Научная статья на тему 'Инновационное управление деятельностью предприятий обрабатывающих производств на основе внедрения контроллинга'

Инновационное управление деятельностью предприятий обрабатывающих производств на основе внедрения контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ / ВНЕДРЕНИЕ КОНТРОЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонова Е. А., Домхокова Т. В.

Рассмотрены немецкая и англо-американская модели контроллинга, определения понятия «контроллинг», предложено определение контроллинга, дана оценка роли контроллинга в современных условиях, рассмотрена специфика предприятий обрабатывающих производств, влияющая на внедрение контроллинга, предложены основные этапы внедрения контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное управление деятельностью предприятий обрабатывающих производств на основе внедрения контроллинга»

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА

Е.А. Бессонова, Т.В. Домхокова

Аннотация. Рассмотрены немецкая и англоамериканская модели контроллинга, определения понятия «контроллинг», предложено определение контроллинга, дана оценка роли контроллинга в современных условиях, рассмотрена специфика предприятий обрабатывающих производств, влияющая на внедрение контроллинга, предложены основные этапы внедрения контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, управление предприятием, система управления, управленческий учет, предприятия обрабатывающих производств, внедрение контроллинга.

Современные экономические условия обуславливают появление ряда управленческих проблем, своевременность решения которых, напрямую влияя на эффективность управления предприятием, зависит от оперативности предоставления различными подразделениями и службами полной и достоверной информации (учетной информации и информации нефинансового характера) о текущем состоянии и перспективах бизнеса, от наличия инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению, от наличия информационных систем, помогающих принять мотивированное решение.

Использование полученной информации, а также потребность в повышении эффективности деятельности предприятия за счет поиска внутренних резервов, требует поиска инновационных методов управления, среди которых возрастающее значение приобретает контроллинг, позволяющий в любой момент времени владеть ситуацией по управлению организацией и своевременно принимать решения.

Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и корнями уходят в Средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием Countrollour, в задание которого входили документирование и контроль за денежными и товарными потоками [3].

В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии и как концепция управления получил наибольшее развитие в Германии. Импульсом эволюции контроллинга явились экономические потрясения в мировой экономике, развитие информационных технологий, повсеместное внедрение принципов инновационного менеджмента, разработка единых стандартов управления [3].

Этимология слова «контроллинг» связана с английским to control - «контролировать», однако термин to control в англоязычных странах практически не используется. В США и Великобритании применяются термины managerial accounting, management accounting -«управленческий учет» [5]. В Германии слово «контроллинг» (controlling), прежде всего, означает «управлять», «регулировать», и только затем «контролировать».

Согласно англо-американскому подходу «управленческий учет», связанный с выработкой системы контрольных показателей и разделением ответственности по центрам учета, приравнивается к немецкому «контроллинг».

В англо-американской модели контроллинга перечень задач сконцентрирован преимущественно на вопросах учета, планирования, информирования и анали-

за. Контроллинг в англоязычных странах в основном понимается как управленческий и бухгалтерский учет.

В немецкой концепции управления «контроллинг» понимается как инструмент, философия координирующего и управляющего менеджмента, который некоторым образом связан с областью управленческого учета и систем управления и мониторинга. Т.е. в немецкой модели контроллинга на первое место поставлен комплекс заданий по планированию с использованием интегрированной системы планово-контрольных расчетов на базе информации управленческого учета. Задачи финансового учета, как и ретроспективная проверка в рамках аудита или контроль, проверка налогов, не являются в Германии задачами контроллинга [3].

В настоящее время существует большое количество определений контроллинга (таблица 1) [1; 2; 5].

Таблица 1 - Определение сущности контроллинга различными авторами_

Автор Определение понятия "контроллинг"

Р.Манн, Э.Майер Система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия, позволяющая избежать неожиданностей и своевременно включить красный свет, когда экономике предприятия угрожает опасность, требующая принятия мер

В.В. Данников Комплекс мероприятий по определению, документированию и анализу фактических показателей исследуемых процессов управления и их сравнение с плановыми показателями с целью подготовки оценки эффективности управления

А. Дайле Сравнение плановых и фактических показателей

А.П.Градов и др. Новейшая концепция эффективного управления фирмой для обеспечения ее долгосрочного существования на рынке. Система обеспечения выживаемости предприятия на этапах стратегического и тактического управления

Ю.П.Анискин, А.М. Павлов Концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов. Управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц

А.А.Адаменко, М.С.Рыбянцева Ориентированная на выполнение миссии компании система оказания помощи руководству, позволяющая анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность организации с учетом нивелирования конфликтов интересов агентов и корреспондентов.

К.Н.Квитченко Система управления прибылью предприятия, инструмент управления современным бизнесом. Базируется на интеграции управленческих функций (планирования, анализа, учета, контроля) и оперативном отслеживании отклонений экономических показателей учета затрат и прибыли от предусмотренных.

И.В.Антонов Инструмент для координации других функций управления (планирование, учет, контроль, анализ) при осуществлении непосредственного управления экономическими объектами.

Однако в российской и зарубежной литературе нет единого мнения о том, что такое контроллинг. Используя различные подходы к рассмотрению сущности контроллинга, его условно рассматривают как:

- систему управления (сигнальная система);

- философию, концепцию управления;

- инструмент, систему оказания помощи;

- подразделение предприятия [1].

В ряде случаев контроллинг расценивается как подсистема управленческого учета, в ряде других - наоборот, управленческий учет считается инструментом контроллинга. В некоторых случаях контроллинг и управленческий учет воспринимаются как разные названия одного и того же. Отдельные авторы разделяют эти понятия [2].

Управленческий учет имеет информационную, учетную направленность, цель которого - сбор, подготовка и предоставление информации. Однако вопрос, какая именно информация входит в сферу деятельности управленческого учета - вся необходимая менеджменту для управления или полученная из регистров бухгалтерского учета - остается открытым. От решения этого вопроса и зависит соотношение управленческого учета и контроллинга как функции, непосредственно связанной с управленческой информацией, но включающей в себя и нефинансовую информацию: кадровую, макроэкономическую, социальную, политическую, экологическую и другую.

В настоящее время происходит интеграция управленческого учета и менеджмента. Связующим звеном в этой интеграции становится контроллинг. Управленческий учет собирает, перерабатывает, предоставляет информацию о хозяйственных операциях в монетарном виде, а контроллинг строит и поддерживает систему показателей, необходимую для управления, куда входят как монетарные, так и немонетарные показатели, при этом контроллинг пользуется информацией из управленческого учета [2].

Необходимо также отметить, что иногда контроллинг ассоциируют со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие. Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг - это управление будущими для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

По нашему мнению, контроллинг - это управленческая контрольно-информационная система, пронизывающая все подразделения предприятия, включающая монетарные и немонетарные показатели, координирующая увязку разнородной информации и объединяющая функции внутрифирменного управления: планирование, координацию, учет, контроль, анализ и принятие решений.

Для любого предприятия, которое стремится эффективно работать, поддерживать конкурентоспособность, развиваться и руководство которого начинает осознавать недостатки существующей системы управления, контроллинг имеет важное значение.

Контроллинг всегда ориентируется на некоторую специфику предприятия, его структуру, продолжительность и повышенную сложность используемых в системе бизнес-процессов, развитость структуры и эффективность тактического и стратегического управления системой, сильную зависимость от личностных и профессиональных качеств менеджеров [5].

Однако можно выделить характерные признаки, присущие той или иной отрасли хозяйства, на основании которых будет строиться контроллинг на предприятиях с определенной спецификой.

Так, для большинства предприятий обрабатывающей промышленности общими чертами являются высокая степень непрерывности технологического процесса, обусловленная необходимостью быстрой и своевременной переработки сырья и преобладанием в технологии биохимических процессов.

Выделим производственные особенности предприятий обрабатывающей промышленности:

- наличие производственных подразделений, которым выдаются сырье и материалы и от которых приходуется готовая продукция;

- большая номенклатура сырья, в т.ч. импортного;

- сырье и материалы списываются согласно нормам на выпущенную продукцию;

- замкнутый цикл производства с момента поступления в цех сырья до выпуска полуфабрикатов и готовых изделий;

- проводится плановая и фактическая калькуляция себестоимости производства единицы продукции каждого вида, с учетом вспомогательных производств;

- номенклатура изделий отрасли очень велика и разнообразна, а рецептура очень изменчива;

- интенсивное движение реализуемой готовой продукции на складе: ежедневное приходование выпуска продукции и ежедневная отгрузка большому количеству потребителей;

- с многочисленными контрагентами заключено большое количество договоров не только купли-продажи, но часто, и на бартерные поставки;

- договоры купли-продажи характеризуют допустимые сроки изготовления готовой продукции для возможности ее реализации, цену, порядок оплаты, правовые обязательства.

Основные недостатки систем управления предприятий обрабатывающих производств представлены на рисунке 1.

Отсутствие ориентации на конечный результат

Отсутствие четкого + Не точный механизм

управления 1 планирования

подразделениями 1 деятельности

предприятия 1 предприятия

Ч Недостатки

> современных систем Ч

ж' управления

Проблемы на стыках 1 Чрезмерная

между функцинальными | длительность процедур

отделами предприятия * согласования решений

Потери информации и

ее искажение при _передаче_

Рисунок 1 - Недостатки систем управления предприятий обрабатывающих производств

При внедрении контроллинга в обрабатывающие производства, выделяют центры ответственности, разрабатывают оценочные показатели, формируют систему мониторинга, определяют механизм регулирования.

Вся совокупность центров ответственности разбивается на четыре основных типа: центр доходов, центр затрат, центр прибыли, центр инвестиций. Между центрами ответственности, в которых аккумулируется и анализируется информация, связь осуществляется путем создания комплексной системы оценочных показателей.

Взаимосвязь организационной структуры обрабатывающих производств с центрами ответственности представлена на рисунке 2.

По нашему мнению, внедряя контроллинг в обрабатывающие производства, необходимо исходить из его основных функций, которые определяются поставленными перед предприятием целями и включают функции управленческой деятельности, обеспечивающие достижение этих целей: планирование, учет, контроль и регулирование, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

Рисунок 2 - Взаимосвязь организационной структуры предприятий обрабатывающих производств с центрами ответственности

Создать и наладить систему эффективного контроллинга - сложная задача. Исходя из рассмотренных выше особенностей обрабатывающего производства и функций менеджмента предлагаем внедрять контроллинг поэтапно (рисунок 3).

Рисунок 3 - Этапы внедрения контроллинга в обрабатывающие производства

Вопросы организации контроллинга в обрабатывающих производствах, также должны решаться с учетом специфики их деятельности.

Зарубежные и отечественные специалисты выделяют следующие способы организации контроллинга: создание в структуре управления организации службы контроллинга; использование аутсорсинга; косорсинг.

Предприятиям обрабатывающих производств, целесообразно создавать собственную службу контроллинга, т.к. сотрудникам хорошо известна структура и отраслевые особенности предприятия, полученные навыки и опыт остаются внутри предприятия, а руководство пред-

приятия может использовать службу контроллинга как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Цели, задачи и функции службы контроллинга, ее структура зависят от позиционирования данной службы в структуре предприятия и от характера взаимодействия с вышестоящими руководителями и руководителями подразделений этого же уровня. Тем не менее, контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей предприятия.

Преимущества внедрения контроллинга очевидны. Контроллинг позволяет:

- повысить эффективность распределения и использования ресурсов предприятия;

- регулировать объем расходов исходя из планируемого прихода;

- вести учет движения денежных средств в разрезе центров финансовой ответственности;

- оперативно контролировать денежные потоки в расчетном периоде;

- повысить управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней и внешней среде;

- использовать монетарную и немонетарную информацию для управления активами и пассивами;

- анализировать влияние прибыли на финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия;

- принимать оперативные меры по устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности;

- обеспечивать координацию всех служб для достижения целей предприятия.

Подводя итоги, можно отметить, контроллинг сегодня - неотъемлемая часть в управлении предприятиями обрабатывающих производств. Его использование значительно увеличивает прибыль, помогает принять обоснованное управленческое решение и как следствие снизить риск некачественных управленческих решений. Таким образом, внедрение контроллинга, позволяет повысить эффективность всего процесса управления его экономической деятельностью. При сравнительно небольших затратах предприятия получают в свое распоряжение специализированную, системно организованную информацию для управления, направленную на достижение поставленных целей.

Этап

1. Исследование и анализ 2. Разработка 3. Организация

1.1. Сбор и анализ данных о внешней среде 2.1. Разработка модели функционирования контроллинга 3.1. Определение объектов управления

1.2. Исследование уровня развития предприятия 2.2. Разработка архитектуры информационной системы 3.2. Построение бизнес-процесса контроллинга

1.3. Анализ организационной структуры 2.3. Формирование информационных потоков контроллинга 3.3. Определение функций контроллинга

2.4. Стандартизация информационных носителей и каналов 3.4. Распределение функций контроллинга между структурными подразделениями

2.5. Разработка и утверждение структуры службы контроллинга

2.6. Разработка инструментария контроллинга

Список использованных источников

1 Адаменко А.А., Рыбянцева М.С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. - 2012. -№11. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

2 Антонов И.В. Концепция контроллинга и практика применения // МСФО и МСА в кредитной организации. -2008. - №3 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

3 Жилина Н.Н., Загидуллина Т.С. Зарубежные модели контроллинга и возможности их применения в России // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - №36. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

4 Квитченко Н. Использование системы контроллинга для совершенствования процесса учета и анализа на предприятии // Современный бухучет. - 2010. - №4. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

5 Нечухина Н.С., Полозова Н.А. Контроллинг как инструмент эффективного управления в строительных холдингах // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №20. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бессонова Е.А., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: bessonowa_new@mail.ru

Домхокова Т.В., аспирант ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: zazdykina46@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.