лучших региональных соглашений, действующих в России;
Анализ региональных соглашений
Критерии оценки
X 3 Приближенность к интересам территории Обязательства
Субъект Федерации Приоритеты Глубина Открытость для общественн организаций Финансирование Конкретность Измеряемость Реалистичность Своевременность Механизмы реализации Мотивация Критерии эффективности Ответственность Информационная открытость Контроль Итоговая оценка
Республика Алтай 2 6 2 4 4 5 6 6 6 3 3 1 2 3 2 3,67
Республика Северная Осетия 2 4 2 3 3 3 3 4 3 3 3 1 2 3 2 2,73
Краснодарский край 3 5 2 5 3 6 7 7 7 3 4 1 2 3 2 4
Приморский край 4 5 2 5 4 5 5 6 7 2 5 2 3 2 4
Пермская область 4 4 3 4 3 3 3 4 4 3 4 1 2 2 2 3,07
Ставропольский край 2 3 2 5 4 5 5 6 7 2 4 1 2 4 2 3,6
Хабаровский край 3 2 2 3 3 3 3 4 4 2 3 2 3 2 2,87
Белгородская область 3 4 2 5 3 5 5 4 6 3 4 1 3 2 2 3,47
Вологодская область 2 3 2 4 3 5 5 5 6 2 2 1 2 2 2 3,06
Владимирская область 2 5 2 4 3 5 5 6 7 3 5 1 2 3 2 3,67
Ивановская область 2 3 2 3 3 3 4 4 4 2 5 1 3 3 2 2,93
Курганская область 2 4 4 4 3 3 4 4 4 2 4 1 2 4 2 3,13
Ленинградская область 7 5 3 5 3 5 5 6 6 6 3 3 5 6 4,93
Московская область 2 5 3 5 5 5 6 6 7 3 4 1 2 3 2 3,93
Новосибирская область 2 3 3 3 4 3 4 4 3 2 4 1 2 6 2 3,07
Орловская область 3 3 2 3 4 4 5 5 4 2 3 1 2 3 2 3,07
Томская область 4 5 3 5 4 6 7 7 8 3 4 3 6 5 5,07
Ульяновская область 4 4 2 3 5 3 4 4 3 5 3 1 2 2 2 3,13
город Москва 2 5 3 8 5 6 7 7 8 3 4 1 2 7 2 4,67
город Санкт-Петербург 7 6 3 5 3 5 6 5 7 6 3 8 3 6 7 5,33
Ханты-Мансийский авт. окр. 5 4 2 2 3 2 3 4 3 3 4 1 5 4 2 3,13
• трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2005 — 2007 гг. и Ленинградское областное трехстороннее соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2007 — 2009 гг. содержат принципиально новый подход к договорному регулированию. Выделение рамочного соглашения позволяет отразить миссию, приоритеты развития, критерии, показатели и контроль эффективности, основные механизмы социального партнерства. Разделение на рамочное соглашение и ежегодные обязательства следует признать оптимальным, гибким, отражающим современную ситуацию и современные потребности развития региона механизмом социального партнерства;
• московское трехстороннее соглашение на 2007 г. следует считать образцом конкретности обязательств, своевременности и приближенности к интересам и нуждам города. Заложенные суммы обязательств, прежде всего Правительства города, отражаются в городском бюджете на текущий год — финансирование прописано довольно четко. Соглашение также обладает достаточной глубиной — затрагиваются вопросы не только социально-трудовой сферы, но и вопросы экономического развития, экологической безопасности, при этом ежегодный характер принятия позволяет быстро реагировать на изменения ситуации в городе и стране;
• региональное соглашение Республики Алтай на 2005 — 2007 гг. охватывает различные вопросы социально-экономической сферы: экономическое развитие, доходы населения, развитие рынка труда и занятость, улучшение условий и охрана труда, развитие профессионального уровня работников, социальную защиту и социальную сферу, обеспечение трудовых прав граждан, социальное партнерство. Также по критерию глубины следует выделить Краснодарское, Приморское, Владимирское соглашения;
• трехстороннее соглашение Курганской области на 2005 — 2008 гг. содержит достаточное количество мер развития социального партнерства в регионе. Среди них выделяется тенденция привлечение к решению проблем социального партнерства вузов, ученых и специалистов — тем самым открывается путь расширения сферы соглашений между органами власти, бизнесом и профсоюзами;
• соглашение Ивановской области на 2006 — 2008 гг. содержит обязательство администрации о внесении изменений и дополнений в законы
области о предоставлении налоговых льгот юридическим лицам, осуществляющим виды деятельности, носящие социальный характер. Декларации привилегированного положения в системе отношений власть — бизнес предприятий, активно участвующих в системе социального партнерства, содержатся в Приморском, Владимирском соглашениях; • трехстороннее соглашение Ханты-Мансийского автономного округа на 2006 — 2008 гг. содержит не отсылочные, как в большинстве других документов, а отраженные в соглашении положения об ответственности сторон за его нарушение или невыполнение. Основываясь на сформировавшейся в России системе регулирования социально-трудовых отношений, разработаем комплексную модель межсекторных взаимодействий. Инновационный подход к этому процессу на основе теории социальных технологий выражается в том, что структурированная таким образом теоретическая модель внедряется в практику государственного и муниципального управления, действия бизнес-структур и некоммерческих организаций, позволяя увеличивать эффективность их деятельности и получать синер-гетический эффект от взаимодействия для развития страны, улучшения качества жизни населения.
В качестве дефиниции системной модели используем термин «социальное партнерство» как наиболее комплексно выражающий смысл взаимодействия.
Стратегия взаимодействия бизнеса, власти и общественных организаций должна носить взаимовыгодный характер для всех сторон-участников. В этой связи, стратегией социального партнерства следует считать создание на взаимовыгодной основе условий и эффективную реализацию мер властью, бизнесом и общественными организациями по развитию человеческого капитала на определенной территории. Декомпозиция стратегии социального партнерства выражается в достижении целей в экономической, социальной, экологической сферах, а также развитии гражданского общества и демократизации процессов управления.
Таким образом, под социальным партнерством понимается философия взаимоотношений и взаимодействия государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций, носящая взаимовыгодный и эффективный характер и направленная на развитие человеческого капитала территории.
Социальное партнерство как системная модель взаимодействия требует соблюдения следующих основополагающих принципов:
1) социальная ответственность сторон партнерства за выполнение обязательств, возникших в ходе взаимодействия, и соответствие текущей и стратегической деятельности своим основным ролям в обществе;
2) взаимовыгодный и добровольный характер социального партнерства, независимость сторон в принятии решений;
3) реальный и прагматичный характер социального партнерства, основанный на четкой системе целей, механизмов, предполагаемых результатов взаимодействия;
4) интеграция социального партнерства в основную деятельность сторон;
5) информационная открытость социального партнерства, являющаяся залогом эффективности работы всей системы.
Основные цели стратегического развития социального партнерства в регионе находят отражение в элементах и направлениях системы взаимодействия власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций:
I. Социальное партнерство в основной деятельности сторон (этот элемент характеризует влияние взаимодействия на развитие его участников):
• власти — процесс влияния межсекторных взаимодействий на развитие системы власти направлен на использование опыта, технологий и инноваций, применяемых в сферах коммерческой и общественной некоммерческой деятельности, в государственно-муниципальном управлении территорией;
• бизнеса — социальное партнерство, направленное на развитие бизнеса, заключается прежде всего в создании властью и некоммерческими организациями таких условий, а совместно — реализации таких мер, что социально ответственное поведение становится нормой и признанной практикой как для конкретной компании, так и для всего бизнес-сообщества территории;
• общественных некоммерческих организаций — социальное партнерство в деятельности общественных некоммерческих организаций направлено, с одной стороны, на их поддержку как органами государственно-муниципальной власти, так и бизнесом, для которого некоммерческие организации могут стать реальным каналом проведения их социальной политики; с другой стороны, на расширение поля деятельности, масштабов и качества общественных организаций, что в значительной степени перекликается
с таким направлением, как развитие гражданского общества.
II. Развитие местных сообществ. Этот элемент направлен не на взаимовлияние сторон социального партнерства, а на развитие конкретных методов, механизмов, совместных действий власти, бизнеса и общественных организаций по развитию территории присутствия.
III. Развитие гражданского общества, демократических принципов управления, информационная открытость. Это один из важнейших элементов социального партнерства, на котором базируется эффективность и прозрачность всей системы взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций. В то же время этот элемент связан и со становлением всего института социального партнерства, развитием гражданского общества, гражданских инициатив, демократизации и подконтрольности органов государственной власти. Возможности реализации основных направлений социального партнерства отражаются в социальных технологиях межсекторных взаимодействий, под которыми мы понимаем комплекс упорядоченных, научно описанных методов и процедур организации взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций, позволяющий на основе применения объективных законов и тенденций развития общества к практике управления добиваться высокой эффективности для всех сторон партнерства. Классификация таких технологий возможна на основе процессного подхода к реализации социального партнерства, основными этапами и составляющими которого являются:
I. Планирование в сфере социального партнерства (планирование взаимодействий с органами государственной власти, объединениями предпринимателей, коммерческими компаниями, некоммерческими организациями и их объединениями; технология «общественный совет» и др.).
II. Организация и координация деятельности сторон (коммуникационные, образовательные технологии, договорное регулирование социального партнерства, лоббирование и GR-менеджмент и др.).
III. Финансирование в системе социального партнерства (гранты, ярмарки социальных проектов и программ, фандрайзинг, программы пожертвований клиентов и сотрудников, корпоративные фонды и фонды местных сообществ,
консолидированный бюджет, социальные инвестиции и др.).
IV. Социальные технологии реализации проектов и программ;
1) социальное партнерство в основной деятельности власти (технологии участия объединений предпринимателей и некоммерческих организаций в управлении территорий (общественные советы, консультирование, технология «прозрачный бюджет», «общественные слушания», общественная экспертиза);
2) социальное партнерство в основной деятельности бизнеса (технологии реализации социальных программ компаний, в том числе передачи их в аутсорсинг некоммерческих организаций);
3) социальное партнерство в основной деятельности общественных некоммерческих организаций (технологии развития и поддержки некоммерческих организаций, развития гражданского общества);
4) развитие местных сообществ (государственный заказ, социально-ответственная реструктуризация, делегирование сотрудников компании, конкурсный механизм реализации социальных проектов, технологии частно-государственного партнерства (договор на выполнение работ/оказание услуг для государственных нужд, инвестиционный договор, договор аренды, приватизация, концессионное соглашение);
5) развитие гражданского общества, демократических принципов управления, информационная открытость.
V. Мотивация в системе социального партнерства (рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий и общественных организаций, индексы социальной ответственности, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы и др.).
VI. Контроль и мониторинг эффективности, ответственность сторон социального партнерства (критериальный подход к эффективности, мониторинг, технологии оценки проектов и программ, социальная отчетность, социальный аудит, индексы социальных инвестиций, контроль и ответственность за нецелевое использование средств по предоставленным грантам, государственному и муниципальному заказу и др.). Таким образом, многообразие направлений
и технологий социального партнерства бизнеса,
власти и общественных организаций позволяет в каждом конкретном случае в любом регионе/муниципалитете формировать свою систему межсекторных взаимодействий, актуальную для данной конкретной территории, которая отражается в ее базовых стратегических документах.
Комплексная инновационная модель должна быть закреплена в системе стратегических1 и нормативно-правовых документов территории2, а также в подзаконных актах, стандартах, нормах и правилах. При этом в каждом конкретном регионе стороны выбирают/разрабатывают свои собственные, приближенные к интересам данной территории, цели, задачи, принципы, направления, методы социального партнерства, критерии оценки эффективности взаимодействия.
Основной формой регулирования системы межсекторных взаимодействий в регионе следует считать заключение соглашений между сторонами социального партнерства. При этом наличие комплексного соглашения о социальном партнерстве на территории вовсе не подразумевает его самодостаточность и отсутствие иных форм соглашений по элементам социального партнерства или отраслям.
Региональное соглашение заключается между правительством субъекта РФ, региональной общественной палатой и региональным объединением предпринимателей. Его основная цель — закрепление на правовой основе стратегии, приоритетных направлений, механизмов социального партнерства, а также критериев его эффективности, обязательств сторон по реализации социального партнерства в различных сферах развития региона.
В связи с этим соглашение состоит: • из рамочного соглашения, определяющего основные приоритеты взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественных организаций;
1 Раздел «Развитие и повышение эффективности института взаимодействия органов власти субъекта РФ, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций» в составе Стратегии развития Региона; «Концепция развития социального партнерства в Регионе на период_гг.»; «Соглашение
о социальном партнерстве в регионе на___гг.».
2 Закон «О системе социального партнерства»; закон «О социальном партнерстве на территории Региона» (в аспекте регулирования социально-трудовых отношений органами власти, объединениями работодателей и профессиональных союзов); закон «О взаимодействии органов государственной власти региона и негосударственных некоммерческих организаций». Также возможно принятие отдельных законов или положений «О государственном социальном заказе», «О государственном гранте»; закон «Об общественной палате региона»; законы в сфере частно-государственного партнерства и др.
• обязательств сторон, отражающих текущие
задачи и работу по реализации стратегии социального партнерства в регионе.
В соглашении отражается стратегическая цель, тактические цели, видение сторонами развития региона и социального партнерства на пятилетний период. Реализация социального партнерства в субъекте Федерации предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона. Приоритеты развития в соответствующих направлениях выделяются по соглашению сторон на основе базовых стратегических документов территории и видения регионального развития участниками социального партнерства. Они служат для формирования системы целей социального партнерства, выделяемых на основе принципов конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения целей к интересам развития населения и территории. Тактические цели социального партнерства являются в свою очередь основой для разработки обязательств сторон.
В соглашении закрепляется система механизмов реализации социального партнерства. При этом в каждом конкретном регионе соглашением сторон устанавливается своя система механизмов, которые наиболее подходят к ситуации на данной территории.
Одним из важнейших аспектов соглашения является закрепление в нем критериев эффективности социального партнерства, которые делятся на общие (в сфере экономики, социальные, экологические, этические и отражающие уровень развития гражданского общества) и специальные (показывающие уровень развития социального партнерства в регионе). Система показателей эффективности разрабатывается исходя из приоритетов развития каждого конкретного региона, методика их показателей (индикаторов) содержится в приложении к соглашению. В тексте соглашения приводится таблица, содержащая пороговые значения индикаторов, позволяющие оценивать эффективность социального партнерства в регионе. Функция мониторинга и оценки эффективности возлагается на комиссию по развитию социального партнерства, которая публикует данную информацию в СМИ.
Контроль за реализацией соглашения возлагается на Комиссию по развитию социального партнерства, а также осуществляется сторонами социального партнерства самостоятельно в преде-
лах их полномочий. Ведущая роль в осуществлении контроля в сфере социального партнерства принадлежит общественным организациям и средствам массовой информации.
Развитие комплексной модели межсекторных взаимодействий на региональном уровне должно пройти через следующие этапы:
1) осознание, в первую очередь, представителями органов государственной власти региона необходимости межсекторных взаимодействий для развития территории;
2) создание институциональной и нормативно-правовой базы развития социального партнерства, закрепление межсекторных взаимодействий в соответствующих стратегиях и концепциях, принятие необходимых региональных законов;
3) координация и привлечение к системе социального партнерства некоммерческих организаций и регионального бизнеса, разработка и подписание соответствующего соглашения;
4) реализация социального партнерства в регионе. Этот этап подразумевает серьезный пересмотр региональной политики органами государственной власти. В частности, целевые социальные программы развития территории могут быть разделены на три вида:
• программы, которые могут быть полностью отданы в аутсорсинг;
• программы, которые могут реализовываться совместно;
• программы, полностью реализуемые властью. Этап реализации является самым серьезным, длительным и ответственным, так как предполагает использование множества технологий межсекторных взаимодействий, от корректности реализации которых зависит эффективность социального партнерства в регионе;
5) оценка эффективности и мониторинг развития социального партнерства. Этот этап предполагает не только оценку и отслеживание обратной связи по реализации социального партнерства, но и поиск идей, инновационных технологий, путей развития межсекторных взаимодействий, которые в дальнейшем опять будут закладываться в соответствующие стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике. Таким образом, развитие системы социального
партнерства в регионе является длительным комплексным циклическим процессом, требующим серьезного пересмотра региональной политики, стратегий, принципов и способов управления территорией.