Е. Ф. Бердникова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ключевые слова: инновационное развитие, качество инноваций, медицинский кластер, управление.
В статье представлены задачи по обеспечению развития регионального здравоохранения в свете проводимой политики к переходу на инновационное развитие, предложены способы их решения с позиции управления.
Keywords: innovative development, quality in innovation, medical cluster, management.
In the article, the problems in the development of regional public health services are highlighted in relation with the policy directed at transition to innovative development; ways of their decision from a management position are offered.
Сегодня инновации в здравоохранении востребованы как никогда ранее. Особое звучание инновационные подходы к организации помощи приобретают в условиях глобального экономического кризиса. Серьезным стимулом для инноваций является и кадровый кризис.
Одной из главных задач внедрения современных технологий является обобщение и трансляция опыта и уникальных достижений высококлассных специалистов крупных
специализированных учреждений на сотни муниципальных медицинских учреждений с существенным снижением финансовых и ресурсных затрат.
Инновации - это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто и, по возможности, принести плоды в виде более качественной охраны здоровья, профилактики заболеваний.
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.
Таким образом, инновационный процесс или инновационная деятельность является частью научно-технического прогресса и заключается в выходе нового продукта (услуги, технологии) на рынок и освоение рыночной ниши вплоть до окупаемости инвестиций. Инновационная деятельность возникает и на последующих фазах жизненного цикла товара (услуги, технологии) при его частичном совершенствовании на базе
улучшающих инноваций или при создании новой модели.
И это происходит вплоть до степени коммерциализации результатов научной
деятельности. Инновационная деятельность, как правило, более ресурсоемка по сравнению с научнотехнической деятельностью. Ее начало в условиях рынка является своеобразным сепаратором всей совокупности результатов научно-технической деятельности по отбору наиболее коммерчески перспективных, с наименьшим количеством рисков проектов.
Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик, или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг.
В здравоохранении под инновациями следует понимать целенаправленные
преобразования в отрасли, в т. ч. в ее организационной структуре и экономическом механизме, направленные на повышение эффективности использования ресурсов и качества оказания медицинской помощи, а также наибольшее удовлетворение потребности населения в услугах здравоохранения.
С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения:
• Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения;
• Организационные инновации,
реализующие эффективную
реструктуризацию деятельности системы здравоохранения, совершенствование
организации труда персонала и оргструктуры управления.
• Экономические инновации,
обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;
• Информационно-технологические
инновации, направленные на
автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в отрасли;
• Медико-фармацевтические, медикотехнические инновации, являющиеся
разновидностью медицинских
технологических инноваций, однако предполагающих, как императив, использование новых лекарственных
средств (технических систем),
конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности.
К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения следует отнести те, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и
оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг [3] и т.д.
Социальные инновации России в целом направлены на повышение качества жизни населения. При нынешней демографической ситуации роль инноваций в сфере здравоохранения особенно актуальна.
Инновационное развитие здравоохранения -это наиболее оптимальный путь кардинального улучшения здоровья и качества жизни россиян, борьбы с преждевременной смертностью населения и решения демографических проблем страны.
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, ставятся задачи по
превращению России в глобального лидера мировой экономики, выходу на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния.
Как отмечается в Концепции, чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные
информационные системы.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание
условий для её перехода на инновационную модель развития.
Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008-2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2-5,5 процента (с учётом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10- 11 процентов, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).
Опыт реализации приоритетного
национального проекта «Здоровье» позволил выявить основные проблемы текущего периода в области управления развитием регионального здравоохранения:
• отсутствие системы территориального
прогнозирования и планирования развития здравоохранения на основе реальных
потребностей в финансировании и кадровом обеспечении;
• фрагментарный поход к решению насущных проблем;
• отсутствие должного нормативно-правового
и методического обеспечения деятельности, вызывающее трудности с разделением зон ответственности, мониторингом и
контролем;
• недостаточное привлечение научного потенциала отрасли для проектирования и экспертизы деятельности по разработке инноваций в сфере здравоохранения (в первую очередь, организационных), а также в области исследования возможностей использования инновационного потенциала общества для решения задач по сохранению и укреплению здоровья населения;
• недостаточная регламентация деятельности по управлению инновациями;
• несовершенство стандартизации и
рутинизации нормативов и процедур;
• недостаточная проработка системы мониторинга, анализа и предоставления информации о ходе инновационной деятельности на всех этапах;
• недостаточное и несистематичное межведомственное, межотраслевое и международное сотрудничество в области развития здравоохранения.
За последние годы в России немало было сделано для создания инновационной экономики, в т. ч. в сфере здравоохранения. Формируются инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, образована Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики страны, накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в субъектах федерации. Для объединения финансового и научного
потенциала разрозненных предприятий
организованы госкорпорации «Российские технологии» и «Российская корпорация нанотехнологий».
Межведомственной комиссией по научноинновационной политике утверждены Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. План предусматривает формирование инновационно -ориентированных кластеров, т.е. объединение предприятий-поставщиков оборудования,
комплектующих, специализированных
производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных учреждений, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости, в сфере производства и реализации инновационного продукта (товаров, услуг). Кластер позволяет обеспечить работу различных специалистов в одном направлении для решения конкретных задач.
Медицинский кластер представляет собой комплексную структуру, объединяющую территориально сконцентрированные и (или) функционально взаимосвязанные учреждения, сочетающие медицинские, образовательные и исследовательские возможности для производства и продвижения в практическое здравоохранение современных конкурентоспособных видов медицинской помощи (медицинских инноваций) [1].
Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьёзное расширение спектра задач, которые приходится решать региональному уровню власти. Декларированный в Стратегии кластерный подход способен обеспечить перечисленные выше функциональные сегменты, поскольку меняет вектор региональной политики: усилия институтов власти направляются не на поддержку отдельных отраслей и учреждений, а на укрепление и развитие системы взаимоотношений между участниками региональной инновационной системы и позволяет увязать в единую систему различные медицинские и обслуживающие организации через оптимальное и взаимовыгодное решение нормативно-правовых, управленческих, финансовых и технологических вопросов.
Существенным элементом,
обеспечивающим эффективность кластера, является участие в его деятельности не только федеральных и муниципальных учреждений, но и различных бизнес-структур с использованием механизма государственно-частного партнерства, которое является одним из ключевых инструментов формирования кластеров [9]. Использование кластерного подхода позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия предприятий частного сектора экономики и государственных научно-исследовательских
учреждений в инновационном процессе, создает дополнительную мотивацию отечественных и иностранных инвесторов на организацию
конкурентоспособного технологического
производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и
инновационного потенциала.
Однако кластеры, состоящие
исключительно из малых и средних предприятий, в условиях рыночной экономики практически не имеют шансов на эффективное развитие из-за отсутствия доступа к значительным финансовым средствам. Средний бизнес - это компания с оборотом (по закону) 400 млн руб. Поэтому необходимо обеспечить вхождение в состав кластеров крупного бизнеса. Он должен выступать и в качестве инвестора, привлекающего
субподрядчиков в свои программы, и в качестве заказчика на интеллектуальные разработки для малого и среднего предпринимательства, обеспечивая тем самым сетевое взаимодействие с более мелкими компаниями.
Крупный бизнес призван послужить локомотивом, который потянет за собой всю цепочку участников кластера, генерирующих инновационные идеи. Несомненно, что инвестор должен иметь преференции1, стимулирующие инвестиционную привлекательность кластерных проектов, в т.ч. и медицинских.
Формирование кластеров медицинских инноваций в российском здравоохранении должно развиваться с учетом трех принципов:
1) не разрушать сложившуюся в стране систему научного поиска и разработки новых технологий;
2) предусмотреть тесное взаимодействие здравоохранения и медицинской науки;
3) обеспечить оптимальные условия создания медицинских кластеров с учетом направлений их деятельности.
Одно из важнейших направлений кластерной стратегии - продвижение инноваций на рынке путем их коммерциализации, т.е. тиражирование и продажа нового продукта или услуги, в которых воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Цель этой стратегии - модернизация потенциала здравоохранения посредством разработки, внедрения и реализации медицинских инноваций.
Результатом реализации кластерного подхода должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего бизнеса, что поможет значительно усилить инновационную
составляющую их деятельности в продвижении наиболее эффективных медицинских технологий.
В настоящий момент в России есть компоненты, необходимые для развития
инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки и изобретатели.
Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и
лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении [6].
Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий,
обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.
В октябре 2008 года при Правительстве Российской Федерации создан Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности [5]. В компетенцию Совета, в том числе входит: подготовка предложений о привлечении инвестиций в развитие фармацевтической и медицинской промышленности, повышении
конкурентоспособности продукции, развитии научно-технического и инновационного потенциала фармацевтической и медицинской
промышленности. Разработка мер, направленных на ускорение модернизации фармацевтической и медицинской промышленности и технологическое развитие в целях повышения
конкурентоспособности продукции и повышения производительности труда.
В настоящее время разрабатывается Концепция развития системы здравоохранения России до 2020 г.[4]. Проект Концепции представляет собой документ, содержащий анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также цели, задачи и основные
направления его развития на долгосрочную перспективу. Концепция содержит специальный раздел, посвящённый инновационному развитию здравоохранения.
Совершенствование медицинской помощи населению возможно лишь при условии инновационного развития здравоохранения на
основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебнодиагностических технологий в медицинскую практику. Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий,
обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.
Инновационная модель развития
здравоохранения должна предусматривать тесное взаимодействие системы здравоохранения и
медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.
Как показывает опыт, инновационные мероприятия регионального уровня должны быть направлены на конкретный спектр важнейших
нозологических приоритетов и предусматривать: организацию целевых научных исследований для разработки требуемых региону инноваций, прежде всего, технологических и организационных (медикотехнические инновации, скорее всего, являются прерогативой федерального центра); выдачу госзаказов (регионального уровня) для создания в регионе или для региона необходимых медикофармацевтических инноваций; финансовую и консалтинговую поддержку создания малых инновационных форм, использования медицинских кластеров, реализующих важнейшие для региона инновации; обучение кадров для работы по-новому, обмен опытом внедрения и т.д. [7, 8].
Управление развитием включает в себя такие основные позиции, как администрирование -совокупность элементов, процессов, отношений, складывающихся под влиянием административного механизма (деятельности государственных органов управления различных уровней), определяющих условия, способы, организацию деятельности объектов администрирования и самоорганизацию в системе здравоохранения - совокупность процессов, элементов, формальных и неформальных структур управления, реализующих организацию
управляемого взаимодействия внешней среды и здравоохранения, а также внутрисистемные взаимодействия, обеспечивающие организационное развитие, адаптацию отрасли к изменяющейся действительности [8].
Особую значимость для территорий приобретает отработка эффективной системы внедрения новшеств. Здесь можно выделить три актуальных направления действий.
Первое. Определение стратегических
проблем регионального здравоохранения, решение которых предполагает новые подходы. При этом учитываются уровень и динамика здоровья населения, состояние ресурсной базы и организации здравоохранения, требования национальной
политики развития отрасли, проводятся
специальные исследования с использованием
современных методов экспертизы и прогнозирования.
Второе. Организация внедрения (поиск и отбор адекватных технологий, правовая
регламентация внедрения, обучение персонала новшеству, разработка и использование
организационно-экономических механизмов,
социально-психологическая адаптация новшества). Решения по проблемам и развитию регионального здравоохранения, а также их организационному обеспечению должны приниматься на экспертных советах, состав которых - утверждаться в зависимости от уровня, особенностей и назначения реализуемых проектов, программ и отдельных предложений и может включать главных специалистов-экспертов, представителей различных фондов, некоммерческих и коммерческих организаций, а также региональных отделений федеральных исполнительных органов,
приглашенных экспертов, внешних консультантов и
др. Поиск и отбор технологий осуществляются экспертным путем с учетом медицинской, социальной и экономической значимости нововведения, реально существующих условий для реализации, возможностей масштабного использования и полноценного ресурсного обеспечения. Правовая регламентация
предусматривает определение круга участников инновационного процесса, распределение функций, прав и обязанностей между ними, в случае необходимости осуществляется пересмотр штатного расписания и норм рабочего времени, порядок оплаты труда, введения новых форм договорных отношений, а также формирование программ обучения специалистов новым технологиям. Разрабатываются: система контроля хода внедрения, показатели анализа качества и оценки эффективности внедрения, формы мотивации участников, определяются права и ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения по распоряжению целевым ресурсным обеспечением, а также средствами, сэкономленными в результате введения новшества. Регламентация инновационной деятельности осуществляется с помощью нормативнораспорядительной документации всех участвующих уровней и звеньев управления. Организационноэкономические механизмы внедрения
предусматривают разработку и введение материальных и моральных стимулов, распространяющихся на коллективы учреждений и отдельных участников. Социально-психологическая адаптация коллектива к работе в новых условиях осуществляется на основе использования навыков групповой работы, позволяющей снижать (устранять) настороженное или негативное отношение коллектива к новшеству путем разъяснения его преимуществ и новых
возможностей улучшения работы. В качестве инструмента для оценки и коррекции инновационной восприимчивости коллектива могут использоваться результаты социологических исследований.
Третье. Учет внедрения (контроль за ходом внедрения, оценка эффективности внедрения)
осуществляется путем мониторинга реализации нововведения с помощью традиционной системы учета и отчетности, а также (при необходимости) специально разработанных систем контроля. В системе мониторинга учитываются: содержание
мероприятий, перечень показателей, способы и периодичность получения информации. Оценка эффективности внедрения осуществляется как экспертным путем, так и на основе сопоставления объективных измерителей результатов и затрат.
По мере развития региональных инновационных систем, функция управления инновационным развитием постепенно
децентрализуется на уровень муниципалитетов и учреждений здравоохранения, а также
межотраслевых сетевых структур, объединяющих территориальные организации (включая бизнес),
заинтересованные в поступательном развитии системы медицинского обеспечения. Подобные кластеры должны стать эпицентром обеспечения потребности в новых медицинских технологиях, инкубатором разработки и внедрения новых технологий, источником инвестирования и развития мелких, средних и крупных инноваций [1]. Прежние представления об управлении, основанные на жесткой иерархии, централизации полномочий, линейно-функциональных структурах управления, в данном случае должны уступить место современным, демократичным и гибким подходам, опирающимся на адаптивные программные и матричные структуры управления [2].
Инновационная компонента должна стать обязательной составной частью лечебнопрофилактической работы каждого врача и организаторской деятельности руководителя, преодолевая традиционный консерватизм в отрасли. Ждать методические указания, спускаемые сверху, неконструктивно. Профессионализм работников должен заменить косность детализированных инструкций по методам ведения лечебнодиагностического процесса. В каждом учреждении должны осуществляться мероприятия по активизации процесса внесения новшеств, по их более широкому распространению, в том числе на условиях материальной заинтересованности. Реализация инновационного сценария развития здравоохранения позволит приблизить
качественный уровень медицинской помощи к общемировым стандартам, переориентировать систему управления на достижение общественно значимых результатов деятельности, ввести рыночные механизмы в степени, необходимой для эффективной работы и обеспечения интенсивного развития отрасли, стимулировать развитие науки и производства, ориентированных на медицину, развивать оптимальные финансово-экономические и организационно-управленческие технологии,
максимально способствующие поступательному развитию отрасли [8].
В погоне за технологическими инновациями многие клиники (и частного, и общественного сектора) забывают об инновациях в других направлениях. К примеру, практически нигде не используется лечение с использованием оборудования в домашних условиях из-за его дороговизны и недостаточного для вывоза за пределы клиники количества. Довольно часто возникают ситуации, когда дорогостоящее оборудование закупается ради престижа, тогда как эти средства можно было бы потратить на менее дорогое, но не менее эффективное оборудование, пригодное для лечения пациентов в домашних условиях.
В последние годы инновации в большей степени сосредотачивались в частном, либо в промышленном секторе. Тем временем общественный сектор (здравоохранение, транспорт, образование) остро требует введения инноваций. Учреждения общественного сектора считаются
консервативными, бюрократическими и медленно развивающимися. То, что общественный сектор не является предпринимательским и не вводит инноваций, является практически аксиомой[3].
Инновации в общественном секторе услуг сильно отличаются от инноваций в частном секторе, в виду того, что изначально эти два сектора имеют разные первичные цели. В частном секторе основной целью является возможность получения финансовой прибыли, благодаря введению инноваций. В общественном секторе основной целью является улучшение благосостояния общества, не без понимания важности финансовой составляющей. При более внимательном рассмотрении двух секторов — частного и общественного — можно сделать вывод о том, что этим двум секторам в действительности очень выгодно работать в паре. Например, в сфере здравоохранения дорогостоящие проекты, такие как биотехнологии или крупные медицинские разработки, в принципе невозможны без государственной поддержки.
Для обеспечения перехода здравоохранения на инновационный путь развития необходимо:
• повысить уровень оснащения
учреждений здравоохранения
медицинским оборудованием, уровень подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;
• создать условия для эффективного
внедрения в медицинскую практику результатов научно-технической
деятельности;
• обеспечить переход практического
здравоохранения на стандарты оказания медицинской помощи населению, на новые формы организации и финансирования деятельности
медицинских организаций.
Инновационное развитие потребует
привлечения значительного количества бюджетных средств, вместе с тем, внедрение результатов научных исследований в практическое здравоохранение даст сильный импульс для повышения качества медицинской помощи.
Литература
1. Беляков В.К., Пивень Д.В., Антонов Д.П. О проблемах инновационной политики в отечественном здравоохранении и необходимости создания кластеров медицинских инноваций. //Менеджер здравоохранения. - 2008. - №1. - С. 4-11.
2. Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2006. - С. 720.
3. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / Под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2004.
4. Справочно-правовая система ГАРАНТ
http://www.garant.ru
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 г. № 785 «О Совете по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации». Состав Совета утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 г. № 411-р (ред. от 22.12.2009 г.).
6. Савельева Ж.В. Управление сферой здравоохранения в регионе с доминированием экономики НГХ: политический контекст социальных проблем здоровья в РТ. - Вестник КГТУ 2011. - №3. - С.233.
7. Сибурина Т.А. Теоретическое обоснование и разработка механизмов стратегического управления региональным здравоохранением (организационнометодические аспекты). Автореферат дисс. на соискание уч. степени д.м.н. М.: - 2003. - С. 58.
8. Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно-стратегической модели развития// Менеджмент и бизнес-администрирование. -2007. - №2. - С.
9. Шинкевич А.И., Малышева Т.В., Зарайченко И.А.. Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров. - Вестник КГТУ 2011. - №22.
© Е. Ф. Бердникова - асс. каф. экономики КНИТУ, [email protected].